Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:13, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы является формирование необходимых знаний и практических навыков анализа финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью при выполнении курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Умело использовать существующие методы технико-экономического, финансового и маркетингового анализа;
Грамотно предлагать необходимые рекомендации, выполнять различные расчеты и логично излагать свои мысли;
Введение 3
1 Характеристика объекта исследования 4
2 Анализ хозяйственной деятельности 5
2.1 Анализ уровня и динамики абсолютных показателей 5
2.2 Анализ уровня и динамики относительных показателей 9
2.3 Анализ видов деятельности 14
3 Анализ финансовых результатов деятельности 19
3.1 Характеристика имущества предприятия и источников его формирования 19
3.2 Анализ ликвидности баланса 23
3.3 Анализ платежеспособности предприятия 25
3.4 Анализ финансовой устойчивости 32
3.5 Анализ деловой активности 38
3.6 Анализ прибыли и рентабельности 43
3.7 Общая оценка прочности финансового положения предприятия 50
3.8 Анализ банкротства 52
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Динамика конечного результата деятельности выражается в таком показателе как чистая прибыль. В последнем периоде происходит её максимальное увеличение на 524%, до этого чистая прибыль во втором периоде уменьшилась на 18% от начального уровня, а в третьем увеличивалась на 376% от начального уровня.
Обобщающими показателями эффективности деятельности предприятия являются показатели рентабельности:
а) рентабельность активов, характеризующая величину прибыли, приносящую активами:
Если чистая прибыль отрицательна, можно проанализировать прибыль от продажи или прибыль от обычной деятельности. Если же и данные виды прибыли отрицательны, то расчет рентабельности лишен смысла;
б) рентабельность собственного капитала, характеризующая величину прибыли, приходящейся на один рубль собственного капитала:
в) рентабельность реализации (продаж), показывающая величину прибыли от продажи, приходящейся на один рубль выручки от реализации:
где П – прибыль от реализации;
г) рентабельность текущих затрат, характеризующая величину прибыли, приходящейся на один рубль затрат на производство и реализацию продукции:
где С – себестоимость проданных товаров.
Расчеты рентабельности сведены в таблицу 14.
Таблица 14 – Анализ показателей рентабельности
Показатель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Рентабельность активов ( |
0,0023 |
0,0021 |
0,0105 |
0,0176 |
2. Рентабельность собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности) |
0,02180 |
0,01807 |
0,09602 |
0,12211 |
3. Рентабельность реализации (коэффициент коммерческой рентабельности) |
0,037 |
0,047 |
0,041 |
0,051 |
4. Рентабельность текущих затрат |
0,03827 |
0,04901 |
0,04238 |
0,05375 |
5. Рентабельность |
0,022 |
0,018 |
0,096 |
0,122 |
Рассматривая рентабельность активов, можно сказать о том, что она характеризуют величину прибыли, приносящую активами, т.е. на 1 рубль активов предприятие получает прибыль в размере 0,2 %, что касается первого и второго периода. В третьем периоде на 1 рубль активов предприятие получает прибыль в размере 1,0%, а в четвертом 1,7%
Рентабельность собственного капитала характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль собственного капитала. Это означает, что на 1 рубль собственного капитала предприятие получает прибыль в размере 2,1% в первом периоде. В 2-ом периоде на 1 рубль собственного капитала предприятие получает прибыль в размере 1,8%, а в 3-ом соответсвенно-9,6% и в четвертом периоде 12,2%.
Рентабельность реализации в первом периоде показывает величину прибыли равную 3,7%, приходящуюся на 1 рубль выручки от реализации. Во втором периоде величина прибыли составляет 4 ,7% руб. на 1 рубль выручки. В третьем периоде - 4,1% и в 4-ом она составляет 5,1%.
Рентабельность текущих затрат в первом периоде показывает величину прибыли равную 3,8%, приходящуюся на 1 рубль затрат производство и реализацию продукции. Соответственно во 2-ом периоде прибыль составляет 4,9%, в 3-ем 4,2% и в 4-ом – 5,3%, на 1 рубль затрат на производство и реализацию продукции.
Рентабельность
Динамика рентабельности предприятия представлена на рисунках 13-14.
Рисунок 13 – Анализ рентабельности предприятия
Рисунок 14 – Рентабельность инвестированного (используемого) капитала
При анализе рентабельности
необходимо провести факторный анализ,
т.е. оценить влияние различных
групп факторов на ее изменение. Для
этого можно использовать модель
Дюпона. Так, на рентабельность активов
оказывают влияние
; (53)
(54)
Факторный анализ рентабельности предполагает количественную оценку влияния названных факторов на рентабельность активов и собственного капитала.
Модель Дюпона позволяет выяснить, что повлияло на рентабельность активов: снижение или ускорение оборачиваемости используемых активов; рост или снижение рентабельности продаж; оба фактора вместе. Рентабельность продаж зависит от ценового фактора и уровня затрат, поэтому можно проанализировать, за счет чего – цен или затрат – происходило изменение рентабельности активов.
Регулировать рентабельность активов можно, используя как рентабельность продаж, так и оборачиваемость активов. Так, при низкой скорости оборота активов увеличить их рентабельность можно за счет роста цен либо снижения себестоимости продукции. При низкой рентабельности продаж следует увеличивать скорость оборота капитала предприятия.
Данные для факторного анализа представлены в таблице 15.
Таблица 15 – Факторный анализ рентабельности собственного капитала
1. Рентабельность продаж |
0,0024 |
0,0022 |
0,0104 |
0,0115 |
2. Оборачиваемость активов |
0,9809 |
0,9825 |
1,0102 |
1,5325 |
3. Мультипликатор собственного капитала |
9,3702 |
8,4334 |
9,1211 |
6,9475 |
Рентабельность собственного капитала (=1*2*3) |
0,0218 |
0,0181 |
0,0960 |
0,1221 |
Изменение ретабельности собственного капитала |
- |
0,00 |
0,08 |
0,03 |
Влияние рентабельности продаж |
- |
0,00 |
0,07 |
0,01 |
Влияние оборачиваемости активов |
- |
0,00 |
0,00 |
0,05 |
Влияние мультипликатора собственного капитала |
- |
0,00 |
0,01 |
-0,04 |
Влияние различных факторов на изменение рентабельности собственного капитала в таблице 15 определено методом цепных подстановок. В качестве результата (y) выступает рентабельность собственного капитала, в качестве факторов: рентабельность продаж (a), оборачиваемость активов (b), мультипликатор собственного капитала (c). Таким образом, факторная модель: y = a*b*c.
Таким образом, наибольшее влияние на рентабельность собственного капитала оказывает рентабельность продаж, наименьшее – мультипликатор собственного капитала. Для повышения рентабельности необходимо увеличение рентабельности продаж.
Общая оценка прочности финансового
положения предприятия
Если величина запасов меньше финансовых источников их формирования (ФИ>З), то запас прочности имеется; если запасы равны финансовым источникам (ФИ=З) – прочности нет; если запасы больше финансовых источников их формирования (ФИ<З) – финансовой состояние неудовлетворительное.
При оценке финансового состояния предприятия используются следующие характеристики:
а) абсолютная устойчивость
предприятия. Имеет место в случае,
если запасы меньше собственных оборотных
средств и краткосрочных
, (56)
где СОС – собственные оборотные средства;
ККиЗ – краткосрочные кредиты и займы;
б) нормальная устойчивость предприятия, если запасы равны сумме собственных оборотных средств и краткосрочных кредитов и займов:
. (57)
в) минимальная устойчивость предприятия наблюдается, если запасы равны собственным оборотным средствам, краткосрочным кредитам и займам, а также источникам, ослабляющим финансовую напряженность, к которым относятся:
1) доходы предстоящих периодов;
2) резервы предстоящих периодов;
3) превышение кредиторской задолженности над дебиторской:
где ДПП, РПП – доходы и расходы предстоящих периодов;
КЗ, ДЗ – кредиторская и дебиторская задолженности.
г) предкризисное состояние предприятия, имеет место, если запасы больше суммы собственных оборотных средств, краткосрочных кредитов и займов и источников, ослабляющих финансовую напряженность:
. (59)
В зависимости от масштаба кризиса (легкий, глубокий, катастрофическое состояние) разрабатываются пути выхода из него.
При легком кризисе проводят меры по нормализации текущей деятельности предприятия. При глубоком кризисе включают механизм полного использования внутренних резервов финансовой стабилизации. При катастрофическом положении прибегают к санации, реорганизации или к ликвидации предприятия.
Результаты анализа
Таблица 16 – Общая оценка
прочности финансового
Показатели |
Периоды | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Финансовые источники |
79797536 |
62839831 |
81061880 |
52385605 |
Запасы |
57616787 |
43114912 |
53163933 |
34239320 |
Ваше положение |
Запас прочности имеется |
Запас прочности имеется |
Запас прочности имеется |
Запас прочности имеется |
Таблица 17 – Характеристика
финансового состояния
Показатели |
Периоды | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Запасы |
57616787 |
43114912 |
53163933 |
34239320 |
Финансовые составляющие |
22668051 |
18881772 |
26261013 |
21584453 |
Превышение кредиторской задолженности на дебиторской |
50550056 |
33760750 |
37690040 |
22452107 |
Ваше положение |
Минимальная устойчивость |
Минимальная устойчивость |
Минимальная устойчивость |
Минимальная устойчивость |
Данные таблицы 16 показывают, что запас прочности имеется во всех исследуемых периодах, так как величина запасов меньше финансовых источников их формирования.
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия