Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:05, дипломная работа
Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ УЧЕТА И АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………………
7
1.1.Экономическая сущность прибыли, особенности формирования в современных услови-ях………………………………………………………….
7
1.2.Понятие рентабельности, анализ уровня и динамики рентабельности организа-ции……...................................................................................................
14
1.3.Бухгалтерский учет финансовых результатов в международной практи-ке………………………………………………………………………………….
25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИС-ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НАЛЬЧИКСКИЙ КОНСЕРВ-НЫЙ ЗАВОД»………………………………..………………………………
29
2.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Нальчикский консервный завод»…………………………………………………..
29
2.2.Анализ прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности ООО «Нальчикский консервный завод»……………………………………………..
30
2.3.Факторный анализ прибыли на предприятии…………………………….. 33
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………..……
36
3.1.Планирование прибыли ООО «Нальчикский консервный завод» различными методами и определение оптимальной величины……………
36
3.2.Снижение непроизводственных расходов и потерь ООО «Нальчикский консервный завод»…………………………….…………………………
41
3.3.Совершенствование управления прибылью и пути максимизации прибыли в ООО «Нальчикский консервный завод»...…………...……………..
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 56
Факторы |
2009 г. по сравнению с 2008 г. | |
изменение суммы прибыли по фактору |
изменение уровня рентабельности, % по фактору | |
Изменение объема товарооборота, тыс.руб |
24.9 |
4,26 |
Изменение объема валового дохода, тыс.руб |
1822.5 |
4,39 |
Изменение объема издержек обращения, |
+ 1635 |
-4,35 |
Баланс факторов, тыс.руб. |
+ 3482 |
3,96 |
Таким образом, на рентабельность положительное влияние оказал рост товарооборота и валового дохода, отрицательное влияние оказали издержки обращения и сальдо внереализационных доходов и расходов.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБИЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЙ.
3.1. Планирование прибыли ООО «Нальчикский консервный завод» различными методами и определение оптимальной величины.
Практика показывает, что торговля того или иного товара становится прибыльным, если предприятие функционирует на уровне, близком к уровню проектной мощности. При этом некоторые проекты приносят убытки в течение короткого периода в начале их осуществления, другие продолжают работать с убытками достаточно долго.
Причин для плохих результатов может быть много: дефекты проекта, дефицит основных и оборотных средств, низкое качество сырья или готовой продукции, неэффективность производства, недостаточный объем рынка, ценовая политика фирмы и т.д.
Точка, в которой общие доходы равны общим издержкам, называется точкой безубыточности. Анализ ситуации безубыточности, выявление объема продаж, при котором доходы начнут покрывать издержки, является неотъемлемой частью финансового планирования.
Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие было в состоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы предприятие не имело убытков. При анализе ситуации безубыточности издержки обычно подразделяются на переменные и фиксированные (условно-постоянные). Как известно, к переменным относятся издержки, прямо зависящие от объемов производства - сырье и материалы, заработная плата рабочим и т. д.; к условно-постоянным - амортизация, расходы по аренде и лизингу, процентные платежи по кредитам, оплата труда менеджеров и служащих.
График позволяет ответить на вопрос, при каком объеме продаж предприятие получает прибыль, при каком - нет, где будет находиться точка критического уровня продаж. Чаще всего она находится на уровне около 50% производственной мощности предприятия. Если реализация составляет более 75% возможного объема продаж, то означает, что предприятие получает около половины максимальной прибыли.
Однако следует всегда учитывать, что рост объема реализации влечет за собой увеличение отдельных видов затрат, относимых к постоянным расходам.
Поэтому, при принятии решений об увеличении объема товарооборота необходимо рассчитывать, какая сумма постоянных расходов будет сопровождать этот рост. При этом, естественно, оптимальным принимается тот вариант, который позволяет снизить долю постоянных расходов (при рациональных переменных).
Плановая прибыль не может быть меньше фактической, т.е. нижний предел плановой прибыли ограничивается минимальным ее размером, а верхний ограничения не имеет, он всегда должен стремиться к максимуму.
В процессе планирования прибыли должны проводиться прогнозные расчеты ее величины.
В нашем случае прибыль в 2009 году составила 352 тыс.руб. (таблица 1.). Прибыль в течении 2009 года, если сравнивать январь и декабрь, увеличилась в 6 раз, по сравнению с 2008 годом более, чем в два раза. На 2011 год запланировано увеличение в 1,5 раза, поэтому запланированный уровень прибыли 50000 тыс.руб. Разница составляет 14750 тыс.руб., или почти 1,5 раза, поэтому для обеспечения прироста прибыли необходимо увеличить розничный товарооборот и соответственно валовый доход примерно в 1,5 раза, то есть розничный товарооборот должен составить 1675 тыс.руб.( увеличится на 558 тыс.руб.), а валовый доход должен составить 475 тыс.руб ( увеличится на 158 тыс.руб.)
Планирование товарооборота предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято
называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.
Таким образом, в процессе
осуществления хозяйственной
1. постоянные затраты,
сумма которых остается
2. переменные расходы,
т.е. затраты, связанные с
Однако темп изменения совокупных затрат в связи с включением в них не только переменных, но и постоянных расходов будет отклоняться от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию только безубыточную работу.
Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму проданных или запланированных к продаже товаров в розничных ценах. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот предприятия но покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения предприятием прибыли. Таким образом, имеем:
Тр.ц. = Нп.ц. + ТН
где Тр.ц. — объем товарооборота по розничным ценам, руб.;
Тп.ц. — объем товарооборота по покупным ценам, руб.;
ТН — сумма торговых надбавок, руб.
В свою очередь:
ТН = ИО + П
где П — сумма прибыли, руб.;
ИО — сумма издержек обращения, руб.
ИО = ИОпер + И0пост
где ИОпер — сумма переменных издержек обращения, руб.;
ИОпост— сумма постоянных издержек обращения, руб,
Тогда:
Тр.ц. = Тп.ц. + ИО пер + ИОпост + П
Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:
Ткр = Тп.ц. + ИОпер + ИОпост
где Ткр — критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.
Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:
Ткр = Зпер + ИОпост
где, Зпер — переменные затраты.
Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:
Ткр/Ткр = Зпер/Ткр + ИОпост/Ткр
где, Зпер/Ткр = Д – доля переменных затрат в розничном товарообороте,
или
1 = Д + ИОпост/Ткр
отсюда:
Ткр = ИОпост/(1 – Д)
В нашем случае постоянные расходы составляют – 1690 тыс.руб, доля переменных затрат составят 40% .
Таким образом, точка безубыточности валового дохода равна:
Ткр = 1690/(1-0,4) = 2816,7 тыс.руб.
У нас же валовый доход 3170 тыс.руб.
Таким образом, ООО «Нальчикский консервный завод» имеет достаточно хороший финансовый запас, однако не стоит останавливаться на достигнутом, а постоянно планировать свою деятельность и наращивать объемы продаж, увеличивая тем самым получаемую прибыль.
Теперь спрогнозируем прибыль:
- прямым методом:
П = ВД – ИО – Н
где П – прибыль от реализации,
ВД – валовый доход,
ИО – издержки обращения,
Н – налоги из выручки.
П = 47557 – 42557 = 5000 тыс.руб.
- нормативным методом:
Пп = (Тп * Pи) / 100
где П – нормативная прибыль от реализации,
Тп – плановый товарооборот,
Ри – нормативная рентабельность.
Пп = 167580*2,98/100 = 5000 тыс.руб.
Таким образом, прогнозирование и планирование прибыли и рентабельности на предприятии является эффективным инструментом оперативного контроля за динамикой финансовых результатов.
3.2 Снижение непроизводственных расходов и потерь на ООО «Нальчикский консервный завод».
В современных условиях рынка устойчивая деятельность предприятия зависит от внутренних возможностей данного предприятия эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.
Как свидетельствуют данные за последнее десятилетие, одним из важнейших резервов себестоимости продукции и получения прибыли является снижение непроизводственных расходов и потерь. Непроизводственные расходы и потери ведут к понижению эффективности общественного производства.
Состав непроизводственных
расходов и потерь весьма разнообразен.
Их характер и отношение к
1.Так по характеру
потерь ресурсов непроизводстве
2.По видам непроизводственных
расходов и потерь
3.В зависимости от
принадлежности к процессу
4.По источникам возмещения
непроизводственные расходы и
потери подразделяются на
Важное значение имеет оценка потерь от брака. В настоящее время потери от брака в отчетности не отображаются. Анализ потерь от брака начинается с определения их удельного веса в себестоимости продукции. В 2002 году удельный вес потерь от брака в себестоимости не изменился по сравнению с прошлым годом и составил 0.1%. основная причина брака – это недобросовестное отношение рабочих и исполнителей к своим обязанностям, несоблюдение технологии, несоответствие применяемого материала, некачественное выполнение работы, неритмичность производства.
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия