Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ УЧЕТА И АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………………

7
1.1.Экономическая сущность прибыли, особенности формирования в современных услови-ях………………………………………………………….
7
1.2.Понятие рентабельности, анализ уровня и динамики рентабельности организа-ции……...................................................................................................
14
1.3.Бухгалтерский учет финансовых результатов в международной практи-ке………………………………………………………………………………….
25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИС-ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НАЛЬЧИКСКИЙ КОНСЕРВ-НЫЙ ЗАВОД»………………………………..………………………………

29
2.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Нальчикский консервный завод»…………………………………………………..
29
2.2.Анализ прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности ООО «Нальчикский консервный завод»……………………………………………..
30
2.3.Факторный анализ прибыли на предприятии…………………………….. 33
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………..……
36
3.1.Планирование прибыли ООО «Нальчикский консервный завод» различными методами и определение оптимальной величины……………
36
3.2.Снижение непроизводственных расходов и потерь ООО «Нальчикский консервный завод»…………………………….…………………………
41
3.3.Совершенствование управления прибылью и пути максимизации прибыли в ООО «Нальчикский консервный завод»...…………...……………..
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

Очень часто при определении  суммы прибыли вместо маржинального  дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду). Поскольку

,

то

.

Данная формула успешно  применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции [20].

При анализе прибыли  от реализации одного вида продукции  можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции:

где В - переменные затраты за единицу продукции.

Последняя формула позволяет  определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Методика анализа прибыли  несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

В зарубежных странах  для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при  многономенклатурном производстве используется модель .

Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

     ;    .

После этого факторная  модель прибыли от реализации продукции  будет иметь вид

.

Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

Методика анализа  рентабельности  по системе «директ-кост» будет осуществляться  с использованием следующей факторной модели

.

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию  используем следующую факторную  модель:

.

Последовательно заменяя  плановый (базисный) уровень каждого  факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).

Аналогичным образом  производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

.

Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:

где Пб – балансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.

Аналогичным образом  производится анализ рентабельности и  в том случае, если коэффициент оборачиваемости капитала рассчитан не по дебетовому, а по кредитовому обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид

Преимущество рассмотренной  методики анализа показателей прибыли  рентабельности состоит в том, что  при ее использовании учитывается  взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные [33].

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЙ.

2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности

 ООО «Нальчикский  консервный завод».

Общество с ограниченной ответственностью «Нальчикский консервный завод» создано и действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и является юридическим лицом.

Учредителем общества является Елеев Заур-Бек Амирбекович.

Место нахождения общества: КБР, г. Нальчик, ул. Студенческая, 48

Целями деятельности Общества являются расширение рынка  товаров и услуг, извлечение прибыли, а также:

- содействие наиболее  полному удовлетворению потребностей  народного хозяйства и населения  в плодоовощных консервах.

ООО «Нальчикский консервный завод» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Предметом деятельности общества являются:

Производство и реализация по самостоятельно установленным ценам  плодоовощных консервов.

Общество осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещенных законодательством операций, в том числе путем:

- проведения работ  и оказания услуг по заказам  юридических лиц и граждан, как в России, так и за рубежом, на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон;

- поставок продукции, выполнения  работ, оказания услуг в кредит, оказания финансовой или иной помощи на условиях, определенных договоренностью сторон;

- участия в деятельности других  юридических лиц путем приобретения их акций, внесения паевых взносов;

- образования новых юридических  лиц совместно с иностранными  и российскими юридическими лицами и гражданами, в соответствии с действующим законодательством;

- осуществления совместной деятельности  с другими юридическими лицами для достижения общих целей.

2.2. Анализ рентабельности хозяйственной деятельности

 ООО «Нальчикский  консервный завод».

Высокая доля предприятия  на рынке позволяет увеличивать  объем реализации, а это в свою очередь обеспечивает и получение прибыли. Чем выше доля рынка, занимаемая предприятием, тем выше норма прибыли, получаемая предприятием, а также его конкурентоспособность.

Основными направления  разработки экономической политики ООО «Нальчикский консервный завод» являются:

  • анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия,    выявление ее сильных и слабых сторон;
  • оценка внешних факторов и степень их влияния на работу предприятия;
  • формирование целей и задач деятельности;

определение альтернативных путей развития, как на текущий период, так и на перспективу

 

Таблица1.-Динамика прибыли и прибылеобразующих факторов

 ООО «Нальчикский  консервный завод», тыс.руб.

 

Показатели

Прошлый год

(2008 г.)

Отчетный год

(2009 г.)

Отклонения

+  ( - )

Темп роста в %

Розничный товарооборот, тыс. руб.

4600

5207

+ 607

113.2

Валовой доход, тыс.руб.

1190

3170

+ 1980

266.4

Валовой доход в % к  товарообороту

25.9

60.9

+ 35.0

235.1

Издержки обращения, тыс.руб.

1045

2818

+ 1773

269.6

Издержки обращения  в % к товарообороту

22.7

54.1

+31.4

238.3

Прибыль от реализации товаров, тыс.руб.

145

352

+ 2244

242.7

Прибыль в % к товарообороту

3.2

6.8

+ 3.6

212.5

Внереализационный доход за вычетом внереализационных расходов, тыс.руб.

45

90

+ 45

200

Прибыль отчетного года, тыс.руб.

190

442

+ 252

232.6

Прибыль отчетного года в % к товарообороту

4.1

8.5

+ 4.4

207.3


 

При этом прибыль отчетного  периода выросла только на 252 тыс.руб. или на 232,6% вследствие чего произошло  снижение рентабельности продаж, исчисленной на основании прибыли отчетного года на 4.4% с 4,1% в 2008 году до 8,5 в 2009 году.

Проанализировав изменения  прибыли от реализации товаров и  общей прибыли предприятия в 2009 г. можно сделать вывод, что общая прибыль отчетного года имеет прямую зависимость с прибылью от реализации товаров.

Однако следует отметить, что параллельно выросли и  издержки обращения как в суммарном (1773 тыс.руб), так и в процентном отношении (31,4%). Но к сожалению, при увеличении прибыли в суммарном выражении (252 тыс.руб), следует отметить её снижение в % к товарообороту (4,4%), так в 2009 году прибыль составила (442 тыс.руб), это всего лишь 8,5% от суммы розничного товарооборота. Так, согласно рисунку 2 в конце 2009 года возрос спрос на большинство товаров, предлагаемых ООО «Нальчикский консервный завод», что положительно сказалось на росте общей прибыли предприятия. На основании данных таблицы 2 составим графики изменения в 2009 году валового дохода, издержек обращения и внереализационного дохода.

Рисунок.2 -Динамика валового дохода ООО «Нальчикский консервный завод», в 2009 г.

Рисунок 3.- Динамика издержек обращения ООО «Нальчикский консервный завод», в 2009 г.

Рисунок 4 - Динамика внереализационного дохода ООО «Нальчикский консервный завод», в 2009 г.

Из приведенных выше рисунков видно, что резкий рост товарооборота  в 2008г. привел к значительному росту валового дохода. Однако следует отметить, что зачастую рост валового дохода был связан с ростом цен на товары, в то время как рост издержек обращения был связан с ростом заработной платы работников, ростом цен на энергоресурсы и влиянием других факторов. Что же касается внереализационного дохода, то на протяжении всего 2009 года наблюдался его рост, однако в конце года он резко упал, что связано со снижением доходов полученных от реализации неиспользуемого имущества, что связано с практически полным отсутствием неиспользуемого имущества, а также со снижением доходов от сдачи в аренду подсобных помещений, что связано с их ремонтом.

2.3. Факторный анализ прибыли ООО «Нальчикский

консервный  завод».

Размер прибыли, в свою очередь, зависит от ряда факторов (изменения  объема товарооборота, уровня валовых  доходов, среднего уровня издержек и  т.д.), влияние которых можно измерить при помощи способа долевого участия.

Для анализа влияния  факторов на изменение суммы  общей  прибыли составим таблицу 3. Согласно таблице 3 рост прибыли был обеспечен за счет увеличения товарооборота на 27130 тыс. руб.,  от увеличения уровня валового дохода на 27930 тыс. руб. В тоже время на снижение прибыли оказал влияние рост уровня издержек, который снизил прибыль на 2120 тыс. руб., а  также уменьшение сальдо внереализационных доходов и расходов, которое привело к снижению прибыли на 27720 тыс. руб. Баланс факторов соответствует суммарному объему прироста прибыли, что подтверждает правильность аналитических расчетов.

Таблица 3. - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли, тыс.руб.

Факторы

Расчетная

формула

Сумма влияния +(-)

Изменение объема товарооборота (Т), тыс.руб

∆Т*Р2004/100 =

(607*4,1:100)

+ 24.9

Изменение уровня валового дохода (Увд), тыс.руб

∆Увд*Т2005/100 =

(35,0*5207:100)

+ 1822.5

Изменение уровня издержек обращения (Уио), тыс.руб.

∆Уио*Т2005/100 =

(31,4*5207:100)

-27720

Баланс факторов, тыс.руб.

 

25220


Прибыль в процентах  к товарообороту принято называть уровнем рентабельности. Он увязывает конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности с объемом товарооборота и обычно определяется по прибыли от реализации товаров. Его размер находится в прямой зависимости от изменения уровня валовых доходов и в обратной – от повышения или снижения уровня издержек обращения.

Для анализа показателя рентабельности по предприятию следует  составить таблицу 4.

Таблица 4 - Изменение показателей общей рентабельности

 

Показатели

2008г.

2009г.

Отклонение

в % к прошлому году

1. Прибыль (балансовая) по  всем отраслям деятельности, тыс.руб

190

442

252

232,6

2. Розничный товарооборот, тыс.руб

4600

5207

+ 607

113,2

3. Уровень общей рентабельности, %

4,1

8.5

+ 4.4

207.3


На основании таблицы 4 наблюдается больший рост товарооборота  нежели прибыли.

Для этого необходимо определить долевое участие каждого  фактора в сумме отклонения прибыли  от прошлого года и полученные результаты умножить на размер влияния прибыли, на уровень общей рентабельности см.таблицу 5.

Таблица 5 - Расчет влияния отдельных факторов (в части изменения суммы      прибыли) на уровень рентабельности

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия