Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:05, дипломная работа
Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ УЧЕТА И АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………………
7
1.1.Экономическая сущность прибыли, особенности формирования в современных услови-ях………………………………………………………….
7
1.2.Понятие рентабельности, анализ уровня и динамики рентабельности организа-ции……...................................................................................................
14
1.3.Бухгалтерский учет финансовых результатов в международной практи-ке………………………………………………………………………………….
25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИС-ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НАЛЬЧИКСКИЙ КОНСЕРВ-НЫЙ ЗАВОД»………………………………..………………………………
29
2.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Нальчикский консервный завод»…………………………………………………..
29
2.2.Анализ прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности ООО «Нальчикский консервный завод»……………………………………………..
30
2.3.Факторный анализ прибыли на предприятии…………………………….. 33
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………..……
36
3.1.Планирование прибыли ООО «Нальчикский консервный завод» различными методами и определение оптимальной величины……………
36
3.2.Снижение непроизводственных расходов и потерь ООО «Нальчикский консервный завод»…………………………….…………………………
41
3.3.Совершенствование управления прибылью и пути максимизации прибыли в ООО «Нальчикский консервный завод»...…………...……………..
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 56
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
5 |
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ УЧЕТА И АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………… |
7 |
1.1.Экономическая сущность
прибыли, особенности |
7 |
1.2.Понятие рентабельности,
анализ уровня и динамики |
14 |
1.3.Бухгалтерский учет
финансовых результатов в международной практике………………………………………………………… |
25 |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ
ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
ООО «НАЛЬЧИКСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»………………………………..………………………… |
29 |
2.1.Характеристика финансово- |
29 |
2.2.Анализ прибыли и
рентабельности хозяйственной |
30 |
2.3.Факторный анализ
прибыли на предприятии…………………… |
33 |
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ
И РЕНТАБИЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………… |
36 |
3.1.Планирование прибыли ООО «Нальчикский консервный завод» различными методами и определение оптимальной величины…………… |
36 |
3.2.Снижение |
41 |
3.3.Совершенствование управления прибылью и пути максимизации прибыли в ООО «Нальчикский консервный завод»...…………...…………….. |
45 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
54 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. |
56 |
Содержание
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В связи с изменением экономической ситуации в стране изменилась и роль прибыли. Коренным образом поменялись функции и права промышленных предприятий в области планирования, финансирования, ценообразования, распределения и использования финансовых ресурсов. Производственная деятельность предприятия осуществляется за счет собственных заработанных средств, т.е. за счет прибыли. Поэтому в системе экономического анализа большое значение имеет исследование закономерностей формирования основного источника дохода предприятия – прибыли.
Полученная прибыль используетс
Нестабильность рыночных отношений, жесткая кредитная политика, несовершенство налоговой системы, постоянно меняющиеся нормативные акты – те условия, которые в настоящее время характеризуют экономическую ситуацию в стране. И, совершенно очевидно, что эти факторы крайне неблагоприятно влияют на промышленно-производственные предприятия, так как любое предприятие – это долгосрочная программа, рассчитанная на определенные капиталовложения. Все вышеуказанное можно смело отнести и к рентабельности, поскольку прибыль и рентабельность тесно взаимосвязаны, нуждаются в подробном анализе и изучении [11].
Из вышесказанного ясно, что прибыль и рентабельность предприятия и пути их повышения – тема весьма актуальная в условиях рыночной экономики, и рассматривается в данной дипломной работе.
Показатели рентабельности наиболее полно, чем прибыль, характеризуют результаты деятельности, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют не только для оценки эффективности деятельности предприятия, но и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Предмет исследования – прибыль и рентабельность организации, сущность, виды и экономическое обоснование их показателей. Объектом исследования является предприятие ООО «Нальчикский консервный завод».
Методы исследования
- аналитический и расчетно-
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ УЧЕТА И
АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
1.1.Экономическая сущность прибыли и рентабельности, особенности формирования в современных условиях.
В рыночной экономике проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед финансовым управлением предприятия. Эффективность — сложная экономическая категория. Для оценки ее уровня используют обширный перечень разнообразных индикаторов.
Экономическая эффективность раскрывает связь между затратами операционной деятельности и ее результатом. Под экономической эффективностью понимают соотношение между экономическим эффектом и затратами или финансовыми ресурсами, использованными для его достижения.
В зависимости от того, что принимают в качестве эффекта функционирования предприятия — объем производства (реализации) продукции или финансовый результат, — различают показатели производственной эффективности и финансовой эффективности. В условиях плановой системы экономики приоритет отдавался показателям производственной эффективности (производительности труда, фондоотдаче основных средств, материалоотдаче). С переходом к рыночной экономике изменяется трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержание. Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве абсолютного критерия эффективности функционирования предприятия лучше всего подходит прибыль [13].
Однако но этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне эффективности. Сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой для предприятий, имеющих значительное различие в объемах оборотов. Поэтому по показателю прибыли нельзя оценить уровень эффективности работы предприятия без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами.
В наиболее общем виде
оценить эффективность
100% < ТА < ТОП < ТП
Первое неравенство (100% < ТА) показывает, что предприятие наращивает экономический потенциал и масштабы своей деятельности.
Второе неравенство (ТА < ТОП) свидетельствует о том, что объем продаж растет быстрее экономического потенциала. На основании этого можно сделать вывод о повышении интенсивности использования финансовых ресурсов на предприятии.
Третье неравенство (ТОП < ТП) означает, что прибыль предприятия растет быстрее объема реализации продукции и совокупного капитала, а это свидетельствует о повышении уровня рентабельности продаж.
Данные соотношения принято называть «золотым правилом экономики предприятия». Если данные пропорции соблюдаются, то это свидетельствует об устойчивом развитии предприятия и укреплении его финансового состояния.
Прибыль — особый воспроизводимый ресурс коммерческой организации, многогранный показатель, характеризующий разные стороны бизнеса: его конечный финансовый результат, эффект хозяйственной деятельности предприятия, чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, вознаграждение за риск предпринимательской деятельности. Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования предприятия[14].
В упрощенном виде прибыль – это разность между валовым доходом и издержками предприятия. Такую прибыль принято называть валовой, она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия (рисунок. 1).
Рисунок 1.Схема формирования прибыли от реализации товаров
При проведении финансового
анализа эффективности
1. По видам деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие операционные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
2. По порядку формирования различают: валовую (маржинальную) прибыль; прибыль от продаж; общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль); прибыль до налогообложения; чистую прибыль.
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции — это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия.
Брутто-прибыль включает финансовые результаты (до выплаты процентов и налогов) от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, чрезвычайные доходы и расходы. Она характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала)[10].
Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты процентов кредиторам.
Чистая прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
3. В зависимости от характера получения выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия.
4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.
Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль, для щенки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи — прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала — общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала — чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль[10].
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия