Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ УЧЕТА И АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………………

7
1.1.Экономическая сущность прибыли, особенности формирования в современных услови-ях………………………………………………………….
7
1.2.Понятие рентабельности, анализ уровня и динамики рентабельности организа-ции……...................................................................................................
14
1.3.Бухгалтерский учет финансовых результатов в международной практи-ке………………………………………………………………………………….
25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИС-ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НАЛЬЧИКСКИЙ КОНСЕРВ-НЫЙ ЗАВОД»………………………………..………………………………

29
2.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Нальчикский консервный завод»…………………………………………………..
29
2.2.Анализ прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности ООО «Нальчикский консервный завод»……………………………………………..
30
2.3.Факторный анализ прибыли на предприятии…………………………….. 33
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………..……
36
3.1.Планирование прибыли ООО «Нальчикский консервный завод» различными методами и определение оптимальной величины……………
36
3.2.Снижение непроизводственных расходов и потерь ООО «Нальчикский консервный завод»…………………………….…………………………
41
3.3.Совершенствование управления прибылью и пути максимизации прибыли в ООО «Нальчикский консервный завод»...…………...……………..
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

В целом же по предприятию  потери брака невелики. Это было достигнуто благодаря проведенным мероприятиям, направленным на снижение потерь от брака. В частности на ООО «Нальчикский консервный завод» систематически осуществляется контроль за правильным учетом бездефектной сдачи продукции ОТК. На складе готовых изделий работники ОТК ведут выборочный повторный осмотр изделий, стали применяться меры воздействия на виновников брака.

Наряду с анализом потерь от брака производиться анализ непроизводственных расходов, содержащихся в составе цеховых и общезаводских расходов, а также различного рода штрафов, пени, неустоек.

Непроизводственные расходы  – это расходы, вызванные бесхозяйственностью, отсутствием бережливости и экономии. Непроизводственные расходы в полной мере следует относить к резервам снижения себестоимости.

Объективные процессы существования  потерь – это нарушение пропорциональности и недоиспользования производительных сил, несоответствия организационно-хозяйственных форм уровню развития и характеру производительных сил, природе и мере зрелости непроизводственных отношений общества. Субъективные причины потерь связаны с несоответствием профессионального и культурного уровня работников, достигнутому уровню НТП, несвоевременность устранения или разрешения тех или иных социально-экономических противоречий, осуществления необходимых организационно-технических мероприятий.

Необходимо отметить, что потери можно подразделить на учитываемые и скрытые. Учитываемые потери отражаются в отчетности в виде непроизводительных расходов, убытков и перерасходов по отдельным статьям затрат. Сложно и одновременно очень важно выявлять скрытые потери. Так, например, потери при перевозках обычно документально не оформляются. Скрытыми потерями на транспорте являются приписки объемов перевозимых грузов, в промышленности и строительстве - объемов выполненных работ, продукции. Следует глубже анализировать потери, рассматривая в качестве последних неиспользованные возможности. Например, существенным резервом повышения эффективности производства является использование отходов и вторичных ресурсов. Рациональное использование отходов не только исключает эти потери, но и обеспечивает дополнительную прибыль.

К неиспользованным возможностям, то есть к потерям, надо отнести неэффективное использование созданного производственного потенциала. Основные производственные фонды используются недостаточно полно. Велики внутрисменные потери. Причинами низкого коэффициента сменности оборудования и значительных и значительных его простоев являются: недостаточный уровень специализации; несбалансированность числа рабочих мест и численности рабочих - станочников; неритмичность работы сопряженных цехов; материально технического снабжения; недостаточная техническая оснащенность производства; частые поломки из-за устаревшего оборудования; нарушения технологической и трудовой дисциплины. Значительные возможности повышения отдачи производственного оборудования связаны с переводом машиностроительных предприятий из двух на трех сменный режим работы. Помимо прямого снижения фондоемкости продукции такой перевод дал бы возможность больше загрузить прогрессивное оборудование, высвободив устаревшее. Сократилась бы потребность в новых орудиях труда для технического обновления.

Большой удельный вес  в составе непроизводственных расходов и потерь занимают затраты, связанные с уплатой штрафов.

В решении проблемы снижения и ликвидации непроизводственных расходов и потерь наряду с созданием безотходных технологий и новой ресурсосберегающей техники, экономичных способов обработки, современных методов утилизации вторичных материалов важную роль играют экономические факторы, оказывающие непосредственное влияние на результат использования всех видов ресурсов, и среди них - учет, контроль и анализ как функции управления ресурсами, призванные обеспечить полной и достоверной информацией центры ответственности о допущенных потерях на всех уровнях хозяйствования.

Целенаправленная и  эффективная работа по экономии всех видов ресурсов возможна только при умело налаженном учете и анализе, что подтверждается всей практикой их ведения.

Бесхозяйственность и  расточительность во многих случаях  являются следствием слабого учета, контроля и анализа. Недостатки в  учете порождают потери еще потому, что при их наличии зачастую снимается ответственность за рациональное использование ресурсов и исключается возможность эффективного контроля за их использование. Получаемая на основе достоверного учета объективная информация позволяет хозяйственным руководителям вовремя установить участки и причины потерь ресурсов, определить наиболее результативные пути их экономии.

Рыночная экономика  предполагает резкое сокращение непроизводственных расходов и потерь, повышение ответственности должностных лиц за результаты хозяйствования. Но многие предприятия и теперь продолжают необоснованно относить ряд непроизводственных расходов на себестоимость продукции. Для устранения таких негативных явлений учетный и аналитический аппарат должны поставить прочный заслон припискам, хищениям и незаконным расходам. Необходимо совершенствование организационной структуры бухгалтерской службы, методологии учета и анализа, наличие высококвалифицированных кадров, которые были бы способны самостоятельно экономически мыслить.

Таким образом, основными факторами сокращения и ликвидации непроизводственных расходов и потерь являются:

1. Совершенствование  организации учета непроизводственных  расходов и потерь.

2. Введение новых систем  оплаты и премирования (ввести  показатель уровня материальной ответственности за брак К) : К = удержаний из заработной платы бракоделов / убытки от брака.

3. Повышение организационно-технического  уровня производства. Снижение и ликвидация непроизводственных расходов и потерь в дальнейшем окажет положительное влияние на снижение себестоимость продукции, увеличения спроса на него и, соответственно, на повышение прибыли.

 

3.3. Совершенствование управления прибылью и пути максимизации прибыли в ООО «Нальчикский консервный завод».

 

В целях активизации  и стимулирования продаж ООО «Нальчикский консервный завод» планирует использовать рекламу, выставки-продажи, дегустации продукции производства местной промышленности,  реализацию товаров населению в кредит, периодическое предоставление кредита на льготных условиях, связи с общественностью и другие методы.

Продажа товаров по прогрессивным  формам торговли привлекает в магазины постоянный поток покупателей, которые приобретают товары хорошего качества, получая при этом квалифицированную консультацию по их назначению и уходу за ними. При проведении рекламных кампаний будут использоваться в основном не дорогостоящие источники информации, а объявления, устные консультации, реклама в прессе.

Как известно, основными  источниками резервов увеличения суммы  прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта  за счет эффективной работы службы маркетинга.

Резервом увеличения объемов продажи продукции является более эффективное использование имеющихся у предприятия трудовых и материальных резервов.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции  является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры, обеспечат повышением эффективности деятельности ООО «Нальчикский консервный завод».

 В настоящее время в связи с переходом страны на рыночную экономику не только крупные компании должны проводить маркетинговые исследования, но и мелкие предприятия, организации и предприниматели.

 Поэтому, чтобы  удержаться на рынке многие  частные фирмы и организации создают специальные отделы маркетинга. Отдел маркетинга существует для того, чтобы фирма продвигала свою продукцию. Служба маркетинга – это система различных видов деятельности предприятия, связанных между собой и охватывающих планирование, ценообразование, продажу, доставку товаров и оказание услуг, в которых существует потребность у реальных и потенциальных покупателей. Эта служба относится к компетенции менеджера – предпринимателя особого типа, деятельность которого ориентирована на потребителя.

Процесс маркетинга многогранен: он начинается с воплощения желаний потребителя в конкретной продукции и организации ее производства, по завершении которого необходимо так «ввести» продукцию на рынок, чтобы привлечь устойчивое внимание к ней потребителя, для чего необходима гарантия хорошего сервиса и послепродажного обслуживания.

Поэтому на ООО «Нальчикский консервный завод» в целях увеличения объемов продаж и максимизации прибыли необходимо создать отдел маркетинга.

Исходя из цели создания службы маркетинга, можно выделить следующие  её функции:

1.  изучение рынка  сбыта;

2. поиск клиентов и  обеспечение сбыта продукции.

Финансирование деятельности отдела маркетинга ООО «Нальчикский консервный завод»:

1. Для выполнения своих  функциональных задач отдел маркетинга  наделяется финансовыми ресурсами, объем и направление использования которых регламентируется бюджетом отдела маркетинга, ежегодно разрабатываемым в рамках финансового плана фирмы и утверждаемым главным бухгалтером и директором ООО.

2. В бюджете отдела  маркетинга по каждому из направлений  финансирования выделяется специальная сумма, идущая на оплату приглашенных консультантов и приглашение работ контрагентов в интересах службы маркетинга. Объем финансирования планируется, исходя из цен и принятых коммерческих уровней оплаты труда консультантов. Руководитель отдела маркетинговой информации имеет право самостоятельно перераспределять средства, выделяемые на оплату консультационные работы, в пределах 25% суммы, установленной по каждому направлению.

3. По представлению  начальника отдела маркетинга  и в зависимости от результатов сбыта продукции и услуг фирмы, бюджет отдела маркетинга может быть пересмотрен. Такие пересмотры могут осуществляться по истечении каждого квартала.

4. Штатные сотрудники  подразделений, временно откомандированные  на работу в отдел маркетинга, оплачиваются из бюджета соответствующих подразделений.

При этом ООО «Нальчикский консервный завод» должно вести маркетинговое исследование в двух направлениях: поиск сегмента рынка для определенного к продажи товара и оценка возможности его продажи.

Ориентирование на рыночный спрос предполагает решение следующих вопросов:

  • Ассортимент товаров, которыми интересуются клиенты,
  • Ассортимент товаров, которые предприятие может произвести и реализовать  с прибылью,
  • Конкретные ситуации при реализации товара,
  • Объем потребности рынка в тех или иных товарах,
  • Объем ресурсов, необходимый для продажи соответствующего товара.

Номенклатура и ассортимент  продукции являются одними из основных показателей производственной программы  предприятия.

Номенклатура продукции  есть принятый в планировании и учете систематизированный перечень групп продукции в натуральном виде.

Ассортимент продукции  – это количественное соотношение  отдельных видов продукции по меркам, сортам, профилям, размерам, артикулам и т.д.

Правильное определение  в плане выпуска продаж ассортимента, пользующегося спросом, обеспечивает устойчивое положение предприятия на рынке и получение максимальной прибыли.

Учитывая наличие проблем  управления прибылью и рентабельностью  производства, подход к механизму  управления должен носить комплексный характер. В первую очередь, это непосредственно связано с эффективным управлением операционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства продукции предприятия.

От руководителя требуется  прежде всего умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каждом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, первый путь кажется нереальным. Однако, тщательный экономико-организационный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения Таким образом, в настоящее время необходимо, чтобы руководство предприятием не столько на получение максимальной прибыли, сколько на получение максимального дохода. Как же упоминалось, максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях незамедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.

Современное производство должно соответствовать следующим  параметрам:

1. Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.

2. Технология производства  осложнилась на столько, что  требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.

3. Требования к качеству  не просто возросли, а совершенно  изменили характер. Мало выпускать хорошую продукцию, необходимо еще думать об организации послепродажного обслуживания, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия