Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:16, курсовая работа
Цель данного проекта – разработать мероприятия по оптимизации управления финансовым состоянием предприятия на примере ООО Торговый дом «Спектр».
Исходя из поставленных целей, сформируем задачи:
Исследовать теоретико-методологические основы оценки и управления финансовым состоянием предприятия.
Провести анализ финансового состояния предприятия ООО Торговый дом «Спектр»», выявить проблемы
Введение 2
Глава 1. Анализ финансового состояния предприятия на основании ООО «ТД Спектр». 4
1.1 Краткая характеристика ООО «ТД Спектр» 4
1.2 Общая оценка структуры имущества и источников его образования 6
1.3 Расчет и оценка показателей, характеризующих финансовое состояние 11
Глава 2. Анализ и диагностика производственно-хозяйственной деятельности 21
2.1 Определение типа финансовой ситуации 21
2.2 Рейтинговая экспресс-оценка финансового состояния 26
2.3 Выводы к анализу финансового состояния предприятия ООО Торговый дом «Спектр» 30
Глава 3 Анализ влияния результатов анализа производственно-хозяйственной деятельности на финансовое состояние предприятия 33
3.1 Управление дебиторской задолженностью 33
3.2 Применение факторинговых операций 37
3.3 Автоматизация управления дебиторской задолженностью 40
3.4 Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия 44
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности .
Для сокращения отсрочек платежей полезен метод спонтанного финансирования, который давно был найден и успешно применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Суть метода заключается в определении скидок покупателям за сокращение сроков расчета и предоставляет собой относительно дешевый способ получения средств.
Предоставляя покупателю отсрочку платежа за продукцию, предприятие – продавец, по существу, предоставляет ему кредит и идет на упущенную выгоду (убыток) по крайней мере в сумме банковского процента, который мог бы «набежать» на эту сумму, если бы предприятие получило ее немедленно. Кроме того, если рентабельность превышает средне банковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная в оборот могла бы принести еще больше приращение.
Если покупатель оплатит за выполненные работы до истечение определенного срока, то сможет воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока он платит сполна, укладываясь в договорной срок платежа.
Определим, что же выгоднее покупателю: оплатить до заветной даты, даже если придется воспользоваться для этого банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку?
Для решения этого вопроса необходимо сопоставить «цену отказа от скидки» со стоимостью банковского кредита и взвесить издержки альтернативных возможностей.
Цоо=ПРс *100 / (100% - ПРс) * 360 / (Дм - С) ,
Где Цоо – цена отказа от скидки, в %,
ПРс – процент скидки,
Дм – максимальная длительность отсрочки платежа, в днях,
С –
период, в течение которого
Введем на ООО Торговый дом «Спектр» 3% скидку при платеже в 15 – дневный срок при максимальной длительности отсрочки 45 дней. Уровень банковского процента 22,5% годовых.
Цоо = 3% : (100% - 3%) * 100 * 360дней : (45дней – 15 дней) = 54%
Поскольку 54% > 22,5 %, то есть смысл воспользоваться предложением: отказ от скидки обойдется на 31,5 процентных пункта дороже банковского кредита. То есть коммерческий кредит выгоден.
Целесообразно ввести предоплату. Если покупатель внесет 50% предоплаты, ему предоставляется скидка 5%.Рассмотрим предлагаемую систему на данных дебиторской задолженности 2012 год (в 2012 году величина дебиторской задолженности по покупателям и заказчикам составляет 57119 тыс. руб.).
При введении предоплаты в 50% - размер дебиторской задолженности снизится на:
57119*50% = 28559,5 тыс. руб.
За предоплату товара скидка 5%. Таким образом, дополнительная прибыль составит:
28559,5- 28559,5*5% = 27131,5 тыс. руб.
Следовательно, возможно пустить высвобожденную сумму в оборот, что приведет в свою очередь к увеличению оборачиваемости дебиторской задолженности. Произведем расчет, используя формулы из приложения Ж.
Оборачиваемость дебиторской задолженности составит:
ОДЗ = 335391 / [0,5*(33842+34789,5)] = 9,77 оборота
А средний срок погашения дебиторской задолженности составит:
СПДЗ = 360 / 9,77 = 37 дней
Таким образом, оборачиваемость увеличиться на 2,87оборота и составит 9,77 оборота, а срок погашения снизится на 15 дней и составит 37 дней.
Другим способом воздействия на ускорение расчетов с покупателями является введение в расчет штрафных санкций за задержку платежа. Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия – кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие). Необходимо отметить, что механизм санкций не выгоден продавцу и покупателю, что связано с системой налогообложения организаций. Согласно требованиям Налогового кодекса РФ (часть вторая) сумма полученных штрафов в полном объеме является базой по расчету налога на добавленную стоимость.
При неисполнении договорных обязательств необходимо проводить следующий комплекс мероприятий: обзвонить должников и напомнить о необходимости погашения задолженности; разослать претензии; временно прекратить обслуживание должников; взыскать задолженность в судебном порядке.
Таким образом, для успешного управления просроченной дебиторской задолженностью необходимо регламентировать процесс внутренними документами и создать для персонала ООО Торгового дома «Спектр» условия, позволяющие следовать данному регламенту. Должен быть формализован подход к работе с каждым клиентом, налажен документооборот, назначены ответственные и утверждены их права и обязанности, а также полномочия для решения нетипичных проблем.
Факторинг в России – услуга относительно новая, однако многие предприятия уже успели её оценить. Это неудивительно: при умелом ведении дел факторинг позволяет компании многократно увеличить свои обороты.
Предприятия нередко вынуждены отгружать товар своим контрагентам на условиях отсрочки платежа. Это дает им определенные конкурентные преимущества по сравнению с другими поставщиками, но может привести к появлению кассовых разрывов: нужно закупать или производить новый товар, а деньги от покупателей еще не поступили. И здесь на помощь приходит факторинг.
Под факторингом понимают беззалоговое финансирование поставок с отсрочкой платежа под уступку денежного требования. Предприятие переуступает свою дебиторскую задолженность факторинговой компании. Та, в свою очередь, финансирует от 70 до 90% каждой поставки товара, как только получает документы, подтверждающие факт отгрузки. Полученные средства можно тут же вновь ввести в оборот. После того как деньги от дебиторов пришли, факторинговая компания перечисляет предприятию остаток долга за вычетом своей комиссии [56, с. 32].
Соблазн прировнять деньги, полученные по кредиту и факторингу, к общему показателю стоимости велик, но он вводит в заблуждение. У факторинга и кредиты разные механизмы пополнения оборотных средств, различный уровень контроля и возможностей. Составим сравнительную таблицу 3.1 банковского кредита и факторинга.
Таблица 3.1 – Сравнительная характеристика банковского кредита и факторинга
Банковский кредит |
Факторинг |
При вливании денег через кредит они в лучшем случае сразу оседают в дебиторской задолженности, в худшем – обесцениваются на банковском счете |
Деньги, полученные по факторингу, всегда находятся в работе и приносят прибыль |
Кредит отражается в пассивах, уменьшая чистую стоимость компании |
Факторинг – забалансовый инструмент, позволяющий без увеличения пассивов демонстрировать увеличение выручки и прибыли в несколько раз |
По кредиту Вы получаете деньги разовым платежом |
По факторингу Вы получаете деньги в текущем режиме по мере возникающей необходимости |
Как работает факторинг:
На российском рынке около 50 % факторинговых услуг оказывает «Национальная факторинговая компания», приблизительно по 20 % — «Межрегиональная факторинговая компания «Траст» и «Факторинговая компания ЕВРОКОММЕРЦ», и оставшиеся менее 10 % предоставляются соответствующими отделами банков.
Такая схема позволяет организациям динамично развиваться, в разы увеличивать сбыт, захватывать новые рынки: контрагенты предпочитают работать с тем, кто может предоставить большую отсрочку платежа. Случается, что факторинг помогает освоить совершенно новые для предприятия ниши. Например, известный производитель кетчупов «Балтимор» направил высвободившиеся благодаря факторингу средства на покупку технологической линии по производству майонезов, а затем, переведя на факторинг еще и продажи майонеза, наладил выпуск соков.
На ООО Торговый дом «Спектр» величина дебиторской задолженностисоставляет 63349 тысяч рублей. Предприятие заключает факторинговый договор с КБ «НФК «УралСиб-НИКойл» на следующих условиях:
1. сумма факторинговой операции 3000 тыс. руб;
2. аванс -90 %, резерв - 10 %;
3. комиссия фирмы - 3 %;
Тогда анализируемое предприятие, продавшее КБ «НФК «УралСиб-НИКойл» счета фактуры, получит аванс в размере:
3000 - 0,1*3000 - 0,03*3000 = 3000 - 300 - 90 =2610 тыс. руб.
Резервная (оставшаяся) сумма уплачивается после погашения дебиторами всего долга.
Таким образом, можно выделить главные экономические достоинства факторинга, как особой формы кредитования:
Любое предприятие, так или иначе, сталкивается с задачей контроля уровня дебиторской задолженности. Отсутствие действенных инструментов по контролю и возврату дебиторской задолженности существенно повышает риски предприятия по несвоевременному возврату данного вида задолженности.
Располагая многолетним успешным опытом по управлению и взысканию дебиторской задолженности, Консалтинговая группа «Лекс» разработала информационно–правовую систему «Управление дебиторской задолженностью» (далее – ИПС «УДЗ»).
Данная система обеспечивает возможность постоянной (ежедневной) работы с контрагентами, как исполняющими свои обязательства в установленные договором сроки, так и с недобросовестными должниками.
Основными пользователями программы являются:
Возможности и преимущества ИПС «Управление дебиторской задолженностью»:
ИПС « Управление дебиторской задолженностью» предоставляет пользователю возможность работать с:
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия