Анализ финансовой деятельности предприятий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Целью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является оценка его текущего финансового состояния, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу по улучшению этого состояния. При этом желательным полагается такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Вместе с тем, финансовое состояние - это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Файлы: 1 файл

ахд фин.устойчив..doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

В добавление к налоговым льготам в распоряжении руководства предприятия имеются другие средства оптимизации налога на прибыль

Для сокращения налоговых выплат предприятие  может увеличить себестоимость  проданных товаров

  1. Используя метод ускоренного начисления износа основных активов
  2. Используя заемное финансирование

Налоговые льготы для  предприятий. Налоговые льготы вводятся в основном для поощрения инвестиций. На российские предприятия распространяются следующие льготы: Увеличенная норма  амортизаций (уменьшает базу налогообложения); Частичный вычет капиталовложений из базы налогообложения; «Налоговые каникулы» или уменьшение ставки налога для некоторых отраслей или регионов; Льготы для экспортной деятельности; Льготы в счет погашения государственного долга предприятиям и задолженности предприятий перед государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ финансовой устойчивости ЗАО «Амта»

 

2.1.Краткая характеристика деятельности  предприятия. Основные технико-экономические  показатели.

 

АООТ Кондитерская фабрика «Улан-Удэнская»  зарегистрировано 22 ноября 1993 года главой администрации города Улан-Удэ. Акционерное общество открытого типа было создано на базе арендного предприятия кондитерской фабрики «Улан-Удэнская», основанной в 1971 году с проектной мощностью кондитерских изделий 14 тонн в год. 6 июня 1995 года АООТ Кондитерская фабрика «Улан-Удэнская переименовано в АООТ «Амта», затем 1 июля 1996 года – в ОАО «Амта». 1 июля 2001 года ОАО «Амта» стало закрытым акционерным обществом и было переименовано в ЗАО «Амта». Уставный капитал общества составляет 100 841 рубль. Он разделен на 50 841 обыкновенную акцию, номинальной стоимостью 1.98346 руб. Количество акционеров, зарегистрированных в реестре – 107 человек, в том числе акционеров, внесенных в список акционеров, имеющих право на участие в годовом общем собрании – 107 человек. Основной вид хозяйственной деятельности предприятия – производство кондитерских изделий.

В настоящее время  на ЗАО «Амта» действует линейно-функциональная структура управления, заключающаяся  в существовании соответствующих  функциональных подразделений (отдел сбыта, отдел маркетинга, бухгалтерия и др.), основная роль которых состоит в разработке проектов решений, которые вступают в силу только после их утверждения соответствующим линейным руководителем (генеральным директором, коммерческим директором).

В настоящее время  ЗАО «Амта» является одним из ведущих  предприятий по производству кондитерских изделий в Восточной Сибири. Предприятие  отгружает свою продукцию в ряд  областей помимо республики Бурятия, таких  как: Читинская область, Иркутская область, Приморский край, республика Саха и др. Однако наибольший процент реализации продукции приходится на Монгольскую народную республику, чему способствуют командировки управляющего персонала в МНР, и многочисленные мероприятия по налаживанию торговых связей.

Помимо вышесказанного ЗАО «Амта» является одним из наиболее эффективно развивающихся предприятий  в нашей республике с достаточно высокой рентабельностью и объемом  продаж, несмотря на сложную экономическую  ситуацию в стране и острую нехватку денежных средств для дальнейшего расширения производства и завоевания новых рынков сбыта, что неоднократно подчеркивал в своих интервью средствам массовой информации генеральный директор ЗАО «Амта» С.И.Пронин. Однако предприятие продолжает развиваться и поддерживать республиканскую экономику, доказывая конкурентоспособность своей продукции дипломами и наградами с различных российских и международных выставок.

Обобщенную характеристику деятельности предприятия позволяет  дать анализ основных технико-экономических показателей в динамике (Приложение 1).

Используя больше 400 видов  сырья фабрика производит около 500 наименований изделий – это  карамель, печенье, конфеты, вафли, торты, мармелад, драже, восточные сладости и мн. др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.1.Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2006 г.

Наименование показателей

Ед. изм.

1 квартал

К прошл. кв-лу

2 квартал

К прошл. кв-лу

3 квартал

К прошл. кв-лу

4 квартал

К прошл. кв-лу

1

Объём производства

тн.

1018,5

140,8%

1229,1

120,7%

1492,5

121,4%

1718,5

115,1%

2

Товарная продукция, без НДС

т.р.

23490,5

147,5%

27974,2

119,1%

34483,3

123,3%

44314,5

128,5%

3

Объём реализации

тн.

1032,6

138,4%

1240,8

120,2%

1476,4

119,0%

1683,0

114,0%

4

Выручка от реализации, без НДС

т.р.

21767,6

147,3%

25067,4

115,2%

28593,1

114,1%

41527,8

145,2%

7

Себестоимость

т.р.

20047,6

151,4%

25793,4

128,7%

27323,0

105,9%

37171,5

136,0%

8

Прибыль

т.р.

1245

151,4%

-1125

-90,4%

703

10260,0%

3773

536,7%

9

Налог на прибыль

т.р.

373,5

89,0%

-337,5

-90,4%

210,9

-62,5%

1132,0

536,7%

10

Чистая прибыль

т.р.

871,5

123,5%

-787,5

-90,4%

492,2

-62,5%

2641,3

536,7%

11

Уплачено налогов - всего

т.р.

6210,7

81,4%

5328,7

85,8%

4885,0

91,7%

5155,0

105,5%

12

Использовано прибыли

т.р.

185,0

104,9%

1065,0

575,7%

931,0

87,4%

646,0

69,4%

13

Рентабельность реализации

%

8,6%

103,4%

-4,4%

-50,8%

2,6%

269,5%

14,7%

569,8%

14

Затраты на 1 руб. ТП

коп.

85,34

103,4%

92,20

108,0%

79,24

85,9%

83,88

105,9%

15

Дебиторская задолженность

т.р.

10095,0

59,4%

7501,0

74,3%

8755,0

116,7%

6148,0

70,2%

16

Оборачиваемость дебит. зад-ти

раз

0,79

194,2%

1,22

154,3%

1,22

99,5%

3,14

257,9%

17

Продолжительность оборота

дней

39,1

51,5%

25,3

64,8%

25,5

100,5%

9,6

37,5%

18

Кредиторская задолженность

т.р.

9536,0

72,2%

5986,0

62,8%

5278,0

88,2%

12341,0

233,8%

19

Кредит банка

т.р.

3469,0

122,6%

5550,0

160,0%

8188,0

147,5%

7873,0

96,2%

20

Численность среднесписочная 

чел.

521

103,1%

503

96,5%

503

100,0%

521

103,6%

 

в т. ч. ППП

чел.

446

112,3%

436

97,8%

441

101,1%

463

105,0%

21

Фонд оплаты труда,

т.р.

1595,80

186,3%

2138,1

134,0%

2700,0

126,3%

3216,1

119,1%

22

Ср. заработная плата

руб.

3062,96

202,0%

4250,70

138,8%

5367,79

126,3%

6172,94

115,0%

 

ср. заработная плата ППП

руб.

3149,10

202,0%

4485,78

142,4%

5595,01

124,7%

6602,81

118,0%

23

Выр-ка конд.изд-й на 1 чел-ка ППП

тн.

2,284

179,8%

2,819

123,4%

3,384

120,1%

3,712

109,7%


 

Продолжение таблицы 2.1.1 Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2007 г.

Наименование показателей

Ед. изм.

1 квартал

К прошл. кв-лу

2 квартал

К прошл. кв-лу

3 квартал

К прошл. кв-лу

4 квартал

К прошл. кв-лу

1

Объём производства

тн.

1434,20

83%

1506,30

105%

1395,70

93%

1632,90

117%

2

Товарная продукция, без НДС

т.р.

34656,1

78%

33366,4

96%

32510,0

97%

50216,0

154%

3

Объём реализации

тн.

1429,10

85%

1520,40

106%

1367,00

90%

1610,70

118%

4

Выручка от реализации, без НДС

т.р.

32061,7

77%

33659,1

105%

33476,9

99%

46369,9

139%

7

Себестоимость

т.р.

30348,0

82%

31845,8

105%

32436,3

102%

45105,7

139%

8

Прибыль

т.р.

1143,50

30%

740,50

65%

279,30

38%

-45,70

-16%

9

Налог на прибыль

т.р.

48,45

4%

382,00

788%

196,00

51%

26,00

13%

10

Чистая прибыль

т.р.

113,05

4%

358,10

317%

83,30

23%

1026,80

1233%

11

Уплачено налогов - всего

т.р.

2025,70

39%

5327,00

263%

3742,00

70%

4046,30

108%

12

Использовано прибыли

т.р.

206,00

32%

2018,00

980%

341,00

17%

1066,00

313%

13

Рентабельность реализации

%

8,9%

61%

9,4%

106%

8,7%

93%

9,9%

114%

14

Затраты на 1 руб. ТП

коп.

87,57

104%

95,44

109%

99,77

105%

89,82

90%

15

Дебиторская задолженность

т.р.

8829,00

144%

9138,00

103%

9050,90

99,0%

3650,00

40%

16

Оборачиваемость д/з

раз

3,63

116%

1,35

37%

1,15

85%

6,10

530%

17

Продолжительность оборота

дней

8,54

89%

22,90

268%

27,10

118%

4,90

18%

18

Кредиторская задолженность

т.р.

11819,8

96%

12515,0

106%

11496,0

92%

8912,00

78%

19

Кредит банка

т.р.

9365,60

119%

7900,00

84%

7703,00

98%

9653,00

125%

20

Численность среднесписочная 

чел.

537,00

103%

534,00

99%

541,00

101%

561,00

104%

 

    в т. ч. ППП

чел.

501,00

108%

499,00

100%

509,00

102%

533,00

105%

21

Фонд оплаты труда, всего

т.р.

2972,60

92%

3498,10

118%

3872,50

111%

4075,80

105%

22

Ср. заработная плата

руб.

5535,57

90%

6550,75

118%

7158,04

109%

7265,24

101%

 

ср. заработная плата ППП

руб.

5662,08

86%

6758,92

119%

7328,88

108%

7433,77

101%

23

Выр-ка конд.изд-й на 1 чел-ка ППП

тн.

2,86

77%

3,02

105%

2,74

91%

3,06

112%


 

Всего за 2006 год было произведено 5969,1 тонн кондитерских изделий, что  на 9,4% больше показателя 2005 года (5458,6 т.). А объем реализованной продукции  за 2006 год составил 5927,2 тонны, что  на 9,1% превышает уровень 2005 года (5432,8 т.). Несмотря на нехватку собственных оборотных средств, фабрика расширяет объемы производства и реализации продукции, что становится возможным за счет получения банковских кредитов (по данным таблицы 2.1.1 видно, что величина кредита банка в большинстве своем возрастает).

Если же проанализировать данные по объемам выпуска и реализации поквартально, то можно заметить, что  каждый год происходит наращивание  объемов производства и реализации: к четвертому кварталу каждого года происходит увеличение объемов выпуска и реализации продукции в  2006 на 17 и 18% соответственно. Этот факт в большей степени объясняется сезонным фактором деятельности предприятия, выпуском и реализацией новогодних подарков, которые занимают достаточно большой удельный вес в объеме производства и реализации именно к концу года.

В соответствии с показателями объема производства растет и показатель товарной продукции.

Вследствие общего повышения цен, повысился показатель себестоимости  продукции. В начале 2005 года он обусловлен ростом цен на сырье и вспомогательные материалы в четвертом квартале 2004 года. К концу 2006 года по сравнению с 2005 себестоимость выросла на 26,6%. Это обусловлено увеличением расходов на сырье на 35,2%, что связано с повышением цен в целом на 40,4% (на сахар – в 2,04 раза). Удельный вес сырья в себестоимости увеличился на 3,53, а вспомогательных материалов, наоборот, уменьшился на 3,85%. Увеличение расходов на вспомогательные материалы в 2,4 раза связано со списанием накопленных за год сумм по подотчетным лицам, а также увеличением цен. Основные расходы в основном производстве пошли по бисквитному, конфетно-розничному и карамельному цеху, во вспомогательном – по стройгруппе, транспортному, механическому цеху и АХО. Также одним из факторов повлиявших на увеличение себестоимости явились расходы на топливо, в связи с повышениями тарифов на электроэнергию и увеличение расходов на зарплату, поскольку средняя заработная плата каждый квартал увеличивается на 1-30%. Существенный скачок средней заработной платы произошел в третьем квартале 2006 г., что объясняется некоторым уменьшением объема производства в этом квартале (снижение относительно предыдущего квартала на 7%) и как следствие выработки кондитерских изделий на одного человека (снижение на 13%).

Несмотря на нехватку оборотных  средств, предприятие непрестанно  расширяет ассортимент продукции. В первом квартале 2006 года удельный вес новых видов составил всего 2,4%, однако во втором он резко возрос до 9,3%, в третьем квартале процент  новых видов незначительно снизился (до 8,9%), но уже в четвертом возрос до 31%. В 2007 году эта тенденция продолжилась. На 2008-2009 гг. планируется дальше расширять ассортимент продукции.

Анализ использования основных фондов показывает, что в 2007 году по сравнению с 2006 г. произошло улучшение использования основных фондов. На 26,22% возросла товарная продукция и уменьшилась стоимость основных фондов на 3,52%. Если в 2006 году на один рубль стоимости оборудования приходилось 3,16 рублей товарной продукции, то в 2007 – уже 4,14 рубля. Фондоемкость напротив уменьшилась на 23,56%. Такого изменения показателей удалось достичь путем ликвидации части неиспользуемого оборудования и улучшения технологии производства отдельных видов продукции, что позволило увеличить объемы товарной продукции. Сложившееся соотношение влияния двух факторов служит предпосылкой роста рентабельности производства. Снижение фондоемкости продукции свидетельствует о наличии относительной экономии средств, вложенных в основные фонды. Сумма относительной экономии составила:

(0,24-0,32) * 104408010= - 8352640,8 тыс.руб.

Анализ оборачиваемости  оборотных средств.

Финансовое положение предприятия, его устойчивость находится в  прямой зависимости от состояния  оборотных средств, поэтому предприятия  заинтересованы в организации наиболее рационального движения и использования оборотных средств.  Однако для этого необходимо рассчитывать показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств и их отдельных элементов.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом продолжительность одного оборота оборотных средств выросло на 7,92 дня – с 62,26 дней до 70,18 дней. Это привело к снижению коэффициента оборачиваемости на 0,49 оборотов – с 4,34 до 3,85 оборотов, и повышению коэффициента загрузки на 0,03 рубля – с 0,23 до 0,26 рублей.

Такое замедление скорости оборота  произошло вследствие резкого повышения  суммы остатков оборотных средств  – на 8061674 рублей за период – по сравнению  с ростом товарной продукции –  на 21786787 рублей.

Такой прирост товарной продукции вызван повышением производственного потенциала в сумме 34987541рублей (4,34*8061647), однако в связи с понижением эффективности его использования, это влияние уменьшается на 13297182 рубля (-0,49*27137108).

Так как коэффициент  загрузки повысился на 0,03 рубля, величину экономического эффекта можно определить

0,03 * 104408010 / 100 = 3132,24 рубля

Таким образом, предприятию  вследствие увеличения оборачиваемости  дополнительно загрузить в оборот 3132,24 рубля по сравнению с прошлым периодом.

Из проделанного анализа  видно, что оборачиваемость оборотных  средств изменяется неравномерно. Также  не наблюдается постоянной тенденции  к сокращению сроков оборачиваемости, что, несомненно, не самым лучшим образом  сказывается на деятельности предприятия. Однако для того, что бы сделать более достоверный вывод и выявить слабое место, необходимо проанализировать показатели оборачиваемости по отдельным элементам оборотных средств.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятий в России