Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:55, дипломная работа
В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.
Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых ресурсов.
Введение
4
1. Теоретические и методологические аспекты формирования финансового результата
7
1.1. Сущность финансового результата
7
1.2. Методика факторного анализа финансовых результатов. Определения рентабельности.
28
1.3. Методика определения резерва роста прибыли
35
2. Характеристика предприятия
37
2.1. Характеристика и финансово-экономические показатели предприятия
37
3. Анализ финансовых результатов и рентабельности
46
3.1. Выполнение плана финансовых результатов
46
3.2. Анализ показателей рентабельности
55
Выводы
58
Список использованной литературы
62
Приложение 1. Отчет о прибылях и убытках за 2010 год
67
Приложение 2. Бухгалтерский баланс за 2010 год
69
Приложение 3. Бухгалтерский баланс за 2011 год
72
Приложение 4. Отчет о прибылях и убытках за 2011 год
75
(7)
где - чистая прибыль (форма №2);
- средняя стоимость
Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.
Показатель рентабельности издержек отражает прибыль, приходящуюся на 1 рубль затрат на изделие (группу изделий), рассчитывается по формуле 8:
(8)
где - прибыль по калькуляции издержек на изделие (или группу изделий);
- себестоимость изделия по
Рентабельность реализованной продукции показывает сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат и рассчитывается по формуле 9:
(9)
где - прибыль от реализации продукции;
- полная себестоимость
Рентабельность перманентного капитала показывает эффективность использования капитала (собственного и заемного), вложенного в деятельность организации на длительный срок. Рассчитывается по формуле 10:
(10)
- Средняя стоимость долгосрочных обязательств
Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования [42, с. 198].
Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Расчет прибыли организации дается за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года, это позволяет затем провести горизонтальный и вертикальный анализ прибыли, определить динамику основных показателей, формирующих прибыль, и оценить их влияние на изучаемый показатель.
1.2 Методика факторного анализа финансовых результатов. Определения рентабельности
В настоящее время существуют различные методики анализа финансовых результатов. А.Д. Шеремет приводит методику факторного анализа чистой прибыли предприятия. Основу факторного анализа составляет наиболее простая модель факторного анализа изменения чистой прибыли, формула 11 [50, с. 180].
Где DPчистая – изменение чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с базисным;
DD – Изменение доходов;
DS – Изменение расходов.
Факторный анализ можно детализировать, выделив доходы и расходы по обычной деятельности, и прочие доходы и расходы.
Источниками информации при анализе финансовых результатов и прибыли являются: Бухгалтерский баланс (форма №1), Отчет о прибылях и убытках (форма №2), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), Бизнес-план организации.
Бочаров В.В. предлагает свою модель зависимости прибыли от факторов. Прибыль от продаж (Ппр) можно представить в виде зависимости от следующих факторов:
а) Уровня рентабельности продаж (Rпр).
б) Коэффициента оборачиваемости оборотного капитала (Коб).
в) Изменения остатков оборотного капитала (Сок).
Данную зависимость прибыли можно представить виде факторной модели, формула 12,13,14.
Прибыль от продаж
Rпр = ------------------------------
Выручка от продаж стр.
Выручка от продаж
Коб = ------------------------------
Средние остатки оборотного капитала
Показателями эффективности
финансово-хозяйственной деятел
Существует множество показателей рентабельности. Чуева Л.Н. и Чуев И.Н. считают: «Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности» [50, с. 261]. Выбор коэффициента зависит от того, какие показатели используются в расчетах. Все показатели рентабельности показаны в пункте 1.1. дипломной работы.
То есть, Чуева Л.Н. и Чуев И.Н. считают, что рентабельность это доходность или прибыльность.
Ковалев В.В. рассматривает рентабельность не с позиции доходности, а с позиции экономического эффекта, формула 15. «Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта» [29, с. 275].
Экономическая эффективность
= ------------------------------
Ковалев В.В. считает, что «коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе – величина ресурсов или затрат» [29, с. 276].
В отличие от традиционной методики экономического анализа финансовых результатов, маржинальный анализ использует в качестве основы маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) - это прибыль
в сумме с постоянными
МД = П + Н
Построение модели взаимоотношения объема производства, себестоимости и прибыли иногда более узко трактуется как анализ критической точки безубыточности. Критическая точка (точка безубыточности) – «это такой объем реализации продукции, который позволит предприятию покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли» [5, с. 171].
То есть, под критической
понимается та точка объема продаж,
в которой затраты равны
-метод уравнения;
-метод маржинального дохода;
-графического изображения.
Суть метода уравнения состоит в том, что любой отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) можно представить в виде уравнения: Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.
Прежде чем рассчитать данное уравнение необходимо выяснить, что является переменными затратами, а что постоянными.
Переменные затраты изменяются прямо пропорционально уровню (объему) производственной деятельности. То есть увеличение уровня производственной деятельности в два раза вызовет увеличение совокупных переменных затрат также в два раза. Следовательно, совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от объема производства, а переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной.
В свою очередь постоянные
затраты остаются неизменными для
различных масштабов
Совокупные постоянные затраты остаются неизменными для всех уровней объемов производства, а постоянные затраты на единицу продукции уменьшаются с увеличением объема производства.
Маржинальный доход равен выручке от реализации за минусом переменных затрат. Маржинальный доход на единицу продукции равен цене минус удельные переменные расходы.
Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем [12, с. 246]:
– наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;
– выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;
– вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.
Точка безубыточности на
графике – это точка
Рис. 2. Взаимосвязь и взаимозависимость между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью
Для определения точки
где В-выручка от реализации продукции;
Зпер – сумма переменных затрат;
Зпост – сумма постоянных затрат;
П – прибыль от реализации продукции.
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде по формуле 19:
(Ц * q) – (Зпер/ед *q) – Зпост
= П,
где Ц – цена за единицу продукции;
q – количество реализованных единиц продукции;
Зпер/ед – переменные затраты на единицу продукции.
Метод уравнений, кроме того, можно
использовать при анализе влияния
структурных изменений в
Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле 20:
где ТБ – точка безубыточности;
Нмд – норма маржинального дохода.
Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.
Изображенная на рис.2,стр.33 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.
1.3. Методика определения резерва роста прибыли
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основные источники показаны в блок-схеме источников резервов увеличения прибыли от реализации продукции, приведенной на рис.3.
Рис.3 Блок-схема источников резервов увеличения прибыли
от реализации продукции
Для определения резервов роста прибыли при увеличении объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Подсчет резервов увеличения прибыли
за счет снижения себестоимости товарной
продукции и услуг
Подсчет резервов роста прибыли при улучшении качества продукции осуществляется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции.
Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения роста сбыта. Основным источником резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) снижение себестоимости товарной продукции (Р↓С).
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия