Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:55, дипломная работа
В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.
Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых ресурсов.
Введение
4
1. Теоретические и методологические аспекты формирования финансового результата
7
1.1. Сущность финансового результата
7
1.2. Методика факторного анализа финансовых результатов. Определения рентабельности.
28
1.3. Методика определения резерва роста прибыли
35
2. Характеристика предприятия
37
2.1. Характеристика и финансово-экономические показатели предприятия
37
3. Анализ финансовых результатов и рентабельности
46
3.1. Выполнение плана финансовых результатов
46
3.2. Анализ показателей рентабельности
55
Выводы
58
Список использованной литературы
62
Приложение 1. Отчет о прибылях и убытках за 2010 год
67
Приложение 2. Бухгалтерский баланс за 2010 год
69
Приложение 3. Бухгалтерский баланс за 2011 год
72
Приложение 4. Отчет о прибылях и убытках за 2011 год
75
Показатель отношения суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам на протяжении всего анализируемого был подвержен колебаниям, но размер данного показателя превысил сто процентов в 2009 году. Рост данного показателя по итогам 2009 г. обусловлен динамичным развитием компании, который для финансирования текущей деятельности привлек краткосрочные кредиты и займы, а также активно использовал кредиторскую задолженность как источник финансирования. За 2009 финансовый год показатель отношения суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам резко вырос и превысил сто процентов, что так же обусловлен резким увеличением краткосрочных обязательств. Изменилась структура обязательств, основную долю которых составляют краткосрочные обязательства. За 2010 год и по итогам 2011 года данный показатель уменьшился в связи с уменьшением краткосрочных обязательств, а именно займов и кредитов.
В целом в период 2009-2011 г.г. показатель покрытия платежей по обслуживанию долга находился на невысоком уровне, что связано с динамичным развитием ОАО «АК ОЗНА» и активным использованием финансового рычага в своей деятельности. По итогам 2010 финансового года показатель покрытия по обслуживанию долга увеличился на 6,22 % по отношению к 2009 году и составил 17,06 %. Увеличение данного показателя связано с уменьшением обязательств и, соответственно, процентов, подлежавших уплате в отчетном периоде. По итогам 2011г. показатель покрытия по обслуживанию долга увеличился на 12,84% по отношению к 2010г. и составил 29,9 %.
На протяжении 2009-2011г.г. просроченная кредиторская задолженность имела место, что было связано с техническими причинами, и в целом доля просроченной кредиторской задолженности имела устойчивую тенденцию к снижению.
Показатель «Оборачиваемости дебиторской задолженности» основывается на сравнении величины этой статьи с чистым объемом продаж и показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого эмитентом. Начиная с 2009 года, оборачиваемость дебиторской задолженности имела тенденцию к снижению под воздействием опережающего роста дебиторской задолженности над выручкой, что объясняется спецификой расчетов с покупателями. Так, за этот период оборачиваемость дебиторской задолженности сократилась с 3,89 раза в 2009 году до 2,9 раза по итогам 2011 года. В 2011 году выручка у компании уменьшилась по отношению к 2010 году на 564797 тыс. руб., дебиторская задолженность также уменьшилась на 217441 тыс. руб., что привело к снижению показателя оборачиваемости дебиторской задолженности.
Доля дивидендов в прибыли. Дивиденды за 2009 год не начислялись и не выплачивались. В 2011 финансовом году выплачены дивиденды за 2010 год в размере 15 рублей на одну акцию. Доля дивидендов в прибыли за 2011 год составила 23,83 %.
На протяжении 2009-2010г.г. производительность труда в компании росла (с 1 557,9 до 1 943,13 тыс. руб./чел.), что объясняется ростом выручки компании темпами, опережающими рост среднесписочной численности работников. По итогам 2011 года производительность труда по товару снижалась по причине уменьшения выручки от продажи товарной продукции.
В 2010 году произошло незначительное увеличение отношения амортизации к выручке по сравнению с 2009 годом на 0,06%. По итогам 2011 года отношение амортизации к выручке также увеличилось на 0,23% по причине уменьшения выручки.
На основе приведенного анализа можно сделать вывод об удовлетворительном уровне платежеспособности ОАО «АК ОЗНА» и низком кредитном риске компании.
3. анализ финансовых результатов и рентабельности
3.1 Выполнение плана финансовых результатов
Прежде чем проанализировать выполнение плана финансовых результатов, необходимо проанализировать и оценить уровень и динамику показателей прибыли ОАО «АК ОЗНА» (табл. 4), в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»(приложения 2,4).
Таблица 4
Динамика показателей прибыли за 2009-2011гг.
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2010г.в тыс.руб. к 2009г. |
2011г.в тыс.руб. к 2010г. |
2010г.в% к 2009г. |
2011г.в% к 2010г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
3897094 |
5044365 |
4479568 |
1147271 |
-564797 |
129,44 |
88,8 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
2885646 |
4048045 |
3521320 |
1162399 |
-526725 |
140,28 |
86,99 |
Валовая прибыль |
1011448 |
996320 |
958248 |
-15128 |
-38072 |
98,5 |
96,18 |
Коммерческие расходы |
168691 |
166203 |
176428 |
-2488 |
10225 |
98,53 |
106,15 |
Управленческие расходы |
360997 |
425688 |
411749 |
64691 |
-13939 |
117,92 |
96,73 |
Прибыль (убыток) от продаж |
481760 |
404429 |
370071 |
-77331 |
-34358 |
84 |
91,5 |
Проценты к получению |
21535 |
43573 |
15903 |
22038 |
27670 |
202,34 |
36,5 |
Проценты к уплате |
71041 |
46144 |
25980 |
-24897 |
-20164 |
64,95 |
56,3 |
Доходы от участия в других организациях |
7 272 |
14 |
5 |
-7258 |
-9 |
0,19 |
35,71 |
Прочие доходы |
94227 |
199070 |
114249 |
104843 |
-84821 |
211,27 |
57,39 |
Прочие расходы |
82332 |
227011 |
109095 |
144679 |
-117916 |
275,73 |
48,41 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
451421 |
373931 |
365153 |
-77490 |
-8778 |
82,83 |
97,95 |
Отложенные налоговые активы |
98 |
111 |
37 |
13 |
-74 |
113,27 |
33,33 |
Отложенные налоговые обязательства |
1794 |
3742 |
513 |
1948 |
-3229 |
208,58 |
13,71 |
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Текущий налог на прибыль |
115935 |
82090 |
79898 |
-33845 |
-2192 |
70,81 |
97,33 |
налог на прибыль прошлых лет, иные аналог.платежи |
1494 |
2298 |
1196 |
804 |
-1102 |
153,82 |
52,05 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
332296 |
285912 |
283509 |
-46384 |
-2403 |
86,04 |
99,16 |
Анализируя таблицу видно, что выручка от продажи в 2010 году увеличилась на 1147271 тыс.руб. или на 29,44% по сравнению с 2009 годом, в 2011 году этот показатель сократился на 564797 тыс.руб. или на 11,2% в связи с сокращение объема товарооборота. Аналогично вел себя показатель себестоимость проданных товаров, продукции, в 2010 году виден рост на 1162399 тыс.руб. или на 40,28%, в 2011 году снижение на 13,01%.
Валовая прибыль в динамике уменьшалась, в 2010 году на 15128 тыс.руб. или на 1,5%, в 2011 году на 38072 или на 3,82%.
Прибыль от продаж в динамике снижалась, в 2010 году на 77331 тыс.руб. или на 16%, в 2011 году на 34358 или на 8,5%
Чистая прибыль снизилась в 2010 году на 46384 тыс.руб. или на 13,96%, в 2011 году на 2403 тыс.руб. или на 0,84%.
Все показатели прибыли в тенденции снижались, хотя выручка от реализации товаров, работ, услуг в 2010 году имела рост, это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.
Вместе с тем динамика финансовых результатов включает негативные изменения. Опережающими темпами растут прочие расходы в 2010 году они увеличились на 144679 тыс.руб., или на 175,73%, управленческие расходы в 2010 году увеличились на 64691 тыс.руб. или на 17,92%, все это привело к снижению прибыли.
Проанализируем финансовые результаты, достигнутые ОАО «АК ОЗНА» в таблице 5,6 и оценим их выполнение по плану.
Таблица 5
Финансовые результаты компании за 2009-2010 годы
Тыс. руб.
Показатели |
Факт 2009 год |
План 2010 год |
Факт 2010 год |
% 2010 г. к 2009 г. |
Выручка |
3 897 094 |
4 541 625 |
5 044 365 |
129,44 |
Прибыль от реализации |
481 760 |
523 647 |
404 429 |
83,95 |
Прибыль до налогообложения |
451 421 |
476 923 |
373 931 |
82,83 |
Чистая прибыль |
332 296 |
354 128 |
285 912 |
86,04 |
Как показывают данные, приведенные в таблице план по выручке от реализации продукции перевыполнен на 502740 тыс.руб. или на 11,07%, план по прибыли от реализации продукции недовыполнен на 117218 тыс.руб. или на 22,77%, план по прибыли до налогообложения недовыполнен на 68216 тыс.руб. или на 21,6%, план по чистой прибыли также недовыполнен на 68216 тыс.руб. или 19,26%. Видно что план по выручки перевыполнен, а по видам прибыли недовыполнен, это связано с опережающим ростом себестоимости реализованной продукции.
Основные причины невыполнения плана продаж:
1. Жесткая ценовая
конкуренция на тендерах по бол
2. Финансово-экономическая ситуация, возникшая в связи с кризисом в 4 квартале 2008 года, привела к сокращению объемов поставок (причины: сокращение финансирования, отказ заказчиков от продукции или перенесение сроков поставки, пересмотр цен на продукцию в сторону уменьшения).
На рассматриваемый период в компании разработана инвестиционная программа, основным направлением которой является:
Техническое перевооружение. Источник инвестиций – собственные средства. На техническое перевооружение (покупка оборудования, машин и вычислительной техники, пополнение автотранспортного парка) было направлено средств в размере 38 700 тыс. руб. В результате замены изношенного и устаревшего оборудования ожидается увеличение объема производства, повышение качества выпускаемой продукции.
У компании отсутствует просроченная задолженность по заработной плате. Среднемесячная заработная плата персонала за рассматриваемый период компании составила 18 500 рублей.
Таблица 6
Финансовые результаты компании за 2010-2011 годы
Тыс. руб.
Показатели |
Факт 2010 год |
План 2011 год |
Факт 2011 год |
% 2011 г. к 2010г. |
Выручка |
5 044 365 |
5 285 890 |
4 479 568 |
88,80 |
Прибыль от реализации |
404 429 |
436 683 |
370 071 |
91,50 |
Прибыль до налогообложения |
373 931 |
430 880 |
365 153 |
97,65 |
Чистая прибыль |
285 912 |
334 541 |
283 509 |
99,16 |
Как показывают данные, приведенные в таблице план по выручке от реализации продукции недовыполнен на 8063220 тыс.руб. или на 15,25%, план по прибыли от реализации продукции недовыполнен на 66612 тыс.руб. или на 15%, план по прибыли до налогообложения недовыполнен на 65727 тыс.руб. или на 16%, план по чистой прибыли также недовыполнен на 51032 тыс.руб. или 19%.
На этот период в компании разработана инвестиционная программа, основным направлением которой является:
1. Техническое перевооружение. Источник инвестиций – собственные средства. На техническое перевооружение (покупка оборудования, машин и вычислительной техники, пополнение автотранспортного парка) было направлено средств в размере 21 301 тыс. руб. В результате замены изношенного и устаревшего оборудования ожидается увеличение объема производства, повышение качества выпускаемой продукции, соответственно увеличение прибыли
У компании отсутствует просроченная задолженность по заработной плате в данном промежутке времени. Среднемесячная заработная плата персонала компании составила 20 845 рублей.
Для более глубокого анализа прибыли рассмотрим более детально объемы полученной выручки по двум основным видам продукции, обеспечивших 98,2% всей выручки (доходов) ОАО АК ОЗНА за анализируемый период в таблице 7,8 на стр.50,51.
За период с 2009 по 2010 годы объем выручки от реализации нефтепромыслового оборудования вырос. В 2011 году объем выручки от реализации нефтепромыслового оборудования незначительно снизился.
Основные причины увеличения размера выручки:
1. Увеличение доли рынка.
2. Увеличение загрузки производственных мощностей.
3. Увеличение производственных площадей (освоение новых производственных площадей).
Таблица 7
Объем выручки по виду продукции:
Производство и реализация нефтепромыслового оборудования
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2010-2009гг. т.р. |
2011-2010гг. т.р. |
2010-2009гг % |
2011-2010гг % |
Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности, тыс. руб. |
1360609 |
2612626 |
1828672 |
1252017 |
-783954 |
192,02 |
69,99 |
Доля объема выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки (доходов), % |
34,9 |
51,8 |
40,82 |
16,9 |
-10,98 |
148,42 |
78,8 |
Объем выручки от реализации нефтепромыслового оборудования за 2010 год увеличился с соответствующим периодом 2009 года на 92,02 %. Данное увеличение связано с ростом объема и изменением структуры продукции, то есть увеличением доли нефтепромыслового оборудования в общем объеме производства и реализации товарной продукции.
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия