Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности СПК Чапаева Петровского района Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Как экономическая категория прибыль имеет несколько проявлений и предназначений. С одной стороны, прибыль является источником обеспечения нормальной текущей деятельности предприятия, снабжая его дополнительными оборотными средствами, источником инвестиционных средств, позволяя предприятию расширить производство и повышать качество продукции, а также является источником стимуляции деятельности каждого работника для заинтересованности в результатах работы и получения прибыли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и порядок формирования балансовой прибыли……………………..5
1.2. Показатели рентабельности предприятия………………………………………10
1.3 Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности……………14
2. Анализ финансовых результатов деятельности СПК имени Чапаева Петровского района Саратовской области…………………………………………………………18
2.1 Финансово-экономическая характеристика хозяйства…………………………18
2.2 Анализ состава и динамики прибыли……………………………………………25
2.3 Анализ финансовых результатов предприятия от реализации сельскохозяйственной продукции …………………………………………….……29
2.4 Оценка показателей рентабельности……………………………………………36
3. Основные направления и резервы повышения финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………………38
3.1 Резервы увеличения производства и реализации сельскохозяйственной продукции………………………………………………………………………………38
3.2 Резервы снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции………..42
3.3 Резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности………………………48
Выводы и предложения……………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………………56

Файлы: 1 файл

курсовая работа .doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт, налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Показатели рентабельности предприятия.

 

Рентабельность —  один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, объединении, отрасли в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.

Функционирование любой  экономической системы можно  оценивать по двум основным направлениям:

- насколько быстро достигает система поставленной цели;

- эффективность, с которой система преобразует затраты в доходы.

Несмотря на тесную взаимосвязь  данных направлений, на практике наибольший интерес представляет второе из них. Руководство предприятия обычно заинтересовано в получение интегрированной оценки результатов превращения затрат в доходы, выраженной в виде комплексных показателей, удобных для сравнения и сопоставления, характеризующих эффективность хозяйственной деятельности с точки зрения её соответствия стратегическим целям бизнеса.

Среди наиболее важных и  часто используемых можно выделить следующие показатели рентабельности:

1) Рентабельность продукции. В общем данный показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции снятии с производства неэффективных изделий. Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации.

                                                                                                                                   2) Рентабельность продаж. Одним из наиболее объективных показателей, характеризующих единство тактических и стратегических целей развития предприятия, является рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение прибыли от реализации к чистой выручке. Данный показатель характеризует важнейший аспект деятельности - реализацию продуктов и услуг, а также оценивает долю себестоимости в продажах. Он связывает операционную деятельность со стратегическими целями предприятия.

На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные  факторы. Основными факторами её снижения являются:

- рост затрат на производство и реализацию продукции;

- падение объемов реализации.

В первом случае тщательному  анализу необходимо подвергнуть структуру затрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего — проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства.

Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов:

- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;

- произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;

- проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основе коэффициента маржинальной прибыли, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

Во втором случае следует  сосредоточить внимание на маркетинговых факторах, а также качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия — производство, маркетинг и сбыт.

 

3) Рентабельность активов. В узком смысле этот показатель выражает отдачу (доход), которая приходится на рубль задействованных активов. Однако, будучи важнейшим показателем хозяйственной деятельности, он позволяет увязать ее различные стороны. Эффективность использования активов также характеризуется их оборачиваемостью.

Причинами ухудшения  рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Если на ухудшение  показателя в большей степени  влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Ускорение оборачиваемости  можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть  возможность:

- продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;

- снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

- уменьшения дебиторской задолженности.

 

4) Рентабельность капитала. Показатель рентабельности собственного капитала является наиболее важной характеристикой деятельности предприятия с точки зрения его акционеров (собственников).

Характеризует эффективность  использования собственного капитала. Экономический смысл данного  показателя заключается в том, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия.

Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акций  предприятия на бирже, однако следует  учитывать, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене. Поэтому высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала.

Ещё одним важным показателем является рентабельность инвестируемого капитала. Она показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

 

5) Рентабельность производственной деятельности. Показатель рассчитывается путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции.

Данный показатель рентабельности может рассчитываться в целом  по предприятию, отдельным его сегментам  и видам продукции. Он показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Показатель рентабельности производственной деятельности в значительной степени дублирует коэффициент  рентабельности продаж, т.е. снижение значения показателя также свидетельствует о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, с той лишь разницей, что рентабельность производственной деятельности более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности.

 

Основные источники  резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому  виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение себестоимости, повышение  качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации (P^VPП) умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида (Пi1ед) и результаты суммировать:

P^Пvpп = ? (P^ VРПi* Пi1 ед).

Подсчет резервов роста  прибыли а счет снижения себестоимости  товарной продукции и услуг (P^ПС) осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (РvС) каждого вида продукции умножается на возможный объем её продаж с учетом резервов роста.

P^Пс = ? P^ Сi ( VРПi +Р^ VPПi).

Подсчет резервов роста  прибыли за счет повышения качества продукции производится следующим образом: планируемое измерение удельного веса каждого сорта (?Удi) умножается на отпускную цену соответствующего сорта (Цi), результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции с учетом резервов его роста.

P^П = ? (?Удi * Цi1) * ( VРПi1 +Р^ VPПi).

Основные источники  резервов повышения уровня рентабельности продукции - увеличение суммы прибыли  от реализации продукции (P^П) и снижение её себестоимости (РvС). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

P ^ R = RB - R1 = П1 + Р ^ П - П1 ,

? VРПiв *Сiв З1

где P ^ R - резерв роста  рентабельности;

RB - возможный (прогнозируемы)  уровень рентабельности;

R1 - фактический уровень  рентабельности;

П1 - фактическая сумма  прибыли отчетного периода;

Р ^ П - резерв роста прибыли  от реализации продукции;

VРПiв - возможный уровень  реализации продукции с учетом  выявленных резервов его роста;

Сiв - возможный уровень  себестоимости i-х видов продукции  с учетом выявленных резервов снижения;

З1 - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Рентабельность капитала - это отношение чистой прибыли (за вычетом налогов) к собственному капиталу. В условиях рынка рентабельность капитала характеризует минимальную  норму прибыльности капитальных  вложений и является более стабильным показателем, чем рентабельность продукции.

Внутренний коэффициент  эффективности представляет собой  такое пороговое значение рентабельности капитала, при котором становится возможным равенство притоков-оттоков  наличных средств, а сама текущая стоимость превращается в нулевую величину. Проект развития предприятия считается рентабельным, когда внутренний коэффициент эффективности не опускается ниже этой исходной нормы окупаемости вложений. На практике для более точного расчета внутреннего коэффициента эффективности используется метод итерационного подбора его численных значений во времени.

Период возврата капитальных  вложений (срок окупаемости) - это период времени, который необходим для  того, чтобы будущая прибыль предприятия  достигла величины осуществленных капитальных вложений. Показатель срока окупаемости характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения: где Т - срок окупаемости капитальных вложений, лет; П - чистая годовая прибыль за вычетом налогов, но с учетом амортизации, руб.

Максимальный денежный отток - это наиболее отрицательное  значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость  предпринимательского проекта и увязывает ее с источниками финансирования затрат.

Другим не менее известным  методом оценки денежных доходов  является метод рентабельности, характеризующий  размер полученной прибыли в зависимости  от объема продаж и стоимости активов  предприятия. К экономическим методам регулирования рентабельности предприятия относится рентабельность капитала, рентабельность продукции, рентабельность активов (фондоотдача).

На основе прибыли  рассчитываются относительные показатели:

- рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных фондов: где; Пб - балансовая прибыль; с и б - среднегодовая стоимость основных и нормированных оборотных производственных фондов;

- фондоотдача и фондоемкость где Q - выпуск продукции. Фондоотдача - это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов; фондоемкость - это среднегодовая стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. продукции;

- рентабельность продаж (оборота):

Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;

- рентабельность основного капитала:

- рентабельность собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность  использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.

Важным показателем  является, и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия и оборачиваемости основного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ финансовых  результатов деятельности СПК  имени Чапаева Петровского района  Саратовской области

 

2.1 Финансово-экономическая  характеристика хозяйства.

 

Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Чапаева расположен в северной части правобережной зоны Саратовской области. Исследуемое предприятие было основано в 1912 году. В 1998 г. колхоз имени Чапаева был реорганизован в СПК им. Чапаева.

Центральная усадьба хозяйства находится в селе Новозахаркино Петровского района Саратовской области. Расстояние до районного центра - г. Петровска составляет 15 км., до областного центра - г. Саратова - 100 км.

Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Чапаева пред- 
ставляет собой добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов. Членство в кооперативе предполагает личное трудовое участие в его деятельности. По своим обязательствам кооператив отвечает всем своим имуществом; при недостатке средств члены кооператива несут дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законодательством и уставом кооператива.

Информация о работе Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности СПК Чапаева Петровского района Саратовской области