Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности СПК Чапаева Петровского района Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Как экономическая категория прибыль имеет несколько проявлений и предназначений. С одной стороны, прибыль является источником обеспечения нормальной текущей деятельности предприятия, снабжая его дополнительными оборотными средствами, источником инвестиционных средств, позволяя предприятию расширить производство и повышать качество продукции, а также является источником стимуляции деятельности каждого работника для заинтересованности в результатах работы и получения прибыли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и порядок формирования балансовой прибыли……………………..5
1.2. Показатели рентабельности предприятия………………………………………10
1.3 Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности……………14
2. Анализ финансовых результатов деятельности СПК имени Чапаева Петровского района Саратовской области…………………………………………………………18
2.1 Финансово-экономическая характеристика хозяйства…………………………18
2.2 Анализ состава и динамики прибыли……………………………………………25
2.3 Анализ финансовых результатов предприятия от реализации сельскохозяйственной продукции …………………………………………….……29
2.4 Оценка показателей рентабельности……………………………………………36
3. Основные направления и резервы повышения финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………………38
3.1 Резервы увеличения производства и реализации сельскохозяйственной продукции………………………………………………………………………………38
3.2 Резервы снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции………..42
3.3 Резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности………………………48
Выводы и предложения……………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………………56

Файлы: 1 файл

курсовая работа .doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

Агропромышленный маркетинг как  самостоятельное направление современного маркетинга предполагает изучение, прогнозирование и осуществление предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов рынка в области производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции с целью получения высоких результатов рыночной деятельности.

Задачами агропромышленного маркетинга являются: выбор товара, производимого  для рынка, определение его потребительских  свойств; установление качественных параметров производства; контроль за соблюдением  действующих экологических и  медицинских требований.

Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация  должна уметь прогнозировать, какие  трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, как и то, какие  возможности могут открыться  для нее. Поэтому в стратегическом анализе особый упор необходимо делать на то - какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда.

Возможность - это тот фактор из внешней среды и среды непосредственного  окружения, который может повлиять положительно на предприятие (внутренние сильные стороны тоже могут дать направление поиска возможностей).

Угроза - тот фактор одной из указанных  выше сред, который может повлиять на предприятие отрицательно в будущем (слабые внутренние стороны предприятия  могут указать на вероятные угрозы в будущем).

Следовательно, руководству предприятия следует обратить внимание на усиление конкурентных позиций, а также можно предложить рекомендации по развитию дилерской сети на внешнем рынке, т.е. расширять географию рынка сбыта.

Для увеличения объемов реализации продукции СПК имени Чапаева Петровского района Саратовской области на стадии роста необходимо, прежде всего, увеличить объемы выпуска продукции. Для этого нужно:

1. повысить производительность  труда:

- введение сдельно-премиальной системы оплаты труда для повышения заинтересованности рабочих в результатах своего труда.

- за счет роста прибыли в 2011 - 2012 гг. покупка более производительного современного оборудования, которое обеспечит также повышение качества продукции.

Увеличение объемов производства продукции животноводства возможно также за счет найма дополнительных рабочих и организации двусменной работы.

Привлечение покупателей за счет повышения  качества продукции, которое будет  достигаться за счет:

- покупки более совершенного оборудования.

- применение более дорогих и более качественных материалов отечественных и зарубежных производителей.

Выбранные стратегии развития предприятия  вполне соответствуют миссии и целям  организации, которые можно сформулировать следующим образом:

Миссия предприятия - в максимально  возможной мере соответствовать потребностям рынка путем совершенствования продукции (товаров, услуг), расширения ее номенклатуры и поддержания необходимого уровня выпуска продукции.

Цели предприятия:

- обеспечение 20 % уровня рентабельности активов предприятия.

- завоевание позиции лидера (доля на рынке более 20 %) на местном рынке.

- непрерывное совершенствование качества производимой продукции.

- непрерывное повышение производительности труда и квалификации персонала.

- поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов предприятия

- создавать благоприятные условия труда для развития творческого потенциала работников и заинтересованности в результатах труда

Таким образом, из приведенного анализа  видно, что цена продукта не является определяющим успех (объем продаж) показателем. Для достижения поставленных целей необходимо:

- обеспечить высокое качество производимых изделий;

- обеспечить информационную поддержку потребителей с объяснением повышенных эксплуатационных свойств предлагаемой продукции всеми видами рекламы, а так же консультированием клиентов по телефону, посредством сети Интернет и на местах продаж (приема заказов);

- использовать все доступные рекламные носители;

- повысить скорость исполнения заказа до 2 -3 дней (в случае необходимости использовать дополнительные рабочие бригады);

- создать широкую сеть представительств (пунктов приема заказов) с квалифицированным персоналом (для возможно большей скорости обработки заказа и оказания высококачественных консультационных услуг на местах продаж);

- использование «агрессивной» технологии продаж.

Предприятие уже освоило рынки  сбыта продукции, и сейчас его  стратегия должна быть направлена на укрепление своих позиций в отрасли. Основным направлением развития предприятия  на перспективу должно быть установление делового сотрудничества и работа с контрагентами путем разработки системы скидок, развития дилерской деятельности, стимулирования продаж, и таким образом, расширения каналов сбыта. Задачей является также поддержание репутации и формирование имиджа фирмы на рынке.

Для предприятия СПК имени Чапаева Петровского района Саратовской области предпочтительнее выбрать как наступательную стратегию, ориентированную на завоевание ведущих позиций организации в определенных сферах деятельности или рынка, так и промежуточную, которая сводится к разумной конкуренции, использованию упущений и слабых сторон других предприятий и следованию к фарватере ведущей фирмы.

Успех последней стратегии достигается  за счет самостоятельного проведения эффективной инновационной политики, позволяющей не отставать от ведущей фирмы.

Для сохранения и увеличения сбыта  продукции СПК имени Чапаева Петровского района Саратовской области целесообразно использовать следующие стратегии в области маркетинга:

- проникновение на рынок: осуществляется более глубокое изучение традиционного рынка для сбыта прежней продукции, улучшаются работы по сбыту с целью получения преимуществ перед конкурентами;

- разработка товара: проводится поиск «ниш» для новой продукции, а также выявляются новые товары для прежнего рынка. Эта стратегия эффективна, так как торговая марка пользуется повышенным спросом у потребителей. Стратегия также предпочтительна с точки зрения минимизации затрат и риска.

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Основным показателем финансовых результатов деятельности экономического субъекта является прибыль. Прибыль представляет собой важнейший индикатор эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов собственников организации, по прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и одной акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного пред- приятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия.

Актуальность данной проблемы определило ее выбор в качестве темы исследования данной курсовой работы, выполненной на основе фактических данных деятельности СПК имени Чапаева Петровского района Саратовской области. Данное хозяйство располагает земельными угодьями, площадью 9581 га, из которых сельскохозяйственные угодья составляют 9332 га. Удельный вес наиболее ценного вида сельскохозяйственных угодий - пашни, составляет 83,7 %. В структуре посевных площадей наибольший удельный вес занимают зерновые культуры. За период исследования в структуре посевных площадей доля зерновых культур выросла на 5,2 % и технических - на 2,3 % культур; кормовых культур - сократилась на 7,5 %. В части обеспеченности трудовыми ресурсами произошло сокращение штата работников на 9 чел. или 5,9 %. При этом численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, увеличилась с 134 до 135 чел. (на 0,7 %). В целом по предприятию наблюдается тенденция к сокращению штата работников несельскохозяйственных отраслей производства.

Общая стоимость основных фондов предприятия выросла с 61865 тыс. руб. в 2010 г. до 81088 тыс. руб. в 2012 г. (на 19223 тыс. руб. или 31,1 %), что говорит о расширенном воспроизводстве основных фондов предприятия. Рост объемов производственной деятельности также положительно повлиял на динамику выручки от реализации продукции (работ, услуг) анализируемого предприятия. За исследуемый период размер выручки от продаж увеличился с 15317 до 32643 тыс. руб. (более чем в 2 раза). При этом рост выручки от реализации продукции растениеводства составил 13456 тыс. руб., продукции животноводства - 4022 тыс. руб.

В структуре товарной продукции в среднем за 3 года наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (42,4 %), молоко (24,7 %) и подсолнечник (16,3 %). Таким образом, хозяйство имеет ярко выраженную зерновую специализацию со значительной долей молочного скотоводства.

Прибыль от реализации продукции выросла на 7553 тыс. руб. или 601,8 %, в том числе прибыль от реализации продукции растениеводства выросла на 5063 тыс. руб. и составила 8967 тыс. руб., убыток от реализации животноводческой продукции сократился на 2739 тыс. руб. и в 2012 г. получена прибыль в размере 100 тыс. руб. В итоге за анализируемый период размер чистой прибыли вырос с 2890 тыс. руб. до 9370 тыс. руб. (на 6480 тыс. руб. или почти в 3,3 раза), что дает возможность предприятию ежегодно увеличивать свой капитал и стабильно осуществлять процесс расширенного воспроизводства. К наиболее рентабельным видам продукции, производимым в хозяйстве, от носятся: в растениеводстве - пшеница, горох, подсолнечник и гречиха; в животноводстве - молоко. На протяжении 3 лет наибольшую стабильность по рентабельности демонстрируют горох, подсолнечник и, в меньшей степени, пшеница и ячмень. Положительная динамика по рентабельности отмечается по: прочим зерновым и зернобобовым, молоку, переработанной продукции растениеводства.

Анализ свидетельствует о том, что основную часть финансовых ресурсов предприятие получает от наиболее рентабельных видов продукции (горох, пшеница, подсолнечник, молоко). За исключением молока продукция животноводства не воспроизводится, т.е. не покрывает затраченных на нее средств. В этой связи часть ресурсов приходиться восполнять за счет выручки от реализации продукции растениеводства. Таким образом, постоянное переливание финансовых ресурсов в пользу убыточных видов продукции тормозит развитие производства и прибыльных видов продукции.

Однако следует отметить, что за последние 3 года убыточность продукции животноводства в целом снижалась и в 2010 г. впервые за исследуемый период достигла положительной величины, что в целом благоприятно сказалось на финансовых результатах деятельности СПК имени Чапаева.

Анализ и оценка факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия, свидетельствуют о том, что рост, валовой прибыли на протяжении всего периода исследования является следствием положительного влияния следующих факторов:

- роста объемов реализации продукции;

- роста доли продукции с более высоким уровнем рентабельности; 
- увеличения отпускных цен на реализованную продукцию.

Отрицательным фактором в части наращивания валовой прибыли предприятия является рост себестоимости реализованной продукции. В целом за исследуемый период суммарное влияние положительных факторов оказалось большим, нежели отрицательных, что выразилось в увеличении сумм валовой прибыли.

С целью снижения уровня убыточности животноводческой отрасли хозяйства и увеличения доходности хозяйственной деятельности предприятия нами была разработана система мероприятий по совершенствованию и оптимизации использования производственных ресурсов экономического субъекта, которая заключается в изменении направлений вложений капитала и пересмотре цен реализации 
на некоторые виды реализуемой продукции. С целью учета факторов инфляции в расчетах используется индекс-дефлятор, в размере 6 %, на который корректируются как себестоимость, так и выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Реализация намеченных мероприятий позволит увеличить величину прибыли от продаж на 1398 тыс. руб., в том числе: от реализации продукции растениеводства - на 726 тыс. руб., животноводства - на 525 тыс. руб., товаров - на 3 тыс. руб., работ и услуг - на 144 тыс. руб. Реализация проекта оптимизации финансовых результатов для СПК имени Чапаева Петровского района Саратовской области позволит, по мимо увеличения прибыли от реализации продукции растениеводства, снизить убыточность по некоторым видам животноводческой продукции. При этом, финансовый результат от реализации продукции животноводства составит 625тыс.руб. Общая величина финансового результата по предприятию составит 10206 тыс. руб., что позволит предприятию получить дополнительный источник финансирования с целью осуществления процесса расширенного воспроизводства.

Основными мероприятиями, способствующими улучшению финансового состояния СПК имени Чапаева и росту его финансовых результатов, являются:

  • освоение новых методов и техники управления производством;
  • усовершенствование структуры управления;
  • тщательный подбор, подготовка и обучение персонала;
  • разработка взвешенной стратегии ценообразования на реализуемую предприятием продукцию;
  • поиск и использование резервов по снижению затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;
  • использование методов планирования и прогнозирования;
  • снижение непроизводственных расходов и потерь.

 

 

Список используемой литературы

 

1.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Под ред.проф. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА – М, 2009.-617с.

2. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Бариленко В.И.; под  ред. В.И. Бариленко. – М.: Изд-во «Омега-Л»,2009. – 414с

3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М,2008. – 215с.

Информация о работе Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности СПК Чапаева Петровского района Саратовской области