Анализ финансовых результатов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

Прибыль и рентабельность – важнейшие показатели, характеризующие экономические результаты производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рыночной экономики. Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки.

Содержание работы

1.Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1Финансовые результаты: виды, сущность, порядок расчета
1.2Основные приемы и методы анализа финансовых результатов предприятия
1.3Методы анализа финансовых результатов
2. Анализ финансовых результатов ОсОО «Виктория-Арт»
2.1 Анализ данных в отчете о прибылях и убытках ОcОО «ВИКТОРИЯ-АРТ»
2.2Анализ рентабельности ОcОО «ВИКТОРИЯ-АРТ».
3. Пути совершенствования анализа финансовых результатов.
3.1 Рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности ОсОО «Виктория-Арт».
3.2 Зарубежный опыт анализа финансовых результатов предприятия
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

проект.docx

— 141.04 Кб (Скачать файл)

Р к = П3. : К x 100 %,

где Р к - рентабельность капитала;

К - стоимость капитала.

4) Экономическая рентабельность характеризует эффективность использования всего имущества:

Р эк. = П4. : С ок. x 100 %

где Р эк. - рентабельность основного капитала;

П4. - чистая прибыль;

С им. ср. –средняя стоимость имущества.

5) Показатель рентабельности собственного капитала отражает эффективность капитала, инвестированного в организацию за счет собственных источников финансирования. Изменение этого показателя в ряде случаев оказывает непосредственное влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах. Рентабельность собственного капитала определяется по следующей формуле:

Р ск. = П5. : С ос. x 100 %

где Р ск. - рентабельность собственного капитала;

П5. - показатель чистой прибыли;

С с.к. - средняя стоимость собственного капитала.

     Для улучшения сложившегося финансового положения предприятию следует принять решительные меры по увеличению выручки от продажи продукции путем поиска более выгодных сегментов рынка и изучения цен конкурентов, а также повышения привлекательности выпускаемой продукции для потребителей за счет улучшения ее качественных параметров, что также равноценно увеличению ее количества. Необходимо также принять меры по увеличению прочих доходов при одновременном снижении соответствующих расходов. Важное место при этом должно быть уделено снижению себестоимости реализуемой продукции.

6) Валовая рентабельность  характеризует размер валовой  прибыли на единицу выручки:

Р вал. = П6. : В x 100 %

где Р вал. – уровень валовой рентабельности;

П6. - показатель валовой прибыли;

В - показатель выручки от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

7) Рентабельность реализованной  продукции (затратоотдача) показывает, сколько прибыли от продаж  приходится на один сом полных  затрат

Р реал. прод. = П7. : З x 100 %

где Р вал. – рентабельность реализованной продукции;

П7. - показатель от продаж;

З – затраты на производство и реализацию продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы анализа финансовых результатов.

     Практикой выработаны основные методы финансового анализа 6, среди которых можно выделить следующие:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • сравнительный (пространственный) анализ;
  • факторный анализ;
  • метод финансовых коэффициентов.

     Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

  • простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;
  • анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.

При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение  одного показателя по экономической  природе не соответствует изменению  другого показателя.

     Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.

Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и  при составлении аналитических  таблиц могут применяться одновременно.

     Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляют прогнозный анализ.

     Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.

     Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:

ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК) * 100

где ЧРСК — чистая рентабельность собственного капитала (процент или  доли единицы); ЧП — чистая прибыль  за расчетный период; СК — собственный  капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР — выручка (нетто) от реализации продукции; А —  активы на последнюю отчетную дату.

Если в результате анализа  бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора  это произошло:

  • снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;
  • менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;
  • изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).

     Метод финансовых коэффициентов — расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей. При проведении аналитической работы следует учитывать следующие факторы:

  • эффективность применяемых методов планирования;
  • достоверность бухгалтерской отчетности;
  • использование различных методов учета (учетной политики);
  • уровень диверсификации деятельности других предприятий;
  • статичность применяемых коэффициентов.

В практике западных корпораций (США, Канада, Великобритания) наибольшее распространение получили следующие  три коэффициента: ROA (прибыль) , ROE (прибыль на собственный капитал) , ROIC (прибыль на инвестированный капитал).

Существуют  различные способы использования  методов анализа финансовых результатов.

    1. Ковалев В.В., Волкова О.Н. предлагают вертикальный анализ финансовых результатов (отчета о прибылях и убытках). Что касается анализа коэффициентов рентабельности, то наиболее широкое распространение получила модифицированная факторная модель фирмы "DuPont". Назначение модели - идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый - рентабельность собственного капитала (КОЕ).

 

    1. Шеремет А. Д. в своей книге использует 3 вида анализа финансовых результатов: вертикальный, горизонтальный и факторный. Показатели рентабельности анализируются при помощи метода цепных подстановок7. Данный метод выполняется следующим образом:

Пример:

Прибыль и выручка от продаж компании А составили 250 000 сом, 1 300 000 сом (2010 г.). В 2011 году данные показатели изменились: прибыль составила 360 000 сом, а выручка 1 620 000 сом.

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от продаж * 100%

Р пр. 2010 год. = 250 000 : 1 300 000 * 100% = 19,23 %

Р пр. 2011 год. = 360 000 : 1 620 000 * 100% = 22,2 %

Р пр. = 360 000 : 1 300 000 * 100% = 27,7 %

     За счет роста прибыли от продаж рентабельность продаж компании А увеличилась на 8,47% (27,7% – 19,23 %). Рост выручки привел к снижению рентабельности продаж  на 5,5% (27,7% - 22,2%).

    1. Савицкая Г. В. в анализе хозяйственной деятельности предприятия рекомендует применять факторный анализ для финансовых результатов, в том числе ранее приведенный пример анализа рентабельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ финансовых результатов ОсОО «Виктория-Арт».

2.1 Анализ данных в отчете о прибылях и убытках.

     В данной самостоятельной работе будет проведен анализ финансовых результатов предприятия ОсОО «Виктория-Арт» за три года (2009-2011 гг.).

     На основе  предоставленной информации в  виде отчета о прибылях и  убытках целесообразным представляется  проведение следующих видов анализа:  горизонтальный, вертикальный и  структурный. 

     Сущность горизонтального или временного анализа состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов. В свою очередь вертикальный или структурный анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода.

     Для проведения  данного вида анализа необходимо  вычислить изменения абсолютных  и относительных показателей  в отношении всех отчетных  периодов друг к другу.

 

 

 

 

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменения

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

Абс., сом

темп роста, %

Абс., сом

темп роста, %

Абс., сом

темп роста, %

Выручка

8 354 730

7 487 400

16 192 500

-867 330

89,62

7 837 770

193,81

8 705 100

216,26

Прочие доходы

627 833

356 800

6000

-271 033

56,83

-621 833

0,96

-350 800

1,68

Итого доходы

8 982 563

7 844 200

16 198 500

-1 138 363

87,33

7 215 937

180,33

8 354 300

206,50

Расходы по оплате услуг

2 169 100

2 883 100

3 819 300

714 000

132,92

1 650 200

176,08

936 200

132,47

Расходы на вознаграждения работникам

1 839 900

4 437 200

6 104 600

2 597 300

241,17

4 264 700

331,79

1 667 400

137,58

Расходы по амортизации

1 255 200

490 555

441 100

-764 645

39,08

-814 100

35,14

-49 455

89,92

Прочие неоперационные  расходы

2 557

0

224 100

-2 557

0,00

221 543

8764,18

224 100

0,00

Итого расходы

5 266 757

7 810 855

10 589 100

2 544 098

148,30

5 322 343

201,06

2 778 245

135,57

Прибыль до уплаты налогов

3 718 345

33 400

5 609 400

-3 684 945

0,90

1 891 055

150,86

5 576 000

16794,61

Расходы по налогу на прибыль

371 834

3 300

560 900

-368 534

0,89

189 066

150,85

557 600

16996,97

Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода

3 346 511

30 100

5 048 500

-3 316 411

0,90

1 701 989

150,86

5 018 400

16772,43


Таблица 2. Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках.                                                                                                             

Из таблицы 1 видно, что  в целом по предприятию происходит увеличение расходов с 2009 по 2011 год (на 101,06 %). Увеличение расходов негативно повлияла на прибыль в 2010 году, поскольку реализация услуг снизилась на 867 330 сом (10,38 %). При более детальном рассмотрении расходов можно увидеть значительную динамику роста следующих статей:

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменения

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

Абс., сом

темп роста, %

Абс., сом

темп роста, %

Абс., сом

темп роста, %

Расходы по оплате услуг

2 169 100

2 883 100

3 819 300

714 000

132,92

1 650 200

176,08

936 200

132,47

Расходы на вознаграждения работникам

1 839 900

4 437 200

6 104 600

2 597 300

241,17

4 264 700

331,79

1 667 400

137,58




Таблица 2.1

   

     В итоговой сумме расходов незначительное влияние оказывают следующие статьи как расходы по амортизации (уменьшение за весь период составило 814 100 сом или 74,86 %)  и прочие неоперационные расходы ( расходов с 2009 по 2010 гг. не было, с 2010 по 2011 гг. расходы составили 224 100 сом).

     Статьи связанные  непосредственно с прибылью (прибыль  до уплаты налогов, расходы по налогу на прибыль и чистая прибыль)   в таблице 1 имеют практически одинаковую динамику из года в год в процентном соотношении, поскольку доля налога на прибыль остается неизменной (10% от налога на прибыль).  Например, темп прироста 2011 года к 2009 году прибыли до уплаты налогов, налогов на прибыль и чистой прибыли составляют 50,86%; 50,85% и 50,86 % соответственно.

 

Таблица 2.2

Информация о работе Анализ финансовых результатов предприятия