Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:55, контрольная работа
1. Значение, предмет и задачи анализа хозяйственной деятельности.
Значение: Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистичекий, экономический и др.
АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
5. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
1. Значение,
предмет и задачи анализа
Значение: Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистичекий, экономический и др.
АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
АХД является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением.
Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объектами АХД явл.экономические результаты хозяйственной деятельности. (к ним относятся пр-во и реализация продукции, ее себестоимость, исп.материальных, трудовых и финансовых ресурсов.) Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные св-ва и признаки. Таким существенным признаком АХД явл.изучение взаимодействия явлений, причинно-следственных связей в хоз-ой деят-ти предприятий.
Задачи: центральная задача анализа, которую он выполняет на предприятии, - поиск резервов повышения эффективности пр-ва на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
След.задача анализа – оценка результатов деят-ти предприятия по выполнению планов,достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг. Объективная диагностика деятельности предприятия способствует росту пр-ва, повышению его эф-ти и наоборот.
И наконец, разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хоз-ой деятельности – также одна из задач АХД.
Т.О. АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хоз-ого развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, измерением влияния факторов, оценкой достигнутых рез-ов, поиском, измерением и обоснованием величины хоз-ых резервов повышения эф-ти пр-ва и разработкой рекомендаций по их использованию.
2. Методы
и методика анализа
Одной из характерных черт метода АХД – необходимость постоянных сравнений. Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса.
Изучение диалектического метода в анализе означает, что изучение хоз-ой деят-ти предприятий должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолировано, без связи с другими.
Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е.обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а выводы обоснованными. Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методом индукции(от частного к общему, от причин к результатам) и дедукции (от общих к частным). Т.О, метод АХД представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на рез-таты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников инф-ии с целью повышения эф-ти функционирования организации.
Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Общую методику понимают как систему исследования, кот одинаково исп-тся при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу пр-ва или объекту исследования.
Любая методика анализа будет представлять собой наказ или методологические советы по проведению аналитического исследования. Она содержит такие моменты как: задачи и формулировки целей анализа; объекты анализа; системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа; советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования; описание способов исследования изучаемых объектов; источники данных, на основании которых производится анализ; характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа; потребители результатов анализа.
3. Способы
обработки экономической
Способы: -сравнения; -приведения показателей в сопоставимый вид; -относительных величин; -средних величин; -группировки данных; -балансовый; -графический; -табличный.
Сравнение – это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.(сравнения фактических данных с плановыми, позволяет определить степень выполнения плана за месяц, год, квартал).
Проводя сравнение различных пок-ей мы должны быть уверены в их сопоставимости. Сопоставимость пок-ей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Т.о., основными способами приведения пок-ей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.
Относительные величины отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в рез-те деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.
Средние величины используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. В АХД используются различные типы средних величин: среднеарифметические(простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.
Группировки информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. (Группировки: типологические, структурные и аналитические).
Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей. Широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными ср-ми пр-ва и т.д. а так же при анализе полноты их использования.
Графики: основные формы кот.исп-ся в АХД – диаграммы. (столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. По содержанию различают: диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля.).
Таблицы: простые, групповые и комбинированные. По аналитическому содержанию различают таблицы: отражающие характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам;порядок расчета показателей; динамику изучаемых показателей; структурные изменения в составе показателей; взаимосвязь пок-ей по различным признакам; методику подсчета резервов; сводные результаты анализа.
4. Методика
определения величины резервов
в анализе хозяйственной
Экономическая сущность
резервов повышения эфф-ти пр-ва состоит
в наиболее полном и рациональном
использовании все
Для подсчета величины резервов в АХД используется ряд способов: прямого счета, сравнения, детерминированного факторного анализа, стохастического факторного анализа, функционально-стоимостного анализа, маржинального анализа, математического программирования.
Способ прямого счета применятся для подсчета резервов экстенсивного характера, когда известна величина дополнительного привлечения или величина безусловных потерь ресурсов. Возможность увеличения выпуска продукции (Р VВП) = ДR(дополнит кол-во ресурсов)/УРф(фактический их расход на ед продукции) или ДR*ROф(фактическая ресурсоотдача).
Способ сравнения – для подсчета величин резервов интенсивного характера, когда потери ресурсов или возможная их экономия определяется в сравнении с плановыми нормами или с затратами на ед.продукции на ведущих предприятиях.
Способ детерминированного факторного анализа: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц и интегральный метод.
Результаты корреляционного анализа также широко используются для подсчета хозяйственных резервов. РУ(резерв увеличения результативного показателя) = Рхi(резерв прироста факторного пок-ля) * bi(коэф.регресси.)
Математическое программирование- позволяет оптимизировать величину пок-лей и выявить дополнительные и неиспользованные резервы путем сравнения величины.
Функционально-стоимостной анализ – позволяет найти и предупредить лишние затраты путем усовершенствования его конструкций, технологии пр-ва, использования более дешевого сырья и материалов.
5. Анализ производства и реализации продукции.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция –
стоимость всей продукции и выполненных
работ, включая незавершенное
Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.
Реализованная продукция
- стоимость реализованной
Готовая продукция может быть реализована по оптовым, розничным и договорным ценам. Оптовые цены устанавливаются на уровне розничных за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данного предприятия.
В условиях рыночных отношений цены различаются по особенностям купли-продажи: базисная цена фактурная цена (условная цена, она согласовывается на уровне заключения контракта), мировая цена.
Анализ динамики производства и реализации продукции. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Для анализа динамики производства и реализации строим таблицу: Объем производ-ва, объем реализ-ции и темпы роста (базисные и цепные). Первый год берется за 100%.
Среднегодовой темп прироста рассчитывается: корень из перемноженные темпы роста деленные на кол-во лет.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Ассортимент – это перечень наименования продукции с указанием объема выпуска по каждому виду.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом: равен Объем продукции, принятый в расчет / Базовый объем реализации прод-ции.
Коэффициент структурной активности. Находим долю каждого изделия в общей сумме реализации. Разница между отчетным и базисным годом дает этот коэффициент.
Ритмичность производства продукции имеет аналогичную общую характеристику, как и ассортимент продукции, которая так же засчитывается в план по плановым или ниже плановых показателей.
Анализ конкурентоспособности продукции. Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi,). Интегральный показатель (I) – отношение группового показателя по техническим параметрам(Gт ) к групповому показателю экономическим параметрам ( Gэ): I = Gт/Gэ
Если I <1 то анализируемое изделие уступает образцу
А если I >1 то оно превосходит образец по своим параметрам.
Положение товара на рынке сбыта. Звезды – приносят основную прибыль, способствуют эк. росту. Дойные коровы – период зрелости, приносят прибыль для инвестиции трудных детей (новые товары, нуждаются в рекламе, не приносят прибыли, но могут стать звездами). Мертвый груз – нежизнеспособные товары.
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия