Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:55, контрольная работа
1. Значение, предмет и задачи анализа хозяйственной деятельности.
Значение: Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистичекий, экономический и др.
АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Еще одним важнейшим источником самофинансирования предприятий служат амортизационные отчисления.
Они относятся на затраты предприятия, отражая износ основных и нематериальных активов, и поступают в составе денежных средств за реализованные продукты и услуги. Их основное назначение — обеспечивать не только простое, но и расширенное воспроизводство.
Преимущество амортизационных отчислений как источника средств заключается в том, что он существует при любом финансовом положении предприятия и всегда остается в его распоряжении.
Внешние (привлеченные) источники собственных средств
Предприятия могут привлекать собственные средства путем увеличения уставного капитала за счет дополнительных взносов учредителей или выпуска новых акций. Возможности и способы привлечения дополнительного собственного капитала существенно зависят от правовой формы организации бизнеса.
13. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
Безубыточность - это такое состояние; когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.1 Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.2
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.
Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 1). По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство убудет убыточным.
Например, критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн. руб. Если же пакет заказов будет менее 50% фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
Рис. 1. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - зона безопасности. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Аналитический способ расчета безубыточного (критического) объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобный по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:1
,
где
А – постоянные затраты;
ДМД – доля маржинального дохода в выручке.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:2
,
где
р – цена изделия;
b – переменные затраты на единицу продукции.
Для расчета критического объема продаж в процентах к максимальному общему, который принимается за 100%, может быть использована формула:1
,
где
МД – маржинальный доход (определяется как разность выручки-нетто и переменных расходов на весь выпуск продукции).
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, формула будет иметь вид:2
,
где
П – прибыль от реализации продукции.
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:3
.
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:1
.
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:2
.
14. Расчет чистых активов акционерного предприятия.
Чистые активы - это реальная стоимость имеющегося у общества имущества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов. Появление у общества долгов, превышающих размер его имущества, ставит под угрозу интересы его кредиторов. Для того чтобы это не произошло, важно правильно оценивать чистые активы акционерного общества, размер которых на конец второго и каждого последующего финансового года должен соответствовать хотя бы объявленному (зарегистрированному и оплаченному) уставному капиталу общества.
В ином случае общество обязано объявить и зарегистрировать уменьшение своего уставного капитала и, не вправе объявлять и выплачивать дивиденды (что заведомо было бы в ущерб кредиторам). Чистые активы рассчитывают на основании данных бухгалтерского баланса. Для этого из суммы активов вычитают сумму пассивов. При этом, в расчете участвуют не все показатели баланса. Так, из состава активов надо исключить стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров, и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал. А в составе пассивов не учитывают капитал и резервы (разд. III) и доходы будущих периодов (код 640 разд. V).
Чистые активы хозяйственных обществ (ООО, АО) не могут быть меньше уставного капитала. Если такое происходит, общество обязано уменьшить уставный капитал. Если уставный капитал станет ниже минимального (в настоящее время для ООО и ЗАО - 10 000 руб., для ОАО - 100 000 руб.) организация должна ликвидироваться.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного Федеральным законом на дату государственной регистрации общества, общество обязано принять решение о своей ликвидации (п. 5 ст. 35 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, п. 3 ст. 20 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 90 ГК РФ, ст. 99 ГК РФ).
Юридическое лицо может быть ликвидировано в принудительном (судебном) порядке.
Если стоимость чистых активов окажется меньше его уставного капитала и общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств общества и возмещения им убытков.
15. Анализ
финансовых результатов
Финансовый результат
деятельности предприятий в конечном
итоге характеризуется показате
В процессе анализа решаются следующие задачи:
Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:
Годовой отчёт об изменениях капитала, форма № 3, отражает состояние и изменение резервного фонда, информацию о нераспределённой прибыли прошлых лет по составу, о фонде социальной сферы, целевых финансированиях и поступлениях; резервах предстоящих расходов, оценочных резервах. В справке IV отражены различные источники увеличения капитала по отдельным статьям.
В отчёте о движении денежных средств, форма № 4,содержатся данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.
Приложение к годовому бухгалтерскому балансу, форма № 5, в справке к разделу 3 содержит информацию о размере амортизации внеоборотных активов по каждому из их видов на начало и конец отчётного года и результат по индексации в связи с переоценкой этих активов. В справке 6 «Расходы по обычным видам деятельности» этого отчёта приводятся произведённые организацией расходы по элементам затрат, а в справке 7 «Социальные отчисления» отражаются отчисления во внебюджетные фонды по каждому из направлений.
16. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
Оценка платежеспособности
и ликвидности баланса
Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. Кроме того, ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности погашения.
Наиболее мобильной частью ликвидных средств являются деньги и краткосрочные финансовые вложения. Ко второй группе относятся готовая продукция, отгруженные товары и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы текущих активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.
Значительно больший срок понадобится для превращения производственных запасов и незавершенного производства в готовую продукцию, а затем в денежную наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе.
Соответственно на три группы разбиваются и платежные обязательства предприятия: 1) задолженность, сроки оплаты которой уже наступили; 2) задолженность, которую следует погасить в ближайшее время; 3) долгосрочная задолженность.
Для оценки перспективной платежеспособности рассчитывают следующие показатели ликвидности: абсолютный, промежуточный и общий.
Абсолютный показатель ликвидности определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (III раздел пассива баланса). Его значение признается достаточным, если он выше 0,25. Если предприятие в текущий момент может на 25% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Отношение ликвидных средств первых двух групп к общей сумме краткосрочных долгов предприятия представляет собой промежуточный коэффициент ликвидности. Удовлетворяет обычно соотношение 1:1. Однако, он может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение 1,5:1.
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия