Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:05, курсовая работа
Главной задачей анализа финансово-хозяйственной деятельности становится изучение технического, организационного и экономического уровня предприятия и его производственных подразделений, конкурентоспособности предприятия на отечественном и международном рынках, оценка результатов их производственной, хозяйственной и финансовой деятельности.
Основной задачей промышленного предприятия, наряду с получением прибыли, является удовлетворение спроса юридических лиц и населения в каком-либо виде товаров или услуг. Поэтому анализ динамики валовой и товарной продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста является важной составляющей настоящей курсовой работы.
Введение
Отечественные промышленные
предприятия, в том числе и
предприятия
Важнейшим
из эффективных механизмов управления
является анализ и диагностика финансово-
Формирование рыночной экономики в Российской Федерации немыслимо без анализа финансово-хозяйственной деятельности отдельных промышленных предприятий и их производственных подразделений любой формы собственности, составляющих ее основу. Развитие анализа финансово-хозяйственной деятельности имеет важное значение для предприятий НГХК, отличающихся непрерывностью, многотоннажностью и малотоннажностью производств, большими единичными мощностями установок и аппаратов, высокими параметрами технологических процессов, извлечением из исходного сырья множества конечных продуктов, экологической опасностью и некоторыми другими специфическими чертами.
Таким образом, анализ финансово-хозяйственной
деятельности представляет собой единство
и взаимообусловленность
Главной задачей анализа
финансово-хозяйственной
При рыночной экономике аналитическая работа должна быть объектом действий любого менеджера или специалиста по управлению, включая экономиста-менеджера.
Многогранность анализа
финансово-хозяйственной
1.1. Анализ объема и ассортимента продукции
Основной задачей
Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической:
где n - продолжительность (лет) анализируемого периода;
Т - темпы роста (прироста).
Оценка выполнения плана на ассортименту может производиться:
- по способу наименьшего
- по способу среднего процента по формуле
где Ка - процент выполнения плана по ассортименту, %;
В*ф - суммарный объем фактически выпущенной продукции каждого вида, но не более их планового выпуска, рублей;
Впл - суммарный плановый выпуск продукции, рублей.
Для того, чтобы выполнить анализ объема и ассортимента продукции необходимо рассчитать количество продукции С, а также её цену.
7890-(400*5)-(725*8) = 90 тыс. руб.
9797-(504*6)-(765*8) = 653 тыс. руб.
Рассчитаем среднегодовой темп роста по среднеарифметической:
Т1 = 100%
Т2 = (9797*100)/7890 = 124,17%
= (100+124,17)/2 – 100%= 12,085 %
Таблица 1.
Анализ ассортимента продукции
Вид продукции |
Товарная продукция, тыс. руб. |
Товарная продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. |
Выполнение плана, % | |
план |
факт | |||
A |
2000 |
3024 |
2000 |
100,00% |
B |
5800 |
6120 |
5800 |
100,00% |
C |
90 |
653 |
90 |
100,00% |
Σ |
7890 |
9797 |
7890,0 |
Процент выполнения плана по ассортименту:
Ка = 7890/7890*100 = 100%.
1.2. Анализ структурных сдвигов
Невыполнение плана по ассортименту продукции ведет к структурным сдвигам в составе продукции. Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном выражении, себестоимость товарной продукции, материалоемкость, производительность труда, прибыль, рентабельность.
Таблица 2.
Исходные данные для анализа структурных сдвигов
Вид продукции |
Объем производства | |||||
План |
Факт | |||||
тонн |
доля |
цена |
тонн |
доля |
цена | |
A |
400 |
0,352 |
5 |
504 |
0,371 |
6 |
B |
725 |
0,637 |
8 |
765 |
0,563 |
8 |
C |
13 |
0,011 |
6,92 |
91 |
0,067 |
7,18 |
Σ |
1138 |
1,0 |
1360 |
1,0 |
Для расчета влияния структурных сдвигов на экономические показатели используют метод цепных подстановок или средневзвешенных цен.
- метод цепных подстановок:
где Вусл 1,2 - объем выпуска продукции (условный), рублей;
V - объем продукции общий в натуральных единицах измерения;
УДi - удельный вес (структура) i-го вида продукции в общем объеме производства (фактический и плановый), в долях единицы;
Цi - цена i-го вида продукции, рублей;
DВ - изменение объема выпуска продукции за счет структурных сдвигов, рублей.
- метод средневзвешенных цен:
где DЦстр - изменение средневзвешенной цены.
Метод цепных подстановок:
Впл. = (1138*0,351*5) + (1138*0,637*8) + (1138*0,011*6,92) = 7890
Вусл1. = (1360*0,352*5) + (1360*0,637*8) + (1360*0,011*6,92) = 9429,1
Вусл2. = (1360*0,371*5) + (1360*0,563*8) + (1360*0,067*6,92) = 9269,7
Вфакт. = (1360*0,371*6) + (1360*0,563*8) + (1360*0,067*7,18) = 9797
∆Встр. = 9269,7 – 9429,1 = -159,4
Метод средневзвешенных цен:
∆Цстр=(5*(0,371-0,351)+8*(0,
∆Встр = -0,0018*1360*100 = - 159,4 тыс.руб.
Оба данных метода показали, что изменение структуры продукции привело к уменьшению общего выпуска товарной продукции на 159,4 тыс. руб
1.3. Анализ отгрузки и реализации продукции
Объем реализации продукции зависит от объема выпуска товарной продукции; изменения остатков готовой продукции на складе; остатков отгруженной, но еще не оплаченной покупателями продукции. Соответственно от объема реализации (продаж) зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.
При определении выручки от реализации продукции кассовым методом (поступлении денежных средств на расчетный счет - обязательное условие при выполнении курсовой работы) товарный баланс можно записать следующим образом:
,
где ВР - объем реализации продукции за отчетный период, рублей;
- соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода, рублей;
- остатки отгруженной продукции на начало и конец отчетного периода, неоплаченные покупателями, рублей.
- объем произведенной продукции, руб.
Вр = 9797 + (1139 – 1942) + (1635 – 1824) = 8806 тыс. руб.
2. Анализ себестоимости продукции
Важнейшим показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции, который при прочих равных условиях существенно влияет на финансовые результаты деятельности предприятия – его валовую прибыль (убыток).
Анализ
себестоимости продукции
2.1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции
Анализ себестоимости осуществляется по данным формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках” и формы № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу” (Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)). Для анализа себестоимости составляются таблицы 3 и 4.
Таблица 3
Затраты на производство продукции
Элементы затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % | ||||
план |
факт |
+, - |
план |
факт |
+, - | |
Материальные затраты |
5993 |
5692 |
-301 |
72,12% |
62,00% |
-10,12% |
Заработная плата |
832 |
1285 |
453 |
10,01% |
14,00% |
3,98% |
Отчисления на социальные нужды |
320 |
488 |
168 |
3,85% |
5,32% |
1,46% |
Амортизация основных средств |
582 |
827 |
245 |
7,00% |
9,01% |
2,00% |
Прочие затраты, связанные с производством и реализацией продукции |
583 |
889 |
306 |
7,02% |
9,68% |
2,67% |
из них |
||||||
Коммерческие расходы |
81 |
103 |
22 |
13,89% |
11,59% |
-2,31% |
Управленческие расходы |
502 |
491 |
-11 |
86,11% |
55,23% |
-30,88% |
Полная себестоимость |
8310 |
9181 |
871 |
100% |
100% |
|
в том числе |
||||||
- переменные расходы |
7145 |
7760 |
615 |
85,98% |
84,52% |
-1,46% |
- постоянные расходы (030 + 040 + амортизация) |
1165 |
1421 |
256 |
14,02% |
15,48% |
1,46% |
Из таблицы 3 видно, что полная себестоимость в отчетном периоде больше себестоимости в плановом периоде на 871 тыс.руб. или на 9,5%. Это связано с возрастанием всех основных показателей, а именно:
Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия