Анализ эффективности использования оборотного капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики любое предприятие, ве-дущее производственную или иную коммерческую деятельность, должно обладать определенным реальным, то есть действующим функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного ка-питала.
Понятие «оборотный капитал» тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 13
ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Краткая характеристика предприятия 13
2.2 Анализ объема и структура оборотного капитала 18
2.3 Анализ оборачиваемости оборотного капитала 24
2.4 Анализ факторов изменения оборачиваемости оборотного капитата 30
3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 36
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности использования оборотных средств организации.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Они могут находиться в процессе обработки на рабочих местах или в процессе перемещения от  одного  рабочего  места  к  другому.  Полуфабри-каты  предметы труда, которые полностью обработаны  в данном  цехе,  но требуют дальнейшей обработки в других цехах.

Расходы будущих периодов  это затраты, связанные с перспективной подготовкой производства новых видов продукции и их освоением.

Изготовленная и находящаяся  в процессе реализации продукция, а также имеющиеся в распоряжении  предприятия  денежные средства обра-зуют фонды обращения.

Фонды обращения можно разложить на следующие элементы:

- готовая продукция, находящаяся  на складе предприятия;

- отгруженная, но еще не оплаченная  покупателем готовая продукция;

- денежные средства предприятия  в финансовых инструментах  (на счетах в банке, аккредитивах, ценных бумагах);

- денежные средства предприятия  в его  кассе и в расчетах  («дебиторская задолженность»).

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств,  вы-раженное  в процентах, называется структурой оборотных средств.

Собственные средства организаций с развитием предпринимательской деятельности и акционирования играют определяющую роль, так как обеспечивают финансовую устойчивость и оперативную самостоятельность хозяйствующего субъекта. Собственные оборотные средства приватизированных предприятий находятся в полном их распоряжении. К собственным источникам формирования оборотных средств относятся уставный капитал, прибыль, прочие собственные средства (временно неиспользуемые остатки резервного фонда и пр.). Заемные средства, привлекаемые главным образом в виде банковских кредитов, покрывают дополнительную потребность организаций в средствах.

Эффективная работа организации  это достижение максимальных ре-зультатов при минимальных затратах. Минимизация затрат это в первую очередь оптимизация структуры источников формирования оборотных средств предприятия, и, что особенно важно, его оборотных фондов.

Для повышения эффективности использования оборотных средств важное значение имеет применение оптимальных методов управления ими. Методы управления оборотными средствами являются составной частью политики управления оборотными активами, представляющей собой часть общей финансовой стратегии организации, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и опти-мизации структуры источников их финансирования.

Для обеспечения эффективности управления и планирования оборот-ных средств на длительное время необходимо, прежде всего, все показатели привести в сопоставимые цены с помощью метода дисконтирования.

Для наиболее значимых и дорогостоящих видов сырья целесообразно определить наиболее рациональный размер заказа и задать величину резервного (страхового) запаса.

Средний объем запасов определяется по формуле:

                         Средний объем запасов = Q / 2,                                           (1)

где Q – заказанный  объем запасов  (в единицах),  причем  предполагается, что он не изменится в течение всего рассматриваемого времени.

Оптимальный размер заказа определяется по формуле:

                                                                                             (2)

где Q* -  оптимальный размер заказа;

          S – величина расхода товарно-материальных ценностей (ТМЦ) за

          определенный период времени, которые являются постоянными;

         О –  стоимость выполнения одного заказа;

         С –  затраты по содержанию единицы  запасов.

На основе анализа запросов потребителей и производственных возможностей может быть определен наиболее рациональный график поступления готовой продукции на склад и размер страхового запаса (предназначенного на случай задержек в поставках).

Таким образом, проходя последовательно три фазы, оборотные средства меняют свою натурально-вещественную форму. Источником формирования оборотных средств предприятия являются: уставный фонд, прибыль, устойчивые пассивы, бюджетные ассигнования, краткосрочные банковские ссуды, привлеченные средства других организаций.    Положительное влияние окажет своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотными средствами и нахождение резервов повышения эффективности и интенсивности его использования, что является основной целью и первоочередной задачей оценки оборотных средств.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ эффективности использования

оборотного капитала предприятия 
2.1 Краткая характеристика предприятия 

Объектом исследования работы стало предприятие - ИП Юхно Т.Р., действует на рынке с сентября 1995 года. Основными видами деятельности является розничная и оптовая торговля товарами хозяйственного и бытового назначения. 

Полное наименование: Магазин бытовой химии ЯР, Офис компании «Забайкалбытхим» - ИП Юхно Татьяна Ростиславовна.

Адрес: 6720001, г.Чита, Район - Большой остров, ул. Лазо 117

Тел.: +7 (3022) 32-76-70, +7 (3022) 32-68-15, +7 (3022) 32-78-03

Факс: +7 (3022) 32-76-70, +7 (3022) 32-68-15, +7 (3022) 32-78-03

Время работы: 10.00-20.00, без перерыва и выходных.

Лидер оптово-розничных продаж парфюмерии, косметики и  бытовой   химии. Осуществляет бесплатную доставку товара по всему Забайкальскому краю.

Компания начала свою деятельность на рынке Читинской области в 1996 году. За это время прочно заняли позиции лидера в сфере оптовой торговли товаров  бытовой   химии, косметики и парфюмерии. Компания зарекомендовала себя как честный, надежный и ответственный партнёр.

Об этом свидетельствует долгосрочное сотрудничество с крупнейшими отечественными и зарубежными производителями, такими как Калина, Unilever, Colgate-Palmolive, ЕСП Гмбх, Хенкель, РОСТ XXI, Русбел, Procter & Gamble, Gillette group, SDC group, Алгро, Акцент, ОВК трейд, ООО «Авангард», Роколор, Юнитоп, Laurel Cosmetics, ЗАО «Ступинский химический завод», Саянскхимпласт, ООО «СВ Лайн» и многими другими.

Более 5000 товарных предложений от лучших производителей мировой и российской парфюмерии, косметики, средств гигиены, бытовой химии, моющих и чистящих средств высокого класса удовлетворят запросы любого покупателя.

Коллектив магазина стремится к созданию высокого уровня культуры предприятия, наращиванию сервисного потенциала и профессионализма. Мы всегда рады предоставить Вам консультации и помощь в выборе товара.

Организация предлагает покупателям:

- широкий ассортимент товаров;

- конкурентноспособные цены;

- выгодную и гибкую систему скидок;

- товарный кредит для постоянных партнеров;

- проведение акций для продвижения продукции и рекламную поддержку;

- предоставление сертификатов;

- контейнерные перевозки в регионы области;

- бесплатную доставку по г.Чите;

- систему резервирования и заказа товаров через Интернет.

Для магазинов компанией создана наиболее оптимальная форма обслуживания через торговых представителей, которые:

- оказывают квалифицированную помощь при формировании заказа;

- проводят консультации по товарам и товарным группам;

- осуществляют выкладку товаров в магазинах клиента (мерчендайзинг);

- информируют о проведении различных акций;

- обеспечивают бесплатной рекламной продукцией;

- осуществляют бесплатную доставку по Чите и пригороде.

ИП Юхно Т.Р. в процессе предпринимательской деятельности вправе  совершать следующие действия:

- заключать договора и совершать  сделки;

- иметь счета в банках РФ  и других государств;

- владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом;

- планировать свою деятельность, устанавливать цены на товары  и продукцию, им реализуемые, в порядке определенном действующим законодательством  РФ.

         Результаты и анализ производственно-хозяйственной деятельности ИП Юхно Т.Р. за период 2010-2012 годов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ основных показателей деятельности ИП Юхно Т.Р.за 2010-2012 годы

 

 

Показатели

 

 

2010г.

 

 

2011г.

 

 

2012г.

Абсолютное отклонение

(+,-)

 

Темп роста(%)

2010 к 2011г.

2011 к 2012г.

2011 к 2010г.

2012 к 2011г.

1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; тыс.руб.

- в действующих ценах

- в сопоставимых ценах

 

 

 

258393

 

 

 

337710

 

 

 

374471

 

 

 

79317

 

 

 

36761

 

 

 

130,7

 

 

 

110,9

2.Полная себестоимость проданной продукции, тыс.руб.

 

 

204307

 

 

267979

 

 

297690

 

 

63672

 

 

29711

 

 

131,2

 

 

111,1

3.Прибыль(убыток) от продаж, тыс.руб.

 

5342

 

8645

 

10436

 

3303

 

1791

 

161,8

 

120,7

4.Среднемесячная з/п, тыс.руб.

 

8

 

10

 

12

 

2

 

2

 

125

 

120

5.Среднегодовая дебеторская задолженность,      (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев),тыс.руб.

 

 

 

980,5

 

 

 

744

 

 

 

1033,5

 

 

 

-236,5

 

 

 

289,5

 

 

 

75,9

 

 

 

138,9

       

Продолжение таблицы 1

6.Среднегодовая кредиторская задоженность, тыс.руб.

 

10851

 

13489

 

15310

 

2638

 

1821

 

124,3

 

113,5

7.Фонд оплаты труда, тыс.руб.

1848

2380

2940

532

560

128

123

 

8.Чистая прибыль, тыс.руб.

 

2018

 

4723

 

7006

 

2705

 

2283

 

234

 

148,3

9.Среднегодовая стоимость  ОФ,тыс.руб.

 

23783

 

26306

 

27113

 

2523

 

807

 

110,6

 

103,1

10.Рентабельность продаж, %

 

2,1

 

2,5

 

2,8

 

0,4

 

0,3

 

119

 

112

11.Среднесписочная численность, чел.

 

231

 

238

 

245

 

7

 

7

 

103

 

102,9

12.Фондоотдача, руб.

10,9

12,8

13,8

1,9

1

117,4

107,8

13.Фондоёмкость, руб.

0,09

0,08

0,07

-0,01

-0,01

88,9

87,5

14.Фондвооруженность, тыс.руб.

 

102,9

 

110,5

 

110,7

 

7,6

 

0,2

 

107,4

 

100,2

15.Производительность труда, тыс.руб.

 

1121,6

 

1414,4

 

1527,7

 

292,8

 

113,3

 

126,1

 

108

16.Рентабельность затрат,%

 

2,1

 

2,5

 

2,8

 

0,4

 

0,3

 

119

 

112


 

Таким образом, показатели таблицы 1 свидетельствуют о следующем изменении основных показателей, характеризующих деятельность ИП Юхно Т.Р. за период 2010-2012 годов:

- выручка от продажи в действующих ценах увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 36761 тыс. рублей или на 10,9% ; а в сопоставимых ценах –на 65%;

- полная себестоимость продукции возросла в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 63672 тыс. рублей, а в 2012 году, по сравнению с 2011 на 29711 тыс.рублей и к концу анализируемого периода составила 297690т тыс.руб;

- прибыль от продаж так же  имела тенденцию к увеличению, в 2012 году она составила 10436 тыс.руб., что больше предыдущего показателя на 20,7% или на 1791 тыс.рублей. При этом рентабельность продаж увеличилась на 0,3 %.

Рост показателей к концу анализируемого периода произошел в результате опережающего роста выручки по сравнению с увеличением себестоимости ;

- чистая прибыль увеличилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 2705 тыс. рублей ; а в 2012 году по сравнению с 2011- на 2283 тыс. рублей;

- среднегодовая стоимость основных фондов  так же возросла и составила в 2012 году 27113 тыс.руб.;

- среднесписочная численность  работников в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросла на 7 человек или на 2,9% и составила 245 человек;

- фонд оплаты труда в 2012 году увеличился на 28,8%;

- среднегодовая дебиторская и  кредиторская задолженность так  же имели тенденцию к росту в 2012 году больше чем на 13%;

- фондоотдача в период с 2010 по 2013 годы имела тенденцию к увеличению. В 2011 году она увеличилась на 1,9 тыс.руб. или на 17,4%; а в 2012 году на 1 тыс.рублей или на 7,8%;

- фондовооружённость  в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 0,2 тыс.руб. или на 0,2% и к концу анализируемого периода составила 110,7 тыс.руб.;

- фондоёмкость  имеет тенденцию к снижению- в 2011 году на 0,01 тыс.руб или на 11,1%; аналогичный показатель мы можем наблюдать и в 2012 году.

-производительность труда за  анализируемый период увеличилась, в 2011 году на 292,8 тыс.руб. или на 26,1% ,а в 2012- на 113,3 тыс.руб. и составила в 2012 году 1527,7 тыс.руб.;

-рентабельность затрат в 2009 году  по сравнению с 2011 увеличилась на 0,3 % и составила 2,8%.

Таким образом, рост прибыли и рентабельности к концу анализируемо-го периода свидетельствует о повышении эффективности деятельности Прохоровского райпо, и повышение фондоотдачи  является хорошим знаком для  руководства предприятия, поскольку,  те меры, которое оно принимает, чтобы достичь  эффективность использования основных средств, улучшает финансовые результаты деятельности и финансовое состояние в целом.

Информация о работе Анализ эффективности использования оборотного капитала предприятия