Анализ экономической деятельности предприятия на примере ОАО «Компании М-Видео»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ экономической деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить цели, задачи и методы экономического анализа, их источники и показатели формирования;
Проанализировать финансовые отчеты и структуру баланса предприятия «М-Видео»;
Разработать предложения по улучшению состояния предприятия «М-Видео».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы экономической деятельности предприятия..5
1.1 Цели, задачи и методы экономического анализа…………………………..5
1.2 Источники информации для экономического анализа…………………….9
1.3 Система показателей для экономического анализа……………………….13
Глава 2. Анализ экономической деятельности предприятия на примере ОАО «Компании М-Видео»…………………………………………………………...19
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Компании М-Видео»………19
2.2 Анализ финансовых отчетов и структуры баланса………………………..21
2.3 Классификация методов прогнозирования финансового состояния хозяйствующего субъекта ………………………………………………………25
Глава 3. Разработка предложения по улучшению состояния предприятия….28
3.1 Улучшение финансового положения предприятия ОАО «Компания М-Видео»…………………………………………………………………………….28
3.2 Оценка экономической эффективности мер по улучшению деятельности ОАО «Компания М-Видео»……………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….34
Приложение………………………………………………………………………36
Расчетная (практическая) часть………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 8.26 Мб (Скачать файл)

 Краткое  и более верное, на наш взгляд, это понятие определяет В.А.  Чернов.

«Информационное обеспечение, пишет он, это процесс  удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанной на применении специальных методов  и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном  для использования виде»  [2, с.26].

С развитием  информационных систем и технологий информация играет все большую роль и приобретает большое значение в управлении хозяйственной деятельностью  организации.

Информация  в условиях рыночной экономики становится одним из важнейших ресурсов производства, от своевременного получения и использования  которого в решающий мере зависят  выбор эффективного направления  развития, минимизация коммерческих и финансовых рисков, своевременность корректировки планов развития, принятие научно-обоснованных  правильных управленческих решений, которые оказывают определяющее влияние на улучшение социально-экономического положения организации.

«Выйти  на качественно новый уровень  принятия управленческих решений, пишет  В.И.Дибердеев, – позволяет информационное обеспечение деятельности управленческих структур» [3, с.45]

«Создание  рационального потока информации пишут, - авторы учебника «Теория экономического анализа», - должно опираться на определенные принципы. Таковыми являются: выявление  информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения; объективность отражения процессов  производства, обращения, распределения  и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов; единство информации, поступающей  из различных источников (бухгалтерского,  статистического и оперативного учета), а также плановых данных, устранение дублирования и противоречий в  первичной информации; оперативность информации, обеспечивающаяся применением новейших средств связи и внедрением методов дистанционной передачи первичных данных непосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ; всесторонняя  обработка первичной информации на ЭВМ с выведением на ее основе необходимых производственных показателей; возможное ограничение объема первичной информации и повышение коэффициента ее использования; кодирование первичных данных с целью эффективного использования каналов связи и преобразующих устройств; разработка программ использования и анализа первичной информации для конкретных целей» [4, с.49-50].

Руководители  нуждаются в информации, которая  поможет им при принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, цену товара, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых предприятием. Держателям акций необходимо иметь сведения о стоимости их капиталовложений и прибыли, которую они обеспечивают. Кредиторы и владельцы ссудного капитала нуждаются в информации о способности фирмы выполнять принятые финансовые обязательства. Статистические органы также собирают бухгалтерскую информацию и при этом уделяют внимание детализированным данным о сбытовой деятельности, прибылях, капиталовложениях, запасах товаров, выплачиваемых дивидендах, доле прибылей, поглощаемой налогообложением. Кроме того, Управление внутренних поступлений бюджета нуждается в получении информации о сумме прибылей, которая подлежит налогообложению. Все перечисленные виды информации необходимы для выработки политики управления экономикой.

Экономический анализ, базируется на системе экономической  информации, которая по своим функциям в процессе управления подразделяется на плановую, оперативную, бухгалтерскую и статистическую.

Это очевидно в сегодняшней практике организации  учета, планирования и статистики на предприятии. Там постоянно пересматриваются формы документов, их содержание, организация  документооборота, появляются принципиально  новые формы накопления и сохранения данных (имеется в виду компьютерная техника). Все изменения диктуются  не только собственно требованиями учета  или планирования. Они в значительной степени подчинены необходимости  информационного обеспечения анализа  и выработки управленческих решений.

Таким образом, информационная система экономического анализа, в том числе и перспективного его вида, должна формироваться и  совершенствоваться с учетом перечисленных  выше требований, что является необходимым  условием повышения действенности  и эффективности анализа.

 

    1. Система показателей для экономического анализа

В процессе экономического анализа  хозяйственно-финансовой деятельности приходится постоянно иметь дело с системой показателей. Экономические  показатели — это микромодели  экономических явлений. Отражая  динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения — измерения и  оценки сущности экономического явления. Поэтому аналитик должен всегда помнить  о цели и задачах исследования и использовать показатели для описания и оценки конкретных аспектов деятельности организации.

Хозяйственно-финансовая деятельность организации измеряется множеством экономических показателей, которые  можно свести в определенную систему, разделив по определенным признакам:

а) стоимостные и натуральные  — в зависимости от положенных в основу измерителей;

б) количественные и качественные — в зависимости от того, какая  сторона явлений, операций и процессов  измеряется;

в) объемные и удельные — в зависимости  от применения отдельно взятых показателей  или же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся  в настоящее время к числу  наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений - delovgoru.ru. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный объем продаж, издержки обращения, прибыль. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической  практике организаций всех отраслей. Особенно они необходимы для контроля сохранности собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.

В организациях товары учитывают и  анализируют не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с  установленной номенклатурой). В  натуральных показателях ведется  контроль и за выполнением производителями  договоров поставки товаров.

Под количественными показателями при анализе понимают те, которые  выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета.  Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных  величин, характеризующих объем  производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны  работы организаций. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.

Качественные показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности  изучаемых явлений. Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции  с точки зрения ее соответствия установленным  требованиям (стандартам, техническим  условиям, образцам), для оценки экономической  эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений.

Большое значение сейчас приобретают  показатели, характеризующие качество работы организаций. К качественным показателям работы организаций  можно отнести следующие:

-     показатели, характеризующие ритмичность продаж;

-     выполнение плана продаж по заданной структуре товаров (с учетом внутригруппового ассортимента);

-   полное удовлетворение спроса потребителей (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);

-  изучение спроса и его прогнозирование (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);

- сплошную или выборочную приемку товаров по качеству, препятствующую продаже некомплектных, низкосортных и недоброкачественных товаров (отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров);

-    соблюдение требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами) и др.

Хозяйственные явления и процессы обычно содержат как количественные, так и качественные факторы. Задача экономиста часто сводится к необходимости  отделить и измерить влияние тех  или других.

Увеличение объема выпуска товаров  может происходить, например, за счет увеличения числа рабочих (количественный показатель) и за счет повышения  производительности труда (качественный показатель). Объем товарной продукции  может возрасти в результате как  увеличения выпуска количества изделий, так и повышения удельного  веса в них изделий высшего  сорта.

Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых  хозяйственных явлений и процессов  с точки зрения их объема, состава  и т.д. Величины оптовой и розничной  продаж, оборотных средств, издержек обращения, дохода - все это объемные показатели.

Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и  относительных показателях. Абсолютный показатель характеризует количественные размеры явления безотносительно  к размеру других явлений. Относительные  показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной  других явлений или с величиной  этого явления, но взятой за другой период времени. Относительный показатель получают делением одной величины на другую.

Относительные величины представляют собой частное от деления одного абсолютного числа на другое. Если разделить текущее значение показателя на базисное, мы получим простое  отношение, называемое часто коэффициентом  и показывающее, во сколько раз  первое число больше второго. Умножив  частное на 100, получим процентное отношение.

Примером относительных величин  являются проценты (исчисляются для  характеристики выполнения плана, изменения  показателя от начала к концу периода), удельные веса (для изучения структуры  показателей), коэффициенты (исчисляются  для характеристики, например, оборачиваемости  оборотных средств и т.д.), индексы (применяются для характеристики темпа роста продаж, изменения  цен, производительности труда и  др.).

Удельные показатели являются относительными, производными от соответствующих объемных показателей. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Широко применяются в экономических  расчетах и другие относительные  величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность  развития.

  Абсолютный прирост – это  разность между последующим и  предыдущим значениями показателя (цепные) или начальным значением (базисные). Цепной абсолютный прирост характеризует последовательное изменение показателей, а базисный абсолютный прирост – изменение нарастающим итогом. Абсолютный прирост показывает, на сколько абсолютных единиц изменился данный уровень по сравнению:

а) с предыдущим уровнем при цепном способе;

б) с начальным уровнем при  базисном способе.

Между цепным и базисным абсолютным приростом существует взаимосвязь  – сумма цепных дает соответствующий базисный абсолютный прирост - delovgoru.ru. За весь период, описываемый рядом, абсолютный прирост выразится как разность между последним и первым уровнем ряда. Абсолютный прирост может быть как положительным, так и отрицательным и обязательно имеет единицы измерения и размерность.

Относительными показателями также  являются темпы роста и прироста, характеризующие динамику изменения  показателя.

Темп роста – это отношение  последующего значения показателя к  предыдущему (цепные темпы роста) или  постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста):

Цепной способ характеризует последовательное изменение, а базисный способ – изменение  нарастающим итогом. Между цепными  и базисными темпами роста  существует взаимосвязь – произведение цепных темпов роста дает соответствующий  базисный темп роста. Темп роста может  выражаться в коэффициентах или  в процентах.

 Темп прироста показывает, на  сколько процентов изменяется  данный уровень по сравнению:

 а) с предыдущим уровнем  ряда при цепном способе,

 б) с базисным, начальным уровнем  ряда при базисном способе. 

Темп прироста обычно выражается в  процентах и показывает, на сколько  процентов увеличился (+) или уменьшился (-) текущий уровень по сравнению с предыдущим (базисным).

Базисным периодом может считаться  первый год деятельности организации, предыдущий год и др.

Важным относительным показателем  также является относительная величина координации - соотношение частей целого между собой. Примером может служить  соотношение в пассиве баланса  организации собственного и заемного капитала.

Помимо абсолютных и относительных  величин в анализе хозяйственной  деятельности используются  средние  величины. Они применяются для  обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному признаку, то есть одним числом характеризуют всю группу объектов.

Информация о работе Анализ экономической деятельности предприятия на примере ОАО «Компании М-Видео»