Анализ экономической деятельности предприятия на примере ОАО «Компании М-Видео»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ экономической деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить цели, задачи и методы экономического анализа, их источники и показатели формирования;
Проанализировать финансовые отчеты и структуру баланса предприятия «М-Видео»;
Разработать предложения по улучшению состояния предприятия «М-Видео».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы экономической деятельности предприятия..5
1.1 Цели, задачи и методы экономического анализа…………………………..5
1.2 Источники информации для экономического анализа…………………….9
1.3 Система показателей для экономического анализа……………………….13
Глава 2. Анализ экономической деятельности предприятия на примере ОАО «Компании М-Видео»…………………………………………………………...19
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Компании М-Видео»………19
2.2 Анализ финансовых отчетов и структуры баланса………………………..21
2.3 Классификация методов прогнозирования финансового состояния хозяйствующего субъекта ………………………………………………………25
Глава 3. Разработка предложения по улучшению состояния предприятия….28
3.1 Улучшение финансового положения предприятия ОАО «Компания М-Видео»…………………………………………………………………………….28
3.2 Оценка экономической эффективности мер по улучшению деятельности ОАО «Компания М-Видео»……………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….34
Приложение………………………………………………………………………36
Расчетная (практическая) часть………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 8.26 Мб (Скачать файл)

Средними величинами следует пользоваться только при изучении и обобщающей характеристике массовых, качественно  однородных совокупностей. Вполне обоснованно  использование таких показателей, как средняя заработная плата, средний  запас товаров и т.п. При нарушении  качественной однородности изучаемой  совокупности средними величинами оперировать  нельзя, так как за ними могут  скрываться существенные недостатки в  работе организации. Поэтому наряду с использованием средних величин  необходимо анализировать показатели, из которых они складываются.

Каждый из рассмотренных выше показателей  имеет определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показатели рассматривать  отдельно, то окажется, что некоторые  из них страдают известной ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование  показателей. Только при этом условии  можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность организация в той или иной области и тем более работу организации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ экономической деятельности предприятия на примере ОАО «Компания М-Видео»

2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Компания М-Видео»

В данной курсовой работе на примере ОАО «Компания М-Видео», будет проведен анализ исходных данных, приведена таблица показателей финансово-хозяйственной деятельности организации за три года.

Организация «Компания М-Видео» – открытое акционерное общество (общество, образованное в соответствии с Гражданским кодексом РФ).  Учредительным документом данной организации является устав. Организация образовалась в 2000 году и расположена по адресу: г.Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.40/12, кор. 20.

Основной  целью деятельности Общества является получение прибыли.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет стратегию и основные пути своего развития, учитывая при  этом государственные контракты, заказы и другие договорные обязательства.

Характеристика  основных обобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Компания М-Видео» производится на основе отчетных данных Форма №1 и Форма № 2.

Проанализируем  обобщающие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период с 2009 по 2011 года.                 

                          Анализ и структура оборотных средств                  Таблица 1

 

2009

2010

2011

Оборотные средства (тыс. руб.)

Запасы 

1 911

-

-

Незавершенное производство

-

-

-

Расходы будущих периодов

1 911

-

-

итого

1 911

-

-

Фонды обращения (тыс. руб.)

Денежные средства

605

794

397,12

Краткосрочная дебиторская задолженность

3 071

3 540

2 429

НДС по приобретенным ценностям

-

-

-

итого

3 676

4 334

2 826,12

всего

5 587

4 334

2 826,12


Анализ состава и структуры  затрат на реализацию услуг (тыс.руб.)

Таблица 2

Показатели

2009

2010

2011

Изменение, %

(2011 к 2009)

Материальные затраты

24 717

1 763

1 963

7,9

Зарплата

10 000

10 500

12 000

120

Отчисления на соц.нужды

-

-

-

-

Прочие расходы

146 532

75 923

80 527

54,9

итого

181 249

16 4109

96 490

53,2


Анализ прибыли предприятия (тыс.руб.)

Таблица 3

Показатели

2010

2011

Изменение

Темп роста, %

Выручка от реализации, тыс. руб.

52 789

58 260

+5 471

110,4

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

80 527

93 941

+13 414

116,6

Чистая прибыль, тыс. руб.

804 505

1 061 380

+256 875

131,9


 

Основные показатели деятельности ОАО «Компания М-Видео»

За 2009-2011 г.                        

                                                                                                   Таблица 4

Показатели

2009

2010

2011

Изменения, %

(2010/2009)

*100

(2011/2010)

*100

Чистая прибыль, тыс. руб.

140 392

804 505

1 061 380

573,1

131,9

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

26 580

24 363

31 993

91,6

131,3

Рентабельность, %

0,5

0,4

0,6

80

150

Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

24 717

1 763

1 963

7,1

111,3

Среднесписочная численность работников, чел.

32

32

36

100

112,5

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

51 297

52 788

58 260

102,9

110,4

 

Среднемесячная зарплата, тыс. руб.

 

10 000

 

10 500

 

12 000

 

105

 

114,3

Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб.

1 603

1 649

1 618

102,9

98,1

Прибыль одного работника, тыс. руб.

830,6

761,3

888,7

91,6

116,7

Расходы предприятия, тыс. руб.

146 536

104 890

125 934

71,6

120,1


 

 

Вывод: Динамика основных финансово-хозяйственных показателей предприятия показала, что предприятие платежеспособно и устойчиво, наблюдаются положительные тенденции финансово-экономических показателей, о чем свидетельствует улучшение показателей в 2011 г. В сравнении с 2010 годом.

 

2.2 Анализ финансовых отчетов и структуры баланса ОАО «Компания М-Видео»

Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей  является баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации  по состоянию на отчетную дату. По балансу  характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций. Данные баланса  необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству  организации при анализе и  планировании, банкам и другим кредиторам — для оценки финансовой устойчивости.

Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей — актива и пассива.

Анализ  активов, обязательств и капитал ОАО «Компания М-Видео» проводится по балансу (форма № 1) с помощью одного из следующих способов:

  • анализа непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;
  • формирования уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;
  • дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

Анализ  непосредственно по балансу —  дело довольно трудоемкое и неэффективное, так как слишком большое количество расчетных показателей не позволяет  выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации (табл.5).

Таблица 5. Сравнительный аналитический баланс ОАО «Компания М-Видео»

Показатель

Остатки по балансу, тыс. руб.

Изменение (+, —), тыс. руб.

Темп роста (снижения),%

Структура активов и пассивов,%

Изменение (+, —),тыс. руб.

2011

2010

2009

2011–2010

2010–2009

2011–2010

2010–2009

2011

2010

2009

2011–2010

2010–2009

АКТИВЫ

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

                       

Нематериальные активы

10 331

10 455

10 784

-124

-329

98,8

96,9

0,0013

0,0014

0,0015

-0,0001

-0,0001

Финансовые вложения

5 653 657

6 059 657

5 969 657

-406 000

90 000

93,2

101,5

0,7

0,8

0,8

-0,08

-0,03

Прочие внеоборотные активы

1 371

103 944

15 283

-102 573

88 661

1,3

680,1

0,0002

0,013

0,002

-0,014

0,012

Итого по разделу I

5 665 359

6 174 056

5 995 724

-508 697

178 332

91,7

102,9

0,7

0,8

0,8

-0,11

-0,02

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

                       

НДС по приобретенным ценностям

5 810

5 930

8 715

-120

-2 785

97,9

68,1

0,0007

0,0008

0,0012

-0,0001

-0,0004

Дебиторская задолженность

1 054 788

903 140

595 329

151 648

307 811

116,7

151,7

0,13

0,12

0,08

0,013

0,036

Финансовые вложения

721 000

401 000

491 000

320 000

-90 000

179,8

81,6

0,09

0,05

0,06

0,03

-0,01

Денежные средства

397

794

605

-397

189

50

131,2

0,0001

0,0001

0,0001

-0,0001

0,0000

Прочие оборотные активы

16

0

2 040

16

-2 040

-

0

0,0000

0,0000

0,0003

0,0000

-0,0003

Итого по разделу II

2 178 734

1 310 864

1 097 689

867 870

213 175

166,2

119,4

0,3

0,2

0,1

0,1

0,02

БАЛАНС

7 844 093

7 484 920

7 093 413

359 173

391 507

104,7

105,5

100

100

100

0,0000

0,0000

ПАССИВЫ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

                       

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

1 797 682

1 797 682

1 797 682

0

0

100

100

0,23

0,24

0,25

-0,01

-0,013

Добавочный капитал (без переоценки)

4 648 903

4 648 903

4 681 083

0

-32 180

100

99,3

0,59

0,62

0,66

-0,03

-0,04

Резервный капитал

1 269 605

72 405

611 577

1 197 200

-539 172

1753,5

11,8

0,16

0,01

0,08

0,15

-0,08

Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)

7 841 664

962 390

7 090 342

6 879 274

-6 127 952

814,8

13,5

0,99

0,13

0,99

0,87

-0,86

Итого по разделу III

1 797 682

1 797 682

1 797 682

0

0

100

100

0,23

0,24

0,25

-0,01

-0,013

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

                       

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

                       

Кредиторская задолженность

2 429

3 540

3 071

-1 111

469

68,6

115,3

0,0003

0,0005

0,0004

-0,0002

0

Итого по разделу V

2 429

3 540

3 071

-1 111

469

68,6

115,3

0,0003

0,0005

0,0004

-0,0002

0

БАЛАНС

7 844 093

7 484 920

7 093 413

359 173

391 507

104,7

105,51

100

100

100

0

0


Как мы видим  из данных таблицы 5 за анализируемый период активы организации возросли на 7 844 093 тыс. руб.в 2011 году, в том числе за счет увеличения объема оборотных активов — на 2 178 734тыс. руб. и снижения внеоборотных активов — на 5 665 359 тыс. руб.. Иначе говоря, за отчетный период в оборотные средства было вложено более чем в два раза больше средств, чем основной капитал. При этом краткосрочные обязательства уменьшились на 2 429 тыс. руб. и денежные средства уменьшились на 397 тыс. руб., а капиталы и резервы увеличились в 1,5 раза (рис. 2).

Рис. 2 Структура баланса ОАО «Компания М-Видео», %

 

Исследование  структуры пассива баланса позволяет  установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости (устойчивости) организации. Так, например, увеличение доли собственных средств за счет любого из источников способствует усилению финансовой устойчивости организации. При этом наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться  как источник пополнения оборотных  средств.

Исследование  изменения структуры активов  организации позволяет получить важную информацию. Так, например, увеличение доли оборотных средств в имуществе (активах) может свидетельствовать  о:

  • формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств организации;
  • сворачивании производственной базы;
  • искажении реальной оценки основных фондов вследствие существующего порядка их бухгалтерского учета и т.д.

 

2.3 Классификация методов прогнозирования финансового состояния хозяйствующего субъекта

Для прогнозирования  баланса необходимо систематически накапливать информацию о работе организации. Прогнозирование основано на тщательном анализе как можно  большего количества отдельных элементов  доходов, расходов, активов, пассивов и  обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих  условий.

Прогнозирование требует получения как можно  большего количества подробностей. Кроме  того, следует оценить «стабильность» отдельных элементов через вероятность  их повторения в будущем. Это придает  определенное значение анализу неповторяющихся  факторов и чрезвычайных статей.

Прогнозирование требует использования разных бухгалтерских  документов, охватывающих как можно  большее количество периодов. Повторяющуюся  деятельность можно прогнозировать с большей степенью уверенности, чем случайные события.

Разработка  прогнозного баланса должна осуществляться в следующей последовательности:

♦ анализ текущего финансового состояния организации по данным аналитических таблиц;

♦ анализ финансовых результатов и факторов, влияющих на них;

♦ определение относительных и абсолютных изменений в структуре активов, пассивов, доходов и расходов;

♦ построение прогнозного баланса.

Составление прогнозного баланса начинают с  определения ожидаемой величины собственного капитала (СК„+1).

Уставный  капитал обычно меняется редко, поэтому  в прогнозный баланс его можно  включить в той же сумме, что и  в последнем отчетном балансе.

Добавочный  капитал увеличивается на величину переоценки основных средств. Резервный  капитал, предположим, тоже не изменится. Таким образом, основным элементом, за счет которого изменяется сумма  собственного капитала, является прибыль, остающаяся в распоряжении организации.

Размер  прибыли можно рассчитать, исходя из ориентировочно установленного процента рентабельности, который исчисляется  по данным динамики показателя отношения  прибыли от продажи к выручке.

Совокупная  потребность в финансировании (собственный  капитал + банковский кредит) может  быть определена следующим образом:

                               

;                                (2.1)

где ОбАn+1— ожидаемая величина текущих активов в прогнозном периоде. Этот показатель определяется средним сроком обращения капитала, вложенного в оборотные средства (запасы, денежные средства, дебиторскую задолженность и т.д.);

ОДЗ — оборачиваемость дебиторской задолженности; ОКЗ — оборачиваемость кредиторской задолженности.

Для определения  величины текущих активов необходимо иметь таблицу динамических рядов  оборачиваемости денежных средств, дебиторской задолженности, запасов, а также ожидаемую величину остатков по каждой статье оборотных активов.

Исходя  из этого, можно определить величину максимально возможной величины кредиторской задолженности:

              

;               (2.2)

При выявлении  неплатежеспособности предприятия  необходимо выяснить ее причины: невыполнение плана по производству и реализации продукции, повышение ее себестоимости, невыполнение плана по прибыли, влекущее недостаток собственных оборотных  средств.

Одной из причин ухудшения платежеспособности может быть нерациональное управление оборотными активами: отвлечение средств в просроченную дебиторскую задолженность, вложение в излишние и ненужные запасы товарно-материальных ценностей, несвоевременная уплата налогов, повлекшая штрафные санкции.

Информация о работе Анализ экономической деятельности предприятия на примере ОАО «Компании М-Видео»