Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа
В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы. Качество продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и любое предприятие, которое имеет своей целью, завоевать больший сегмент рынка вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции.
Введение 2
Понятие качества продукции 3
Оценка качества: стандартизация и сертификация 5
Ассортимент и структура продукции 10
Анализ ритмичной работы предприятия 12
Анализ брака и потерь от брака 14
2 Направления анализа качества продукции 15
2.1 Методика Г.В. Савицкой 15
2.2 Методика И.Н. Чуева 20
2.3 Методика Э.А. Маркарьяна 23
3 Анализ качества продукции на предприятии ООО «Русский
Хрусталь» 25
Заключение 30
Список используемых источников 31
Приложения 32
По продукции качество которой характеризуется сортом, рассчитываются следующие показатели:
- доля продукции каждого
сорта в общем объеме
- средний коэффициент сортности;
- средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
А) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
Б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
В таблице 1 представлены данные для определения среднего коэффициента сортности:
Ксортности по плану = 16380/18300 = 0,895
Ксортности по факту = 17480/19500 = 0,896
Выполнение плана по качеству = 100,1% (0,896/0,895)
Анализ качества продукции | |||||||
Сорт продукции |
Цена за ед. продукции, руб. |
Выпуск продукции, шт. |
Стоимость выпуска товарной продукции, т.р. | ||||
План |
Факт |
План |
Факт |
По цене 1 сорта | |||
План |
Факт | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I |
1200 |
10450 |
11200 |
12540 |
13440 |
12540 |
13440 |
II |
800 |
4800 |
5050 |
3840 |
4040 |
5760 |
6060 |
Итого |
- |
15250 |
16250 |
16380 |
17480 |
18300 |
19500 |
Таблица 1 – Анализ качества продукции
Существенные задачи анализа качества:
- выполнение плана по их уровню;
- причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции;
- определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом:
∆ВП = (Ц1-Ц0)*VВП1;
∆В = (Ц1-Ц0)* VРП1;
∆П = [(Ц1 - Цо) *VРП1] - [(С1 - С0) * VРП1],
где Цо и Ц1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества;
Со и С1 — соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
VВП1 — объем произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 — объем реализации продукции повышенного качества.
Влияние сортового состава продукции на объем выпуска в стоимостном выражении
Изделие |
Цена, ед, руб. |
Структура продукции |
Изменение средней цены за счет структуры, ру. | ||
План |
Факт |
+/- | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I |
1200 |
68,5 |
68,9 |
+0,4 |
+4,8 |
II |
800 |
31,5 |
31,1 |
-0,4 |
-3,2 |
Итого |
- |
100 |
100 |
- |
+1,6 |
Таблица 2 – Влияние сортового состава продукции
Из таблицы 2 видно, что с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением доли продукции II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 руб., а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. руб. (16250 ед. * 1,6 руб).
Далее важно проанализировать потери от брака, если они есть. Брак является косвенным показателем качества продукции, который делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости изделия, уменьшению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака. Данные для расчета должны быть представлены в виде таблицы 4.
№ |
Показатели |
Тыс.руб. |
1 |
Себестоимость забракованной продукции |
4500 |
2 |
Расходы по исправлению брака |
1700 |
3 |
Стоимость брака по цене возможного использования |
2400 |
4 |
Сумма удержаний с виновных лиц |
1500 |
5 |
Потери от брака (п.1 + п.2 – п.3 – п.4) |
2300 |
Таблица 4 – Анализ потерь от брака
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Показатели |
Предыдущий период |
Отчетный период | |
План |
Факт | ||
1 Объем продукции (работ, услуг) в фактически действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов), тыс. руб. |
4454 |
4950 |
5450 |
2 Стоимость сертифицированной
продукции в фактически |
2258 |
2554 |
2139 |
3 Удельный вес |
50,7 |
51,6 |
52,1 |
Рассчитанные показатели сопоставляют с плановыми показателями за предыдущий период или ряд лет.
По данным единовременной отчетности формы № 5НТ (образцы) устанавливают, как начат выпуск первой промышленной серии образцов, выясняют причины того, почему не приняты в дальнейшее производство (серийное или массовое) некоторые образцы.
Наряду с указанными показателями определяют и анализируют коэффициент сортности. Показатели сортности рассчитываются не во всех отраслях промышленности, а только в тех, где либо есть деление продукции по сортам, либо деления по сортам нет, но имеются различные цены в зависимости от качества продукции (легкая и пищевая промышленность). В этих отраслях обобщающим показателем качества являются коэффициент сортности (Кс) и выражающая его средняя цена изделия (Z).
Коэффициент сортности можно определить как отношение стоимости продукции всех сортов (∑qiZ1) к стоимости продукции, исчисленной по первому сорту (∑qiZ0):
Кс = ∑qiZ1/∑qiZ0.
Изменение качества выпускаемой продукции оказывает влияние на изменение объема реализации и прибыли. Для того, чтобы проанализировать влияние изменения качества на объем выпуска и реализации, необходимо определить:
- коэффициент сортности
по плану и факту, найти
- по средней арифметической взве
- рассчитать количественное
влияние изменения качества на
изменения стоимости
Влияние качества продукции на изменении товарной продукции (ТВ), изменение выручки от реализации (В) и прибыли можно определить по формулам:
∆ТП = (Z1 – Z0)*q1
∆В = (Z1 – Z0) * VРП1
∆П = ((Z1 – Z0) * VРП1) – (С1 – С0) * VРП1),
где Z0,Z1 – цена изделия до и после изменения качества;
С0,С1
– соответственно уровень
q1 – количество продукции повышенного качества;
VРП1 – объем реализованной продукции повышенного качества.
Оценка и контроль за соблюдением качества достаточны просты в том случае, если заданное потребительское свойство товара может быть охарактеризовано одним из признаков (срок службы, надежность, прочность на удар, изгиб и т.п.). Сложнее эта задача становится в ситуации, когда учитываются конкретные проявления свойств товара в определенных условиях потребления (носкость обуви, эксплуатационные свойства компьютера, машин, оборудования). Дело в том, что непосредственно интегрировать разнообразные характеристики качества не представляется возможным, так как они все различны по своей значимости для разных потребителей.
- уровень обновления продукции (УОП) как отношение объема новой продукции (НП) к общему объему продукции (Q) в действующих оптовых ценах:
УОП =
Эти показатели сопоставляются с плановыми и с показателями за предыдущий период и ряд лет. Для характеристики выполнения плана и динамики обновления и модернизации продукции составляется аналитическая таблица (пример таблица 5).
№ |
Показатели |
Предыду-щий год |
Отчетный год |
Выпол-нение плана, % | |
План |
Факт | ||||
1 |
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в действующих оптовых ценах, тыс.руб. |
44540 |
49500 |
54500 |
110,1 |
2 |
Новая продукция в действующих ценах, тыс. руб. |
3650 |
8420 |
8390 |
99,6 |
3 |
Модернизированная продукция в действующих ценах, тыс. руб. |
6280 |
7623 |
9100 |
119,4 |
4 |
Уровень обновления продукции, % (п.2 : п.1 * 100) |
8,2 |
17,0 |
15,4 |
- |
5 |
Уровень модернизации продукции, % (п.3 : п.1 * 100) |
14,1 |
15,4 |
16,7 |
- |