Анализ материальных затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является проведение анализа материальных затрат на производство продукции на примере конкретного предприятия и разработка мероприятий по их снижению.

Достижение цели возможно через решение следующих задач:

- изучение теоретических основ анализа материальных затрат на производство продукции;

- проведение анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и анализа материальных затрат на производство продукции;

- выявление резервов снижения суммы материальных затрат и разработка мероприятий по улучшению использования материальных ресурсов предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

3





1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

5

1.1. Экономическая сущность материальных затрат, их классификация и методы учета

5

1.2. Методика анализа материальных затрат на производство продукции

11

1.3. Основные направления рационального и экономного использования материальных ресурсов

16




2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Трикколор»

21

2.1. Краткая характеристика ООО «Трикколор»

21

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности

ООО «Трикколор»

23

2.2.1. Анализ величины и структуры объема производства и реализации услуг

28

2.2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов

34

2.2.3. Анализ себестоимости продукции, производимой предприятием

42

2.2.4. Анализ прибыли и показателей рентабельности

45

2.3. Анализ материальных затрат на производство продукции

47





3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ СУММЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ООО «Трикколор»

58





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

60





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

61

Файлы: 1 файл

1 - копия.docx

— 118.87 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ

 
3

 

 

 

 

 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА  МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ 
 
НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

 
5

 
1.1. Экономическая сущность материальных  затрат, их классификация и методы  учета

 
5

 
1.2. Методика анализа материальных  затрат на производство продукции

 
11

 
1.3. Основные направления рационального  и экономного использования материальных  ресурсов

 
16

 

 

 

 
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Трикколор»

 
21

 
2.1. Краткая характеристика ООО  «Трикколор»

 
21

 
2.2. Анализ основных технико-экономических  показателей деятельности  
 
ООО «Трикколор»

 
23

 
2.2.1. Анализ величины и структуры  объема производства и реализации  услуг

 
28

 
2.2.2. Анализ состояния и использования  трудовых ресурсов

 
34

 
2.2.3. Анализ себестоимости продукции,  производимой предприятием

 
42

 
2.2.4. Анализ прибыли и показателей  рентабельности

 
45

 
2.3. Анализ материальных затрат  на производство продукции

 
47

 

 

 

 

 
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ СУММЫ  МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ  
 
НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ООО «Трикколор»

 
58

 

 

 

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
60

 

 

 

 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
61

 

 

 

 

 
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
Анализ затрат на производство продукции, т. е. себестоимости, является одним из важнейших в системе экономического анализа. Основной целью любого промышленного коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли, выражающей разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на ее производство и продажу. Таким образом, затраты предприятия непосредственно влияют на формирование прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем выше конкурентоспособность предприятия, доступнее продукция для потребителя, ощутимее экономический эффект от ее продажи. 
 
В себестоимости продукции находит отражение основная часть текущих затрат, т.е. затрат, связанных с основной деятельностью предприятия: стоимость потребленных в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.), стоимость живого труда (оплата труда), покупных изделий и полуфабрикатов, стоимость услуг сторонних организаций. [11, 168] 
 
Формирование затрат на производство является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия, охваченного системой управленческого учета. Именно от его практического применения зависит рентабельность производства и отдельных видов продукции, взаимозависимость видов продукции и их мест в производстве, выявление резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на нее, исчисление национального дохода в масштабах страны, расчет экономической эффективности от внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, а также обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших. [7, 159] 
 
Анализ затрат помогает определить эффективность расходов, уточнить, не окажутся ли они чрезмерными, подскажет, как установить цены, как применить сведения о затратах на ближнюю и дальнюю перспективы, как регулировать и контролировать расходы, как планировать реальный уровень прибыли. Таким образом, актуальность выбранной темы состоит в том, что снижение суммы материальных затрат на производство продукции ведет к улучшению, совершенствованию деятельности предприятия, повышению его конкурентоспособности. 
 
Целью выполнения данной курсовой работы является проведение анализа материальных затрат на производство продукции на примере конкретного предприятия и разработка мероприятий по их снижению.  
 
Достижение цели возможно через решение следующих задач: 
 
- изучение теоретических основ анализа материальных затрат на производство продукции; 
 
- проведение анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и анализа материальных затрат на производство продукции; 
 
- выявление резервов снижения суммы материальных затрат и разработка мероприятий по улучшению использования материальных ресурсов предприятия. 
 
Объект исследования данной курсовой работы – общество с ограниченной ответственностью ООО «Трикколор», которое оказывает населению и организациям города Тольятти услуги по пошиву изделий, в том числе спецодежды. 
 
Предметом исследования курсовой работы являются материальные затраты на производство продукции ООО «Трикколор». 
 
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. 
 
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, прочие актуальные источники информации. 
 
Система обобщающих и частных показателей эффективности использования материальных ресурсов предприятия подробно представлена в учебном пособии под ред. Г.В. Савицкой «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», а также в учебнике под ред. проф. Н.П. Любушина «Экономический анализ». Методика факторного анализа изменения материальных затрат на производство продукции представлена в учебном пособии под ред. проф. Э.А. Маркарьяна «Управленческий анализ в отраслях». В учебно-методических пособиях содержатся типовые схемы анализа эффективности использования материальных ресурсов. 
 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ 
 
НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ 
1.1. Экономическая сущность материальных затрат, их классификация и методы учета 
Для организации производства продукции необходимо обеспечить его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д. В процессе потребления материальных ресурсов происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому экономное использование топлива, сырья, материалов, энергии и т.д. снижает себестоимость продукции. [9, 201] 
 
В соответствии со ст. 254 Налогового Кодекса Российской Федерации к материальным расходам относятся следующие затраты налогоплательщика: 
 
1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); 
 
2) на приобретение материалов, используемых: 
 
- для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); 
 
- на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели); 
 
3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию; 
 
4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика; 
 
5) на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии; 
 
6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. 
 
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. 
 
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов); 
 
7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы). [1, ст. 254] 
 
Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов от 05.08.1992 г. № 552н утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2002 г. № 121. 
 
Согласно Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу “Материальные затраты”, формируется исходя из цен приобретения, в том числе при бартерных сделках, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин и сборов, налогов (кроме тех, которые предприятие в последующем получает обратно в виде зачета, как, например, налог на добавленную стоимость), платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых сторонними юридическими лицами. [2, п.1.1] 
 
Согласно ст. 254 Налогового Кодекса Российской Федерации стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты», формируется исходя из цен приобретения, в том числе при бартерных сделках, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин и сборов, налогов (кроме тех, которые предприятие в последующем получает обратно в виде зачета, как, например, налог на добавленную стоимость), платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых сторонними юридическими лицами.  
 
На производственных предприятиях первостепенное значение имеет повышение эффективности использования сырья и основных материалов, так как эти затраты в структуре себестоимости продукции составляют более 80% и даже незначительное сокращение их при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает значительный эффект. Поэтому значительное внимание уделяется повышению выхода готовой продукции из единицы сырья, уменьшению норм расхода материалов на единицу продукции, сокращению отходов и потерь сырья и материалов, совершенствованию системы материального поощрения рабочих за улучшение использования сырья и материалов.  
 
В процессе анализа затрат на производство продукции исходят из действующей классификации затрат (их группировки): 
 
- по элементам затрат; 
 
- по статьям калькуляции.  
 
Элементы затрат включают в себя: 
 
1) материальные затраты (затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, топливо, энергию и др.); 
 
2) затраты на оплату труда; 
 
3) отчисления на социальные нужды (отчисления органам государственного социального страхования, пенсионного фонда, государственного (муниципального) фонда занятости и медицинского страхования от общих затрат на оплату труда); 
 
4) амортизация основных средств; 
 
5) прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги (входящие в себестоимость), отчисления во внебюджетные фонды и др.). [6, 80] 
 
Анализ сметы затрат на производство осуществляется с целью изучения динамики и контроля за расходованием средств на хозяйственную деятельность предприятия, выявления резервов их снижения. В смете затрат показываются все материальные, трудовые и денежные расходы, произведенные предприятием для осуществления его хозяйственной деятельности. Все затраты группируются по экономическому содержанию, т. е. по отдельным элементам, независимо от их производственного назначения и места, где они израсходованы. Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат.  
 
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Данная группировка необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий, а также установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.  
 
Основными статьями калькуляции являются: 
 
1) сырье и материалы; 
 
2) возвратные отходы (вычитаются); 
 
3) покупные изделия и полуфабрикаты; 
 
4) топливо и энергия на технологические цели; 
 
5) основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих; 
 
6) отчисления на социальное страхование и обязательное медицинское страхование производственных рабочих; 
 
7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и машин; 
 
8) общепроизводственные расходы; 
 
9) общехозяйственные расходы; 
 
10) потери от брака; 
 
11) прочие производственные расходы; 
 
12) коммерческие расходы. [10, 343]

 

В соответствии с пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету  «Учет материально-производственных запасов», при отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых  по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:  
 
- по себестоимости каждой единицы;  
 
- по средней себестоимости;  
 
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). 
 
Оценка по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца. 
 
Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных ценностей, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений. [3, пп.16-19] 
 
Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики предприятия. 
1.2. Методика анализа материальных затрат на производство продукции 
В процессе потребления материальных ресурсов происходит их трансформация в материальные затраты или, другими словами, в широком смысле стоимость использованных, израсходованных материальных ресурсов выражается материальными затратами, а уровень их расходования в производстве – показателями, исчисленными исходя из суммы материальных затрат.  
 
Оценка использования материальных ресурсов осуществляется в практике экономической работы через систему показателей и моделирование их взаимосвязи. Показатели использования материальных ресурсов делятся на обобщающие и частные. 
 
К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов. 
 
Прибыль на рубль материальных затрат является наиболее обобщающим показателем эффективности использования материальных ресурсов и определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат: 
 
Пр1МЗ = Пр / МЗ, (1.1) 
 
где Пр1МЗ – прибыль на рубль материальных затрат; 
 
Пр – прибыль, полученная от основной деятельности, руб.; 
 
МЗ – материальные затраты, руб. 
 
Материалоемкость продукции определяется как отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции и показывает материальные затраты, приходящиеся на каждый рубль выпущенной продукции: 
 
 (1.2) 
 
где Ме – материалоемкость; 
 
МЗ – материальные затраты, руб.; 
 
ВП – объем продукции (работ, услуг) в стоимостных или натуральных показателях. 
 
Материалоотдача является показателем, обратным материалоемкости, и показывает, сколько продукции приходится на каждый рубль вложенных материальных ресурсов: 
 
 (1.3) 
 
При анализе эффективности на основе показателей материалоемкости и материалоотдачи необходимо вести строгий учет и контроль за расходованием материальных ресурсов и правильно определять их действительный расход в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Главная проблема данного подхода – в достоверности и точности учета фактического расхода материальных ресурсов. 
 
Для исчисления удельного веса материальных затрат в себестоимости продукции сумма материальных затрат относится к полной себестоимости выпущенной продукции: 
 
 (1.4) 
 
где У – удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, %; 
 
МЗ - материальные затраты, руб.; 
 
С – полная себестоимость продукции (работ, услуг), руб. 
 
Данный показатель отражает не только уровень использования материальных ресурсов, но и структуру производства продукции, т.е. является оно материалоемким или нет. 
 
Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат определяется отношением индекса валовой продукции к индексу материальных затрат: 
 
Ксоотн. = IВП / IМЗ, (1.5) 
 
где Ксоотн. – коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат; 
 
IВП – индекс валовой продукции; 
 
IМЗ – индекс материальных затрат. 
 
Данный показатель характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста. 
 
Коэффициент материальных затрат (коэффициент использования материальных ресурсов) представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции: 
 
Ки = МЗф / МЗпл, (1.6) 
 
где Ки - коэффициент использования материальных ресурсов; 
 
МЗф – сумма фактических материальных затрат, руб.; 
 
МЗпл’ – сумма материальных затрат, рассчитанная по плановым калькуляциям и фактическому выпуску и ассортименту продукции, руб. 
 
Данный коэффициент показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно. 
 
Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить лишь общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервов его повышения. Более конкретную информацию обеспечивает анализ частных показателей. Они применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов, а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий. 
 
Показатель сырьеемкости производимой продукции характеризуется отношением стоимости потребленного сырья и материалов к объему выпуска продукции (работ, услуг): 
 
 (1.7) 
 
где Ес – сырьеемкость продукции (работ, у слуг); 
 
Мс – стоимость потребленных сырья и материалов, руб.; 
 
ВП – объем продукции (работ, услуг) в стоимостных или натуральных показателях. 
 
Показатель полуфабрикатоемкости характеризуется отношением стоимости потребленных покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов к объему продукции (работ, услуг): 
 
 (1.8) 
 
где Еп – полуфабрикатоемкость продукции (работ, услуг); 
 
Мп – стоимость потребленных покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, руб. 
 
Показатель топливоемкости продукции (работ, услуг) отражает отношение стоимости потребленного топлива к объему продукции (работ, услуг): 
 
 (1.9) 
 
где Ет – топливоемкость продукции (работ, услуг); 
 
Мт – стоимость потребленного топлива, руб. 
 
Показатель энергоемкости продукции (работ, услуг) характеризуется отношением стоимости потребленной в процессе производства энергии к объему продукции (работ, услуг): 
 
Еэ = Мэ / ВП, (1.10) 
 
где Еэ – энергоемкость продукции (работ, услуг); 
 
Мэ – стоимость потребленной энергии, руб. 
 
Повышение эффективности использования материальных ресурсов обусловливает сокращение материальных затрат на производство продукции, снижение ее себестоимости и рост прибыли. [9, 206] 
 
Материалоемкость определяет сумму материальных расходов: рост материалоемкости увеличивает сумму материальных расходов, снижение – уменьшает. 
 
В процессе анализа материальных затрат необходимо выделить влияние отдельных групп факторов, к которым относят такие, как цена, объем производства, структура и ассортимент продукции, удельные материальные затраты на одно изделие. [8, 141] 
 
Структурно-логическая факторная модель зависимости материальных расходов от эффективности использования материальных ресурсов и влияющих на нее факторов представлена на рисунке 1.1.  
 
 
 
Материальные ресурсы являются важнейшей составляющей оборотных фондов предприятия, поэтому целесообразно рассмотреть показатели, характеризующие эффективное использование оборотных средств. 
 
Критерием оценки эффективности использования оборотных средств является длительность периода оборота. Чем длительнее оборот оборотных средств и чем дольше они находятся на любой его стадии, тем менее эффективно они работают. Это является следствием того, что для поддержания постоянного оборота капитала требуются значительные денежные средства. В этом случае говорят об отвлечении денежных средств на пополнение оборотных средств. Напротив, ускорение оборачиваемости, т.е. фактически снижение совокупных нормативов оборотных средств, высвобождает необходимые денежные средства, и они могут быть направлены на другие цели фирмы. [10, 166] 
 
Эффективное использование оборотных средств характеризуют три показателя: коэффициент оборачиваемости, коэффициент оборачиваемости в днях и коэффициент загрузки.  
 
Коэффициент оборачиваемости вычисляется как отношение объема реализованной продукции к среднему остатку оборотных средств: 
 
 (1.11) 
 
где Коб – коэффициент оборачиваемости; 
 
РП – объем реализованной продукции, руб.; 
 
ОС – среднегодовой остаток оборотных средств, руб. 
 
Коэффициент оборачиваемости показывает число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период. Из формулы видно, что увеличение количества оборотов (Коб) при неизменном объеме реализованной продукции снижает среднегодовой остаток оборотных средств, т.е. высвобождает средства предприятия. 
 
Коэффициент оборачиваемости в днях определяется как отношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости: 
 
 (1.12) 
 
где Кt – коэффициент оборачиваемости в днях; 
 
Т – календарный период (год, квартал). Для простоты расчетов используются следующие значения календарного периода: месяц – 30 дней, квартал – 90 дней и год – 360 дней. [2, 65] 
 
Как видно из названия, коэффициент оборачиваемости в днях показывает длительность одного оборота, т.е. за сколько дней оборотные средства совершают полный оборот. 
 
Коэффициент загрузки оборотных средств определяется как отношение среднегодового остатка оборотных средств к объему реализованной продукции: 
 
 (1.13) 
 
где Кз – коэффициент загрузки. 
 
Коэффициент загрузки оборотных средств является обратным показателем коэффициента оборачиваемости и показывает сумму оборотных средств, затраченных на один рубль реализованной продукции. 
1.3. Основные направления рационального и экономного использования материальных ресурсов 
Материальные ресурсы являются одним из основных факторов производства. Они формируют вещественный состав выпускаемой продукции, а также в той или иной степени обеспечивают производственный процесс. В свою очередь, продукция удовлетворяет нужды и потребности общества. Поэтому благосостояние общества зависит от того, как используются материальные ресурсы, насколько эффективен процесс производства с точки зрения материалопотребления. Переход от экстенсивного к интенсивному типу хозяйствования неизбежно ставит проблему рационального и экономного потребления материальных ресурсов перед экономикой любого государства. 
 
Динамика эффективности материалопотребления и уровень материалоемкости продукции формируется под воздействием многочисленных факторов, движущих сил, причин того или иного процесса, которые и определяют его характер. 
 
В основу их классификации положена группировка на внешние и внутренние (внутрипроизводственные) факторы, а также деление на факторы технического, технологического, организационного и экономического характера. [13, 140] 
 
Внешние факторы включают: 
 
1. Государственное регулирование ресурсосбережения – государственное программирование; налоговая система; система ценообразования; амортизационная политика; финансово-кредитная политика; стандартизация. Значительную роль в реализации государственной ресурсосберегающей политики играют программы технического развития отраслей и производств, создания и внедрения мало- и безотходных технологий и т.п. Для их осуществления и стимулирования предприятий к рациональному использованию материальных ресурсов государство использует определенные финансовые рычаги. Важное место также принадлежит закреплению в стандартах предельных значений материалоемкости продукции.  
 
2. Конъюнктура рынка – предложение и цены на материальные ресурсы (играют важную роль в формировании производственной программы предприятия); спрос и цены на продукцию предприятия (предопределяют ассортимент выпускаемой продукции); уровень транспортно-заготовительных расходов (влияет на выбор поставщиков); конкуренция (оказывает влияние при принятии решений в области ассортимента, качества, ценовой политики и т.д.). 
 
3. Научно-техническое развитие – выражается в появлении новых материалов (проката с заданными свойствами, новых конструкционных материалов и т.д.); новых технологий (безотходных, замкнутого производственного цикла и т.д.); новой техники (с повышенными коэффициентами использования материалов); новых источников энергии; новых знаний. 
 
4. Общеэкономические факторы – влияют на стратегию деятельности предприятия в целом и, как следствие, на процесс использования материальных ресурсов. Это экономическая ситуация в стране; государственное регулирование экономики в целом; состояние инфраструктуры народного хозяйства и т.д. 
 
5. Прочие факторы – экологические (загрязнение окружающей среды, исчерпание запасов полезных ископаемых); природно-климатические (влияние температурного режима, влажности на расход материальных ресурсов при строительстве зданий и сооружений, расход топливно-энергетических ресурсов; необходимость защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды); политические и т.д. 
 
Внутренние факторы являются ничем иным, как реакцией на воздействие внешних факторов. Однако именно внутренние факторы определяют непосредственный уровень использования материальных ресурсов на предприятии. 
 
Технические факторы проявляются на стадии проектирования и оказывают воздействие на уменьшение расхода отдельных видов материальных ресурсов на единицу продукции и повышении качества и технических характеристик изделия. В данную группу мы включаем факторы, связанные с совершенствованием конструкций уже имеющейся в ассортименте предприятия продукции: 
 
- снижение абсолютной и (или) удельной массы изделия – выбор прогрессивного типа машин; совершенствование кинематических схем машин; повышение единичной мощности, производительности и т.п. машин и оборудования; выбор наиболее рационального материала детали; установление оптимальных запасов прочности; выбор наиболее рационального типа заготовок; определение оптимальной геометрии деталей, замена сложных конфигураций более простыми; применение унифицированных деталей и узлов, повышение качества, надежности и долговечности машин;  
 
- повышение качества потребляемых материалов – применение высокопрочных марок материалов, низколегированных сталей, экономичных профилей проката, сварных конструкций из проката, сортового холоднотянутого металла, проката из вакуумированной стали и т.п.; 
 
- замена дорогостоящих и дефицитных материалов – замена проката черных металлов алюминиевыми, магниевыми и другими легкими сплавами; замена цветных и черных металлов и сплавов металлокерамикой; применение древопластов, стеклопластиков и других заменителей; использование вторичных ресурсов. [4, 141] 
 
Технологические факторы действуют на стадии изготовления продукции, обусловливая снижение отходов и потерь материалов. К ним относятся: 
 
- внедрение нового оборудования с улучшенными техническими характеристиками, модернизация и реконструкция существующего, направленные на повышение коэффициентов использования материалов, сокращение отходов и потерь и т.п.; 
 
- внедрение прогрессивных материалосберегающих технологий – применение методов точного литья (вместо изготовления из проката), горячей штамповки (вместо свободной ковки), холодной и горячей высадки (вместо снятия стружки), изготовление заготовок и деталей методом порошковой металлургии и т.п.; 
 
- внедрение методов упрочняющей технологии – поверхностная закалка; прогрессивные методы нанесения покрытий (лакокрасочных, металлических, пластмассовых и других);  
 
- совершенствование методов изготовления и обработки деталей – рациональный раскрой материалов (применение фотооптической разметки, использование кратных и мерных материалов и заготовок); приближение заготовок к форме и размерам готовых деталей; уменьшение припусков на обработку; 
 
- повышение уровня механизации и автоматизации производства. 
 
Организационные факторы направлены на совершенствование структуры и организации производства с целью повышения эффективности материалопотребления. Они включают: 
 
- совершенствование организации производства – повышение уровня специализации, кооперации и комбинирования; комплексное использование сырья; организация сбора, сортировки и использования отходов; 
 
- совершенствование системы нормирования расхода материальных ресурсов; 
 
- совершенствование учета фактического использования материальных ресурсов; 
 
- совершенствование системы обеспечения материальными ресурсами – совершенствование методов расчета потребности в материальных ресурсах, норм запаса и т.д.; контроль качества материалов, комплектности поставок и т.п.; устранение потерь при транспортировке; рациональная организация складского хозяйства и устранение потерь материальных ресурсов при хранении; обеспечение бесперебойности производственного процесса; 
 
- совершенствование контроля качества заготовок и продукции с целью предотвращения брака; 
 
- структурные сдвиги в выпуске продукции; 
 
- состав, движение и квалификация персонала. 
 
Экономические факторы обусловливают создание условий, способствующих рационализации процесса использования материальных ресурсов на предприятии. Фактически это условия успешной реализации конструктивных, технологических, инновационных и организационных факторов. К экономическим факторам относятся: 
 
- система экономического (морального и материального) стимулирования работников – стимулирование проектировщиков и конструкторов за разработку прогрессивных моделей машин, снижение их веса, повышение качества и эксплуатационных характеристик, использование заменителей дефицитных материалов и т.п.; стимулирование основных и вспомогательных рабочих, обслуживающего и административного персонала за экономию материалов и топливно-энергетических ресурсов; стимулирование работников к увеличению использования отходов и вторичных ресурсов; 
 
- система экономической ответственности за нерациональное использование материальных ресурсов – повышение материальной ответственности исполнителей за перерасход сырья, материалов, топлива, энергии, воды, за нарушения технологического процесса, допущения брака в работе и т.п. 
 
Действия, направленные на повышение эффективности материалопотребления, должны предприниматься, прежде всего, в первичном производственном звене – на предприятии. Более экономное и рациональное использование материалов на конкретных предприятиях приведет в итоге к необходимому результату и на уровне народного хозяйства. 
 
Важным условием повышения эффективности использования сырья и материалов, топлива и энергии является наличие действенного хозяйственного механизма ресурсосбережения. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что наибольших результатов в области рационального и экономного материалопотребления достигли те из них, где ресурсосберегающая политика является одним из приоритетов деятельности государства. 
 
Разумеется, переход к ресурсосберегающему воспроизводству требует комплексной рационализации использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных), структурной перестройки производства с учетом реальных потребностей внутреннего и внешнего рынков, внедрения достижений научно-технического прогресса, новейших методов управления, анализа и прогнозирования, сочетания государственно-административных и рыночных методов хозяйствования, государственной и муниципальной поддержки и регулирования ресурсосбережения при использовании законодательно установленных стимулов и санкций. 
 
 
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
 
ООО «ТРИККОЛОР» 
2.1. Краткая характеристика ООО «Трикколор» 
Общество с ограниченной ответственностью швейное предприятие «Трикколор» (далее ООО «Трикколор») является коммерческой организацией, созданной в 1999 году и действующей в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иным соответствующим законодательством, регулирующим деятельность хозяйственных обществ.  
 
Уставной капитал общества равен 8,4 тыс. руб. Учредителем общества является физическое лицо, которому принадлежит весь уставной капитал без разделения его на доли, что с одной стороны является существенным преимуществом, т.к. управление осуществляется единолично и не сопровождается спорами и конфликтами. К тому же учредитель несет ограниченную ответственность по обязательствам общества в пределах только своего вклада. Однако, с другой стороны, решения могут приниматься субъективно и без необходимых обоснований. 
 
ООО «Спецодежда» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде. 
 
Целью организации ООО «Трикколор» является удовлетворение потребности населения в производимой продукции и оказываемых услугах, а также получение прибыли. 
 
Основными видами деятельности является: 
 
- пошив изделий, в том числе спецодежды; 
 
- операции по реализации товаров;  
 
- лизинг, в том числе финансовый;  
 
- другая деятельность. 
 
Перечисленные направления деятельности указывают на то, что предприятие сумело перестроиться к требованиям рынка, и помимо производственной и торговой деятельности оказывает лизинговые операции. Такой шаг является обоснованным и способен принести предприятию дополнительный доход за счет эффективного использования финансовых ресурсов. 
 
О том, что предприятие следует современным законам рынка и стремится оставаться конкурентоспособным, свидетельствует широкий ассортимент изготавливаемой продукции, в том числе изготовление: 
 
- одежды для защиты от общепроизводственных загрязнений; 
 
- одежды для защиты от пониженных и повышенных температур; 
 
- одежды для защиты от влаги; 
 
- средств для защиты рук; 
 
- головных уборов и многое другое. 
 
По размерам предприятие является средним, так как среднесписочная численность персонала около 100 человек.  
 
Производственная структура ООО «Трикколор» (Приложение 1) состоит из основного производства, вспомогательного участка, обслуживающего хозяйства и торгового зала, где реализуется готовая продукция. Основное производство (производственный участок) состоит из швейного и закройного цехов. Цех – это административно обособленное подразделение, выполняющее определенную часть производственного процесса; он является основной структурной единицей предприятия. В цехах основного производства (швейном и закройном) выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. Вспомогательный участок представлен энергетическим и ремонтным хозяйством. Обслуживающее производство также играет важную роль на предприятии. К нему относятся складское и транспортное хозяйство. Сырье в основные цеха поступает со склада хранения сырья. Продукция, изготовленная в раскройном и швейном цехах, доставляется на склад готовой продукции. Перевозки грузов осуществляет транспортное хозяйство. 
 
Таким образом, производственная структура ООО «Трикколор» представлена по смешанному (предметно-технологическому) типу, который характеризуется наличием на одном предприятии цехов, организованных и по предметному, и по технологическому принципу. Смешанная производственная структура предприятия имеет ряд преимуществ: 
 
- обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок; 
 
- сокращается длительность производственного цикла изготовления продукции; 
 
- улучшаются условия труда; 
 
- обеспечивает высокий уровень загрузки оборудования; 
 
- происходит рост производительности и снижение себестоимости продукции. 
 
Организационная структура ООО «Трикколор» (Приложение 1) характеризуется как линейная, т.е. во главе каждого структурного подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю.  
 
Преимущества линейной структуры:  
 
- четкое разграничение ответственности и компетенций; 
 
- простой контроль соблюдения принципа единоначалия; 
 
- быстрые и экономные формы принятия решений; 
 
- простые иерархические коммуникации; 
 
- персонифицированная ответственность. 
 
Применяется эта система на небольших предприятиях, а также в цехах с относительно простой технологией производства. 
 
Такая структура используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями. 
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 
 
деятельности ООО «Трикколор» 
Выявление актуальных проблем предприятия и его диагностика возможны с помощью исследования и анализа эффективности использования его ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть и оценить основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. Важно отметить, что целесообразнее проводить анализ в динамике, что позволит определить складывающиеся тенденции, и по отклонениям фактических значений от плановых, чтобы знать, где искать причины изменения показателей. Динамика основных технико-экономических показателей деятельности рассматриваемого предприятия представлена в таблице 2.1. 
Таблица 2.1. 
 
Динамика основных технико-экономических показателей  
 
деятельности ООО «Трикколор» за 2006 – 2008 гг.

 
№ п/п

 
Показатели

 
Ед. изм.

 
2006

 
2007

 
2008

 
Абсолютное отклонение (+/-)

 
Относительное изменение, %

 
2007/06

 
2008/07

 
2007/06

 
2008/07

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
9

 
10

 
1.

 
Объем реализации в натуральном  выражении

 
шт.

 
20793

 
23942

 
33839

 
3149

 
9897

 
15,14

 
41,34

 
2.

 
Объем реализации в стоимостном  выражении (в сопоставимых ценах)

 
тыс. руб.

 
7978,93

 
9187,32

 
12985,0

 
1208,39

 
3797,68

 
15,14

 
41,34

 
3.

 
Число работающих, всего;

 
чел.

 
91

 
96

 
98

 
5

 
2

 
5,49

 
2,08

 
85

 
90

 
93

 
5

 
3

 
5,88

 
3,33

 
в т.ч. рабочих

 
4.

 
Среднегодовая выработка  
 
1 работающего;

 
тыс. руб.

 
87,68

 
95,70

 
132,5

 
8,02

 
36,8

 
9,15

 
38,45

 
93,87

 
102,08

 
139,62

 
8,21

 
37,54

 
8,75

 
36,78

 
1 рабочего

 
5.

 
Фонд заработной платы работающих;

 
тыс. руб.

 
3166,8

 
3571,2

 
4116,0

 
404,4

 
544,8

 
12,77

 
15,26

 
2906,7

 
3280,8

 
3806,4

 
374,1

 
525,6

 
12,87

 
16,02

 
рабочих

 
6.

 
Среднегодовая заработная плата  
 
1 работающего;

 
тыс. руб.

 
34,8

 
37,2

 
42,0

 
2,4

 
4,8

 
6,90

 
12,90

 
34,2

 
36,45

 
40,93

 
2,25

 
4,48

 
6,58

 
12,29

 
1 рабочего

 
7.

 
Полная себестоимость

 
тыс. руб.

 
7412,8

 
9104,7

 
12725,3

 
1691,9

 
3620,6

 
22,82

 
39,77

 
8.

 
Затраты на рубль реализованных  услуг

 
коп.

 
92,9

 
99,1

 
98,0

 
6,2

 
-1,1

 
6,67

 
-1,11

 
9.

 
Средняя цена единицы продукции  
 
(в действующих ценах)

 
руб.

 
434,76

 
427,28

 
383,73

 
-7,48

 
-43,55

 
-1,72

 
-10,19

 
10.

 
Производственная площадь;

 
м2

 
310

 
310

 
310

 
0

 
0

 
0,00

 
0,00

 
232

 
232

 
232

 
0

 
0

 
0,00

 
0,00

 

 

 
в т.ч. площадь цехов

 
11.

 
Съем продукции с 1м2производственной площади

 
тыс. руб.

 
25,74

 
29,64

 
41,89

 
3,9

 
12,25

 
15,15

 
41,33

 
12.

 
Прибыль (+), убыток (-) от реализации

 
тыс. руб.

 
+566,13

 
+82,62

 
+259,7

 
-483,51

 
177,08

 
-85,41

 
214,33

 
13.

 
Рентабельность

 
%

 
7,64

 
0,91

 
2,04

 
-6,73

 
1,13

 
-

 
-


 
Индексы цен 2007 и 2006 гг. соответственно равны:  
 
I2007 = 383,73 / 427,28 = 0,898076, I2006 = 383,73 / 434,76 = 0,882625. 
По данным, представленным в таблице 2.1, можно сделать следующие выводы. 
 
Объем реализации продукции ООО «Трикколор» характеризуется положительной динамикой. В 2007 году по сравнению с 2006 объем реализации увеличился на 1208,39 тыс.руб. и составил 9187,32 тыс.руб., в 2008 по сравнению с 2007 абсолютный прирост составил 3797,68 тыс.руб. Объем реализации в 2008 году составил 12985,0 тыс.руб. Прирост объема реализации в натуральном выражении в 2007 году по сравнению с 2006 составил 3149 шт. (или 15,14 %), в 2008 году по сравнению с 2007 годом 9897 шт. (или 41,34 %). В целом за анализируемый период темп прироста объема реализации продукции составил 56,48 % (15,14 % и 41,34 % в 2007 и 2008 гг. соответственно). 
 
Себестоимость изготавливаемой продукции за анализируемый период увеличилась. В 2007 году по сравнению с 2006 абсолютный прирост составил 1691,9 тыс.руб. В 2008 году по сравнению с 2007 абсолютный прирост составил 3620,6 тыс.руб. 
 
Темп прироста себестоимости продукции в 2007 году превышает темп прироста объема ее реализации (22,82 %). Этим объясняется снижение прибыли предприятия за 2007 год на 483,51 тыс. руб. (или -85,41 %), что, в свою очередь, повлекло за собой снижение уровня рентабельности на 6,73 процентных пункта (с 7,64 % в 2006 году до 0,91 % в 2007).  
 
Темп прироста себестоимости продукции в 2008 году по сравнению с 2007 составляет 39,77 %, в то время как темп прироста объема реализации продукции 41,34 %. В этот период наблюдается увеличение прибыли предприятия на 177,08 тыс.руб. (или 214,33 %) и, как следствие, увеличение уровня рентабельности на 1,13 процентных пункта (с 0,91 % в 2007 году до 2,04 % в 2008). Однако, суммарное увеличение себестоимости продукции за анализируемый период составило 62,59 %. Снижение уровня рентабельности за период 2006-2008 гг. составило 5,6 процентных пункта. 
 
В период 2006-2008 гг. на ООО «Трикколор» наблюдается увеличение численности рабочих. В 2007 году по сравнению с 2006 численность рабочих увеличилась на 5 человек (или 5,49 %), в 2008 году по сравнению с 2007 – на 3 человека (или 3,33 %). Это было вызвано увеличением объема производства продукции на предприятии за анализируемый период.  
 
В связи с увеличением объема реализации продукции на ООО «Трикколор» наблюдается также рост выработки на одного работающего. Прирост данного показателя в период 2006-2007 гг. составил 8,02 тыс.руб. (или 9,15 %). В связи с более значительным увеличением объема реализации продукции в период 2007-2008 гг. наблюдается рост выработки на одного работающего на 36,9 тыс.руб. (или 38,45 %). Суммарный прирост данного показателя за три года составил 47,6 %. Прирост выработки на одного рабочего составил 8,21 тыс.руб. (или 8,75 %) и 37,54 тыс.руб. (или 36,78 %) в 2007 и 2008 гг. соответственно. В целом за анализируемый период увеличение выработки на одного рабочего составило 45,53 %. 
 
Значение производственных площадей на протяжении периода 2006 – 2008 гг. также оставалось неизменным и составляло 310 м2, в т.ч. площадь цехов равна 232 м2
 
На ООО «Спецодежда» за анализируемый период наблюдается также рост показателя съема (выпуска) продукции с 1 м2производственной площади. Выпуск продукции с 1 м² производственной площади находится в прямой зависимости от объема реализации продукции и в обратной от производственной площади. Значение производственных площадей на предприятии за анализируемый период оставалось неизменным. Поэтому в связи с увеличением объема реализации выпуск продукции с 1 м² производственной площади в 2007 году увеличился на 3,9 тыс.руб. (или 15,15 %), в 2008 – на 12,25 тыс.руб. (или 41,33 %). Суммарный прирост данного показателя за три года составил 56,48 %, что свидетельствует об эффективном, рациональном использовании производственных площадей и организации производства. 
 
В связи с увеличением численности работающих ООО «Трикколор» наблюдается также рост фонда оплаты труда. Это свидетельствует о грамотной финансовой политике, проводимой предприятием. Прирост фонда оплаты труда работающих в период 2006-2007 гг. составил 404,4 тыс.руб. (в т.ч. фонд оплаты труда рабочих – 374,1 тыс.руб.), в период 2007-2008 гг. был равен 544,8 тыс.руб. (в т.ч. рабочих – 525,6 тыс.руб.). Суммарный относительный прирост данного показателя за три года составил 28,03 % (в т.ч. прирост фонда оплаты труда рабочих – 28,89 %). 
 
Положительной динамикой характеризуется также показатель среднегодовой заработной платы. В связи с увеличением фонда оплаты труда среднегодовая заработная плата работающих выросла на 2,4 тыс.руб. и 4,8 тыс.руб. в 2007 и 2008 гг. соответственно. Относительный прирост среднегодовой заработной платы работающих на ООО «Трикколор» за анализируемый период составил 19,8 %. Темпы прироста среднегодовой заработной платы рабочих характеризуются меньшей динамикой; за три года составили 18,87 % (6,58 % и 12,29 % в 2007 и 2008 гг. соответственно). 
 
Показатель затрат на рубль реализации находится в прямой зависимости от себестоимости производимой продукции и в обратной зависимости от объема ее реализации. В 2007 году затраты на 1 рубль реализации увеличились на 6,2 коп. и составили 99,1 коп. В 2008 году, напротив, показатель затрат на 1 рубль реализации снизился на 1,1 коп. и составил 98,0 коп. Данный показатель характеризует эффективность деятельности предприятия, т.к. показывает величину затрат, приходящуюся на 1 рубль выручки. Поскольку прибыль и себестоимость находятся в обратной зависимости друг от друга, то чем меньше затраты на 1 рубль выручки, тем больше прибыль, полученная предприятием. Так, в период 2006-2007 гг. на ООО «Спецодежда» темпы роста полной себестоимости продукции превышают темпы роста объема ее реализации, поэтому наблюдается рост затрат на 1 рубль реализации на 6,67 %. Это повлекло за собой снижение прибыли с 566,13 тыс.руб. в 2006 году до 82,62 тыс.руб. в 2007 году. В период 2007-2008 гг. наблюдается обратная ситуация – темпы роста объема реализации превышают темпы роста полной себестоимости продукции, что повлекло снижение затрат на 1 рубль реализации, и, как следствие, увеличение прибыли предприятия на 177,08 тыс. руб. (или 214,33 %). В целом за анализируемый период снижение прибыли в абсолютном выражении составило 306,43 тыс. руб. 
 
Показатель уровня рентабельности продукции отражает конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Рентабельность продукции находится в прямой зависимости от величины прибыли и в обратной – от себестоимости. В 2007 году наблюдается снижение прибыли предприятия и одновременное увеличение себестоимости, что привело к снижению рентабельности. В 2007 году по сравнению с 2006 рентабельность снизилась с 7,64 % до 0,91 %. В 2008 году прибыль предприятия увеличилась, и себестоимость тоже увеличилась. Темп роста прибыли составил 214,33 %, что больше темпа роста себестоимости (39,77 %), следовательно, рентабельность увеличилась с 0,91 % до 2,04 %. В целом за анализируемый период на ООО «Трикколор» наблюдается снижение уровня рентабельности на 5,6 процентных пункта. Для предприятия это отрицательная тенденция. 
 
Качественным изменением можно считать снижение средней цены производимой продукции при одновременном увеличении ее полной себестоимости. В 2007 году она снизилась на 7,48 руб. и составила 427,28 руб., в 2008 году она снизилась еще на 43,55руб. (темп прироста равен -10,19 %). Такое изменение могло быть вызвано высокой степенью конкуренции на рынке. Для успешного функционирования ООО «Трикколор» необходимо предпринять меры по снижению себестоимости производимой продукции. 
 
Рост объемов реализации обусловлен ростом спроса на продукцию, который, в свою очередь, связан, во-первых, со снижением цены, во-вторых, с расширением ассортимента продукции, с улучшением ее качественных характеристик, с хорошо организованной работой маркетинга и сбыта. Анализ основных технико-экономических показателей устанавливает лишь общие тенденции, сложившиеся в деятельности предприятия, тенденции, выявление которых позволяет определить приоритеты, наметить направления дальнейшего экономического анализа. 
 
2.2.1. Анализ величины и структуры объема производства и реализации услуг 
Проведем анализ динамики объема реализации продукции. 
 
Таблица 2.2.1.1. 
 
Динамика объема реализации продукции ООО «Трикколор» в сопоставимых ценах

 
№ п/п

 
Годы

 
Объем реализации (в сопоставимых ценах), тыс.руб.

 
Абс. прирост (снижение), тыс.руб.

 
Темп роста, 
 
%

 
Темп прироста, 
 
%

 
Абс. значение 1% прироста (снижения), тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

 
к пред.

 
к базов.

 
к пред.

 
к базов.

 
к пред.

 
к базов.

 
к пред.

 
к базов.

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
9

 
10

 
11

 
1.

 
2006

 
7978,93

 
0

 
0

 
100,00

 
100,00

 
0

 
0

 
-

 
-

 
2.

 
2007

 
9187,32

 
1208,39

 
1208,39

 
115,14

 
115,14

 
15,14

 
15,14

 
79,81

 
79,81

 
3.

 
2008

 
12985,00

 
3797,68

 
5006,07

 
141,34

 
162,74

 
41,34

 
62,74

 
91,86

 
79,79


 
По данным, представленным в таблице, можно сделать вывод о том, что объем реализации продукции  за три года увеличился на 5006,07 тыс. руб. (или 62,74 %). Темп прироста объема реализации в 2008 году значительно выше темпа  его прироста в 2007 году (41,34 % против 15,14%). Это свидетельствует об эффективной сбытовой деятельности предприятия. Абсолютное значение 1 % прироста объема реализации составило 79,81 тыс. руб. и 91,86 тыс. руб. в 2007 и 2008 гг. соответственно. 
 
Рассчитаем среднегодовой темп роста реализации продукции по следующей формуле: 
 
ТРП =n-1√Т123, (2.1) 
 
где Т1,2…n – цепные темпы роста, переведенные в коэффициенты. 
 
Так, среднегодовой темп роста объема реализации продукции ООО «Трикколор» за анализируемый период равен: 
 
ТРП = √1,0*1,1514*1,4134 = √1,62738876 = 1,2757 или 127,57 %. 
 
Тогда среднегодовой темп прироста объема реализации продукции составил: 
 
∆ТРП = 127,57 – 100 = 27,57 %.  
 
Таким образом, наблюдается непрерывный рост объема реализации продукции ООО «Трикколор». Для предприятия это положительная тенденция. 
 
Далее следует определить влияние различных факторов на изменение объема реализации продукции ООО «Трикколор». Для этого используем следующую факторную модель: 
 
V = K * Ц, (2.2) 
 
где К – количество реализованных изделий, шт.; 
 
Ц – цена реализованных изделий, руб. 
 
Оценку влияния факторов проводим с помощью способа абсолютных разниц.  
 
Исходные данные для оценки влияния различных факторов на изменение объема реализации представлены в таблице 2.2.1.2. 
 
Таблица 2.2.1.2. 
 
Исходные данные для оценки влияния различных факторов 
 
на изменение объема реализации

Информация о работе Анализ материальных затрат