Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 18:44, дипломная работа
Одним из направлений повышения эффективности торговли является ее интенсификация, которая предполагает ускорение процесса реализации товаров. Показателем интенсификации выступает время обращения - период от поступления товаров в магазин до сдачи выручки в банк. Устойчивая скорость обращения требует постоянного наличия определенных запасов товаров на оптовых и розничных предприятиях. Наличие запасов на всех стадиях оборота есть необходимый элемент, обеспечивающий нормальную хозяйственную деятельность.
3
Глава 1. Теоретические основы функционирования оборотных активов торгового предприятия
1.1. Сущность оборотных активов, их состав и структура
6
1.2. Особенности оборотных активов предприятий торговли
11
1.3. Показатели эффективности использования оборотных активов торгового предприятия
18
Глава 2. Оценка эффективности использования оборотных активов в ООО «Проминвест»
2.1. Краткая характеристика предприятия
27
2.2. Состав, структура и динамика оборотных активов предприятия
29
2.3. Финансовый анализ деятельности предприятия
42
Глава 3. Способы повышения эффективности использования оборотных активов ООО «Проминвест»
3.1. Взаимосвязь оборотных активов и финансовых результатов
49
3.2. Пути повышения эффективности использования
оборотных активов
55
Заключение
Таким образом, по экономическому содержанию оборотные активы можно классифицировать на:
- оборотные производственные фонды;
- фонды обращения.
Деление оборотных активов на оборотные производственные фонды и фонды обращения обусловлено наличием двух сфер индивидуального кругооборота средств: сферы производства и сферы обращения. Отражая особенности своей сферы приложения, оборотные фонды и фонды обращения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому рост эффективности использования оборотных активов достигается лучшим применением как оборотных фондов, так и фондов обращения.
Под составом оборотных активов понимается совокупность элементов, образующих оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Под структурой оборотных активов понимается соотношение между элементами в общей сумме оборотных активов. На нее оказывают влияние особенности организации конкретного производства, материально-технического обеспечения, принятый порядок расчетов за товарно-материальные ценности. Изучение структуры является основой прогнозирования перспективных изменений в составе оборотных активов.[20,c.117]
Элементами оборотных активов являются: [21,c.89]
По месту и роли в процессе воспроизводства оборотные активы подразделяются на следующие четыре группы: [20,c.119]
- средства, вложенные в производственные запасы;
- средства, вложенные в незавершенное производство и расходы будущих периодов;
- средства, вложенные в готовую продукцию;
- денежные средства и средства в расчетах.
По степени планирования оборотные активы подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К ненормируемым относятся, товары, отгруженные, денежные средства и средства в расчетах. Все остальные элементы оборотных активов подлежат нормированию
По источникам формирования оборотные активы подразделяются на собственные (и приравненные к ним) и заемные.
Наличие собственных и заемных средств в обороте предприятия объясняется особенностями организации производственного процесса. Постоянная минимальная сумма средств для финансирования потребностей производства обеспечивается собственными средствами. Временная потребность в средствах, возникшая под влиянием зависящих и независящих от предприятия причин, покрывается кредитом и другими заемными источниками.
Специфика оборотных активов торговли (сферы товарного обращения) состоит в следующем: [10,c.36]
Издержки обращения в торговле представляют собой затраты общественного труда, выраженные в денежной форме и связаны с процессом движения товаров от мест производства до потребителя.
Издержки обращения
отличаются от себестоимости
тем, что в них отсутствует
стоимость закупаемых товаров, т.к.
предприятия торговли закупают
уже произведенные товары, затрачивая
средства лишь на их доведение
до потребителя. Для планирования
и учета издержек обращения
используются следующая
- транспортные расходы;
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- расходы на аренду
и содержание зданий и
- амортизация основных средств;
- расходы на ремонт основных средств;
- ремонт санитарной и
специальной одежды, столового белья,
посуды, приборов и др. малоценных
и быстроизнашивающихся
- расходы на топливо, газ, электроэнергию;
- расходы на хранение, подборку, сортировку и упаковку товаров;
- расходы на рекламу;
- затраты по оплате
процентов за пользование
- потери товаров и технологические отходы;
- расходы на тару;
- прочие расходы.
На предприятиях торговли
за счет отчислений, относимых
на издержки обращения и
- на оплату вознаграждений по итогам года и за выслугу лет;
- резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм;
- резерв на оплату отпусков;
- резерв на ремонт основных средств.
Факторы, влияющие на уровень издержек предприятий торговли: [14,c.48]
- субъективные, непосредственно
связанные с деятельностью
- объективные, к которым относятся изменения: розничных цен, тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта, процентных ставок за пользование банковским кредитом, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др.
Источником финансирования издержек обращения является валовой доход.
Предпринимательская деятельность в торговле связана с формированием и использованием основного и оборотного капитала, необходимого для продвижения, хранения и реализации товаров.
Оборотные активы торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения.
Оборотные активы по степени планирования подразделяются на:[10,c.54]
- нормируемые, включающие
запасы товаров, тары, топлива, сырья;
денежные средства в кассах
и пути; малоценные и
- ненормируемые, включающие денежные средства на счетах в банках; средства в расчетах (дебиторы).
В структуре оборотных активов предприятий торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы (около 90%, что обусловлено рядом причин, связанных с особенностью торгового обслуживания:
- равномерностью процессов обращения;
- сезонностью производства и потребления;
- неравномерностью размещения
производства и районов
- непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;
- преобразованием
- необходимостью образования страховых резервов и др.
Товарные запасы
Абсолютные - выражаются в натуральных или стоимостных единицах.
Абсолютная величина постоянно меняется и зависит поступления и продажи товаров.
При анализе и планировании
большое значение имеет
- повышению эффективности товарного обращения;
- непрерывности
- повышению прибыли и рентабельности.
Оценка товарных запасов товаро-материальных ценностей (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары, запасов) производится по фактической себестоимости, которая подвержена существенным колебаниям, вызванным изменением цен, стоимости услуг, расходов на транспортировку и др. составляющих себестоимости.
Конечным финансовым результатом деятельности торговых предприятий, как и в промышленности, является прибыль или убыток.
Валовой доход торгового предприятия представляет собой сумму всех доходов полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость в виде торговых наценок. [14,c.56]
Валовой доход определяется
двумя методами - методом прямого
счета и аналитическим. При определении
валового дохода необходимо
Потребность торгового предприятия в оборотных активовах определяется на основе нормирования.
Сущность нормирования состоит в установлении норматива по каждому виду оборотных активов и определении на этой основе общего норматива оборотных активов. Цель нормирования - разработать такие экономически обоснованные нормативы оборотных активов, которые обеспечат выполнение плана товарооборота с минимальными затратами средств.
В процесс нормирования оборотных активов:
1) устанавливается норматив оборотных активов в днях по товарным запасам текущего хранения и денежным средствам в кассе и в пути;
2) определяется норматив оборотных активов в сумме по каждому элементу (товарным запасам текущего хранения, денежным средствам в кассе и в пути, прочим нормируемым активам) и в целом по предприятию;
3) рассчитывается норматив собственных оборотных активов торгового предприятия.
Экономически обоснованные нормативы оборотных активов стимулируют ускорение оборачиваемости средств.
Разработанные торговыми предприятиями и утвержденные вышестоящими организациями нормативы запасов в днях должны быть стабильными. Они служат основой для расчета норматива оборотных активов в денежном выражении по отдельным видам товарно-материальных ценностей на протяжении ряда лет.
Уточнение нормативов запасов оборотных активов (по отдельным видам товарно-материальных ценностей) проводится лишь в случае существенных изменений в деятельности торгового предприятий: изменение структуры товарооборота или профиля предприятия, перевод на централизованный завоз товаров и т.п.
Важнейшим этапом нормирования оборотных активов является определение нормативов по товарным запасам. Экономически обоснованный расчет норматива оборотных активов в товарных запасах оказывает решающее влияние на общую величину оборотных активов и ее изменение в планируемом периоде. Поэтому в процессе расчета должны быть изучены условия и особенности работы предприятия. Разработанные нормативы товарных запасов должны обеспечивать бесперебойную работу предприятий, наличие в них широкого ассортимента товаров, высокую культуру торгового обслуживания населения, а также ускорение оборачиваемости оборотных активов. В процессе нормирования устанавливается научно обоснованный норматив запасов в днях по каждой торговой группе в отдельности. Торговое предприятие располагает номенклатурой товаров и товарных групп, которые должны быть в ассортименте для реализации. Оборачиваемость отдельных товаров и товарных групп неодинакова. Именно по этому разработку норматива товарных запасов в днях начинают с отдельных товаров и товарных групп, а затем определяют средний норматив товарных запасов по предприятию.