Анализ оборотных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Одним из направлений повышения эффективности торговли является ее интенсификация, которая предполагает ускорение процесса реализации товаров. Показателем интенсификации выступает время обращения - период от поступления товаров в магазин до сдачи выручки в банк. Устойчивая скорость обращения требует постоянного наличия определенных запасов товаров на оптовых и розничных предприятиях. Наличие запасов на всех стадиях оборота есть необходимый элемент, обеспечивающий нормальную хозяйственную деятельность.

Содержание работы

3
Глава 1. Теоретические основы функционирования оборотных активов торгового предприятия

1.1. Сущность оборотных активов, их состав и структура
6
1.2. Особенности оборотных активов предприятий торговли
11
1.3. Показатели эффективности использования оборотных активов торгового предприятия
18
Глава 2. Оценка эффективности использования оборотных активов в ООО «Проминвест»

2.1. Краткая характеристика предприятия
27
2.2. Состав, структура и динамика оборотных активов предприятия
29
2.3. Финансовый анализ деятельности предприятия
42
Глава 3. Способы повышения эффективности использования оборотных активов ООО «Проминвест»

3.1. Взаимосвязь оборотных активов и финансовых результатов
49
3.2. Пути повышения эффективности использования
оборотных активов
55
Заключение

Файлы: 1 файл

Диплом оборотные активы.docx

— 455.07 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по экономическому содержанию оборотные активы можно классифицировать на:

- оборотные производственные  фонды;

- фонды обращения.

Деление оборотных активов на оборотные производственные фонды и фонды обращения обусловлено наличием двух сфер индивидуального кругооборота средств: сферы производства и сферы обращения. Отражая особенности своей сферы приложения, оборотные фонды и фонды обращения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому рост эффективности использования оборотных активов достигается лучшим применением как оборотных фондов, так и фондов обращения.

Под составом оборотных активов понимается совокупность элементов, образующих оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Под структурой оборотных активов понимается соотношение между элементами в общей сумме оборотных активов. На нее оказывают влияние особенности организации конкретного производства, материально-технического обеспечения, принятый порядок расчетов за товарно-материальные ценности. Изучение структуры является основой прогнозирования перспективных изменений в составе оборотных активов.[20,c.117]

Элементами оборотных активов являются: [21,c.89]

  • сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты;
  • вспомогательные материалы;
  • топливо и горючее;
  • тара и тарные материалы;
  • запчасти для ремонта;
  • инструменты, хозинвентарь и другие быстроизнашивающиеся предметы;
  • незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства;
  • расходы будущих периодов;
  • готовая продукция;
  • товары отгруженные;
  • денежные средства;
  • дебиторы;
  • прочие.

По месту и роли в процессе воспроизводства оборотные активы подразделяются на следующие четыре группы: [20,c.119]

- средства, вложенные в  производственные запасы;

- средства, вложенные в  незавершенное производство и  расходы будущих периодов;

- средства, вложенные в  готовую продукцию;

- денежные средства и  средства в расчетах.

По степени планирования оборотные активы подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К ненормируемым относятся, товары, отгруженные, денежные средства и средства в расчетах. Все остальные элементы оборотных активов подлежат нормированию

По источникам формирования оборотные активы подразделяются на собственные (и приравненные к ним) и заемные.

Наличие собственных и заемных средств в обороте предприятия объясняется особенностями организации производственного процесса. Постоянная минимальная сумма средств для финансирования потребностей производства обеспечивается собственными средствами. Временная потребность в средствах, возникшая под влиянием зависящих и независящих от предприятия причин, покрывается кредитом и другими заемными источниками.

 

 

    1. Особенности оборотных активов предприятий торговли

 

Специфика оборотных активов торговли (сферы товарного обращения) состоит в следующем: [10,c.36]

  • предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта;
  • в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка и т.д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т.е. непосредственно с реализацией продукции;
  • торговые предприятия в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли;
  • торговля не создает дополнительной потребительной стоимости. Стоимость увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда, что приводит к увеличению издержек обращения;
  • выручка от реализации товаров предприятий торговли поступает в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует усиления финансового контроля;
  • финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров. Основными показателями торговой деятельности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность;
  • применение ручного труда, отражающего низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в торговле.

Издержки обращения в торговле представляют собой затраты общественного труда, выраженные в денежной форме и связаны с процессом движения товаров от мест производства до потребителя.

 Издержки обращения  отличаются от себестоимости  тем, что в них отсутствует  стоимость закупаемых товаров, т.к. предприятия торговли закупают  уже произведенные товары, затрачивая  средства лишь на их доведение  до потребителя. Для планирования  и учета издержек обращения  используются следующая номенклатура  статей: [10,c.42]

- транспортные расходы;

- расходы на оплату  труда;

- отчисления на социальные  нужды;

- расходы на аренду  и содержание зданий и помещений, оборудования и инвентаря;

- амортизация основных  средств;

- расходы на ремонт  основных средств;

- ремонт санитарной и  специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и др. малоценных  и быстроизнашивающихся предметов;

- расходы на топливо, газ, электроэнергию;

- расходы на хранение, подборку, сортировку и упаковку  товаров;

- расходы на рекламу;

- затраты по оплате  процентов за пользование займом;

- потери товаров и  технологические отходы;

- расходы на тару;

- прочие расходы.

 На предприятиях торговли  за счет отчислений, относимых  на издержки обращения и производства, создаются следующие резервы:

- на оплату вознаграждений  по итогам года и за выслугу  лет;

- резерв на списание  естественной убыли в пределах  утвержденных норм;

- резерв на оплату  отпусков;

- резерв на ремонт  основных средств.

Факторы, влияющие на уровень издержек предприятий торговли: [14,c.48]

- субъективные, непосредственно  связанные с деятельностью предприятия - объем и структура товарооборота, использование собственного и  заемного оборотного капитала, торговой  площади, торгово-технического оборудования, транспортных средств, условия организации  и оплаты труда работников  и др.;

 - объективные, к которым относятся изменения: розничных цен, тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта, процентных ставок за пользование банковским кредитом, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др.

 Источником финансирования  издержек обращения является  валовой доход.

Предпринимательская деятельность в торговле связана с формированием и использованием основного и оборотного капитала, необходимого для продвижения, хранения и реализации товаров.

Оборотные активы торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения.

 Оборотные активы по степени планирования подразделяются на:[10,c.54]

- нормируемые, включающие  запасы товаров, тары, топлива, сырья; денежные средства в кассах  и пути; малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы; расходы будущих периодов.

- ненормируемые, включающие  денежные средства на счетах  в банках; средства в расчетах (дебиторы).

 В структуре оборотных активов предприятий торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы (около 90%, что обусловлено рядом причин, связанных с особенностью торгового обслуживания:

- равномерностью процессов  обращения;

- сезонностью производства  и потребления;

- неравномерностью размещения  производства и районов потребления;

- непредвиденными колебаниями  спроса и ритма производства;

- преобразованием производственной  продукции в торговую;

- необходимостью образования  страховых резервов и др.

 Товарные запасы представляются  в абсолютных и относительных  величинах измерения.

 Абсолютные - выражаются в натуральных или стоимостных единицах.

 Абсолютная величина  постоянно меняется и зависит  поступления и продажи товаров.

 При анализе и планировании  большое значение имеет соизмерение  товарных запасов с товарооборотом. Этот показать - относительный, он  характеризует величину товарного  запаса, находящегося на предприятиях  торговли на определенную дату  и показывает, на сколько дней  торговли хватит товарного запаса. Размеры товарных запасов связаны  со скоростью обращения товаров. Ускорение времени обращения  товаров способствует:

- повышению эффективности  товарного обращения;

- непрерывности воспроизводственного  процесса;

- повышению прибыли и  рентабельности.

 Оценка товарных запасов  товаро-материальных ценностей (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары, запасов) производится по фактической себестоимости, которая подвержена существенным колебаниям, вызванным изменением цен, стоимости услуг, расходов на транспортировку и др. составляющих себестоимости.

Конечным финансовым результатом деятельности торговых предприятий, как и в промышленности, является прибыль или убыток.

Валовой доход торгового предприятия представляет собой сумму всех доходов полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость в виде торговых наценок. [14,c.56]

 Валовой доход определяется  двумя методами - методом прямого  счета и аналитическим. При определении  валового дохода необходимо учитывать  доходы от других видов деятельности  и внереализационных операций.

Потребность торгового предприятия в оборотных активовах определяется на основе нормирования.

Сущность нормирования состоит в установлении норматива по каждому виду оборотных активов и определении на этой основе общего норматива оборотных активов. Цель нормирования - разработать такие экономически обоснованные нормативы оборотных активов, которые обеспечат выполнение плана товарооборота с минимальными затратами средств.

В процесс нормирования оборотных активов:

1) устанавливается норматив  оборотных активов в днях по товарным запасам текущего хранения и денежным средствам в кассе и в пути;

2) определяется норматив  оборотных активов в сумме по каждому элементу (товарным запасам текущего хранения, денежным средствам в кассе и в пути, прочим нормируемым активам) и в целом по предприятию;

3) рассчитывается норматив  собственных оборотных активов торгового предприятия.

Экономически обоснованные нормативы оборотных активов стимулируют ускорение оборачиваемости средств.

Разработанные торговыми предприятиями и утвержденные вышестоящими организациями нормативы запасов в днях должны быть стабильными. Они служат основой для расчета норматива оборотных активов в денежном выражении по отдельным видам товарно-материальных ценностей на протяжении ряда лет.

Уточнение нормативов запасов оборотных активов (по отдельным видам товарно-материальных ценностей) проводится лишь в случае существенных изменений в деятельности торгового предприятий: изменение структуры товарооборота или профиля предприятия, перевод на централизованный завоз товаров и т.п.

Важнейшим этапом нормирования оборотных активов является определение нормативов по товарным запасам. Экономически обоснованный расчет норматива оборотных активов в товарных запасах оказывает решающее влияние на общую величину оборотных активов и ее изменение в планируемом периоде. Поэтому в процессе расчета должны быть изучены условия и особенности работы предприятия. Разработанные нормативы товарных запасов должны обеспечивать бесперебойную работу предприятий, наличие в них широкого ассортимента товаров, высокую культуру торгового обслуживания населения, а также ускорение оборачиваемости оборотных активов. В процессе нормирования устанавливается научно обоснованный норматив запасов в днях по каждой торговой группе в отдельности. Торговое предприятие располагает номенклатурой товаров и товарных групп, которые должны быть в ассортименте для реализации. Оборачиваемость отдельных товаров и товарных групп неодинакова. Именно по этому разработку норматива товарных запасов в днях начинают с отдельных товаров и товарных групп, а затем определяют средний норматив товарных запасов по предприятию.

Информация о работе Анализ оборотных активов