Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 18:44, дипломная работа
Одним из направлений повышения эффективности торговли является ее интенсификация, которая предполагает ускорение процесса реализации товаров. Показателем интенсификации выступает время обращения - период от поступления товаров в магазин до сдачи выручки в банк. Устойчивая скорость обращения требует постоянного наличия определенных запасов товаров на оптовых и розничных предприятиях. Наличие запасов на всех стадиях оборота есть необходимый элемент, обеспечивающий нормальную хозяйственную деятельность.
3
Глава 1. Теоретические основы функционирования оборотных активов торгового предприятия
1.1. Сущность оборотных активов, их состав и структура
6
1.2. Особенности оборотных активов предприятий торговли
11
1.3. Показатели эффективности использования оборотных активов торгового предприятия
18
Глава 2. Оценка эффективности использования оборотных активов в ООО «Проминвест»
2.1. Краткая характеристика предприятия
27
2.2. Состав, структура и динамика оборотных активов предприятия
29
2.3. Финансовый анализ деятельности предприятия
42
Глава 3. Способы повышения эффективности использования оборотных активов ООО «Проминвест»
3.1. Взаимосвязь оборотных активов и финансовых результатов
49
3.2. Пути повышения эффективности использования
оборотных активов
55
Заключение
Для обобщающей оценки эффективности использования оборотных активов рассчитывают интегральный показатель, определяемый путем извлечения квадратного корня из произведения темпов роста или снижения оборачиваемости оборотных активов (в количестве оборотов) и их рентабельности. Интегральный показатель эффективности использования оборотных активов изучают по темпам его изменения за ряд лет. Рост темпов интегрального показателя эффективности оборотных активов свидетельствует об улучшении их использования.[33,c.99]
Эффективность использования оборотных активов в торговле снижается, если время обращения удлиняется. Торговым предприятиям необходимо разработать меры по ускорению оборачиваемости оборотных активов, что даст возможность изъять из оборота часть средств и направить их на другие цели, выполнить хозяйственные планы при наименьшей сумме оборотных активов, сократить издержки обращения и повысить доходность. Однако нельзя допускать ускорения оборачиваемости оборотных активов за счет снижения товарных запасов в торговой сети и обеднения ассортимента.
Выводы
В настоящей главе рассматривались понятия, сущность, назначение и состав оборотных активов. Наличие у предприятия достаточных оборотных активов является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.
ООО «ПРОМИНВЕСТ» является коммерческой организацией. Полное фирменное наименование Общества на русском языке – Общество с ограниченной ответственностью «ПРОМИНВЕСТ».
Местонахождение предприятия: 195176, Россия, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д.25.оф.809-3. Общество создано на основе добровольного соглашения лиц, объединивших свои средства в уставной капитал. Уставной капитал общества составляет 200 000 рублей.
Основная сфера деятельности - оптовая торговля автомобильными запчастями отечественного и импортного производства.
Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, круглую печать, бланки и штамп со своим полным фирменным наименованием и указанием на место нахождения Общества. Общество может иметь товарный знак, другие средства идентификации, зарегистрированные в установленном законом порядке, и включать его в изображение печати и штампа.
Структуру предприятия представлена в Приложении 1. Численность работников предприятия составляет 24 человека.
Предприятие располагает двумя складами – на одном из них товары отечественного производства, на другом иностранного. Товары поставляются в основном транспортными компаниями железной и автомобильной дорогами, а также собственным автомобильным транспортом.
Несмотря на то, что поставщик определяется исходя из конъюнктуры рынка, сложившейся на данный конкретный момент в большинстве случаев старые наработанные, неоднократно проверенные связи не приносятся в жертву сиюминутным интересам и выгодам. Основными принципами выбора служат:
- транспортный принцип: чем ближе поставщик, тем меньше транспортные расходы, но не следует забывать о цене,
- принцип партнерства: постоянные партнеры предоставляют скидки (до 10%), а также возможна отгрузка (поставка) в кредит или по иному договору, подразумевающему отсрочку оплаты либо обмен.
С учетом выше изложенного, основными поставщиками являются дилерские фирмы и торговые дома - представительства заводов производителей расположенных в Москве, Санкт – Петербурге, Саратове и ряде некоторых других городов России, Минске, Германии, Италии.
Сбоев в поставках, как правило, не происходит, поскольку среди поставщиков достаточно жесткая конкуренция на рынке, и они ведут борьбу за каждого клиента. Срок поставки напрямую зависит от срока оплаты.
Товары поступают на склад отечественной и импортной продукции и хранятся не более 2-3 недель. Длительное хранение запасов не предусмотрено - это экономически не выгодно. Величина запаса зависит от размера заказа.
Кроме оптовой торговли, что является основным направлением, Общество имеет собственный магазин розничной продажи авто запчастей для автомобилей иностранного производства.
Основных потребителей продукции предприятия можно разделить на группы:
Главной задачей ООО «Проминвест», расположенного в городе Санкт-Петербург является комплексное обеспечение оптовых баз, магазинов, станций технического обслуживания автомобилей запасными частями, расходными материалами для автомобилей и т.п. ООО «Проминвест», выступает, таким образом, в качестве посредника между промышленными предприятиями и конечными распространителями продукции – мелкими оптовыми базами и магазинами. Деятельность ООО «Проминвест» направлена на решение задач повышения эффективности сбыта продукции, поиска нового рынка сбыта, наиболее эффективного использования ресурсного потенциала.
2.2. Состав, структура и динамика оборотных активов предприятия
Оборотные активы являются неотъемлемой частью активов любого предприятия. Их абсолютная величина и доля в структуре активов влияют на эффективность работы и на финансовую устойчивость фирмы. Поэтому сначала рассмотрим структуру баланса ООО «Проминвест» в Таблице 1.
Таблица 1
Структура баланса ООО «Проминвест» по укрупненным статьям
Наименован. статьи |
Значение на 01.07.12 (руб.) |
Доля в валюте баланса % |
Значение на 01.01.13 (руб.) |
Доля в валюте баланса % |
Значение на 01.07.13 (руб.) |
Доля в валюте баланса % |
Значение на 01.01.14 (руб.) |
Доля в валюте баланса % |
Внеоборотн. активы |
166 333 |
52% |
159 333 |
46% |
26 994 |
7% |
170 456 |
36% |
Оборотные активы |
154 667 |
48% |
185 333 |
54% |
342 331 |
93% |
298 676 |
64% |
Капитал и резервы |
236 333 |
74% |
252 000 |
73% |
292 974 |
79% |
369 661 |
79% |
Долгосрочн. обязательства |
44 333 |
14% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Краткосрочн. обязательства |
40 333 |
13% |
66 667 |
19% |
76 351 |
21% |
99 470 |
21% |
Валюта баланса |
321 000 |
100% |
344 667 |
100% |
369 325 |
100% |
469 131 |
100% |
Собственные оборот. ср-ва. |
114 333 |
36% |
92 667 |
27% |
265 980 |
72% |
199 206 |
42% |
Доля собств. Обор. ср-в. в оборот. активах |
74% |
- |
50% |
- |
78% |
- |
67% |
- |
Анализируя таблицу 1 в активах можно увидеть тенденцию постепенного сокращения доли внеоборотных активов и увеличение доли оборотных активов. Если на середину 2012 года они были примерно равны (52% и 48%), то в конце 2013 года оборотные активы явно превалируют – всего 7% внеоборотных против 93% оборотных активов. Эти изменения произошли за счет более быстрого постоянного роста оборотных активов по сравнению со снижением стоимости внеоборотных активов за тот же период.
Из приведенных выше наблюдений можно сделать два вывода:
1) в следствие снижении доли внеоборотных активов повысилась мобильность средств, предприятие получило возможность более гибко управлять своими активами;
2) повысилась роль оборотных активов, от количества и структуры которых благополучие предприятия зависит теперь в большей степени.
Можно проследить стратегию предприятия по финансированию оборотных активов. Для этого сравним внеоборотные активы с одной стороны и капитал с долгосрочными обязательствами с другой стороны, либо оборотные активы с одной стороны и краткосрочные обязательства с другой стороны. Их разность представляет собой собственные оборотные активы предприятия. На всем протяжении исследуемого периода они имеют положительное значение – т.е. предприятие обладает таковыми, и их величина постоянно растет. За два года работы увеличение собственных оборотных активов составило 74%. Таким образом можно сделать вывод о том, что предприятие выбрало (либо имеет возможность проводить) компромиссную стратегию финансирования оборотных активов. Рассчитаем соотношение оборотных и основных средств предприятия в таблице 2.
Таблица 2
Динамика основных и оборотных активов ООО «Проминвест»
Наименование статьи |
Значение на 01.07.12 (руб.) |
Значение на 01.01.13 (руб.) |
Значение на 01.07.13 (руб.) |
Значение на 01.01.14 (руб.) |
Внеоборотные активы |
166 333 |
159 333 |
26 994 |
170 456 |
Оборотные активы |
154 667 |
185 333 |
342 331 |
298 676 |
Отношение внеоборот. активов к оборотным |
93% |
116% |
1268% |
175% |
Здесь также видна тенденция возрастания соотношения оборотных и внеоборотных активов.
Как уже отмечалось ранее, из-за увеличения доли оборотных активов в структуре активов, повысилась их роль в деятельности предприятия. Поэтому проанализируем их состав, структуру и динамику.
В составе оборотных активов ООО «Проминвест» учитываются: материалы, товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.
Стоимостная оценка состава оборотных активов дана в таблице 3.
Таблица 3
Состав оборотных активов ООО «Проминвест»
Статья |
Значение на 01.07.12 (руб.) |
Значение на 01.01.13 (руб.) |
Значение на 01.07.13 (руб.) |
Значение на 01.01.14 (руб.) |
Запасы |
16 253 |
12 044 |
55 134 |
18 139 |
сырье, материалы и др. аналогич. ценности |
2 563 |
2 053 |
6 543 |
5 423 |
товары для перепродажи |
7 953 |
8 535 |
12 563 |
9 839 |
товары отгруженные |
5 737 |
- |
33 683 |
- |
расходы будущих периодов |
- |
1 456 |
2 345 |
2 877 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
10 692 |
5 236 |
15 469 |
8 946 |
Деб. задолж. (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
63 547 |
69 872 |
89 653 |
96 587 |
Краткосрочные финансовые вложения |
10 523 |
11 658 |
25 874 |
38 456 |
Денежные средства |
53 652 |
86 523 |
156 201 |
136 548 |
Итого: |
154 667 |
185 333 |
342 331 |
298 676 |