Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:57, контрольная работа
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Вариант №_____
по ______________________________
______________________________
наименование предмета (в дательном падеже)
курса ______________________ специальности ______________________
______________________________
фамилия, имя, отчество полностью (в родительном падеже)
______________________________
__________
шифр ________________
домашний адрес учащегося_____________________
______________________________
Входящий №__________________
Дата проверки ________________ Подпись преподавателя_________________
1. Анализ общей рентабельности предприятия.
В системе показателей
Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы
предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности
(производственной, предпринимательской,
инвестиционной), окупаемость затрат
и т.д. Они более полно, чем
прибыль характеризуют
Рентабельность, в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия.
Основными показателями рентабельности являются: рентабельность продукции предприятия, рентабельность капитала и общая рентабельность.
Общая рентабельность (рентабельность предприятия) выражает отношение балансовой прибыли к усредненной величине основных производственных фондов, а также нормируемых оборотных средств. Данное отношение фондов к затратам показывает доходность предприятия. Другими словами, уровень общей рентабельности, отражающий прирост вложенного капитала, равняется прибыли, образующейся до начисления процентов, умноженной на 100% и разделенной на активы.
Общая рентабельность является ключевым показателем, используемым для анализа рентабельности. Для более точного определения развития организации вычисляются еще два показателя: рентабельность производственного оборота и число оборотов активов.
Анализ общей рентабельности имеет большое значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.
Общая рентабельность (Rоб) определяется путем деления балансовой прибыли на сумму среднегодовой стоимости основных средств и средних остатков оборотных средств предприятия:
Rоб = Пб / (Сопф + Соб) *100, %,
где Пб – балансовая прибыль предприятия, руб.;
Сопф – среднегодовая
Соб – средние остатки оборотных средств предприятия, руб.
Анализ рентабельности включает в себя следующие действия: оценка динамики показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно - хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.
Для оценки динамики рентабельности с начала года и степени выполнения плана необходимо рассчитать абсолютный прирост (Апр) показателя рентабельности:
Апр = R’ – R,
где R’ - фактический показатель рентабельности, %;
R – плановый показатель рентабельности, %.
Для определения и оценки факторов, влияющих на показатели рентабельности и их отклонение от плана, применяют факторный анализ. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок, или по интегральному методу оценки факторных влияний.
Влияние изменения балансовой прибыли,
среднегодовой стоимости
ΔRПб = Пб’*100/(Сопф+Соб) – Пб*100/(Сопф+Соб);
ΔRСопф = Пб’*100/(Сопф’+Соб) – Пб’*100/(Сопф+Соб);
ΔRСоб = Пб’*100/(Сопф’+Соб’) – Пб’*100/(Сопф’+Соб);
Проверка: R’ – R = ΔRПб + ΔRСопф + ΔRСоб;
По итогам проведенного анализа, выявив, как те или иные факторы влияют на изменение прибыли, необходимо разработать конкретные мероприятия по увеличению анализируемого показателя. Рентабельность тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств; чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).
2. Решить задачу.
Исходные данные за квартал
Показатели |
План |
Факт |
% выполнения плана |
Абсолютный прирост |
Грузооборот, тыс. ткм |
1222,2 |
1320,9 |
108,1 |
+98,7 |
Ходовое количество автомобилей, ед. |
11 |
12 |
109,1 |
+1 |
Количество отработанных часов автомобилем, ч |
804 |
807 |
100,4 |
+3 |
Часовая выработка, ткм |
138,1953867 |
136,4002478 |
98,7 |
-1,79 |
2.1.1 Часовая выработка автомобиля (Wчас) определяется по формуле:
Wчас = Р*1000 / (Ах*Чр), ткм
где Р – грузооборот, ткм;
Ах – ходовое количество автомобилей, ед.;
Чр – количество отработанных часов автомобилем, ч.
Wчас = 1222,2*1000 / (11*804) = 138,1953867 ткм
Wчас’ = 1320,9*1000 / (12*807) = 136,4002478 ткм.
2.1.2 Процент выполнения плана (темп роста) определяется отношением фактического показателя к плановому показателю, умноженным на 100:
ТрР = Р’/ Р*100=1320,9 / 1222,2*100=108,0756014=108,1%
ТрАх = Ах’/ Ах*100=12 / 11*100=109,0909091=109,1%
ТрЧр = Чр’/ Чр*100=807 / 804*100=100,3731343=100,4%
ТрWчас=Wчас’/ Wчас*100=136,4002478/138,
2.1.3 Абсолютный прирост определяется как разница между фактическим и плановым показателями:
АпрР = Р’-Р = 1320,9-1222,2 = +98,7 тыс.ткм;
АпрАх = Ах’-Ах = 12-11 = +1 ед.;
АпрЧр = Чр’-Чр = 807-804 = +3 ч.;
АпрWчас = Wчас ’- Wчас = 136,4002478-138,1953867 = -1,795138871 = -1,79 ткм
2.2 Влияние изменения ходового количества автомобилей (Ах), количества отработанных часов автомобилем за квартал (Чр) и часовой выработки автомобиля (Wчас) на величину грузооборота (Р) рассчитывается приемом исчисления разниц:
а) изменение грузооборота за счет изменения ходового количества автомобилей (ΔРАх) определяется:
ΔРАх = (Ах’-Ах)*Чр* Wчас; +ткм
ΔРАх = (12-11)*804*138,1953867 = +111109,090906 ткм;
б) изменение грузооборота за счет изменения количества отработанных часов автомобилем за квартал (ΔРЧр) определяется:
ΔРЧр = Ах’*( Чр’-Чр)* Wчас; +ткм
ΔРЧр = 12*(807-804)* 138,1953867 = +4975,0339212 ткм;
в) изменение грузооборота за счет изменения часовой выработки автомобиля (ΔРWчас) определяется:
ΔРWчас = Ах’* Чр’*( Wчас’- Wчас); +ткм
ΔРWчас = 12*807*(136,4002478-138,
Проверка: Р’-Р = ΔРАх+ ΔРЧр+ ΔРWчас
1320900-1222200 = +111109,090906+4975,0339212-
98700 = 98699,99972
98700 = 98700
Вывод: Грузооборот увеличился по сравнению с планом на 98,7 тыс.ткм. На это оказали влияние следующие факторы:
Экстенсивные показатели положительно повлияли на увеличение грузооборота, но интенсивный показатель оказал отрицательное влияние, а значит, работу данного предприятия нельзя назвать удовлетворительной.
3. Решить задачу.
Исходные данные за год
Показатели |
План |
Факт |
% выполнения плана |
Абсолютный прирост |
Затраты на материальные ресурсы, тыс. руб. |
248 |
252,4 |
101,8 |
+4,4 |
Доходы, тыс. руб. |
650 |
635 |
97,7 |
-15 |
Материалоёмкость транспортной продукции, коп. |
38 |
40 |
105,3 |
+2 |
3.1.1 Материалоёмкость (МЕ) – это показатель, характеризующий эффективность расходования материальных ресурсов, определяется по формуле:
МЕ = Змр / Д*100, коп.,
где Змр – затраты на материальные ресурсы, руб.;
Д – доходы, руб.
МЕ = 248 / 650*100 = 38,1538 = 38 коп.
МЕ’ = 252,4 / 635*100 = 39,748 = 40 коп.
3.1.2 Процент выполнения плана (темп роста) определяется отношением фактического показателя к плановому показателю, умноженным на 100:
ТрЗмр = Змр’/ Змр*100 = 252,4 / 248*100 = 101,774 = 101,8%;
ТрД = Д’/ Д*100 = 635 / 650*100 = 97,692 = 97,7%;
ТрМЕ = МЕ’/ МЕ*100 = 40 / 38*100 = 105,263 = 105,3%.
3.1.3 Абсолютный прирост определяется как разница между фактическим и плановым показателями:
АпрЗмр = Змр’-Змр = 252,4-248 = +4,4 тыс.руб.;
АпрД = Д’-Д = 635-650 = -15 тыс.руб.;
АпрМЕ = МЕ’-МЕ = 40-38 = +2 коп.
3.2. Для определения экономии (перерасхода) материальных затрат используют приём выравнивания начальных точек анализа, при котором корректируют плановый результат, вводя поправку на независящие от организации изменения условий.
Анализу подлежат три величины: плановая, фактическая (отчётная) и аналитическая (пересчитанная). По ним можно определить:
1) абсолютное отклонение (А) – разность фактического и планового показателей – изменение фактической суммы затрат на материальные ресурсы против запланированной под влиянием всех факторов суммарно;
2) относительное отклонение (О)– разность фактического и аналитического показателей – всегда вызывается причинами, зависящими от внутренних факторов, определяет экономию (перерасход) предприятия на материальные ресурсы под влиянием изменения материалоёмкости (положительное значение показателя – перерасход, отрицательное - экономия);
3) допустимое отклонение (Д) – разность аналитического и планового показателей – характеризует то изменение затрат на материальные ресурсы, которое произошло под влиянием изменения доходов.
МЕ = Змр / Д*100 =› Змр = Д*МЕ / 100, руб.;
Змран = Д’*МЕ / 100, руб.;
Змран = 635*38 /100 = 241,3 тыс. руб.
Проверка: Д+О = А
-6,7+11,1 = 4,4
4,4 = 4,4
Вывод: Увеличение материалоёмкости
транспортной продукции на 2 копейки
свидетельствует о
3.3 Факторы, обеспечивающие снижение материалоёмкости транспортной продукции, делятся на:
- зависящие от предприятия:
1) влияющие на увеличение дохода: увеличение тарифов; маркетинговые акции -› повышение спроса на услуги предприятия -› увеличение объёма транспортных услуг; оптимизация производительности труда (работа по сменам); оптимизация маршрутов; уменьшение времени простоя под погрузкой-разгрузкой; контроль качества транспортных услуг и т.д.