Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:05, курсовая работа
Экономическая безопасность предприятия является комплексным понятием и связана не столько с внутренним состоянием самого предприятия, сколько с воздействием внешней среды, с ее субъектами, с которыми предприятие вступает во взаимодействие. В связи с этим, вероятно, более точно утверждать, что экономическая безопасность предприятия отражает согласованность, сбалансированность интересов предприятия и интересов субъектов внешней среды.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1 ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И МАТЕРИАЛОВ.............................................6
1.1 Теоретические аспекты проблемы...................................................................6
1.2 Методы исследования прибыли.....................................................................13
Глава 2 ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН»...................19
2.1 История развития предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн» .......................19
2.2 Анализ объема производства и реализации продукции .............................25
2.3 Анализ состояния основных средств ............................................................27
2.4 Анализ труда и заработной платы.................................................................31
2.5 Анализ себестоимости продукции.................................................................35
2.6 Анализ оборотных средств.............................................................................39
2.7 Анализ финансового состояния предприятия и анализ ликвидности
предприятия.....................................................................................................40
Глава 3 Анализ состояния прибыли как фактора экономической безопасности
предприятия........................................................................................................45
3.1 Анализ порядка формирования прибыли......................................................45
3.2 Факторный анализ прибыли...........................................................................47
3.3 Анализ показателей рентабельности.............................................................49
3.4 Разработка мероприятий направленных на улучшение показателей
прибыли и повышения финансовой безопасности...................................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 57
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 59
Во-первых, валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, которая является основной частью балансовой прибыли.
Во-вторых, в механизм формирования прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия. А также входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. Наконец, в механизме формирования прибыли отражаются прочие доходы и расходы, т.е. результаты от прочих операций.[8]
Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самой главной.
По сути распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях:
1. Бюджет;
2. Предприятие;
3. Собственники предприятия.
Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.
Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.
Порядок формирования состава затрат, относимых на издержки производства и обращения, определяет также и объем налогооблагаемой прибыли. Изменения в порядке исчисления прибыли предприятия и уплате с нее налога на прибыль рассмотрим, анализируя нормативные законодательные акты Российской Федерации.
Распределение прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития.
На рисунке 1 представлена схема распределения прибыли предприятия.
Рисунок 1 – Схема распределения прибыли предприятия [28, с. 412]
Фонд накопления (ФН) формируется для будущих инвестиционных программ. Фонд накопления – средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).
Фонд потребления – средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.
Фонд социальной сферы включает отчисления от прибыли на капитальные вложения в развитие учреждений социальной сферы.
Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей.
Проблема распределения чистой прибыли имеет большое значение в финансовом планировании.
Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественного финансового планирования прибыли, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.[30]
Таким образом, для эффективного управления прибылью необходимо учитывать как особенности ее формирования, так и направления рационального использования.
1.2 Методы исследования прибыли
Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью, выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии. По целям осуществления анализ прибыли предприятия подразделяется на различные формы в зависимости от следующих признаков.
По объектам исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования. Анализ формирования прибыли проводится обычно в разрезе основных сфер деятельности предприятия – операционной, инвестиционной, финансовой. Кроме того, проводится факторный анализ формирования прибыли. Цель – выявление резервов повышения суммы и уровня прибыли предприятия. Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям этого использования.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли. Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета). Внешний анализ прибыли осуществляют налоговые органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности ее отражения, уровня кредитоспособности предприятия и тому подобного.
По масштабам деятельности выделяют следующие формы анализа прибыли:
По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли. Полный анализ прибыли проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе. Тематический анализ прибыли ограничивается отдельными аспектами ее формирования или использования. Тематикой анализа прибыли может являться изучение влияния проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия; эффективность избранной политики распределения прибыли.
По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий анализ прибыли. Предварительный анализ прибыли связан с изучением условий ее формирования, распределения или предстоящего использования; с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых и инвестиционных операций с предварительным расчетом ожидаемой прибыли по ним. Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Последующий (или ретроспективный) анализ прибыли осуществляется за отчетный период (квартал, год). Он позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как базируется на завершенных результатах финансового учета и отчетности, дополняемых данными управленческого учета.
Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статистике, так и в динамике. В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии:
Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда). В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального анализа:
Все виды горизонтального анализа прибыли дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных показателей.
Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды вертикального анализа:
Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного анализа:
Анализ уровня риска неотделим от анализа уровня прибыли по операциям всех сфер деятельности предприятия – производственной, инвестиционной и финансовой. Это связано с тем, что, определяя меру прибыли по хозяйственной деятельности, следует всегда одновременно определять и меру риска ей сопутствующего. Под хозяйственным риском понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности, условий осуществления отдельных видов деятельности предприятия. В связи с этим система анализа уровня рисков должна получить широкое использование в процессе управления прибылью предприятия.
Анализ коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы аналитических коэффициентов:
2 ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-
2.1 История развития предприятия О
Открытое Акционерное Общество «Вимм-Билль-Данн» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. №721 в результате преобразования муниципального предприятия «Лианозовский молочный комбинат», и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, частью первой Гражданского кодекса РФ, принятой Государственной Думой 21 октября 1994 г., и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах». Кемеровский филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн» (далее СФ ОАО «ВБД») зарегистрирован в Кемерово 14 декабря 2002 г. Предприятие осуществляет закупку молочных и кисломолочных продуктов, продуктов детского питания, диетических и кондитерских изделий, соков и напитков, а так же их реализацию и доставку по городам Кемеровской области.