Анализ рентабельности работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы – изучение методики расчета показателей рентабельности, проведения факторного анализа на данных ОАО «ДОК-АГРО», и применение ее на практике, выявление возможностей, изучение резервов повышения рентабельности.

Содержание работы

Введение…………….………………………………………………………………. 4
1. Теоретический базис анализа рентабельности ……………………….............7
1.1. Экономическая сущность рентабельности ….………………………….…..7
1.2. Показатели рентабельности, методика их расчета и факторного анализа…9
1.3. Роль и задачи анализа в поиске резервов повышения уровня рентабельности………………………………………………...…………………..13
2. Анализ показателей рентабельности …………………………...……………...16
2.1 Анализ рентабельности основной деятельности …………………………...16
2.2 Анализ рентабельности продаж (оборота)..…………………………..…….19
2.3 Анализ рентабельности совокупного капитала ………………………..….22
3. Анализ безубыточности предприятия ………………..……...……………….25
3.1 Анализ безубыточного объема продаж ……………….……………...........25
3.2. Анализ зоны безопасности предприятия……………….……………...........28
3.3. Оценка уровня операционного левериджа……………….……………..........29
Заключение………………………………………………

Файлы: 1 файл

Готово1111.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Так или иначе, рентабельность представляет собой  соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

При помощи показателей рентабельности можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить  долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль. Для долгосрочных кредиторов-инвесторов данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Кроме того, большое  значение рентабельность имеет для  принятия решений при составлении  смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Расчет коэффициентов  рентабельности, позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия: их расчет и сопоставление позволит достаточно полно осветить эффективность основной деятельности предприятия, использования активов, выявить сложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышению рентабельности предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

В сельском хозяйстве наблюдается невысокая рентабельность. Так, рентабельность продаж по конечному финансовому результату (без господдержки) в Республике Беларусь за первое полугодие 2012 года составлял 10,4 % , а за первое полугодие 2013 года – 0,9 % [11].

Чтобы повысить эффективность работы в каждой сельскохозяйственной организации необходимо планировать мероприятия, направленные на повышение рентабельности производства. В них должны быть предусмотрены конкретные меры по сокращению затрат на производство, внедрению ресурсосберегающей техники и технологии выполнения работ, улучшению организации производства и труда, более производительному использованию механизмов, экономному расходу материалов.

Таким образом, одним из важнейших обобщающих показателей, характеризующих экономическую  эффективность работы организаций, является рентабельность. Экономическая сущность  рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий смысл – определение суммы прибыли с одного рубля  вложенного капитала. И поскольку это относительные показатели – они практически не подвержены влиянию инфляции. Уровень рентабельности позволяет измерить доходность предприятия с различных позиций, с целью чего рассчитываются основные показатели рентабельности.

 

 

1.2 Показатели рентабельности, методика их расчета и факторного анализа

 

 

Показатели  рентабельности показывают уровень  эффективности работы данного предприятия. Рентабельность показывает, является ли деятельность предприятия прибыльной.  

Проблема рентабельности, методы её количественного измерения  постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В  этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения. Однако, абсолютные размеры прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: прибыли и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат. Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах.   

В зарубежной и отечественной  литературе рассматривается широкий спектр показателей рентабельности, способ расчета которых различается в зависимости от поставленных аналитических и управленческих задач. На практике, в основном, используются относительные показатели рентабельности реализованной продукции, наказываемые нормой или уровнем рентабельности. Показатели рентабельности можно разбить на несколько групп:

  • показатели, характеризующие рентабельность основной и инвестиционной деятельности;
  • показатели, характеризующие рентабельность продаж (оборота);
  • показатели, характеризующие доходность капитала или его частей.

 

Рентабельность основной деятельности равна отношению прибыли или чистой прибыли к сумме затрат реализованной или произведенной продукции и определяется по формуле.

 

                                            (1)

 

где  – сумма прибыли, млн. р.;

С – себестоимость реализованной продукции, млн. р.

 

 

   В сельском хозяйстве  не редки случаи, когда производство  какой-либо  продукции нерентабельно или малорентабельно, а этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции. Он показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Таким же образом  определяется и окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая  сумма прибыли относится к  сумме инвестиций в данный проект.

На практике, уровень рентабельности продаж (оборота) определяют отношением суммы прибыли к выручке от реализации. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в выручке. Этот показатель рентабельности следует рассчитывать не по всей (балансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации продукции. Такой показатель считается одним из основных показателем оценки эффективности функционирования предприятий и исчисляется по формуле:

 

                                              (2)

 

где   Прп – сумма прибыли от реализации продукции, млн. р.;

В – выручка от реализации продукции, млн. р.

 

Уровень рентабельности, исчисленный отношением прибыли  к выручке от реализации продукции, имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах), собственном и заемном капитале, экономическом потенциале достигнут конечный финансовый результат и как эффективно они используются.

В связи с  этим предлагается определять рентабельность хозяйственных ресурсов (активов) как  отношение прибыли к среднегодовой  стоимости долгосрочных и краткосрочных активов (совокупного капитала). Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах предприятия или сколько рублей прибыли получено с каждого рубля капитала. Такой показатель называют уровнем рентабельности капитала.

 

                      (3)

 

где   К– капитал, млн р.

 

Однако только расчет данных показателей не позволит сделать правильный вывод о закономерностях развития организации. Это просто невозможно без проведения факторного анализа. Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями: в измерении количественного влияния отдельных показателей на изменение другого, совокупного показателя.

Методика факторного анализа – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе  является определение формы зависимости  между факторами и результативными показателями. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др. Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.

Последний этап факторного анализа - практическое использование  факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования  его величины при изменении ситуации.

Таким образом, основными задачами факторного анализа рентабельности являются:

  • отбор факторов определяющих результативные показатели.
  • определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
  • расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.
  • работа с факторной моделью.

Уровень рентабельности основной деятельности, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

         ,         (4)

 

где VРП– объем реализованной продукции, ед;

УДi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме, %;

Цi – средне реализационная цена i-го вида продукции, р.;

Сi – себестоимость единицы продукции i-го вида, р.

 

Расчет влияния  факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует  сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средне реализационных цен и себестоимости единицы:

 

Ri = (Цi – Седi) / Седi         (5)

 

Факторный анализ рентабельности отдельных видов  продукции выполняется на основе представленных данных. Форма таких данных приведена в таблице 1.

 
Таблица 1 – Факторный  анализ рентабельности отдельных видов  продукции

Вид продукции

Средняя цена реализации

Себестоимость

Рентабельность, %

Отклонение от плана, %

плановая

условная

факт

общее

за счет

цены

с/с

план

факт

план

факт

A

                   

B

                   

И т.д.

                   

Примечание  – Источник: собственная разработка

 

Далее необходимо установить, за счет каких факторов изменялась себестоимость единицы  продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно также  производится факторный анализ рентабельности продаж. Расчет влияния отдельных  факторов также производится методом  цепной подстановки.

         ,         (6)

 

Рентабельность  совокупного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к капиталу организации. Для оценки влияния факторов на изменение рентабельности совокупного капитала предлагается следующая многофакторная модель:

Информация о работе Анализ рентабельности работы предприятия