Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа
Цель написания данной работы – изучение методики расчета показателей рентабельности, проведения факторного анализа на данных ОАО «ДОК-АГРО», и применение ее на практике, выявление возможностей, изучение резервов повышения рентабельности.
Введение…………….………………………………………………………………. 4
1. Теоретический базис анализа рентабельности ……………………….............7
1.1. Экономическая сущность рентабельности ….………………………….…..7
1.2. Показатели рентабельности, методика их расчета и факторного анализа…9
1.3. Роль и задачи анализа в поиске резервов повышения уровня рентабельности………………………………………………...…………………..13
2. Анализ показателей рентабельности …………………………...……………...16
2.1 Анализ рентабельности основной деятельности …………………………...16
2.2 Анализ рентабельности продаж (оборота)..…………………………..…….19
2.3 Анализ рентабельности совокупного капитала ………………………..….22
3. Анализ безубыточности предприятия ………………..……...……………….25
3.1 Анализ безубыточного объема продаж ……………….……………...........25
3.2. Анализ зоны безопасности предприятия……………….……………...........28
3.3. Оценка уровня операционного левериджа……………….……………..........29
Заключение………………………………………………
Для того, чтобы провести анализ, используем данные по плановым, фактическим и плановым, пересчитанным на фактический объем реализации, показателям, приведенные в таблице 2, и составим таблицу 5, в которой отразим порядок расчета и полученные результаты.
Таблица 5 – Расчет факторов, оказывающих влияние на изменение суммы рентабельности продаж ОАО «ДОК-АГРО»
Показатель |
Порядок расчета |
Расчет |
Значение показателя, % |
R0 |
П0(приVРПобщ.0, Уд.0, Ц0, С0) В0(приVРПобщ.0, Уд.0, Ц0) |
167,33 6162,64 |
2,715 |
Rусл1 |
Пусл2(приVРПобщ.1, Уд.1, Ц0, С0) Вусл2(приVРПобщ.1, Уд.1, Ц0) |
174,404 6325,608 |
2,757 |
Rусл2 |
Пусл3(приVРПобщ.1, Уд.1, Ц1, С0) В1(приVРПобщ.1, Уд.1, Ц1) |
845,963 6997,167 |
12,09 |
R1 |
П1(приVРПобщ.1, Уд.1, Ц1, С1) В1(приVРПобщ.1, Уд.1, Ц1) |
215,512 6997,167 |
3,080 |
Примечание: Источник – собственная разработка.
На основе данных таблицы 5 можно сделать вывод, что изменение рентабельности продаж равно:
DR общ. = 3,080 – 2,715 = + 0,365 п.п.
Используя полученные значение, произведем расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности:
DR УД = 2,757 – 2,715 = + 0,042 п.п.
DR Ц = 12,09 – 2,757 = + 9,333 п.п.
DR С = 3,080 – 12,09 = – 9,01 п.п.
DR общ = DR УД + DR Ц + DR С = + 0,042 + 9,333 – 9,01 = + 0,365 п.п.
Из проведенных расчетов выяснено, что фактический уровень рентабельности продаж ОАО «ДОК-АГРО» на 0,365 п.п. выше запланированного уровня и составляет 3,080%, что связано с повышением среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Так, за счет изменения удельного веса, уровень рентабельности продаж ОАО «ДОК-АГРО» увеличился на 0,042 п.п., а за счет роста цен – на 9,333 п.п. Рост себестоимости продукции привел к уменьшению уровня рентабельности продаж на 9,01 п.п.
Следующим этапом, анализируется рентабельность продаж отдельных видов продукции. Этот показатель зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия. Расчет влияния этих факторов производится способом цепной подстановки на основе формулы 8:
Ri = (Цi – Сi) / Цi (8)
RiФ = (ЦiФ – СiФ) / ЦiФ,
RiПЛ = (ЦiПЛ – СiПЛ) / ЦiПЛ,
RiУСЛ = (ЦiФ – СiПЛ) / Цiф
DRi ОБЩ = RiФ – RiПЛ
DRi Ц = RiУСЛ – RiПЛ
DRi С = RiФ – RiУСЛ
Для факторного анализа рентабельности продаж отдельных видов продукции ОАО «ДОК-АГРО» построим таблицу 6.
Таблица 6 – Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции ОАО «ДОК-АГРО»
Вид продукции |
Средняя цена реализации, тыс. р. |
Себестоимость тыс. р. |
Рентабельность продаж, % |
Отклонение от плана, % | ||||||
плановая |
условная |
факт |
общее |
за счет | ||||||
цены |
с/с | |||||||||
план |
факт |
план |
Факт | |||||||
Солома |
114 |
129 |
98 |
100 |
14,04 |
24,03 |
22,48 |
8,45 |
10,00 |
-1,55 |
Тритикале |
2240 |
2280 |
2038 |
2145 |
9,02 |
10,61 |
5,92 |
-3,10 |
1,60 |
-4,69 |
Просо |
2120 |
2350 |
2036 |
2023 |
3,96 |
13,36 |
13,91 |
9,95 |
9,40 |
0,55 |
Ячмень |
2050 |
2320 |
2020 |
2280 |
1,46 |
12,93 |
1,72 |
0,26 |
11,47 |
-11,21 |
Пшеница |
1950 |
2350 |
1791 |
2180 |
8,15 |
23,79 |
7,23 |
-0,92 |
15,63 |
-16,55 |
Молоко |
3018 |
3315 |
2990 |
3052 |
0,93 |
9,80 |
7,93 |
7,01 |
8,88 |
-1,87 |
Примечание: Источник – собственная разработка.
План по уровню рентабельности продаж тритикале недовыполнен в целом на 3,1 %. За счет повышения цены он возрос на 1, 6 %, а за счет повышения себестоимости продукции снизился на 4,69 %. План по уровню рентабельности пшеницы недовыполнен в целом на 0,92 %. За счет повышения цены он возрос на 15,63 %, а за счет повышения себестоимости продукции снизился на 16,55 %. По остальным видам продукции план по уровню рентабельности продаж перевыполнен.
Таким образом,
фактический уровень
2.3 Анализ
рентабельности совокупного
Уровень рентабельности, исчисленный отношением прибыли к себестоимости или выручке, имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах), собственном и заемном капитале, экономическом потенциале достигнут конечный финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим, предполагается рассчитать такой показатель как уровень рентабельности совокупного капитала, который исчисляется по формуле 7.
При проведении анализа рентабельности совокупного капитала следует определить факторы, оказывающие влияние на этот показатель. Так, сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции, ее структуры , себестоимости, среднего уровня цен и прибыли от инвестиционной и финансовой деятельности.
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала, который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в виде формулы 9:
R = (9)
Для удобства расчета влияния факторов на уровень рентабельности исходные данные отразим в таблице 7.
Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности совокупного капитала ОАО «ДОК-АГРО»
Показатели |
План |
Факт |
Прибыль от реализации продукции (валовая прибыль), млн р |
167,33 |
215 |
Прибыль (убыток) от прочих доходов и расходов по текущей деятельности с учетом управленческих расходов, млн.р. |
1895 |
2014 |
Прибыль (убыток) по инвестиционной деятельности, млн р. |
6 |
-28 |
Прибыль (убыток) по финансовой деятельности, млн р. |
5 |
-43 |
Сумма балансовой прибыли, млн р |
2073,33 |
2158 |
Среднегодовая сумма капитала, млн р |
19139 |
18612 |
Выручка от реализации продукции, млн р. |
6162,64 |
6997 |
Коэффициент оборачиваемости капитала |
0,322 |
0,376 |
Примечание: Источник – собственная разработка.
Используя эти данные и данные таблицы 2, произведем расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности совокупного капитала способом цепной подстановки:
Таблица 8 – Расчет факторов, оказывающих влияние на изменение суммы рентабельности совокупного капитала ОАО «ДОК-АГРО»
Порядок расчета |
Расчет |
Значение показателя, % |
R0 = БП0(приVРП.0, Уд.0, Ц0, С0; Ппр.д.р.0; Пид0; Пфд.0) СК0(приVРП.0, Уд.0, Ц0, Коб0) |
167,33+1895+6+5 19139 |
10,833 |
Rусл1 = БПусл2(приVРП1, Уд.1, Ц0, С0; Ппр.д.р.0; Пид0; Пфд.0) СКусл(приVРП.1, Уд.1, Ц0, Коб0) |
174,404+1895+6+5 6325,608/0,322 |
10,59 |
Rусл2 = БПусл3(приVРП1, Уд.1, Ц1, С0; Ппр.д.р.0; Пид0; Пфд.0) СКусл(приVРП1, Уд.1, Ц1, Коб0) |
845,963+1895+6+5 6997,167/0,322 |
12,664 |
R усл3= БПусл4(приVРП1, Уд.1, Ц1, С1; Ппр.д.р.0; Пид0; Пфд.0) СКусл(приVРП1, Уд.1, Ц1, Коб0) |
215,512+1895+6+5 6997,167/0,322 |
9,763 |
Rусл4 = БПусл5(приVРП1, Уд.1, Ц1, С1; Ппр.д.р.1; Пид0; Пфд.0) СКусл(приVРП1, Уд.1, Ц1, Коб0) |
215,512+2014+6+5 6997,167/0,322 |
10,311 |
Rусл5 = БПусл6(приVРП1, Уд.1, Ц1, С1; Ппр.д.р.1; Пид1; Пфд.0) СКусл(приVРП1, Уд.1, Ц1, Коб0) |
215,512+2014-28+5 6997,167/0,322 |
10,154 |
Rусл.6 = БП1(приVРП1, Уд.1, Ц1, С1; Ппр.д.р.1; Пид1; Пфд.1) СКусл(приVРП1, Уд.1, Ц1, Коб0) |
215,512+2014-28-43 6997,167/0,322 |
9,933 |
R1 = БП1(приVРП1, Уд.1, Ц1, С1; Ппр.д.р.1; Пид1; Пфд.1) СК1(приVРП1, Уд.1, Ц1, Коб1) |
215,512+2014-28-43 18612 |
11,597 |
Примечание: Источник – собственная разработка.
Из таблицы 8 следует, что изменение рентабельности основной совокупного капитала равно:
DR общ. = 11,597 – 10,833 = + 0,764 п.п.
Используя полученные значение, произведем расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности:
DR УД = 10,59 – 10,833 = – 0,243п.п.
DR Ц = 12,664 – 10,59 = + 2,074 п.п.
DR С = 9,763 – 12,664 = – 2,901 п.п.
DR Пд.р. = 10,311 – 9,763 = + 0,548 п.п.
DR Пид = 10,154 – 10,311 = – 0,157 п.п.
DR Пфд = 9,933 – 10,154 = – 0,221 п.п.
DR Коб = 11,597 – 9,933 = + 1,664 п.п.
DR общ = DR УД + DR Ц + DR С + DR Пд.р. + DR Пид + DR Пфд +DR Коб =
= – 0,243 + 2,074– 2,901 + 0,548– 0,157– 0,221 + 1,664 = + 0,764
Таким образом, на рост уровня рентабельности совокупного капитала положительное влияния оказали три фактора:
Основное отрицательное влияние оказал рост себестоимости продукции, за счет чего уровень рентабельности совокупного капитала снизился на 2,901%.
Следовательно, на рентабельность совокупного капитала оказывают влияние такие факторы как: структура продукции, цена и себестоимость реализованной продукции, прочая прибыль по текущей деятельности, прибыль по финансовой и инвестиционной деятельности, а также коэффициент оборачиваемости капитала. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что план по уровню рентабельности перевыполнен в основном за счет повышения цен. Положительно повлияли также рост доходов по текущей деятельности и ускорение оборачиваемости капитала. А в результате повышения себестоимости продукции доходность капитала снизилась на 2,901 %.
3 АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ КАПИТАЛА
3.1 Анализ безубыточного объема продаж
Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не дает ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только расходы, финансовый результат при этом равна нулю.
Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть расходы, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Информация о работе Анализ рентабельности работы предприятия