Анализ рентабельности работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы – изучение методики расчета показателей рентабельности, проведения факторного анализа на данных ОАО «ДОК-АГРО», и применение ее на практике, выявление возможностей, изучение резервов повышения рентабельности.

Содержание работы

Введение…………….………………………………………………………………. 4
1. Теоретический базис анализа рентабельности ……………………….............7
1.1. Экономическая сущность рентабельности ….………………………….…..7
1.2. Показатели рентабельности, методика их расчета и факторного анализа…9
1.3. Роль и задачи анализа в поиске резервов повышения уровня рентабельности………………………………………………...…………………..13
2. Анализ показателей рентабельности …………………………...……………...16
2.1 Анализ рентабельности основной деятельности …………………………...16
2.2 Анализ рентабельности продаж (оборота)..…………………………..…….19
2.3 Анализ рентабельности совокупного капитала ………………………..….22
3. Анализ безубыточности предприятия ………………..……...……………….25
3.1 Анализ безубыточного объема продаж ……………….……………...........25
3.2. Анализ зоны безопасности предприятия……………….……………...........28
3.3. Оценка уровня операционного левериджа……………….……………..........29
Заключение………………………………………………

Файлы: 1 файл

Готово1111.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

 

,                    (7)

 

 

где Пфд – прибыль (убыток) от финансовой деятельности, млн. р.;

Пид– прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности, млн. р.;

Коб – коэффициент оборачиваемости капитала.

 

Таким образом, одним из важнейших обобщающих показателей, характеризующих экономическую эффективность работы организаций, является рентабельность. Уровень рентабельности позволяет измерить доходность предприятия с различных позиций, с целью чего рассчитываются основные показатели рентабельности, а именно: рентабельность основного производства, рентабельность продаж и рентабельность совокупного капитала. При этом анализ показателей рентабельности позволяет выявить большое число тенденций развития предприятия, он призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста рентабельности, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

 

 

1.3 Роль и задачи анализа в поиске резервов повышения уровня рентабельности

 

 

Одной из основных задач анализа хозяйственной  деятельности на предприятии является выявление как неиспользованных, так и вновь возникших резервов улучшения работы в изменяющихся хозяйственных ситуациях. В современных  условиях трудно, а порой и невозможно, предусмотреть использование всех резервов. Кроме того, в течение длительного отчётного периода нередко возникают отрицательные факторы, которые, если их вовремя не выявить и не устранить, могут существенно тормозить ход выполнения плана. 

Поэтому в механизме поиска резервов важное место занимает анализ, который позволяет выявить причины недоиспользования запланированных резервов, а также спрогнозировать возможность использования новых резервов.

Резервы увеличения уровня рентабельности кроются в  резервах увеличения прибыли. Основные их источники представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 –  Основные резервы увеличения уровня рентабельности

Примечание  – Источник: собственная разработка

 

В сложившихся  условиях значительно возрастает значение анализа рентабельности. Благодаря проведению детального и последовательного анализа предприятие имеет возможность объективно оценить достигнутые финансовые результаты, определить влияние различных факторов на изменение уровня рентабельности, выявить резервы роста рентабельности на будущий период и разработать конкретные мероприятия по их освоению.

Целью анализа  рентабельности деятельности предприятия  является определение путей оптимизации величины прибыли как в целом, так и от отдельных видов деятельности, выявление причин увеличения объема выпуска малорентабельной и убыточной продукции и снижения рентабельности изделий по сравнению с планом.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:  
расчет основных показателей рентабельности организации, в том числе рентабельность основного производства, рентабельность продаж и рентабельность совокупного капитала.

  • анализ динамики показателей рентабельности;
  • факторный анализ показателей рентабельности;
  • анализ влияния факторов на уровень рентабельности на каждом этапе ее расчета и т.д.

Источниками информации для анализа рентабельности являются документы предприятия. Основным источником информации для анализа рентабельности организации является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Он построен таким образом, что в нем отдельно отражаются доходы и расходы по различным направлениям деятельности организации. По данным Отчета о прибылях и убытках проанализировать влияние изменения затрат на прибыль можно, но оценить влияние факторов на изменение самих затрат - нельзя. Для такого анализа необходимо располагать данными управленческого учета. В ходе анализа рентабельности используются также показатели Бухгалтерского баланса (форма № 1).

Таким образом, вопросы прибыли и рентабельности, проблемы их анализа при переходе к рыночным отношениям  оказались в центре внимания. Повысилось значение показателей рентабельности, как результата деятельности организаций. Следовательно, управление должно опираться на современную систему анализа рентабельности. Основными задачами анализа являются оценка и анализ факторов рентабельности.

По итогам вышесказанного можно сделать вывод, что анализ рентабельности необходим как внутренним пользователям с целью определения  резервов ее повышения, так и внешним  пользователям для оценки организации  как потенциального инвестора. Анализ рентабельности проводится на основе данных Отчета о прибылях и убытках и Бухгалтерского баланса. В ходе анализа рассчитывают показатели рентабельности основной деятельности, продаж и совокупного капитала, изучается динамика данных показателей и определяются факторы, на них влияющие.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Анализ рентабельности  основной  деятельности

 

 

Рентабельность основной деятельности – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.  

Уровень рентабельности основной деятельности, рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка:

  • изменения структуры реализованной продукции: с ростом доли рентабельных видов продукции в общем объеме реализации, уровень рентабельности будет увеличиваться, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится;
  • изменения себестоимости: себестоимость и прибыль находятся в обратной пропорциональной зависимости, поэтому снижение себестоимости приводит к росту уровня рентабельности;
  • изменения средних цен реализации: при увеличении уровня цен растет и уровень рентабельности.

Факторная модель исследуемого показателя представлена формулой 4, а расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.

Исходные данные для факторного анализа рентабельности рассчитаем в таблице 2.

 

Таблица 2 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности ОАО «ДОК-АГРО»

Показатель

План

Плановые показатели, пересчитанные на фактический объем  продаж

Факт

Выручка от реализации продукции, млн р.

6162,64

6325,608

6997,167

Полная себестоимость  реализованной продукции, млн р.

5995,31

6151,204

6781,655

Прибыль от реализации продукции

167,33

174,404

215,512


Примечание: Источник – собственная разработка.

 

На основании  приведенной информации произведем расчеты способом цепной подстановки  и полученные данные занесем в  таблицу 3.

Таблица 3 – Расчет факторов, оказывающих влияние на изменение суммы рентабельности основной деятельности ОАО «ДОК-АГРО»

Показатель

Порядок расчета

Расчет

Значение показателя, %

R0

П0(приVРПобщ.0, Уд.0, Ц0, С0)

З0(приVРПобщ.0, Уд.0, С0)

167,33

5995,31

2,791

Rусл1

Пусл2(приVРПобщ.1, Уд.1, Ц0, С0)

Зусл(приVРПобщ.1, Уд.1, С0)

174,404

6151,204

2,835

Rусл2

Пусл3(приVРПобщ.1, Уд.1, Ц1, С0)

Зусл(приVРПобщ.1, Уд.1, С0)

845,963

6151,204

13,753

R1

П1(приVРПобщ.1, Уд.1, Ц1, С1)

З1(приVРПобщ.1, Уд.1, С1)

215,512

6781,655

3,178


Примечание: Источник – собственная разработка.

 

Из таблицы 3 следует, что изменение рентабельности основной деятельности равно:

 

DR общ. = 3,178 – 2,791 = + 0,387 п.п.

 

Используя полученные значение, произведем расчет влияния  факторов первого порядка на изменение  уровня рентабельности:

 

DR УД = 2,835 – 2,791 = + 0,044 п.п.

DR Ц = 13,753 – 2,835 = + 10,918 п.п.

DR С = 3,178 – 13,753 =  – 10,575 п.п.

 

DR общ = DR УД  + DR Ц + DR С =  + 0,044 + 10,918 – 10,575 = + 0,387 п.п.

 

Полученные  результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен в связи с повышением среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Таким образом, за счет изменения удельного веса, уровень рентабельности основной деятельности ОАО «ДОК-АГРО»  увеличился на 0,044 п.п., а за счет роста цен – на 10,918 п.п. Рост себестоимости реализованной продукции на 786,345 млн. р. вызвал снижение уровня рентабельности на 10,575 п.п.

Далее проводится факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средне реализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Расчет влияния  этих факторов производится способом цепной подстановки на основе формулы 5:

 

RiФ = (ЦiФ – СiФ) / СiФ,

RiПЛ = (ЦiПЛ – СiПЛ) / СiПЛ,

RiУСЛ = (ЦiФ – СiПЛ) / СiПЛ

 

DRi ОБЩ = RiФ – RiПЛ

DRi Ц = RiУСЛ – RiПЛ

DRi С = RiФ – RiУСЛ

 

Для факторного анализа рентабельности всех видов  продукции ОАО «ДОК-АГРО»  используем таблицу 4.

 

Таблица 4 – Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции ОАО «ДОК-АГРО»

Вид продукции

Средняя цена реализации, тыс. р.

Себестоимость тыс. р.

Рентабельность, %

Отклонение  от плана, %

плановая

условная

факт

общее

за счет

цены

с/с

план

факт

план

факт

Солома

114

129

98

100

16,33

31,63

29,00

12,67

15,31

-2,63

Тритикале

2240

2280

2038

2145

9,91

11,87

6,29

-3,62

1,96

-5,58

Просо

2120

2350

2036

2023

4,13

15,42

16,16

12,04

11,30

0,74

Ячмень

2050

2320

2020

2280

1,49

14,85

1,75

0,27

13,37

-13,10

Пшеница

1950

2350

1791

2180

8,88

31,21

7,80

-1,08

22,33

-23,41

Молоко

3018

3315

2990

3052

0,94

10,87

8,62

7,68

9,93

-2,25


Примечание: Источник – собственная разработка.

 

План по уровню рентабельности тритикале недовыполнен в целом на 3,62 %. За счет повышения цены он возрос на 1,96 %, а за счет повышения себестоимости продукции снизился на 5,58 %. План по уровню рентабельности пшеницы недовыполнен в целом на 1,08 %. За счет повышения цены он возрос на 22,33 %, а за счет повышения себестоимости продукции снизился на 23,41 %. По остальным видам продукции план по уровню рентабельности перевыполнен.

Из таблицы 4 видно, какие виды продукции на предприятии  более доходные, как выполнен план по уровню рентабельности и какие  факторы на это повлияли.

Далее более детально изучаются причины изменения среднего уровня цен, выясняется, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что план по уровню рентабельности в целом по предприятию перевыполнен в связи с повышением среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации: за счет изменения удельного веса, уровень рентабельности основной деятельности ОАО «ДОК-АГРО»  увеличился на 0,044 п.п., а за счет роста цен – на 10,918 п.п. Рост себестоимости реализованной продукции на 786,345 млн р. вызвал снижение уровня рентабельности на 10,575 п.п. План по уровню рентабельности тритикале и пшеницы недовыполнен за счет повышения себестоимости продукции, а по остальным видам продукции план по уровню рентабельности перевыполнен.

 

 

2.2 Анализ рентабельности продаж (оборота)

 

 

Показатель  рентабельности продаж имеет особую значимость в управлении предприятием. Анализ рентабельности позволяет выявить большое число тенденций развития, он призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста рентабельности, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, описана в формуле 6.

Факторный анализ рентабельности продаж производится примерно так же, как и анализ рентабельности основной деятельности, а следовательно факторами первого порядка, непосредственно влияющими на рентабельность продаж являются:

  • изменения структуры реализованной продукции;
  • изменения себестоимости;
  • изменения средних цен реализации.

Информация о работе Анализ рентабельности работы предприятия