Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проследить, как формируется, контролируется себестоимость за 2012 г. на примере конкретного изделия, выпускаемого на заводе произвести анализ факторов, оказавших влияние на ее изменение, тенденции совершенствования управления себестоимостью продукции и снижения себестоимости продукции на предприятии.
Актуальность этого вопроса как никогда велика именно сегодня, когда в промышленности России наметился небольшой, но стабильный рост в 4 – 5 % в год.

Файлы: 1 файл

курсовик афхд.docx

— 79.66 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Себестоимость машиностроительной продукции – это выраженные в  денежной форме текущие затраты  предприятия на ее производство и  реализацию.

Показатели себестоимости  широко применяются при оценке производственно-хозяйственной  деятельности предприятий, в системе  их хозрасчетных отношений, при определении  экономической эффективности капитальных  вложений, внедрения новой техники, технологических процессов, новых  материалов, выборе конструкции новой  машины, видов заводского транспорта, совершенствовании организации  и во многих других случаях.

Себестоимость – один из важнейших обобщающих показателей  деятельности предприятия, который  отражает эффективность использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень  важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

В решении ключевой проблемы развития экономики России на современном  этапе – повышения эффективности  общественного производства – важное значение имеет обеспечение систематического снижения себестоимости продукции. В этом заинтересовано и предприятие, и общество в целом. Для каждого предприятия снижение себестоимости означает увеличение суммы прибыли, а это в свою очередь влечет улучшение финансового состояния, повышение конкурентоспособности продукции, а, следовательно, стабильности на товарном рынке. И, что немаловажно, расширяется возможность материального поощрения рабочих и служащих предприятия. Вместе с тем снижение себестоимости создает предпосылки для снижения оптовых и розничных цен на продукцию рентабельного предприятия, а это влечет за собой снижение себестоимости у других предприятий, покупающих продукцию по низким ценам. Вот в чем состоит несомненная выгода снижения себестоимости продукции на предприятии.

Себестоимость продукции  является качественным показателем, в  котором концентрировано, отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и резервы. В результате развития рыночных отношений  на промышленных предприятиях возникла необходимость совершенствования  управления себестоимостью продукции (работ, услуг). Чем ниже себестоимость  продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле  производство продукции обходится  как предприятию, так и всему  обществу.

Основными задачами анализа  себестоимости продукции являются:

1) выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;

2) объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;

3) обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

4) содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

Характер этих задач свидетельствует  о большой практической значимости анализа себестоимости продукции  в хозяйственной деятельности предприятия.

Цель курсовой работы –  проследить, как формируется, контролируется себестоимость за 2012 г. на примере  конкретного изделия, выпускаемого на заводе произвести анализ факторов, оказавших влияние на ее изменение, тенденции совершенствования управления себестоимостью продукции и снижения себестоимости продукции на предприятии.

Актуальность этого вопроса  как никогда велика именно сегодня, когда в промышленности России наметился  небольшой, но стабильный рост в 4 – 5 % в год. Хотя можно отметить, что  положение в машиностроительной промышленности очень тяжелое, себестоимость  продукции машиностроения велика, продукция  очень трудоемкая и материалоемкая, накладные расходы очень большие, уровень заработной платы очень  низкий и составляет около 7 % от всех затрат на выпуск продукции. Большинство  машиностроительных предприятий работают практически без прибыли, а это  значит, что о развитии производства говорить слишком рано. В дальнейшем мы рассмотрим возможные пути снижения себестоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ

 

    1. Понятие и сущность анализа

 

Анализ буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта  на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие. Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез» - соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Диалектический тандем анализ – синтез, понимается как синоним  всякого научного исследования. В любой отрасли научных знаний, в любой сфере человеческой деятельности (политической, межнациональной, общественной, социальной, экологической, культурно-бытовой и др.) обойтись без анализа – синтеза невозможно.

Анализ – синтез как  суть, как содержание и форма человеческого  мышления, комплексно изучается во множественном измерении и многими  науками. Но анализ экономики, анализ хозяйственной  деятельности и ее конечных результатов (во всех отраслях, во всех проявлениях) – область исключительно экономического анализа (в широком и узкопрофессиональном смысле). Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа; в профессиональном – экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности в соответствующих отраслях: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, общественном питании и сфере социально-бытовых услуг и др.

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений  окружающей среды, основанный на расчленении  целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Содержание  анализа вытекает из функций. Одной из таких функций  являться – изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций  экономических явлений и процессов  в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа – контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа – поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Также другая функция анализа – оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И наконец – разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяй­ственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, со­циально-экономическая эффективность и конечные финансо­вые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Содержанием экономического анализа является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной  оценки достигнутых результатов  и разработки мероприятий по дальнейшему  повышению эффективности хозяйствования.

Разработка специальных  методов экономического анализа  базируется на научно обоснованной классификации  его видов, обусловленной потребностями  практики управления. В основе классификации  видов экономического анализа лежит  классификация функций управления, поскольку, экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой  функции управления экономикой.

Развитая рыночная экономика  рождает потребность в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ.

Внутренний управленческий анализ – составная часть управленческого  учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства  предприятия. Внешний финансовый анализ – составная часть финансового  учета, обслуживающего внешних пользователей  информации о предприятии, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный  анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или  иной период. Такая классификация  экономического анализа соответствует  содержанию основных функций, отражающих временные этапы управления:

1)  этап предварительного  управления (функция планирования);

2)  этап оперативного  управления (функция организации  управления);

3)  заключительный этап  управления (функция контроля).

Все эти три вида анализа  присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами. Наибольшее развитие получил текущий анализ, особенно в первичных хозрасчетных звеньях народного хозяйства (предприятиях, производственных объединениях).

В зависимости от характера  объектов управления принята следующая  классификация видов анализа, отражающих:

1) отраслевую структуру народного хозяйства;

2) уровни общественного производства и управления. В экономическом анализе хозяйственной деятельности особое внимание уделяется уровням управления в отраслях народного хозяйства;

3) стадии процесса расширенного воспроизводства – производства, обмена, распределения и потребления;

4) составные элементы производства (трудовые и материальные ресурсы) и отдельные составные части производственных отношений (например, трудовые, финансовые, кредитные).

Виды экономического анализа  классифицируют, кроме того, по:

1) субъектам, т. е., кто проводит анализ (руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, поставщики, покупатели, аудиторские фирмы, кредитные, финансовые органы);

2) периодичности (периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный анализ и разовый, непериодический анализ);

3) содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);

4) методам изучения объекта (комплексный, системный анализ, функционально-стоимостной, сравнительный, сплошной и выборочный, корреляционный анализ и т. д.);

5) степени механизации и автоматизации вычислительных работ (анализ в условиях электронной обработки данных с применением счетно-перфорационной техники, счетно-клавишных машин).

На практике отдельные  виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, но знание важнейших  принципов их организации и методов  необходимо. На каждом уровне управления каждодневно принимается множество  решений, для обоснования которых  используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений  по регулированию производства является оперативный анализ, для которого характерным является «проигрывание» (экспериментирование) хозяйственных  ситуаций, применение стандартных решений. Оперативный анализ используется на всех уровнях управления, но его  удельный вес в общем объеме управленческих решений повышается по мере приближения  непосредственно к производству, ассоциациям, предприятиям и их подразделениям.

Для более высоких уровней  управленческой иерархии более характерно стратегическое управление, связанное  с планированием и прогнозированием. Для решения задач стратегического  управления, как правило, применяется  итоговый комплексный экономический  анализ отдельных объединений и  предприятий, всесторонний анализ экономической  перспективы их развития.

 

    1. Анализ себестоимости продукции предприятия и резервы ее снижения

 

Снижение себестоимости  продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия. Под  себестоимостью  продукции  ,работ  и  услуг  понимаются  выраженные  в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных  фондов,  природного  и промышленного сырья, материалов,  топлива  и  энергии,  труда,  используемых непосредственно в процессе изготовления  продукции  и  выполнения  работ,  а также   для   сохранения   и   улучшения   условий   производства   и    его совершенствования. Состав  затрат,  включаемых  в  себестоимость  продукции, определяется государственным стандартом, а  методы  калькулирования-  самими предприятиями.

Себестоимость  продукции,  представляя  собой   затраты   предприятия   на производство и  обращение, служит основой  соизмерения  расходов  и  доходов, т.е. самоокупаемости  -основополагающего  признака  рыночного  хозяйственного расчета. Себестоимость -один  из  обобщающих  показателей  интенсификации  и эффективности потребления ресурсов. Схема  анализа  факторов  и  показателей себестоимости товарной и реализованной продукции представлена  в  приложении

Информация о работе Анализ себестоимости продукции