Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проследить, как формируется, контролируется себестоимость за 2012 г. на примере конкретного изделия, выпускаемого на заводе произвести анализ факторов, оказавших влияние на ее изменение, тенденции совершенствования управления себестоимостью продукции и снижения себестоимости продукции на предприятии.
Актуальность этого вопроса как никогда велика именно сегодня, когда в промышленности России наметился небольшой, но стабильный рост в 4 – 5 % в год.

Файлы: 1 файл

курсовик афхд.docx

— 79.66 Кб (Скачать файл)

В системе показателей  экономической эффективности производства  в  отраслях материального производства планируются  и  анализируются  такие  показатели, как производство продукции на 1 денежную единицу затрат. а также снижение  затрат  на  1 денежную единицу продукции (работ).

При планировании и анализе  экономии  от  снижения  себестоимости  продукции рассчитывают экономию по следующим группам факторов1:

1) повышение технического уровня производства;

2) улучшение организации производства и труда;

3) изменение объема, структуры и размещения производства;

4) улучшение использования природных ресурсов;

5) развитие производства.

Получение наибольшего эффекта  с наименьшими  затратами,  экономия  трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как  решает  предприятие вопросы снижения себестоимости  продукции.

Непосредственной задачей  анализа  являются:  проверка  обоснованности плана по  себестоимости,  прогрессивности  норм  затрат;  оценка  выполнения плана  и  изучения  причин  отклонений  от  него,  динамических   изменений; выявление  резервов снижения себестоимости должно  опираться  на  комплексный технико-экономический  анализ работы  предприятия:  изучение  технического  и организационного   уровня   производства,   использование   производственных мощностей  и  основных   фондов,   сырья   и   материалов,   рабочей   силы, хозяйственных  связей.

В настоящее время при  анализе  фактической  себестоимости  выпускаемой продукции, выявление  резервов  и  экономического  эффекта  от  ее  снижения используется  расчет  по  экономическим  факторам.   Экономические   факторы наиболее  полно  охватывают  все  элементы  процесса  производства-средства, предметы  труда  и  сам  труд.  Они  отражают  основные  направления  работы коллективов    предприятий    по    снижению    себестоимости:     повышение производительности труда, внедрение передовой техники  и  технологии,  лучшее использование  оборудования, удешевление  заготовки  и  лучшее  использование предметов  труда,   сокращение   административно-управленческих   и   других накладных  расходов,  сокращение  брака  и   ликвидация   непроизводительных расходов и потерь.

 Экономия,   обусловливающая   фактическое   снижение    себестоимости, рассчитывается по  следующему составу   (типовому  перечню) факторов:

1) повышение  технического  уровня  производства.  Это   внедрение   новой, прогрессивной технологии, механизация  и  автоматизация  производственных процессов; улучшение использования  и  применение  новых  видов  сырья  и материалов; изменение конструкции и  технических  характеристик  изделий; прочие факторы, повышающие  технический  уровень  производства.  Снижение себестоимости может  произойти  при  создании  автоматизированных  систем управления,   использования   ЭВМ,   совершенствовании   и   модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются  затраты  и  в  результате комплексного использования  сырья,  применения  экономичных  заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в  себе и   совершенствование   продукции,   снижение   ее   материалоемкости   и трудоемкости,  снижение  ее  веса  машин   и   оборудования,   уменьшение габаритных размеров и др.;

2) совершенствование   организации   производства   и   труда.    Снижение себестоимости  может  произойти  в  результате  изменения  в  организации производства,  формах  и  методах  труда   при   развитии   специализации производства; совершенствования управления  производством  и  сокращением  затрат  на  него;  улучшение  использования  основных  фондов;  улучшение материально-технического  снабжения;  сокращения  транспортных  расходов; прочих факторов повышающих уровень организации производства. Снижение  текущих  затрат  происходит  в   результате   совершенствования обслуживания  основного  производства   (например,   развития   поточного производства, повышения коэффициента  сменности,  упорядочения  подсобно-технологических    работ,    улучшения    инструментального    хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции);

3) изменение  объема  и  структуры  продукции,  которые  могут  привести  к относительному    уменьшению    условно-постоянных    расходов     (кроме амортизации),  относительному  уменьшению   амортизационных   отчислений.  изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению  ее  качества.

Условно-постоянные  расходы  не  зависят  непосредственно  от  количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости;

4) улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается:  изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений,  объема подготовительных работ при  добыче,  способов  добычи  природного  сырья;  изменение  других  природных  условий.  Эти  факторы   отражают   влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния  на  снижение  себестоимости  продукции  проводится   на   основе отраслевых методик добывающих отраслей промышленности;

5) отраслевые и прочие факторы. К  ним  относятся:  ввод  и  освоение  новых цехов, производственных  единиц  и  производств,  подготовка  и  освоение производства  в  действующих  объединениях  и  на  предприятиях;   прочие факторы. Необходимо проанализировать  резервы  снижения  себестоимости  в результате ликвидации устаревших и ввода новых  цехов  и  производств  на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями;

Решающим   условием   снижения   себестоимости   служит    непрерывный технический  прогресс. Внедрение новой  техники,  комплексная  механизация  и автоматизация  производственных  процессов,  совершенствование   технологии,  внедрение   прогрессивных   материалов   позволяют    значительно    снизить себестоимость  продукции.

Серьезным   резервом   снижения   себестоимости   продукции   является расширение   специализации   и   кооперирования.    На    специализированных предприятиях  с  массово-поточным  производством   себестоимость   продукции значительно  ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих  эту  же  продукцию  в небольших  количествах.  Развитие  специализации  требует   установления наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение  себестоимости  продукции  обеспечивается  прежде  всего за   счет повышения производительности  труда.  С ростом  производительности   труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции,  а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ себестоимости предприятия за 2012 г.

 

2.1   Анализ динамики  выпуска продукции и факторов  её изменения

 

Для анализа влияния  ценового фактора на изменение объема выпуска продукции используется индексный метод. Индекс натурального выпуска продукции рассчитывается по формуле (2.1):

 

Iq=

Σq1 × p0

,

(2.1)

Σq0 × p0


 

 

где    q1 – фактический натуральный выпуск продукции;

q0 – плановый натуральный выпуск продукции;

p – плановая цена продукции.

Индекс цены рассчитывается по формуле (2.2):

 

Iр=

Σq1 × p1

,

(2.2)

Σq1 × p0


 

 

где    p– фактическая цена продукции.

Влияние натурального выпуска продукции и цены на общую  стоимость выпуска продукции  можно представить в виде взаимосвязи  индексов, представленной формулой (2.3):

 

Iw = Iq × Iр                                                 (2.3)

 

Исходные данные для анализа представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1

Исходные данные для  анализа влияния ценового фактора  на изменение

объема  выпуска продукции за 2012г.

Показатель

Цена за единицу

продукции, руб.

Натуральный выпуск,

тыс. шт.

план

факт

план

факт

Изделие  А

250

255

92

85

Изделие Б

15

18

30

27

Изделие В

380

370

200

192

Изделие Г

150

137

44

40

Изделие Д

75

80

150

146

Изделие Е

80

71

90

85

Изделие Ж

115

124

183

177


 

Подставив данные таблицы 2.1 в формулу (2.1), получаем:

 

Iq = (85 × 250 + 27 ×15  + 192 × 380 + 40 × 150  + 146 × 75 + 85× 80 + 177 × 115) : (92 × 250 + 30 × 15 + 200 × 380 + 44 × 150 + 150 × 75 +90 ×80 +183 ×115) = 138 720:145 545=0,953

 

Подставив данные таблицы 2.1 в формулу (2.2), получаем:

 

Iр = (85 × 255 + 27 × 18 + 192 × 370 + 40 × 137 + 146 × 80 + 85 × 71 + 177 × 124) : 138720=138 344 : 138 720=0,997

 

 

Подставив полученные результаты в формулу (2.3), получаем:

 

Iw = 0,953×0,997=0,95

 

Таким образом, общий выпуск продукции снизился на 5% за счет снижения натурального выпуска продукции на 4,7% и за счет снижения цены на 0,3%.

Для анализа выпуска  продукции используется метод сравнения. Результаты анализа представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Анализ номенклатуры выпуска  продукции за 2012 г.

Показатель

План

Факт

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Выпуск изделия А

23 000

21 675

-1 325

94,2

Выпуск изделия Б

450

486

36

108

Выпуск изделия В

76 000

71 040

-4 960

93,5

Выпуск изделия Г

6 600

5 480

-1 120

83

Выпуск изделия Д

11 250

11 680

430

103,8

Выпуск изделия Е

7 200

6 035

-1 165

83,8

Выпуск изделия Ж

21 045

21 948

903

104,3

Итого: выпуск продукции

145 545

138 344

-7 201

95





В тысячах рублей

 

Из таблицы 2.2 видно, что фактический выпуск   продукции    изделия  А меньше планового на 1 325 тыс. руб. или на 5,8 %; фактический выпуск изделия Б больше планового на 36 тыс. руб. или на 8 %; фактический выпуск изделия В меньше планового на 4 960 тыс. руб. или на 6,5 %; фактический выпуск изделия Г меньше планового на 1 120 тыс. руб. или на 17 %; фактический выпуск изделия Д больше планового на 430 тыс. руб. или на 3,8 %; фактический выпуск  изделия Е меньше планового на 1 165 тыс. руб. или на 16,2 %; фактический выпуск изделия Ж больше планового на 903 тыс. руб. или на 4,3 %;В целом фактический выпуск продукции меньше планового на 7 201 тыс. руб. или на 5 %.

Анализ структуры выпуска  продукции представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Анализ структуры выпуска  продукции за 2012 г.

Показатель

Плановая структура

Фактическая структура

Отклонение

Выпуск изделия А

15,8

15,7

-0,1

Выпуск изделия Б

0,3

0,3

-

Выпуск изделия В

52,2

51,4

-0,8

Выпуск изделия Г

4,5

3,9

-0,6

Выпуск изделия Д

7,7

8,4

0,7

Выпуск изделия Е

5,0

4,4

-0,6

Выпуск изделия Ж

14,5

15,9

1,4

Итого

100

100

-





В процентах

 

Данные таблицы 2.3 показывают, что фактический удельный вес изделия А меньше планового на 0,1 %; фактический удельный вес изделия Б равен плановому ; фактический удельный вес изделия В меньше планового на 0,8 %; фактический удельный вес изделия Г меньше планового на 0,6 %; фактический удельный вес изделия Д больше планового на 0,7 %; фактический удельный вес изделия Е меньше планового на 0,6 %; фактический удельный вес изделия  Ж больше планового на 1,4 %.

Анализ влияния факторов на объем  выпуска продукции можно произвести методом цепных подстановок.

Влияние изменения численности  на изменение объема выпуска продукции  рассчитывается по формуле (2.4):

 

∆ВП1 = ∆Ч × Вчел0,                                             (2.4)

 

где    ∆Ч – изменение численности работающих на предприятии;

Вчел0 – плановая выработка на человека.

Влияние изменения выработки на одного человека на изменение объема выпуска продукции рассчитывается по формуле (2.2):

Информация о работе Анализ себестоимости продукции