Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 19:24, курсовая работа
Целью анализа себестоимости продукции является накопление информации о динамике затрат и факторах их изменения для формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, гибкого маневрирования ресурсами, для оценки возможного увеличения или снижения себестоимости продукции в целом и отдельных изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов.
Введение..........................................................................................................................2
Глава 1. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции........................4
1.1. Сущность себестоимости как объекта анализа...........................................4
1.2. Задачи, направления и источники информации для проведения анализа себестоимости продукции....................................................................................5
1.3. Методика проведения анализа себестоимости продукции.........................7
Глава 2. Анализ себестоимости продукции.................................................................10
2.1. Анализ показателя затрат на 1 рубль товарной продукции.......................10
2.2. Анализ структуры себестоимости в поэлементном и постатейном разрезах.................................................................................................................17
2.3. Факторный анализ отдельных элементов и статей затрат.........................21
2.4. Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности ..........25
Заключение......................................................................................................................33
Список литературы..................................................................
Введение......................
Глава 1. Теоретические аспекты
анализа себестоимости продукции.....................
1.1. Сущность себестоимости
как объекта анализа.......................
1.2. Задачи, направления и источники
информации для проведения анализа себестоимости
продукции.....................
1.3. Методика проведения анализа
себестоимости продукции.....................
Глава 2. Анализ себестоимости
продукции.....................
2.1. Анализ показателя затрат
на 1 рубль товарной продукции.....................
2.2. Анализ структуры себестоимости
в поэлементном и постатейном разрезах......................
2.3. Факторный анализ отдельных
элементов и статей затрат........................
2.4. Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности ..........25
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Себестоимость продукции – обобщающий показатель произведенной деятельности организации, который зависит об объема выпуска продукции, потребляемых ресурсов и эффективности их использования.
Анализ себестоимости продукции имеет немаловажное значение, так как при снижении себестоимости продукции увеличивается прибыль организации.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
- оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости
продукции, издержкам производства и обращения;
- определение динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, на величину и причины отклонений фактических затрат от плановых;
- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции;
- анализ себестоимости отдельных видов продукции;
- оценка и определение оптимального соотношения выручки и произведенных затрат.
Целью анализа себестоимости продукции является накопление информации о динамике затрат и факторах их изменения для формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, гибкого маневрирования ресурсами, для оценки возможного увеличения или снижения себестоимости продукции в целом и отдельных изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов.
При анализе себестоимости продукции дается общая оценка выполнения плана по снижению себестоимости продукции, вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы организации по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.
В первой главе курсовой работы дано определение себестоимости, как объекта анализа, определены основные направления, цели и задачи мероприятий по анализу себестоимости продукции.
Во второй главе по исходным данным методического пособия проведен анализ показателя затрат на 1 рубль товарной продукции, анализ структуры себестоимости в поэлементном и постатейном разрезах, факторный анализ отдельных элементов и статей затрат, анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности.
В заключении работы даны общие выводы и заключения по результатам написания работы.
Информационной базой для выполнения данной курсовой работы послужили учебники по бухгалтерскому учету таких авторов Н.П. Любушин, В.В. Ковалев, О.Н. Волкова, периодическая литература «Экономический анализ: теория и практика», «Все для бухгалтера», законодательно-нормативные документы.
Глава 1. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
1.1. Сущность себестоимости как объекта анализа
Себестоимость продукции – обобщающий показатель производственной деятельности организации, который зависит от объема выпуска продукции, потребляемых ресурсов и эффективности их использования. Эффективность использования отдельных видов ресурсов измеряется показателями материалоотдачи, фондоотдачи, производительности труда (выработки) и другими относительными показателями. Эффективность использования ресурсов в совокупности можно оценить с помощью показателя себестоимости единицы продукции или расходов на один рубль производимой продукции.
Объектом учета и анализа расходов на изготовление продукции может быть как полная себестоимость, так и себестоимость отдельных узлов и деталей, отдельных технологических процессов и операций.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
- оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости
продукции, издержкам производства и обращения;
- определение динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, на величину и причины отклонений фактических затрат от плановых;
- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции;
- анализ себестоимости отдельных видов продукции;
- оценка и определение оптимального соотношения выручки и произведенных затрат.
Себестоимость продукции - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. согласно российскому бухгалтерскому законодательству часть расходов, понесенных предприятием, являются затратами и включаются в себестоимость производимой продукции, а часть таковыми не является. Кроме того, в себестоимость включаются некоторые затраты, не являющиеся расходами. Самым наглядным примером таких затрат являются амортизационные отчисления, которые не связаны непосредственно с выплатами денежных средств и зависят от выбранного в рамках учетной политики способа перенесения стоимости основных средств на стоимость готовой продукции.
Снижение себестоимости одинаково выгодно всей - населению, работникам, предприятию, отрасли, национальной экономике и государству в целом. А значит усилия всех должны быть постоянно нацелены на всемерное снижение себестоимости. В этом основное экономическое условие конкурентоспособности страны как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
1.2. Задачи, направления и источники информации для проведения анализа себестоимости продукции
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
- оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости
- продукции, издержкам производства и обращения;
- определение динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, на величину и причины отклонений фактических затрат от плановых;
выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции;
анализ себестоимости отдельных видов продукции;
- оценка и определение оптимального соотношения выручки и произведенных затрат.
Анализ структуры себестоимости продукции предприятия проводится на основе Основным источником для проведения анализа себестоимости продукции является бухгалтерский баланс, данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета при проведении внутреннего анализа деятельности организации. Данные бухгалтерской отчетности могут быть использованы при при внешнем анализе. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: а) по составу (виду), б) по источникам формирования. Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса).
Баланс достаточно объемен в содержательном плане, поэтому в условиях вариабельности его структуры, предусмотренной действующими нормативными документами, меняется и степень его аналитичности. Поэтому очевидно, что в общем случае анализ может выполняться одним из двух способов:
а) на основании исходной отчетности;
б) на основании трансформированной, т. е. подготовленной к анализу, отчетности.
Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) проводится по следующим направлениям:
анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;
горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям затрат;
факторный анализ себестоимости продукции;
выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ себестоимости требуют для своего проведения разной информации и по-разному расставленных акцентов. Так, анализ расходов более важен для регулирования денежного потока компании, а анализ затрат и себестоимости - для формирования бухгалтерской отчетности. Однако методики их проведения аналогичны, и в конечном итоге выводы, сделанные по результатам проведения аналитических процедур, характеризуют эффективность управления предприятием. Поскольку исторически так сложилось, что в анализе финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий бухгалтерским аспектам отводится большее внимание, нежели управленческим, имеет смысл более подробно рассмотреть именно анализ затрат и себестоимости.
Наиболее полезную информацию даст такой анализ, если он ведется одновременно в двух срезах: по центрам затрат, структурным единицам или видам деятельности в разрезе статей или элементов.
1.3. Методика проведения анализа себестоимости продукции
Поскольку уровень затрат и себестоимости влияет на величину финансовых результатов предприятия, снижение себестоимости является важным фактором роста прибыли и индикатором эффективности деятельности всего предприятия в целом и его руководства в частности. Поэтому обычно предприятия стремятся к снижению себестоимости производимой ими продукции. При анализе степень достижения этой цели определяется по сравнению с предыдущим периодом или планом. Анализ проводится индивидуально для каждого изделия и для предприятия в целом.
Второй способ анализа предпочтительнее, поскольку он дает оценку эффективности деятельности подразделений.
Говоря о причинах роста затрат, можно отметить четыре большие группы факторов: объемные, нормативные, ценовые и качественные.
По поводу объемных факторов роста затрат можно сказать, что с ростом производства полные затраты предприятия в абсолютном выражении, как правило, растут хотя бы потому, что растет их переменная часть. Снижение расходов, обратно пропорциональных объему выпуска, не может перекрыть роста потребности в сырье и материалах. Увеличение себестоимости и вообще затрат при росте производства может происходить как быстрее, так и медленнее выпуска.
Разумеется, при проведении анализа следует помнить и о соотношении затрат на проведение самих аналитических процедур и выгод, которые будут получены в результате такого анализа. В отличие от постатейного анализа затрат, который может быть сделан на основе лишь данных российской бухгалтерской отчетности, выделение групп затрат по отношению к их зависимости от объема произведенной продукции - процедура, которая не может быть проведена в рамках лишь бухгалтерских процедур, поскольку она требует данных и управленческого учета.
Суммарные затраты предприятия включают как переменные (зависящие от объема производимой продукции), так и постоянные (накладные) затраты. Алгебраически это можно представить в виде:
ТС = z Q + PC,
где ТС - полные затраты предприятия за определенный период;
Q - объем выпущенной продукции в штуках или иных натуральных единицах;
z - переменные затраты на единицу продукции;
PC - постоянные затраты предприятия за данный период.
При росте выпуска и неизменных постоянных затратах полные затраты тоже будут увеличиваться. Величина производной покажет нам скорость этого роста:
dPC /dQ = z,
т.е. с увеличением выпуска на 1 единицу полные затраты вырастут на z - величину удельных переменных затрат.
Изменения в структуре и величине себестоимости могут иметь самое разное происхождение. В частности, механизмами влияния на формирование себестоимости могут быть особенности учетной политики, договорная практика предприятия в отношениях с поставщиками и потребителями и множество других факторов. Анализ их весьма сложен и носит во многом субъективный характер, хотя в отдельных случаях окупается заметным снижением уровня себестоимости продукции и позволяет предприятию показывать более впечатляющие финансовые результаты.
В рыночных условиях хозяйствования предприятиям предоставлена большая свобода в использовании трудовых ресурсов и определении форм и размеров оплаты труда сотрудников. Сотрудники же, в свою очередь, достаточно свободно могут выбирать предприятие, на котором им будут предложены наиболее привлекательные условия, причем едва ли не во всех случаях на первом месте при принятии ими решения о трудоустройстве будет стоять размер оплаты труда.