Анализ состояния и эффективности использования основных производственных фондов в ОАО "Криушинская Нива" Тамбовского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является исследование эффективности использования основных фондов на с/х предприятии, выявление резервов и разработка мер по её повышению.
Достижение цели и решение поставленных в работе задач производилось следующими методами:
· индукция;
· дедукция;
· статистико-экономический анализ;
· монографический;
· рассчётно-конструктивный;
· балансовый;
· экономико-математический.

Содержание работы

Введение 3
Обзор литературы 5
Раздел 1. Общая характеристика предприятия 12
1.1. Организационно-экономические условия 12
1.2. Оценка хозяйственной деятельности
по основным показателям 16
1.3. Финансовое состояние предприятия 18
Раздел 2. Анализ движения и состояния основных
производственных фондов 20
2.1. Анализ состава, структуры и движения
производственных фондов 20
2.2. Анализ качественного состояния производственных
фондов 27
Раздел 3. Анализ эффективности использования основных производственных фондов 28
3.1. Показатели и анализ эффективности использования основных производственных фондов 28
3.2. Резервы и возможности дальнейшего улучшения использования основных фондов 33
Раздел 4. Анализ использования тракторного парка 52
4.1 Показатели и анализ эффективности использования тракторного парка 36
4.2 Прогнозирование работы машинотракторного парка 40

Выводы и предложения 42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД 1полная.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Исследования показывают, что государственный лизинг техники  обеспе-чивает сельским товаропроизводителям существенную экономию средств прежде всего за счет беспроцентного кредита. Например, в расчете на поставку по Федеральному лизингу 1999 г. в сумме 2,2 млрд. руб. при процентной ставке 25% годовых эта экономия составила 550 млн. руб. Техника, полученная по лизингу, дает хозяйствам непосредственный эффект в виде производства дополнительной сельхозпродукции. Так, по расчетам ОАО «Росагроснаб», эта техника составляет всего 4-5% машинно-тракторного парка села, но, в связи с ее значительно более высокой производительностью по сравнению с изношенной на 70-80% старой техникой, она позволяет производить до 20% всей сельхозпродукции. На каждый рубль, вложенный в лизингуемую технику, отдача составляет 4,1 руб.

Поэтому интересы села требуют  всемерно развивать лизинг сельскохозяйственной техники. Госдума Российской Федерации в бюджете на 2001 г. предусмотрела выделение на цели лизинга 3 млрд. руб. и из дополнительных доходов бюджета - 2,5 млрд. руб. Эти средства позволяли намного увеличить объемы лизинга техники селу. Однако, исходя из требований ряда статей нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, эти финансовые ресурсы могут быть выделены только государственным лизинговым компаниям, каковых в сельском хозяйстве просто не было, поскольку все 7 лет лизинговые поставки, финансируемые из федерального бюджета, осуществляла система ОАО «Росагроснаб», усилиями которой отработана вся договорная документация, формы расчетов, налажены сложные связи с лизингополучателями, заводами-изготовителями и т. д.

Изменение порядка финансирования и организации лизинга сельскохозяйственной техники в 2001-2002 гг. не могло не отразиться на ходе поставок машин селу. Резкое сокращение поставок нанесло ущерб  как сельским товаропроизводителям, так и заводам-изготовителям техники. Создание ОАО «Росагролизинг» к сожалению, ситуацию не переломило.[13, c. 20]

Анализ состояния ресурсного обеспечения сельского хозяйства  со всей очевидностью показывает необходимость  активного вмешательства государства  в его финансирование и организацию. Ссылки на недостаток у государства средств на эти цели и стремление переложить финансовую поддержку села на частные инвестиции несостоятельны.

Необходим принципиально  новый подход к использованию  средств госбюджета, очередности  их направления в те или иные отрасли экономики, среди которых сельскому хозяйству принадлежит одно из ведущих мест. В частности, большое значение имеет вопрос об использовании средств от поставок энергоносителей за рубеж как важнейшего источника доходов федерального бюджета.

Поскольку потребность  в материально-технических ресурсах для села в настоящее время  не ограничена и ежегодно требуются  только для восстановления изношенного  машинно-тракторного парка многие десятки миллиардов рублей (при фактическом  уровне ежегодных затрат в пределах всего 13- 15 млрд. руб.), настоятельно необходима финансовая поддержка села со стороны государства в максимально возможных объемах. То же относится к региональным бюджетам.

Наиболее отработанной схемой финансовой поддержки села при  приобретении техники является государственный лизинг сельхозмашин (за 7 лет 130 тыс. машин на сумму 13,6 млрд. руб.). Поэтому, прежде всего, необходимо развивать лизинг сельхозтехники за счет средств федерального и региональных бюджетов на действовавших с 1995 г. выгодных для сельских лизингополучателей льготных условиях.

В связи с сокращением  объемов федерального лизинга следует  всемерно развивать региональный лизинг сельхозтехники за счет финансирования из региональных бюджетов, средств  местных коммерческих банков и др.

Следует, используя опыт развитых зарубежных стран, экономически стимулировать привлечение банковского  капитала к финансированию лизинга  техники для села путем предоставления банкам льгот по налогообложению  в размере до 20% от суммы фактических  инвестиций в финансирование лизинга. Но обязательным условием таких льгот должно служить обязательство банков взимать с лизингополучателей минимальную ставку рефинансирования (в пределах 6-8% годовых) и сохранять действующие при государственном лизинге льготные условия для хозяйств.

На подобных принципах  может быть сформирована рыночная система  коммерческого лизинга техники, призванная действовать параллельно  с государственной системой. В  этом случае возникнет конкуренция  между коммерческими структурами  по предоставлению лизинговых услуг потребителям, появится возможность отбирать структуры-лизингодатели по конкурсу, то есть будет создана система коммерческого лизинга, близкая к зарубежным аналогам. Низкое качество поставляемой техники диктует, необходимость мер государственного контроля над качеством в интересах сельских товаропроизводителей. [15, c. 29]

Наконец, следует усилить  входной контроль за качеством и  комплектностью машин, агрегатов, узлов  и деталей в регионах их использования, для чего организовать повсеместно на базах агроснабжения, ремонтно-технических и других предприятиях пункты входного контроля, оснащенные необходимым оборудованием и инструментами.

Требуется введение предельных цен на горючее и смазочные  материалы для сельского хозяйства, отражающих реальные расходы на их производство, транспортировку, хранение и реализацию в районах потребления сельскими товаропроизводителями, а не интересы получения максимальной прибыли коммерческими структурами, которые монополизировали нефтяной рынок.

Необходимо значительное усиление государственного регулирования рынка материально-технических ресурсов для села путем увеличения объемов государственных инвестиций, и прежде всего в наращивание лизинга сельхозтехники, стимулирование привлечения на эти цели средств коммерческих банков и увеличения объемов льготного кредитования хозяйств.[12, c. 102]

 

1. Общая характеристика хозяйства

 

1.1 Организационно-экономические условия

 

ОАО "Криушинская Нива" создан в результате реорганизации совхоза "Искра" и является его правопреемником. Образовано акционерное общество путем передачи трудовому коллективу земли и средств производства на правах индивидуально-долевой собственности.

ОАО "Криушинская Нива" расположено в северной части Тамбовского района. Землепользование ОАО находится в 30 км областного центра города Тамбова. Сообщение с райцентром осуществляется по автодороге с асфальтобетонным покрытием.

Общая земельная площадь  составляет в 2003 году 2954 га. Территория хозяйства характеризуется значительной освоенностью. Сельскохозяйственные угодья занимают 97 % общей земельной площади.

Климатические условия  вполне благоприятны для получения  высоких урожаев районированных сельскохозяйственных культур. Сумма осадков за год составляет 480 – 510 мм. Длительность периода устойчивой  температуры выше 10 0С составляет 145 дней. Период со среднесуточной температурой воздуха выше 15 0С, обеспечивающий условия произрастания более теплолюбивых культур продолжается 100 дней.

Землепользование ОАО "Криушинская Нива" расположено на территории Тамбовской области. По рельефу местности землепользование представляет собой слабоволнистую равнину.

По данным почвенного обследования основными почвами  хозяйства являются черноземы различной степени выщелочности. Землепользование ОАО "Криушинская Нива" относится к лесостепной зоне.

Важным показателем, характеризующим  экономическую деятельность хозяйства, является размер хозяйства. Экономическая эффективность производства повышается при увеличении размеров предприятия до оптимальных. Под оптимальными размерами предприятия понимается такой размер, при котором при прочих равных условиях достигаются наилучшие результаты производственной деятельности.

Основные показатели хозяйственной  деятельности ОАО "Криушинская Нива", представленные в таблице 1.1.1 показывают тенденции развития основ-ных показателей работы хозяйства за период с 2002 по 2003 год.

Таблица 1.1.1

Размер сельскохозяйственного  производства в ОАО "Криушинская Нива"

 

Показатели

2002г.

2003г.

Отношение 2003г. к 2002г., %

Валовая продукция, тыс. руб.

14061

14775

104,68

Товарная продукция, тыс. руб.

6978

9022

129,3

Общая земельная площадь, га

2685

2876

119,1

в т.ч. пашня

2355

2546

122,2

пастбища

330

330

100,0

Среднегодовое число  работников, чел

128

106

82,8

Основные производственные фонды, тыс. руб.

7497

11630

155,1

Оборотные средства с/х  назначения, тыс.руб.

6417

6771

105,5

КРС, гол.

219

225

102,7

в т.ч. коровы

167

165

98,8

Энергетические мощности, л.с.

4400

3974

90,3


 

Из таблицы видно, что производство валовой продукции сельского  хозяйства увеличилось незначительно, на 4,68 %, что обусловлено увеличением убыточности производства. Стоимость реализации товарной продукции увели-чилось практически на 1/3 и составила в 2003 г. 9022 тыс.руб. Наряду с ростом производства, увеличивается и общая земельная площадь, и стоимость основных производственных фондов и оборотных средств на 19,1, 55,1 и 5,5% соответственно, это связано с тем, что данные средства производства после образования хозяйства не были переведены на баланс в 2002 г. Средне годовая численность работников снизилась со 128 чел. в 2002 г. до 106 чел. в 2003 г или на 17,2%. Так же снизилось и количество энергетических мощностей до 3974 л.с., или на 9,7%.

Приведённые в таблице данные говорят  о достаточно небольших размерах сельскохозяйственного предприятия.

Природно-экономические  условия хозяйства коренным образом  влияют на развитие отдельных отраслей и на специализацию, сложившуюся  в ОАО "Криушинская Нива". Специализация и концентрация  сельскохозяйственного производства развиваются под воздействием двух  тенденций: с одной стороны, углубление общественного разделения труда содействует более узкой специализации, а с другой – особенности сельскохозяйственного производства (сезонность, особая роль земли и тесная связь  растениеводства и животноводства) вызывают необходимость развития многоотраслевых предприятий. Большинство хозяйств являются  многоотраслевыми, не исключением является и ОАО "Криушинская Нива" о чем говорят данные таблицы 1.1.2.

Производственное направление  района или его специализация опреде-ляется структурой товарной продукции, которая представлена в таблице.

Таблица 1.1.2

Структура товарной продукции ОАО "Криушинская Нива"

 

Показатели

2002год

2003 год

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

Удельный вес отдельной  отрасли в структуре товарной продукции, %

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

Удельный вес отдельной  отрасли в структуре товарной продукции, %

Зерновое производство

2099

30,08

3727

41,31

Производство подсолнечника

969

13,89

462

5,12

Свекловодство

1689

24,20

1884

20,88

Прочая продукция растениеводства

2

0,03

20

0,22

Итого продукции растениеводства

4759

68,20

6093

67,53

Скотоводство

2216

31,76

2926

32,43

в т.ч. молоко

1548

22,18

1969

21,82

КРС в живой массе

668

9,57

957

10,61

Прочая продукция животноводства

3

0,04

3

0,03

Итого продукции животноводства

2219

31,80

2929

32,47

Всего продукции сельского  хозяйства

6978

100,00

9022

100,00


 

 

За рассматриваемый  период стоимость товарной продукции  сельского хозяйства увеличилась. Так если в 2002 году она составляла 6978 тыс. руб., то в 2003 году она составила 9022 тыс. руб. Среди товарной продукции сельского хозяйства стоимость продукция растениеводства практически в 2 раза превышает продукцию животноводства. В структуре товарной продукции в 2002г. первое место занимает скотоводство и его доля составляет 31,76%, в основном за счёт производства и реализации молока, которая составляет 22,18%. А в 2003 году основным товаром стало зерно, доля которого составила 41,31% или 3727 тыс.руб. Доля же скотоводства увеличилась, но незначительно и составила 32,43 % или 2926 тыс.руб. За рассматриваемый период резко сократилась доля производства подсолнечника, так, если в 2002 году она составляла 13,89%, то к 2003 году она снизилась в 2,5 раза и составила 5,12%. На долю прочей продукции растениеводства и животноводства приходится около 0,05%.

Информация о работе Анализ состояния и эффективности использования основных производственных фондов в ОАО "Криушинская Нива" Тамбовского района