Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Исторические аспекты возникновения аудита.

1.1 История возникновения аудита. 9
1.2 Происхождение и развитие аудита в США. 16
1.3 Возникновение и развитие аудита в странах Западной Европы. 19
1.4 Аудит в странах Азии и Восточной Европы. 30
1.5 Международные аудиторские организации, их роль в стандартизации отрасли. 49

Глава 2. Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике стран СНГ.

2.1 Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике. 61
2.2 Становление и развитие аудита в России. 70
2.3 Становление и развитие аудита в Республике Казахстан. 83

Глава 3. Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике.

3.1 Становление аудита в Кыргызской Республике и пути его развития как предпринимательской деятельности. 94
3.2 Законодательная база аудита в Кыргызской Республике. 101
3.3 Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов в Кыргызской Республике. 122
3.4 Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской Республике. 130
3.5 Перспективы развития аудита в Кыргызской Республике 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 152

Список используемой литературы 159

Файлы: 1 файл

diplom1_kg.doc

— 997.50 Кб (Скачать файл)

- Инаудит 

- Эврика-Аудит 

- Эсеп  ЛТД 

- В.Якобс-Аудит 

- Кыргызбанкаудит 

- Кыргызаудит 

- Аудит-Консалтинг

 

В настоящее время аудиторская деятельность регулируется Законом «Об аудиторской деятельности», принятым Законодательным Собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 28 июня 2002 года.

 

3.2 Законодательная база аудита в Кыргызской Республике.

 

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиальные группы нормативных документов.

1. К первой группе  относятся законодательные акты  государства, прежде всего закон  «Об аудиторской деятельности»,  необходимость которого в различных аспектах связана с совершенствованием и развитием отрасли.

2. Вторую группу документов  составляют аудиторские стандарты  и другие регуляторы, т.е. основополагающие  принципы и приемы, которым должен  следовать аудитор при проведении  проверки, сборе аудиторских свидетельств и при составлении заключения (т.е. вообще в своей профессиональной деятельности).

 

Так от 26 января 1993 г Постановлением правительства Кыргызской Республики. № 33 было утверждено «Временное положение  об аудиторской деятельности и организации независимого контроля в Республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного постановления приказом Министра экономики и финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г. № 47 — п/3 утверждено «Положение о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики», и приказом от 13 сентября 1993 г. № 48 — п/3 утверждено «Положение о порядке лицензирования аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики».

Затем 18 сентября 1997 года в Министерстве юстиции было зарегистрировано Положение «О Совете по аудиторской деятельности КР» приказом Минфина КР от 7 июля 1997 года за № 236/п, в котором указывались основные функции совета по аудиту:

- Разработка и утверждение квалификационных требований к физическим лицам и специальных требований к аудиторским организациям.

- Разработка Положения о лицензировании аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики

- Разработка и утверждение нормативных документов, норм и стандартов, регулирующих аудиторскую деятельность в пределах своей компетенции.

- Разработка порядка аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирование Аттестационной комиссии по банковскому аудиту, аудиту рынка ценных бумаг, страховых организаций, бирж, инвестиционных фондов и общему аудиту.

- Разработка программы подготовки кадров аудиторов по всем видам аудиторской деятельности для Кыргызской Республики.

- Создание Аттестационной комиссии с разработкой допуска к экзаменам и процедуры проведения экзаменов по банковскому аудиту; аудиту субъектов рынка ценных бумаг, страховых организаций, бирж, инвестиционных фондов и общему аудиту.

- Создание и утверждение Дисциплинарной комиссии, в случае возникновения претензий заказчика к аудиторской фирме, аудитору, а также в случае аннулирования лицензии у допустившей нарушения аудиторской фирмы, аудитора.

- Развитие международных контактов с целью повышения квалификации и обмена опытом

- Совет по аудиту по поручению Министерства финансов Кыргызской Республики организовывает независимую экспертную  оценку  законопроектов, положений, финансово-экономической обоснованности проектов государственных программ и решений, проводит анализ экономического положения по отраслям народного хозяйства.

- В установленном законом порядке вносит предложения по совершенствованию аудита и бухгалтерского учета, аналитические и нормативные документы в Жогорку Кенеш и Правительство Кыргызской Республики.

- Совет по аудиту разрешает разногласия, возникающие между аудиторами и их заказчиками по вопросам толкования статей годового баланса или положений годового отчета.

- Совет по аудиту имеет специальный казначейский счет и  производит затраты согласно утвержденной сметы.

- Решение других вопросов, входящих в компетенцию Совета по аудиту Кыргызской Республики

Потом вышло постановление  №120 от 2 марта 1999 года «О Госкомиссии по аудиторской деятельности при Правительстве КР».

Следующим законодательным  актом было - положение «О Государственной  комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и аудиту», утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 февраля 2001 года №67 по которому определены основные функции ГКА:

а) разработка проектов нормативных  правовых актов, регулирующих аудиторскую  деятельность в Кыргызской Республике;

б) обеспечение реализации Закона "Об аудиторской деятельности", обобщение практики его применения и подготовка для Правительства Кыргызской Республики предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности;

в) организация публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных аудиторах и аудиторских организациях;

г) организация ведения  государственных реестров аудиторов, аудиторских организаций;

д) осуществление в установленном порядке деловых контактов с международными организациями, действующими в сфере аудиторской деятельности, участие в подготовке проектов международных договоров и соглашений по аудиторской деятельности с представлением интересов Кыргызской Республики по вопросам аудита;

е) рассмотрение, утверждение, издание и публикация национальных стандартов бухгалтерской и финансовой отчетности для хозяйствующих субъектов, соответствующих по форме и содержанию Международным стандартам финансовой отчетности, разрабатываемым Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (далее – международные стандарты финансовой отчетности);

ж) работа по совершенствованию  и гармонизации стандартов учета, процедур, связанных с представлением бухгалтерской и финансовой отчетности, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

з) утверждение в установленном  порядке стандартов аудиторской  деятельности, соответствующих международным  стандартам аудита, разрабатываемым  Международным комитетом по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров (далее - международные стандарты аудита);

и) разработка и утверждение  программы реформирования системы  бухгалтерской и финансовой отчетности в Кыргызской Республике;

к) обеспечение баланса интересов пользователей и подготовителей стандартов бухгалтерской, финансовой отчетности и аудита.

Для решения поставленных задач Государственная комиссия выполняет следующие функции:

- разрабатывает основные  направления работы по совершенствованию  национальных стандартов бухгалтерской, финансовой отчетности и аудита;

- осуществляет координацию  деятельности в области бухгалтерской,  финансовой отчетности и аудита  в Кыргызской Республике в  целях устранения противоречий  нормативным актам и методическим  указаниям по бухгалтерской, финансовой отчетности и аудиту Государственной комиссии нормативных актов и методических указаний следующих государственных органов Кыргызской Республики: Национального банка Кыргызской Республики, Министерства финансов Кыргызской Республики, Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по рынку ценных бумаг;

- разрабатывает и утверждает  Концепцию национальной системы  бухгалтерского учета в Кыргызской  Республике, Концепцию развития  аудита в Кыргызской Республике;

- утверждает национальные  стандарты бухгалтерской, финансовой  отчетности и аудита, соответствующие  по форме и содержанию международным  стандартам финансовой отчетности  и аудита;

- разрабатывает проекты  нормативных правовых актов, регулирующих  бухгалтерскую, финансовую отчетность и аудиторскую деятельность в Кыргызской Республике;

- обеспечивает реализацию  Закона Кыргызской Республики "Об  аудиторской деятельности";

- дает разъяснения  по вопросам применения национальных  стандартов бухгалтерской, финансовой  отчетности и аудита;

- выдает лицензию на  осуществление аудиторской деятельности, приостанавливает (аннулирует) указанные  лицензии в соответствии с  требованиями законодательства  Кыргызской Республики;

- ведет реестр и  вносит в него сведения обо  всех нормативных правовых актах, принимаемых государственными органами Кыргызской Республики в области бухгалтерской и финансовой отчетности;

- совершенствует нормативные  правовые акты в области бухгалтерской  и финансовой отчетности на  основе национальных стандартов  бухгалтерской и финансовой отчетности;

- ведет государственный  реестр аудиторов и аудиторских  организаций;

- публикует в средствах  массовой информации сведения  о выданных, приостановленных (аннулированных) лицензиях на осуществление аудиторской  деятельности;

- оказывает содействие  в разработке образовательных  программ в области бухгалтерской,  финансовой отчетности и аудита;

- осуществляет в установленном  порядке профессиональные контакты  с международными и профессиональными  отечественными организациями бухгалтеров и аудиторов, международными комитетами по стандартам финансовой отчетности и аудиторской практике, а также участвует в подготовке проектов международных договоров, соглашений в области бухгалтерской, финансовой отчетности и аудиторской деятельности с представлением интересов Кыргызской Республики.

Кроме того, Постановлением коллегии Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и аудиту утверждено положение о  Консультативном совете Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и аудиту№3 от 10 мая 2001 года. Согласно которому, Совет является консультативно-совещательным органом, созданным для рассмотрения нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита, представляемых Совету Госкомиссией. Совет является постоянно действующим органом Госкомиссии.

К задачам Консультативного совета относятся:

- рассмотрение нормативных  правовых актов в области бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита;

- представление рекомендаций  по вопросам, входящим в его  компетенцию для рассмотрения  на заседаниях коллегии Госкомиссии;

- оказание консультативной  помощи Госкомиссии по вопросам  совершенствования системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита.

 

Еще одним нормативным  документом является Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности»  № 82, принятый 26 июня 1998 года, который  состоял из 9 разделов и 40 статей (большая  часть которых требовала радикальных изменений).

29 сентября 2001 года Правительство  Кыргызской Республики издало  постановление № 594 о проекте  Закона Кыргызской Республики  «Об аудиторской деятельности».

Последующий Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности»  № 134, был принят 30 июля 2002 года и причиной этого явились следующие факторы (именно они то и инициировали разработку нового закона):

- 12 апреля 2000 года были  зарегистрированы Кыргызские стандарты  аудита (КСА) в Министерстве юстиции  Кыргызской Республики. В связи с принятием появилась необходимость исключения статей закона, дублирующих КСА;

- в предшествующем  Законе Кыргызской Республики  «Об аудиторской деятельности»  были статьи, предусматривающие  «Гражданско-правовую ответственность  аудиторов и аудиторских организаций» и «имущественную ответственность аудиторов». Однако имущественная ответственность – это составная часть гражданско-правовой ответственности, которая отражена в Гражданском Кодексе Кыргызской Республики (глава 20 «Ответственность за нарушение обязательств», глава 31 «Возмездное оказание услуг»).

- нормы закона зачастую  дублируют другие законы, например, статьи, определяющие права и  обязанности аудиторов и заказчиков, порядок заключения договоров.  Все эти взаимоотношения регулируются  нормами Гражданского Права и не требуют повторения в Законе «Об аудиторской деятельности»

- статьи о лицензировании  аудиторской деятельности дублировали  статьи Закона Кыргызской Республики  «О лицензировании» и Положения  «О лицензировании отдельных  видов предпринимательской деятельности» и др.

Проведя анализ нормативно-правовой базы в области аудита, Национальная комиссия по стандартам финансовой отчетности и а аудиторской деятельности при Президенте Кыргызской Республики (в последующем преобразованная  в Государственную комиссию при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и аудиту) в ноябре 2000 года приняла решение об образовании Рабочей группы по работе над новым проектом закона. В состав Рабочей группы вошли ведущие специалисты: руководители профессиональных аудиторских объединений, известных аудиторских компаний, юристы, преподаватели ВУЗов, специалисты государственных учреждений – Министерства финансов Кыргызской Республики, Национального Банка Кыргызской Республики, госкомиссии по рынку ценных бумаг и др.

Информация о работе Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике