Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Исторические аспекты возникновения аудита.

1.1 История возникновения аудита. 9
1.2 Происхождение и развитие аудита в США. 16
1.3 Возникновение и развитие аудита в странах Западной Европы. 19
1.4 Аудит в странах Азии и Восточной Европы. 30
1.5 Международные аудиторские организации, их роль в стандартизации отрасли. 49

Глава 2. Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике стран СНГ.

2.1 Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике. 61
2.2 Становление и развитие аудита в России. 70
2.3 Становление и развитие аудита в Республике Казахстан. 83

Глава 3. Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике.

3.1 Становление аудита в Кыргызской Республике и пути его развития как предпринимательской деятельности. 94
3.2 Законодательная база аудита в Кыргызской Республике. 101
3.3 Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов в Кыргызской Республике. 122
3.4 Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской Республике. 130
3.5 Перспективы развития аудита в Кыргызской Республике 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 152

Список используемой литературы 159

Файлы: 1 файл

diplom1_kg.doc

— 997.50 Кб (Скачать файл)

Организационная работа над проектом закона строилась следующим  образом:

- были изучены законы  Казахской Республики, Узбекской  Республики, Российской Федерации,  нормативные правовые акты Кыргызской  Республики и др., составляющие  правовое поле аудиторской деятельности;

- были организованы  встречи с аудиторами республики  по изучению их предложений  и замечаний;

- были учтены предложения  и замечания международных доноров  (Азиатского Банка Развития и  др.), а также профессиональных  аудиторских объединений и аудиторских компаний.

Наряду с вышеперечисленными факторами, побудившими к активной работе по совершенствованию законодательства в области аудита, были – принятие в Кыргызской Республике Международных  стандартов финансовой отчетности (МСФО), подготовительная работа по принятию Международных стандартов аудита (МСА) и высокие требования, предъявляемые в настоящее время к аудиторской профессии.

Так принятый закон предполагает, что квалификационный сертификат, единожды полученный аудитором после прохождения всех необходимых сертификационных процедур (обучение, сдача экзамена), не имеет срока действия (бессрочен), тогда как предшествующий закон ограничивал срок действия квалификационного сертификата аудитора. Такое положение полностью согласуется с практикой сертификации аудиторов в странах, имеющих многолетний опыт и хорошие, признанные во всем мире традиции. Безусловно, знания, полученные аудиторами и подтвержденные сдачей квалификационного экзамена, в области бухгалтерского учета, налогов, права, теории и практики аудита, требуют постоянного обновления. Однако этот процесс должен решаться путем ежегодного поддерживающего образования, обязательного для сертифицированных аудиторов. Требование о прохождении ежегодного обучения  определены в статье 9 принятого закона 7 августа (28 июня) прошлого года.

Предшествующий закон  предусматривал три типа сертификатов, в принятом законе предусматривается  единый квалификационный сертификат, дающий право аудитору на получение  лицензии на осуществление аудита любых  субъектов. Это правильное решение, так как стандарты бухгалтерского учета и стандарты аудита едины для всех видов деятельности, и аудиторы обязаны их знать.

Предшествующий закон  позволял международным транснациональным  аудиторско-консалтинговым компаниям  работать на нашем рынке не регистрируясь и не имея лицензии, а подтверждая свои аудиторские заключения местными аудиторами.

Статья 5 нового закона предусматривает, что «иностранные аудиторские организации  могут осуществлять аудиторскую  деятельность Кыргызской Республике только при образовании соответствующих организаций-резидентов Кыргызской Республики». Любая иностранная компания должна ознакомится с требованиями законодательства и провести все предписанные регистрационные процедуры для того, чтобы осуществлять деятельность на рынке Кыргызской Республики. В связи с этим иностранные компании поставлены в равные условия, как и отечественные аудиторские компании, соблюдая и неся ответственность согласно кыргызскому законодательству.

В прежнем законе была статья, согласно которой более половины голосов при принятии решений в органах управления компаний должно было принадлежать аттестованным аудиторам. Это противоречило интересам компании «большой четверки» и они не могли принять этого. В новом законе этих ограничений нет.

Статья 5 закона обязывает  тому, что «не менее 50% кадрового  состава аудиторской организации  должны составлять граждане Кыргызской Республики, постоянно проживающие  на территории Кыргызской Республики, а в случае, если руководителем  аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 %».

Иностранные компании, желающие направлять свои инвестиции в Кыргызстан, как правило, пользуются услугами надежных аудиторов, которыми чаще всего являются  представители «большей четверки». Крупные международные аудиторские организации не только проводят аудит, но и приводят инвестиции. Сняв ограничения для прихода иностранных аудиторских компаний в нашу республику, это тем самым способствует привлечению в республику и крупных инвесторов и создает благоприятную среду для привлечения инвестиций из-за рубежа.

Напряженная работа на протяжении нескольких лет Госкомиссии в  области разработок национальных стандартов аудита увенчалась успехом, и Кыргызские стандарты аудита были утверждены приказом Госкомиссии по аудиторской деятельности при Правительстве Кыргызской Республики от 4 апреля 2000 года под № 5.

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО АУДИТОРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

ПРИКАЗ

от 4 апреля 2000 года N 5

 

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 марта 2000 года N 124 «Об утверждении Правил подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов министерств, Фонда государственного имущества, Социального фонда, государственных комитетов, административных ведомств Кыргызской Республики, Национального банка Кыргызской Республики, местных государственных администраций и органов местного самоуправления» и во исполнение поручения Аппарата Премьер-Министра Кыргызской Республики от 28 марта 2000 года N 24-3740 приказываю:

 

1. Утвердить:

- кыргызские стандарты аудита  в целом.

2. В установленном порядке представить  в Министерство юстиции Кыргызской  Республики для регистрации.

 

 

Председатель Государственной

комиссии по аудиторской деятельности

при Правительстве Кыргызской Республики                                                            Б.Шайиков

 

 

 

Утверждены

приказом Государственной

комиссии по аудиторской

деятельности при Правительстве

Кыргызской Республики

от 4 апреля 2000 года N5

 

КЫРГЫЗСКИЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

 

СТАНДАРТ 1

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

СТАНДАРТ 2

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА КЫРГЫЗСКИХ СТАНДАРТОВ АУДИТА

СТАНДАРТ 3

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

СТАНДАРТ 4

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ЗАДАНИЙ

СТАНДАРТ 5

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ  РАБОТЫ

СТАНДАРТ 6

ДОКУМЕНТАЦИЯ

СТАНДАРТ 7

МОШЕННИЧЕСТВО И ОШИБКИ

СТАНДАРТ 8

РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ  АКТОВ ПРИ АУДИТЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

СТАНДАРТ 9

ПЛАНИРОВАНИЕ

СТАНДАРТ 10

ЗНАНИЕ БИЗНЕСА КЛИЕНТА

СТАНДАРТ 11

СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТОРСКОЙ  ПРОВЕРКЕ

СТАНДАРТ 12

ОЦЕНКА РИСКОВ И СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО  КОНТРОЛЯ

СТАНДАРТ 13

АУДИТ В СРЕДЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

СТАНДАРТ 14

ВОПРОСЫ АУДИТА, СВЯЗАННЫЕ С СУБЪЕКТАМИ, ПОЛЬЗУЮЩИМИСЯ УСЛУГАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

СТАНДАРТ 15

АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

СТАНДАРТ 16

АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РССМОТРЕНИЕ ОСОБЫХ СТАТЕЙ

СТАНДАРТ 17

ПЕРВАЯ АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА - НАЧАЛЬНЫЕ  ОСТАТКИ

СТАНДАРТ 18

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

СТАНДАРТ 19

АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА И ДРУГИЕ ПРОЦЕДУРЫ  ВЫБОРОЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

СТАНДАРТ 20

АУДИТ БУХГАЛТЕРСКИХ ОЦЕНОК

СТАНДАРТ 21

СВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ

СТАНДАРТ 22

ПОСЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ

СТАНДАРТ 23

ДОПУЩЕНИЕ О НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

СТАНДАРТ 24

ЗАЯВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА

СТАНДАРТ 25

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ДРУГОГО АУДИТОРА

СТАНДАРТ 26

РАССМОТРЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО  АУДИТА

СТАНДАРТ 27

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА

СТАНДАРТ 28

АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ ПО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

СТАНДАРТ 29

СОПОСТАВЛЕНИЯ

СТАНДАРТ 30

ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ДОКУМЕНТАХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ПРОШЕДШУЮ АУДИТ ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ

СТАНДАРТ 31

АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ ПО АУДИТУ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

СТАНДАРТ 32

ИЗУЧЕНИЕ ПРОГНОЗНОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СТАНДАРТ 33

ЗАДАНИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЗОРА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

СТАНДАРТ 34

ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ  ПРОЦЕДУР

СТАНДАРТ 35

ЗАДАНИЯ ПО СБОРУ И ОБРАБОТКИ  ДАННЫХ


 

 

Эти стандарты были зарегистрированы в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 12 апреля 2000 года под регистрационным номером 56.

В этом году 22 апреля вышло постановление Правительства Кыргызской Республики «О Международных стандартах аудита в Кыргызской Республике», согласно которому в целях развития и совершенствования аудита в Кыргызской республике и приведения его в соответствие с Международными стандартами аудита Правительство Кыргызской Республики постановляет:

«1. Утвердить в качестве стандартов аудита в Кыргызской Республике Международные стандарты аудита 2001 года издания (далее - МСА), издаваемые Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров, гор. Нью-Йорк (далее - КМАП МФБ)».

 

В каждой развитой стране развитие и влияние общественных организаций осуществляется по-разному. Так, порядок регулирования аудиторской деятельности в Кыргызской Республике можно представить следующей схемой:

 

Схема 2

 

 

 

Другой не маловажной группой документов, относящихся  к аудиту, являются общепринятые стандарты. Основные и смежные аудиторские  стандарты в странах Запада (конечно и в нашей республике), как правило, затрагивают весьма обширный круг вопросов. Разумеется, некоторые наиболее специфические из них не могут оказаться полезными для аудиторов нашей страны в ближайшие годы, поскольку далеко несопоставима та экономическая реальность, в которой работают кыргызские и англо-американские, испаноязычные, французские или немецкие аудиторы. Однако в экономической литературе СНГ и нашей страны такие стандарты и даже их проекты практически отсутствовали. И только в конце 90-х гг., с появлением первых переводных работ, была осознана целесообразность исследования значительной части вопросов аудиторской теории и практики, затрагиваемых в западных стандартах.

Так, самыми полными действующими руководящими материалами в США являются десять общепринятых стандартов аудита. Они были подготовлены специалистами АIСРА в 1947 г. и с тех пор претерпели минимальные изменения. Десять общепринятых стандартов не являются какими-либо конкретными инструкциями по проверке определенных участков учетной работы. Они не настолько подробны, чтобы аудиторы-практики могли использовать их как весомое руководство для каждодневной работы. Но, как было показано выше на примере США, они представляют собой основу для разъяснений АIСРА даже по вопросам этического поведения аудиторов. Эти десять стандартов полностью приведены ниже.

 

ОБЩИЕ СТАНДАРТЫ

1.Аудит должны выполнять  лицо или лица, имеющие соответствующую  техническую подготовку и профессиональные  качества аудитора.

2.Во всех вопросах, связанных с заданием, аудитор или аудиторы должны сохранять независимость.

3.Проводя проверку  и подготавливая заключение, необходимо  проявлять должную профессиональную  тщательность.

 

СТАНДАРТЫ РАБОТЫ НА ОБЪЕКТЕ

1.Работа должна быть  адекватно спланирована, а ассистентов, если они есть, нужно контролировать надлежащим образом

2. Аудитор должен разбираться  в системе внутрихозяйственного  контроля достаточно для того, чтобы планировать аудит и  определить характер, временные  рамки и объем необходимых  проверок.

3. Путем проверок, наблюдений  опросов и подтверждений нужно получить достаточный  объем свидетельств, чтобы создать необходимую основу для формирования мнения об аудируемой финансовой отчетности.

СИАНДАРТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

1. Заключение должно  содержать сообщение, представлена ли финансовая отчетность в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

2. В заключении должны  быть определены обстоятельства, при которых такие принципы  не соблюдались последовательно  в отчетном периоде по сравнению  с предшествующим периодом.

3. Раскрытие информации  в финансовой отчетности следует  рассматривать как в полнее  адекватное, если в заключении  нет другой формулировки.

4. Заключение должно  включать в себя либо мнение  о финансовой отчетности в  целом, либо утверждение о том,  что мнение не может быть выражено. Если итоговое мнение не может быть выражено, то должны быть сформулированы соответствующие причины. Во всех случаях, когда имя аудитора связано с финансовой отчетностью, заключение должно включать в себя четко сформулированное описание характера аудиторской проверки, если таковая имела место, а также данные об уровне ответственности, которую принимает на себя аудитор.

 

 

 

Хотя GAAS (общепринятые стандарты  аудита) и SAS (положения по стандартам аудита) авторитетные руководства по аудиту для профессионалов, они оказывают аудитору помощь меньшую, чем можно было бы предполагать. Почти нет специальных аудиторских процедур, требуемых стандартами; и нет специальных требований к решениям, принимаемым аудитором (таким как определение объема выборки, отбор элементов выборки для проверок, оценка результатов). Многие практики считают, что стандарты должны давать более четкие руководящие указания для определения объема накапливаемых свидетельств. Это исключило бы необходимость принимать некоторые аудиторские решения и обеспечило бы аудиторским фирмам линию обороны в случае обвинений в неправильном аудите. Однако излишне детализированные специфические требования могли бы превратить аудит в механический сбор свидетельств, не подкрепленный профессиональными суждениями. Чрезмерная детализация требований принесла бы гораздо больше вреда, чем пользы, и с точки зрения специалистов-аудиторов, и сточки зрения пользователей аудиторских услуг.

Информация о работе Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике