Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «Самараэнерго», созданное с целью получения прибыли, основным видом деятельности которого, является обеспечение населения электрической энергией.
Приемами аналитического исследования явились прием сравнения, расчет аналитических показателей.

Файлы: 1 файл

Анализ затрат САмараэнерго.docx

— 154.49 Кб (Скачать файл)

       В 2007году по сравнению с 2005годом сила воздействия производственного рычага уменьшилась на -2,5 пункта, а по сравнению с 2006годом на -1,0 пункт. Это указывает на то, что в 2007 году по сравнению с 2005-2006 годом, снижается предпринимательский риск.

    Динамика изменения силы воздействия  производственного рычага (Sпр) приведена на рисунке 2.5.

 

Рис.2.5. Динамика силы воздействия производственного рычага на ОАО «Самараэнерго» за 2005-2007гг.

 

   Для того чтобы оценить  эффективность управления текущими  затратами необходимо определить  порог рентабельности, который показывает  объем реализации услуг, при  котором достигается окупаемость  переменных и постоянных затрат. Ниже этого объема реализация  становится невыгодной. Порог рентабельности  позволяет определить период  окупаемости затрат.

    За три исследуемых  года 2005-2007 гг. наблюдается увеличение порога рентабельности на предприятии ОАО «Самараэнерго». В 2007году по сравнению с 2005годом увеличение порога рентабельности составило 36455 тыс. руб. или 15,7%, а по сравнению с 2006годом 20796 тыс. руб. или 8,4%. На основании этого можно сделать вывод, что на исследуемом предприятии снижается (замедляется) окупаемость затрат.

     Графически динамика порога рентабельности показана на рисунке 2.6.

Рис.2.6. Динамика порога рентабельности на предприятии ОАО «Самараэнерго»  за 2005-2007гг.

   Запас финансовой прочности на  данном предприятии ежегодно  увеличивается. В 2007году по сравнению с 2005годом он увеличился на 29145 тыс. руб. или 83,7%, а по сравнению с 2006годом на 15672 тыс. руб. или 32,5%.

     На рисунке 2.7. показана динамика запаса финансовой прочности (Zфп) на предприятии ОАО «Самараэнерго» за три исследуемых года.

Рис.2.7. Динамика запаса финансовой прочности на предприятии ОАО «Самараэнерго» за 2005-2007гг.

 

    Таким образом в результате  приведенного анализа можно сделать  вывод, что при управлении текущими  затратами, где имеются положительные  и отрицательные стороны. К  положительным моментам деятельности  предприятия можно отнести следующее:

   - выручка от реализации услуг  растет;

   - темпы роста себестоимости ниже, чем темпы роста выручки;

   - темпы роста переменных затрат  значительно опережают темпы  роста постоянных затрат;

   - запас финансовой прочности  на предприятии возрастает;

   - сила воздействия производственного  рычага снижается, уменьшая тем  самым предпринимательский риск.

     К отрицательным моментам в  управлении текущими активами  можно отнести рост порога  рентабельности, так как это приводит  к замедлению окупаемости текущих  затрат.

 

2.4. Оценка влияния себестоимости на величину прибыли от продаж

   

    Прибыль является конечным финансовым  результатом деятельности предприятия.  От величины прибыли зависит  будущее предприятие, а именно, уровень его технического развития, состояние производственного потенциала,  благосостояние работников. Считаем,  что в рамках данной дипломной  работы необходимо провести анализ  влияния себестоимости на величину  прибыли от продаж.

    Прибыль от продаж рассчитывается  следующим образом:

         P=N-S=p*g-S                                                                                                                  (2.15)

где, P- прибыль от продаж;

N- выручка-нетто;

S- себестоимость;

p- цена единицы товара;

g-количество проданного товара в натуральном выражении.

Из приведенной формулы видно, что на величину прибыли от продаж оказывают влияние факторы объема продаж, цены и себестоимости. Производственные мощности и особенности конкурентной среды ограничивают возможность  увеличения прибыли от продаж за счет увеличения объемов производства, рыночное ценообразование устанавливает  верхние границы цен, следовательно, главным резервом повышения прибыли  от продаж остается снижение себестоимости.

Анализ влияния себестоимости  на величину прибыли от продаж удобно проводить, используя показатели рентабельности, которые могут определяться либо в разрезе ассортиментного перечня (рентабельность продукта), либо в целом  по организации. Под рентабельностью  понимают способность капитала или  активов приносить прибыль. В  данном случае необходимо рассматривать  способность продукции приносить  прибыль или, другими словами, доходность затрат на продукт. Такую рентабельность деятельности имеет вид:

     Rent s=  P/S                                                                                                                         (2.16)

     где Rent s- рентабельность затрат.

  Для анализа влияния себестоимости  на прибыль от продаж могут  использоваться следующие виды  рентабельности затрат:

- полная рентабельность затрат  определяется в целом по всему  объему реализованной продукции  (по всему ассортиментному перечню)- расчетная формула приведена  выше;

- частная рентабельность затрат  по i- му виду продукции, определяемая по формуле:

 

, при этом                                                                       (2.17)

- удельная рентабельность затрат  по i-му виду продукции, определяемая по формуле:

, при этом                                                        (2.18)

                                                 

      Далее проводится сравнительный  анализ полученных значений рентабельности  с целью выявления позиций  ассортиментного перечня с наименьшими  значениями. По выбранным позициям проводится факторный анализ себестоимости для выявления резервов по ее снижению.

                                                                                                                           Таблица 2.6

Динамика  показателей влияния себестоимости  на величину прибыли от продаж

Наименование показателей

2005 год

2006 год

2007 год

откл. 2007-2005г.

абсол.               %

откл. 2007-2006г.

абсол.               %

1

Выручка тыс. руб.

 

267445,2

 

296570,0

 

333048,1

 

65602,9

 

124,5

 

36478,1

 

112,3

2

Себестоимость тыс. руб.

 

256728,9

 

280827,6

 

312942,1

 

56213,2

 

121,9

 

32114,5

 

111,4

3

Прибыль от продаж

 

10716,3

 

15742,4

 

20106,0

 

9389,7

 

187,6

 

4363,6

 

127,7

4

Полная рентабельность затрат. %

 

4,0

 

5,3

 

6,04

 

2,04

 

-

 

0,74

 

-

5

Затраты на 1 руб. реализации

 

0,96

 

0,95

 

0,94

 

-0,02

 

97,9

 

-0,01

 

98,95


 

      Данные таблицы 2.6 позволяют сделать следующие выводы:

   Выручка изменилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 12,3%, а в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 24,5%. Прирост выручки, был достигнут за счет роста производительности труда, и за счет численности работников. Это свидетельствует об интенсивном и экстенсивном  направлениях  развития предприятия.

   Себестоимость реализованных услуг  выросла в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 56213,2 тыс. руб. (или 21,9%), а по сравнению с 2006 годом на 32114,5 тыс. руб. (или 11,4). Увеличение себестоимости реализованных услуг объясняется тем, что услуги носят энергоемкий характер. Ежегодно изменяются тарифы на материалы и энергоносители, что приводит к увеличению затрат на реализацию услуг.

     По показателю,  прибыль от  продаж, наблюдается колебательная  динамика, так в 2007 году по сравнению с 2005 годом произошло увеличение этого показателя на 9389,7 тыс. руб. или 87,6 %, а в 2007 году по сравнению с 2006 годом предприятие отработало хуже, так как произошло увеличение прибыли в абсолютном выражении на 4363,6 тыс. руб., что в два раза меньше, чем за предыдущий период и темпы прироста составили лишь 27,7%.

      Аналогичная ситуация с показателем  рентабельности продукции, так  в 2007 году в сравнении с 2005 годом наблюдается повышение на 2,04%, а в 2007 году в сравнении с 2006 годом увеличение составило 0,74%.

       Затраты предприятия в 2007году по сравнению с 2005 годом уменьшились на 2,1%, а в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1,05%.

     Считаем, что оценка влияния  себестоимости на величину прибыли  от продаж будет не полной, если  не провести анализ поведения  затрат и не рассмотреть взаимосвязь  себестоимости, объемов продаж  и прибыли.

       Анализ поведения затрат и  взаимосвязи себестоимости, объема  продаж и прибыли традиционно  называют CVP-анализом. Классический CVP-анализ основан на следующих основных допущениях:

- все затраты строго делятся  на постоянные - не зависящие от  объема производства ( арендная плата,  проценты за пользование кредитами,  начисленная амортизация основных  фондов, заработная плата управленческого  и обслуживающего персонала), и  переменные- зависящие от изменения  объемов производства ( затраты на  сырье и материалы, прямая оплата  труда и т.д.);

- переменные затраты в расчете  на единицу продукции, цена единицы продукции, ассортимент - величины неизменные;

- объем продаж равен объему  производства;

- между переменными затратами  и объемом производства существует  линейная зависимость;

- объем является единственным  фактором, влияющим на изменение  затрат и прибыли.

  С помощью CVP- анализа определяют величину той составляющей в цене продукции, которая должна покрыть постоянные затраты и обеспечить получение заданного финансового результата.

  Общие затраты на производство  состоят из двух частей: постоянной (Sc) и переменной (Sv), что отражается уравнением:

                    S=Sc+Sv                                                                                                               (2.19)                         

Или в расчете затрат на одно изделие:

                   S= (Sc+Sv)g                                                                                                          (2.20)                   

  где

g- объем производства ( количество единиц изделия);

Sc- постоянные затраты на единицу изделия (продукции);

Sv- переменные затраты на единицу изделия ( ставка переменных расходов на единицу изделия).

  Анализ взаимосвязи себестоимости,  объема продаж и прибыли начинается  с исходной формулы:

                   N=S+P                                                                                                                   (2.21) 

Если  P>0, то организация получает прибыль, если P<0, тогда организация убыточна. В случае если у организации нет ни прибыли, ни убытка, P=0, выручка от реализации равна себестоимости. Точка перехода из одного состояния в другое (при P=0) называется точкой безубыточности. Для нее имеем соотношения:

                   N=S=Sc+Sv,                                                                                                          (2.22)

где   N- объем производства в стоимостном выражении.

   Еще один важный показатель  CVP-анализа- маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой и переменными затратами или покрытие переменных затрат.

    CVP- анализ широко использовался при решении таких вопросов как:

- поиск оптимальных ассортимента  и объемов продукции;

- закрытие нерентабельных производств;

- принятие управленческих решений  в условиях ограниченного времени.

Достоинствами метода являются его простота и наглядность, недостатком – низкая точность. Поэтому в настоящее время  с развитием информационных технологий классический CVP- анализ практически полностью заменен более сложными и точными системами, обеспечивающими принятие управленческих решений. 

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии