Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «Самараэнерго», созданное с целью получения прибыли, основным видом деятельности которого, является обеспечение населения электрической энергией.
Приемами аналитического исследования явились прием сравнения, расчет аналитических показателей.

Файлы: 1 файл

Анализ затрат САмараэнерго.docx

— 154.49 Кб (Скачать файл)

- сравнение показателей – с  конкурентами, с нормативами, в  динамике;

- расчет индексов, а также детализация  показателей и графические методы.

     Анализ тех или иных показателей,  экономических явлений, хозяйственных  процессов, ситуаций начинается  с рассмотрения абсолютных величин  в натуральных или стоимостных  измерителях.

     Эти показатели являются основными  в финансовом учете. В анализе  они используются для исчисления  средних и относительных величин.

      Относительные величины незаменимы  при анализе динамики явлений.  С помощью относительных показателей  строят временные ряды, которые  характеризуют изменение того  или иного показателя во времени.

       Средние величины позволяют обобщить  совокупность типичных показателей,  сравнить изучаемый признак по  разным совокупностям.

       При решении конкретных аналитических  задач применяются экономико-математические  методы:

     - методы элементарной математики;

     - классические методы математического  анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

     - методы математической статистики, прежде всего, корреляционно-регрессионный  анализ;

     - экономические методы: производственные  функции; межотраслевой баланс  народного хозяйства; национальное  счетоводство;

     - методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное  и нелинейное программирование; блочное и динамическое программирование;

     - методы исследования операций: управление запасами; методы технического  износа и замены оборудования; теория игр; теория расписаний: методы экономической кибернетики;

      - эвристические методы.

      Эвристические методы относятся  к неформальным методам решения  экономических задач, Они используются  в основном для прогнозирования  состояния объекта в условиях  частичной или полной неопределенности, когда основным источником получения  необходимых введений служит  научная интуиция ученых и  специалистов, работающих в определенных  сферах науки и бизнеса. Наиболее  распространенным из них является  метод экспертных оценок. Сущность  его заключается в организованном  сборе суждений и предложений  специалистов по исследуемой  проблеме с последующей обработкой  полученных ответов. Основой данного  метода является опрос специалистов. Опрос может быть индивидуальный, коллективный, очный, заочный, анонимный.

     Организаторы опроса определяют  объект и цели экспертизы, подбирают  экспертов, проверяют их компетентность, анализируют и обобщают результаты  экспертизы. Эвристические методы  находят широкое применение в  функционально-стоимостном анализе,  в  финансовом анализе для  диагностики и оценка степени  финансовых рисков.

     Из экономико-математических методов  в анализе наиболее распространен  корреляционно-регрессионный анализ. Он используется для определения  тесноты зависимости между показателями, которые не связаны между собой  функционально. Теснота связи  между прямолинейной зависимостью  и корреляционным отношением  для криволинейной зависимости.

      При использовании экономико-математического  моделирования отражение действительности  осуществляется с помощью математических  моделей- формул.

      Типы применяемых моделей:

     Кратные модели – модели деления, Например производительность труда, находится как средняя выработка на одного работника:

      Пm = N/Ч                                                                                                                            (1.2)

  где N- объем производства продукции;

        Ч- численность производственных  работников.

     Мультипликативные модели – модели  умножения. Например, объем продукции  может быть определен по выражению:

        N= e*E                                                                                                                              (1.3)

  где N- выручка от реализации продукции за отчетный период;

   e = N/E – оборачиваемость оборотного капитала;

   E – Среднегодовая величина оборотных средств.

      Аддитивная модель – модель  сложения (вычитания). Так, издержки  на производство и реализацию  продукции (S) равны:

        S = A+M+U                                                                                                                      (1.4)

  где A- амортизация;

        М - материальные затраты;

        U – Оплата труда.

      В аналитической работе используется  также методы моделирования. Метод  преобразования модели позволяет  перейти от модели кратного  типа, например, к аддитивной модели. Метод расширения факторной модели используется при анализе рентабельности.

      Сущность методов факторного  анализа заключается в оценке  влияния различных факторов на  результативный показатель. При  этом соблюдается следующая последовательность:

   - на первом этапе выделяют  факторы, определяющие уровень  анализируемого показателя;

   - на втором этапе устанавливают  функциональную зависимость между  показателем и выделенными факторами;

   - на третьем этапе измеряют  влияние изменения каждого фактора  на изменение анализируемого  показателя.

      Для оценки влияния факторов  могут использоваться следующие  методы: дифференциального исчисления; индексный; цепных подстановок;  интегральный.

     Метод дифференциального исчисления  предполагает, что общее приращение  результирующего показателя разлагается  на слагаемые, где значение  каждого из них определяется  как произведение соответствующей  частной производной на приращение  переменной, по которой вычислена  данная производная. Так называемый  неразложимый остаток интерпретируется  как логическая ошибка метода  дифференцирования и просто отбрасывается. 

     Наиболее распространенным методом  факторного анализа является  метод цепных подстановок, сущность  которого заключается в том,  что в исходную базовую формулу  для определения результатирующего  показателя представляется отчетное  значение первого исследуемого  фактора. Сравнение полученного  результата с базовым значением  показателя и позволяет оценить  влияние первого фактора. Далее  в полученную при расчете формулу  подставляется отчетное значение  следующего исследуемого фактора;  сравнивая полученный результат  с предыдущим, определяем влияние  второго фактора.

     Процедура повторяется до тех  пор, пока в исходную базовую  формулу не будет подставлено  фактическое значение последнего  из факторов, введение в модель. При использовании метода цепных  подстановок результаты во многом  зависят от последовательности  подстановки факторов. Существует  правило: сначала оценивается  влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности, а затем – качественных, характеризующих  влияние интенсивности. Именно  на качественные факторы  ложится  неразложимый остаток.

      При использовании интегрального  метода расчеты проводятся на  основе базовых значений показателей,  а ошибки вычислений распределяется  между факторами поровну в  отличие от метода цепных подстановок,  где большая часть такого остатка  приходится на последний качественный  фактор.

     Оценка количественных и качественных  факторов при использовании интегрального  метода производится по формулам:

                                                                              (1.5)

                                                                                               (1.6)

   В статистике, планирования и  анализе хозяйственной деятельности  для оценки количественной роли  отдельных факторов одним из  основных является индексный  метод, который представляет собой  отношение фактического показателя  к базовому. Как правило, в числителе и знаменателе, рассчитывается сумма произведений факторов в базовом и отчетном вариантах.

      Безусловно, не все методы могут  найти применение в рамках  финансового анализа, поскольку  основные результаты эффективного  анализа и управления финансами  достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее, их элементы уже используются.  

    Затраты предприятия на производство и реализацию продукции, работ и услуг являются составной частью стоимости продукции и одним из основных факторов формирования прибыли. Если затраты за анализируемый период повысились, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и затратами существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше затраты, тем больше прибыль, и наоборот. Затраты являются одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. Анализ, выполняя одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и недостаточное его функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системы управления затратами в целом.

Анализ текущих затрат на производство продукции, работ и услуг имеет  исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию финансовых и материальных возможностей и установить резервы снижения этих затрат.

Объектами анализа текущих затрат на производство продукции, работ и  услуг являются следующие показатели:

  • полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
  • затраты на рубль товарной продукции;
  • себестоимость сравнимой товарной продукции;
  • себестоимость отдельных изделий;
  • отдельные элементы и статьи затрат.

Учет затрат и отражение их на отдельных статьях калькуляции осуществляются в порядке, установленном в отраслевых Инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

   Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

- выявление резервов снижения  затрат на производство и реализацию  продукции, работ и услуг;

- объективная оценка выполнения  плана по себестоимости  и  её изменения относительно прошлых  отчетных периодов, а также соблюдения  действующего законодательства, договорной  и финансовой дисциплин;

- обеспечение центров ответственности  по затратам необходимой аналитической  информацией для оперативного  управления формированием себестоимости  продукции;

- содействие выработке оптимальной  величины плановых затрат, плановых  и нормативных калькуляций на  отдельные изделия и виды продукции.

       Характер этих  задач свидетельствует о большой  практической значимости продукции  в хозяйственной деятельности  предприятия.

Источниками информации для анализа  текущих затрат на производство продукции, работ и услуг  являются: ф. № 5-з  «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.

Планирование  и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Для планирования и учета, а также  для изучения структуры себестоимости  продукции все затраты на ее производство и реализацию группируются по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

При поэлементной классификации,  расходы группируются по характеру  их образования, независимо от целевого назначения и места их возникновения. Согласно положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 с дополнениями 1995 и 1998 гг., предусматривается следующая группировка расходов по элементам.

  1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных 
    отходов, сырье и материалы, покупные комплектующие изделия 
    и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.).
  2. Затраты на оплату труда.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Амортизация основных фондов.

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии