Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «Самараэнерго», созданное с целью получения прибыли, основным видом деятельности которого, является обеспечение населения электрической энергией.
Приемами аналитического исследования явились прием сравнения, расчет аналитических показателей.

Файлы: 1 файл

Анализ затрат САмараэнерго.docx

— 154.49 Кб (Скачать файл)

     Безубыточность такое состояние,  когда бизнес не приносит ни  прибыли, ни убытков. Это выручка,  которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать  прибыль. Ее можно выразить  и в количестве единиц продукции,  которое необходимо продать, чтобы  покрыть затраты, после чего  каждая дополнительная единица  продажной продукции будет приносить  прибыль предприятию.

      С этой целью необходимо рассчитать:

   - безубыточный объем продаж, при  котором обеспечивается полное  возмещение постоянных издержек  предприятия;

   - объем продаж, который гарантирует  предприятию необходимую сумму  прибыли;

   - зоны безопасности предприятия  (запас финансовой устойчивости).

     Проведем анализ безубыточности  на предприятии ОАО «Самараэнерго»

      Чтобы определить эти показатели, используем графические и аналитические  методы. Расчет произведем по  данным 2005-2007 годов.

      Производственная мощность предприятия  ОАО «Самараэнерго» в 2007году составила  231,3 млн. кВт электроэнергии, которая в средняя  цена - 1,44 руб. за 1 кВт. Следовательно объем продаж электроэнергии  составил 333,048 млн. руб. Постоянные затраты (амортизация, накладные расходы) составляют 84494 тыс. руб. Переменные расходы 228448 тыс. руб. При таких условиях прибыль от реализации услуг составит     19678 тыс. руб. На основании этих данных построим график.

Рис.2.8. Зависимость между прибылью, объемом реализации услуг и их себестоимостью

     По горизонтали на графике  показан объем реализации услуг  в натуральных единицах, по вертикали  - себестоимость реализации услуг  и прибыль, которые вместе составляют  выручку от реализации.

     Линия затрат (полной себестоимости)  при наличии постоянных и переменных  затрат представляет уравнение  первой степени:

           Y=a + bx                                                                                                                        (2.23)

   где  Y- величина всех затрат;

           a- абсолютная сумма постоянных расходов;

           b- удельные переменные затраты на единицу услуг;

           x- объем реализации услуг.

     Подставим значение в формулу  данные за 2007 год и получим следующее выражение:

Y= 84494+228448/231,3*x= 84494+0,988*x

     Из графика можно установить, при каком объеме реализации  услуг предприятие получит прибыль,  а при каком ее не будет.  С его помощью можно определить  точку, в которой затраты будут  равны выручке от реализации  услуг. Она получила название  точки безубыточности объема  реализации услуг, или порога  рентабельности, ниже которой производство  будет убыточным.

     В 2007 году точка расположена на уровне 65% возможного объема реализации услуг. Если предприятие ОАО «Самараэнерго» реализует услуг больше 65% от его производственной мощности, то оно получит прибыль. При объеме реализации услуг 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы 9,8 млн. руб.

      Из графика видно, если объем  реализации будет меньше 65% возможного  при фактической производственной  мощности, то предприятие будет  убыточным и обанкротится. Следовательно,  предварительно должен быть  решен  вопрос о целесообразности организации  услуг в таком объеме.

     Таким образом, разность между  фактическим и безубыточным объемам  продаж - это зона безопасности. Если  предприятие полностью использует  свою производственную мощность, то есть  реализует 231,3 млн.  кВт электроэнергии, то зона безопасности (запас финансовой прочности)  составит 35%. При реализации 200,0 млн.  кВт зона безопасности составляет  – 20%. Зона безопасности показывает  насколько процентов фактический  объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна  нулю. Полученную зависимость можно  представить в виде графика,  который изображен на рисунке 2.9.

 

Рис.2.9 Определение точки безубыточности на предприятии ОАО «Самараэнерго» в 2007 году.   

     Из рисунка видно, что объем  реализации равный нулю предприятию  приносит  убыток в размере  суммы постоянных расходов 84494 тыс.  руб. При объеме реализации 231,3 млн. Вт прибыль составит 19678 тыс. руб. Соединив эти точки между собой,  получим на линии x точку критического объема продаж.

     На исследуемом предприятии ОАО  «Самараэнерго»  точка безубыточности (порог рентабельности) будет на  отметке 186,9 млн. к Вт.

     Можно получить тот же результат,  используя аналитический способ.

      Аналитический способ расчета  безубыточного объема продаж  и зоны безубыточности предприятия  более удобный по сравнению  с графическим способом.

       Расчет маржинального дохода  производится  по формуле:

          Дм = П+Н                                                                                                                      (2.24)

    где П- прибыль тыс. руб.;

           Н- постоянные затраты;

          Дм- маржинальный доход.

      Либо маржинальный доход можно  определить как разность между  выручкой от реализации услуг  и переменными затратами:

             Дм = ВР-Рn                                                                                                                 (2.25)

     где  ВР- выручка от реализации  услуг;

             Рn- переменные затраты.

      Подставим значения в формулу  получим сумму маржинального  дохода в

2005году:

              Дм = 10716 + 71884= 82600 тыс. руб.

или Дм = 267445 – 184845= 82600 тыс. руб.

в 2006 году:

               Дм =  15742 + 81440= 97182 тыс. руб.

или Дм = 296570 – 199388= 97182 тыс. руб.

  в 2007 году:

                                 Дм = 84494+20106= 104600 тыс. руб.

  или                        Дм = 333048-228448= 104600 тыс. руб.

     Формула для расчета точки  критического объема продаж в  натуральных единицах имеет следующий  вид:

          Т = К*Н/Дм                                                  (2.26)

   где  К- количество реализованных  услуг в натуральных единицах.

      Подставив значения в формулу,  получим величину критического  объема продаж  в натуральных  единицах:

в 2005 году:

Т = 278,6* 71884/82600= 242,5 млн. кВт

в 2006 году:

Т = 245,1* 81440/97182= 205,4 млн. кВт

в 2007 году:

Т = 231,3*84494/104600= 186,8 млн. кВт

     Расчет точки продаж в денежном  выражении производится по формуле:

    Т =ВР*Н/Дм                                                                                                                        (2.27)

     Подставим значения в формулу,  получим величину критического  объема продаж  в стоимостном  выражении за 2005 год:

Т = 267445*71884/82600= 232,748 тыс. руб.

за  2006 год:

Т = 296570*81440/97182= 248,530 тыс. руб.

за  2007 год:

Т = 333048*84494/104600= 269,030 тыс. руб.

      Для определения зоны безопасности  аналитическим методом используется  следующая формула:

    ЗБ = ВР-Т/ВР                                                                                                                       (2.28)

     Подставим значения в формулу,  получим величину зоны безопасности  в 2005 году:

ЗБ = 267445 - 232,748= 0,1297 или 12,97%

в 2006 году:

ЗБ = 296570 – 248,530/296570= 0,1619 или 16,19%

в 2007 году:     ЗБ = 333048-269,030/333048= 0,1922 или 19,22%

Систематизируем полученные данные в таблицу. 

                                                                                                                                       Таблица 2.7

Динамика  безубыточного объема продаж на предприятии

Наименование показателей

2005 год

2006 год

2007 год

откл. 2007-2005г.

абсол.               %

откл. 2007-2006г.

абсол.               %

1

Выручка от реализации тыс. руб.

 

267445

 

296570

 

333048

 

65603

 

124,5

 

36478

 

112,3

2

Производственная мощность млн. кВт

 

278,6

 

245,1

 

231,3

 

-47,3

 

83,0

 

-13,8

 

94,4

3

Цена за 1 кВт

0,96

1,21

1,44

0,48

150,0

0,23

119,0

4

Маржинальный доход

82600

97182

104600

22000

126,6

7418

107,6

5

Критический объем продаж

 

242,5

 

205,4

 

186,8

 

-55,7

 

77,0

 

-18,6

 

90,9

6

Зона безопасности

 

0,1297

 

0,1619

 

0,1922

 

0,0625

 

148,2

 

0,0303

 

118,7


 

      По данным таблицы 2.7. можно сделать следующие выводы:

   Выручка от реализации услуг  выросла в 2007году по сравнению с 2005 годом на 65603 тыс. руб. или 24,5%, а по сравнению с 2006 годом на 36478 тыс. руб. или 12,3%.

    Производственная мощность в  2007 году по сравнению с 2005 годом уменьшилась на -47,3 млн. кВт или 17,0%, а по сравнению с 2006 годом на -13,8 млн. кВт или 5,6%.

     Цена за 1 кВт выросла в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 0,48 коп., а по сравнению с 2006 годом на 0,23 коп.

    Наблюдается увеличение маржинального  дохода в 2007 году по сравнению с 2005 годом, он составил 22000 тыс. руб., а по сравнению с 2006 годом составил 7418 тыс. руб.

    Критический объем продаж снизился  в 2007 году по сравнению с 2005 годом на -55,7 млн. кВт, а по сравнению с 2006 годом на -18,6 млн. кВт.

     Зона безопасности увеличилась  в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 48,2%, а по сравнению с 2006 годом на 18,7%.

       Выше приведенные графики и  аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж  и зона безопасности зависят  от суммы постоянных и переменных  затрат, а также от уровня цен  на услуги. При повышении цен  возможно меньше реализовать  услуг, чтобы получить необходимую  сумму выручки для компенсации  постоянных издержек предприятия,  и, наоборот, при снижении уровня  цен,  безубыточный объем реализации  возрастает. Увеличение же удельных  переменных и постоянных затрат  повышает порог рентабельности  и уменьшает зону безопасности.

      В результате анализа установили, что на предприятие ОАО «Самараэнерго»  за три исследуемых года наблюдается  в абсолютном значении рост  постоянных издержек. Поэтому руководству  финансово-экономической службы  необходимо снизить безубыточный  объем продаж и увеличить зону  безопасности.

      Таким образом по результатам  анализа управления текущими  затратами на производство и  реализацию услуг ОАО «Самараэнерго»  можно сделать следующие выводы:

      Объем реализации услуг в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 65603 тыс. руб. или на 24,5%, а по сравнению с 2006 годом на 36478 тыс. руб. или 12,3%, это указывает на то, что предприятие динамично развивается на рынке услуг, связанных с обеспечением электроэнергией, как физических, так и юридических лиц.

      Динамика показателей текущих  затрат имеет тоже положительную  тенденцию в 2007 году их увеличение составило 56213 тыс. руб. или 21,9% по сравнению с 2005 годом и 32114 тыс. руб. или 11,4% по сравнению с 2006 годом.

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции на предприятии