Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:12, курсовая работа
Коммунальное унитарное производственное предприятие ”Витебский кондитерский комбинат ”Витьба“ основан в 1989 году первоначально как ”Витебский завод пищевых концентратов“. В 1991 году было завершено строительство первой очереди предприятия – цеха сухих завтраков, оснащенного двумя поточно-механизированными линиями фирмы ”APV Baker“ (Англия) по выпуску подушечек с начинкой и сухих завтраков из смеси зерновых.
- проценты, причитающиеся к получению;
- доходы (расходы) прошлых лет по инвестиционной деятельности, выявленные в отчетном периоде;
- прочие доходы и расходы по инвестиционной деятельности.
В состав доходов и расходов по финансовой деятельности включаются [10,с.32]:
- проценты, подлежащие к уплате за пользование кредитами;
- разницы между фактическими затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью;
- расходы, связанные с получением во временное пользование
имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- доходы и расходы, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением долговых ценных бумаг собственного выпуска;
- курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте;
- доходы (расходы) прошлых лет по финансовой деятельности, выявленные в отчетном периоде;
- прочие доходы и расходы по финансовой деятельности.
В состав иных доходов и расходов включаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями, прочие доходы и расходы, не связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью [10,с.32].
Прибыль до налогообложения рассчитывается следующим образом: прибыль (убыток) от текущей деятельности плюс (минус) прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности.
Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов. Порядок определения чистой прибыли, учитывающий механизм налогообложения, рассматривается в соответствии с законодательством Республики Беларусь на момент исчисления.
Несмотря на значение показателей прибыли для организации, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя финансового результата деятельности субъекта хозяйствования.
Для оценки уровня эффективности функционирования организации используются относительные показатели — показатели рентабельности (доходности, прибыльности). Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [23, с.200].
Расчет показателя рентабельности осуществляется по следующей формуле:
(1.2)
где Ра – рентабельность, %;
Пр − прибыль организации, руб.;
Аi − количество средств (i- го вида);
i − вид вложенных средств (капитал, текущие затраты и др.).
Рентабельность характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретённым ресурсам, то есть прибыли. Существует множество показателей рентабельности в зависимости от того, с какой целью и с чьей позиции определяется эффективность деятельности организации.
Различают три подхода к определению показателей рентабельности: затратный; доходный; ресурсный.
Показатели, базирующиеся на затратном подходе, характеризуют эффективность использования средств, потреблённых в процессе производства, и определяются отношением прибыли к затратам. В эту группу включаются показатели рентабельности продукции, рентабельности по текущей деятельности, рентабельность обычной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности, рентабельность отдельных инвестиционных проектов.
Рентабельность продукции или коэффициент окупаемости затрат показывает сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, то есть показывает степень выгодности производства продукции. Коэффициент окупаемости затрат может рассчитываться как в целом по организации, так и по отдельным видам продукции:
(1.3)
где Rпр. – рентабельность продукции (%);
Преал. – прибыль от реализации продукции, млн. руб.;
С/с реал. прод. – себестоимость реализованной продукции, млн. руб.
Рентабельность по текущей деятельности определяется только в целом по
организации и определяется как отношение брутто-прибыли от текущей деятельности до выплаты налогов к общей сумме затрат по текущей деятельности отчётного периода, относящейся только к реализованной продукции [23, с.200]:
(1.4)
где Rтек.деят. – рентабельность текущей деятельности, %;
Птек.деят. – прибыль от текущей деятельности, млн. руб.;
Зтек.деят. – затраты от текущей деятельности, млн. руб.
Рентабельность инвестиционной деятельности рассчитывается как отношение полученной или ожидаемой прибыли суммы прибыли от инвестиционной деятельности к сумме инвестиционных затрат:
(1.5)
где Rинв. – рентабельность от инвестиционной деятельности, %;
Пинв. – прибыль от инвестиционной деятельности, млн. руб.;
Зинв. – инвестиционные затраты, млн. руб.
Вторая группа показателей рентабельности − это показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность оборота). Показатели рентабельности продаж могут рассчитываться как по всей реализованной продукции в целом, так и по отдельным её видам. Они характеризуют удельный вес прибыли в доходе организации от реализации
продукции на товарном рынке по отпускным ценам организации. [23, с.200]
Расчёт выполняется по следующей формуле (1.6):
(1.6)
где Rпродаж – рентабельность продаж, %;
Преал. – прибыль от реализации продукции, млн. руб.;
РП – объём реализованной продукции (сумма оборота), млн. руб.
Показатели рентабельности, основанные на ресурсном подходе, характеризуют возможность организации зарабатывать прибыль на вложенный капитал, то есть эффективность использования ресурсов и определяются отношением прибыли к величине ресурсов (капитала).
К ним относятся рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и т.д.
Рентабельность совокупного капитала определяется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов к средней сумме совокупных активов организации за отчётный период. Данный коэффициент называется условно коэффициентом генерирования доходов. [35, с.320]
С позиции инвесторов рентабельность совокупного капитала рассчитывается соотношением совокупного дохода инвесторов (чистой прибыли и процентов к уплате) с совокупными активами организации:
(1.7)
где П – общая сумма брутто-прибыли, млн. руб.;
Акт – среднегодовая сумма совокупного капитала, млн. руб.
Рентабельность собственного капитала характеризует долю чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала:
(1.8)
где ЧП – чистая прибыль, млн. руб.;
СК – собственный капитал, млн. руб.
Рентабельность оборотных активов определяется отношением суммы прибыли за отчётный период к среднегодовой стоимости оборотных средств:
(1.9)
где Потч. – прибыль, млн. руб.;
ОС – среднегодовая стоимость оборотных активов, млн. руб. [35, с.320]
Таким образом, показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли организаций. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке
показателей прибыли организации.
1.2
Методика анализа финансовых
результатов деятельности
Экономический анализ - важнейшая стадия работы, предшествующая
планированию и прогнозированию финансовых ресурсов организации,
эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства организации и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов являются:
Основными источниками информации для анализа финансовых результатов служит и отчет о прибылях и убытках (форма №2). В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» информация более аналитическая, детализированная и конкретная. В данной форме содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигли предприятия в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.
Построение данной формы позволяет изучить формирование отдельных групп финансовых результатов и выявить влияние основных групп факторов на отдельные показатели прибыли.
Анализ прибыли производится в несколько этапов.
На первом этапе производится оценка динамики показателей прибыли в анализируемом периоде. При этом сравниваются основные финансовые показатели за 2 года и выясняются, какие показатели оказали наибольшее влияние на прибыль отчетного периода.
Анализ финансовых результатов от текущей, финансовой, инвестиционной, иной деятельности начинается с анализа доходов, причитающиеся по этим операциям, и затрат, связанных с получением этих доходов, показываются развернуто по статьям «Доходы» и «Расходы». При превышении расходов над доходами следует установить причины, по которым это произошло.
Анализ прочих финансовых результатов сводится к сравнению сумм в динамике за несколько лет. В определенной мере такое сравнение позволяет судить об организации работы маркетинговой и финансовой служб организации, соблюдении условий хозяйственных договоров (контрактов).
При анализе финансовых результатов необходимо также изучать прочие расходы, особенно когда их сумма является существенной. Так, например, при наличии убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо выяснить, при каких обстоятельствах образовалась эта задолженность, было ли передано дело в арбитражный суд, и каково его решение. Если в иске отказано судом, то следует выяснить мотивы отказа.
На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль от реализации продукции и чистой прибыли.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший
удельный вес в структуре чистой прибыли организации. В процессе анализа изучается динамика, и определяются факторы ее суммы. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию [27, c.223].
Представим факторный анализ прибыли от реализации:
а) влияние изменения уровня среднереализационных цен на продукцию рассчитывается по формуле: (1.10), (1.11)
D Пр баз. цен = Vотч реал х (Ц едотч – С/седбаз), (1.10)
D Пр отч. цен = D Пр отч. цен – D Пр отч.объем и стр.реал.продукции (1.11)
где D Пр цен – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения уровня среднереализационных цен на продукцию;
Vотч реал - реализация продукции в натуральном выражении;
Ц едотч – цена за единицу продукции;
С/седбаз – себестоимость единицы продукции;
D Пр отч.объем и стр.реал.продукции – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения объема и структуры реализованной продукции.
б) влияние изменения объема и структуры реализованной продукции рассчитывается по формуле:(1.12),(1.13)
D Пр баз объем и структура реал. прод. = Vотч реал х (Ц едбаз – С/седбаз), (1.12)
D Пр отч объем и структура реал. прод. = D Пр баз объем и структура реал. прод. – Преал.баз, (1.13)
где D Пр объем и структура реал. прод. - изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения объема и структуры реализованной продукции;
Преал. – прибыль от реализации продукции.
Информация о работе Аспекты анализа финансовых результатов деятельности организации