Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:12, курсовая работа
Коммунальное унитарное производственное предприятие ”Витебский кондитерский комбинат ”Витьба“ основан в 1989 году первоначально как ”Витебский завод пищевых концентратов“. В 1991 году было завершено строительство первой очереди предприятия – цеха сухих завтраков, оснащенного двумя поточно-механизированными линиями фирмы ”APV Baker“ (Англия) по выпуску подушечек с начинкой и сухих завтраков из смеси зерновых.
Составлено автором по данным приложения А.
Из данных таблицы 2.2 следует, что прибыль до налогообложения за 2012г снизилась на 21 % по сравнению с 2011 г. То есть, наблюдается отрицательная динамика в течение всего исследуемого периода, что отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности КУП Витебский кондитерский комбинат «Витьба».
Рассмотрим динамику составляющих прибыли: прибыль (убыток) от текущей деятельности, прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности.
Прибыль от реализации продукции, работ услуг, (которая составляла в
2011 году 31421 млн. руб., а в 2011 году – 35471 млн. руб.) увеличилась в 2012 г
на 12,9 % или на 4050 млн. руб.
В результате осуществления текущей деятельности в 2011-2012 гг. была получена прибыль в размере 22 146 млн. руб., хотя ее величина была значительно меньше (на 4345 млн. руб. или на 16,4 %).
В анализируемом периоде организация осуществляла инвестиционную деятельность. В результате осуществления инвестиционной деятельности в 2011 году был получен убыток в размере 72 млн. руб. (10 млн. руб. – 82 млн. руб.), а в 2012 году получена прибыль в размере 61 млн. руб. (64 млн. руб. - 3 млн. руб.).
В результате осуществления финансовой деятельности в 2011 году был получен убыток в размере 3 960 млн. руб. (3 215 млн. руб. – 7 175 млн. руб.), а в 2012 году – 4 457 млн. руб. (726 млн. руб. – 5 183 млн. руб.).
В итоге за 2012 г по отношению к 2011 г произошло снижение прибыли до налогообложения на 4 709 млн. руб.
За счет отрицательного влияния фактора первого и третьего порядка - прибыли от текущей деятельности и прибыли от финансовой деятельности, прибыль снизилась на 4 345 млн. руб. и 497 млн. руб. соответственно. За счет роста прибыли от инвестиционной деятельности прибыль увеличилась на 133 млн. руб.
Таким образом, главным фактором роста прибыли в 2012 г была прибыль от инвестиционной деятельности, а главным фактором снижения прибыли – убыток от текущей деятельности.
2.3 Анализ прибыли (убытка) от реализации продукции
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, налогов, уплачиваемых из выручки и акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Проанализируем их количественное влияние и представим данные в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Исходные данные
Наименование показателей |
2011 г |
2012 г |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налогов), млн. руб. |
177 646 |
270 813 |
93 167 |
152,4 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. |
125 382 |
202 521 |
77 139 |
161,5 |
Валовая прибыль, млн. руб. |
52 264 |
68 292 |
16 028 |
130,7 |
Управленческие расходы, млн. руб. |
9 850 |
12 820 |
11 870 |
130,2 |
Расходы на реализацию, млн. руб. |
10 993 |
20 001 |
9 008 |
181,9 |
Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб. |
31 421 |
35 471 |
4 050 |
112,9 |
Реализация продукции в натуральном выражении, тонн |
12 667 |
12 636 |
-31 |
99,8 |
Себестоимость за единицу продукции, млн. руб. |
11,5525 |
18,6247 |
7,0722 |
161,2 |
Цена за единицу продукции, млн. руб. |
14,0243 |
21,4319 |
7,4076 |
152,8 |
Составлено автором по данным приложения А.
Как показывают данные таблицы 2.3, выручка КУП Витебский кондитерский комбинат «Витьба» за 2012 г. значительно возросла (на 93 167 млн. руб., или на 52,4 %), что следует оценить положительно. Себестоимость реализованной продукции также возросла (на 77 139 млн.руб., или на 61,5 %). Наиболее быстрыми темпами выросли расходы на реализацию (на 81,9 %) по сравнению с себестоимостью реализованных товаров (на 61,5 %).
Так как темп прироста себестоимости опережал темп прироста выручки (60,9 % > 52,4 %), то это следует оценить отрицательно. В результате ухудшилась экономическая структура выручки (выручка принимается равной 100,0 %), т.е. доля полной себестоимости реализованных товаров в выручке увеличилась (с 82,3 до 86,9 %), а прибыли - соответственно уменьшилась
(с 17,7% до 13,1 %).
В итоге в 2011г. и 2012 г. была получена прибыль от реализации продукции, однако ее величина в 2012 г. увеличилась на 4 050 млн.руб., или на 12,9 %, по сравнению с 2011 г.
Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования – прибыль (убыток) от реализации продукции как важнейшую составляющую прибыли.
Для целей анализа, определим, что основными факторами, влияющими на изменение прибыли от реализации продукции являются: изменение уровня среднереализационных цен на продукцию; изменения объема и структуры реализованной продукции; изменение себестоимости (уровня затрат на рубль реализованной продукции).
Данные факторы по отношению к изменению прибыли являются факторами второго порядка, а по отношению к прибыли от реализации продукции – факторами первого порядка.
В условиях рыночной экономики, когда цены на продукцию являются свободными, и их уровень определяется состоянием рынка, возникает
необходимость иметь информацию об их изменении.
Проведем факторный анализ прибыли (убытка) от реализации продукции.
Влияние изменения уровня среднереализационных цен на продукцию рассчитаем по формулам: (1.10) и (1.11)
D Пр 2011 цен = 12636 х (21,4319– 11,5525) = 124 836 млн. руб.
Влияние изменения объема и структуры реализованной продукции определим по формулам: (1.12),(1.13)
D Пр 2011объем и стр. реал. прод. = 12636 х (14,0243– 11,5525) = 31 234 млн. руб.
D Пр 2012 цен = 124 836 – 31 234 = 93 602 млн. руб.
Таким образом, рост цен оказал положительное воздействие на прибыль. Она выросла на 93 602 млн. руб.
D Пр 2012объем и стр. реал. прод. = 31 234 – 31 421 = -187 млн. руб.
Рассчитаем, как на прибыль от реализации повлиял объем реализованной продукции. Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем сумму прибыли за 2011 год скорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с базовым в натуральном выражении. На КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» индекс объема продаж составляет:
12 636 / 12 667 = 0,9976
Если бы не изменилась сумма остальных факторов, сумма прибыли должна была бы также уменьшиться и составить 31 346 млн. руб. (31421×0,9976).
Затем определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен:
(14,0243 ×12636) – (11,5525 × 12636) = 31 234 млн. руб.
Изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения:
- объема реализации продукции:
ΔПоп =31 346 – 31 421 = -75 млн. руб.
- структуры реализованной
ΔПстр = 31 234 – 31 346 = -112 млн. руб.
Изменение себестоимости реализованной продукции будем рассчитывать по формулам: (1.14),(1.15)
D П2011 р.с/с = 12636 х (21,4319– 18,6247) = 35471 млн. руб.
D П2012 р.с/с = 35472 – 124836 = – 89365 млн. руб.
В итоге влияние этих трех факторов на изменение прибыли от реализации продукции находится по формуле: (1.16)
93602 + (-187) + (– 89365) = 4050 млн. руб.
Рассмотрим таблицу данных 2.4, где сведены все расчеты и сделаем выводы.
Таблица 2.4 - Анализ факторов изменения прибыли от реализации
Факторы изменения прибыли от реализации продукции |
Сумма влияния на прибыль, млн. руб. |
Изменение прибыли от реализации продукции, в т.ч.: |
4050 |
Роста объёма и структуры реализованной продукции в том числе: |
-187 |
за счет объема реализации |
-75 |
за счет структуры реализованной продукции |
-112 |
Изменения цен на реализованную продукцию |
93602 |
Изменения себестоимости реализованной продукции |
-89365 |
Составлено автором
Проанализируем влияние вышеуказанных факторов на прибыль от реализации продукции.
Изменение уровня цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Для того чтобы определить, как рост цен повлиял на прибыль, необходимо выручку от реализации продукции отчетного года пересчитать по ценам прошлого года, а затем ее сопоставить с выручкой от реализации отчетного 2012 г. Разница покажет, на какую сумму изменился объем реализованной продукции, а соответственно и прибыль, за счет изменения цен на продукцию. За счет роста цен на реализованную продукцию в 2012 г произошло увеличение прибыли от реализации на 93602 млн. руб.
Изменение объема реализации и структуры реализованной продукции в целом по организации оказывает отрицательное влияние на сумму прибыли. Объем, и структура реализованной продукции изменяли прибыль от реализации в сторону уменьшения: за счет снижения объемов реализации продукции прибыль от реализации снизилась на 75 млн. руб., а за счет структуры реализованной продукции – на 112 млн. руб.
Изменение себестоимости реализованной продукции влияет на размер
прибыли
обратно пропорционально: снижение
себестоимости приводит к
2.4 Анализ прибыли (убытка) от текущей деятельности
Прибыль (убыток) от текущей деятельности - это финансовый результат, связанный с основными видами деятельности организации, а также приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности.
Прибыль (убыток) от текущей деятельности рассчитывается как прибыль от реализации продукции (работ, услуг) плюс прочие доходы по текущей деятельности минус прочие расходы по текущей деятельности.
Рассмотрим состав, динамику и структуру доходов и расходов от текущей деятельности за 2011 – 2012 гг. в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Состав, динамика и структура доходов и расходов от текущей деятельности
2011 г |
2012 г |
Откло-нение, млн. руб. (+),(-) |
Темп роста, % | |||
Сумма, млн. руб. |
Удель-ный вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Удель-ный вес, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Прочие доходы от текущей деятельности, в т.ч. |
4 500 |
100 |
4 004 |
100 |
-496 |
89,0 |
др. доходы, не связанные с производством и реализацией |
105 |
2,3 |
68 |
1,7 |
-37 |
64,8 |
дебит. и кред со сроком исковой давности |
7 |
0,2 |
2 |
0,05 |
-5 |
28,6 |
доходы по выбытию МЦ |
440 |
9,8 |
627 |
15,7 |
187 |
142,5 |
дооценка |
31 |
0,7 |
40 |
1,0 |
9 |
129,0 |
доходы по операциям с валютой |
3 898 |
86,6 |
3 243 |
81,0 |
-655 |
83,2 |
прибыль (убыток) прошлых лет, выявленных в отчетном году |
1 |
0,02 |
5 |
0,1 |
4 |
500,0 |
др. доходы, расходы, связанные пр-м и реализ. |
17 |
0,4 |
17 |
0,4 |
-- |
100,0 |
Продолжение таблицы 2.5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
полученные, уплаченные штрафы, пени, неустойки |
1 |
0,02 |
2 |
0,05 |
1 |
200,0 |
Прочие расходы от текущей деятельности, в т.ч. |
9 430 |
100 |
17 329 |
100 |
7 899 |
183,8 |
расходы по выбытию МЦ |
375 |
4,0 |
638 |
3,7 |
263 |
170,1 |
использование личного имущества |
20 |
0,2 |
34 |
0,2 |
14 |
170,0 |
расходы по операциям с валютой |
34 |
0,4 |
3 217 |
18,6 |
3 183 |
9461,8 |
дебиторская задолженность со сроком иск. давности |
73 |
0,8 |
14 |
0,08 |
-59 |
19,2 |
др. расходы, связанные с производством |
15 |
0,2 |
11 |
0,06 |
-4 |
73,3 |
полученные, уплаченные штрафы, пени, неустойки |
70 |
0,7 |
14 |
0,08 |
-56 |
20,0 |
др. расходы несвязанные с производством |
38 |
0,4 |
58 |
0,33 |
20 |
152,6 |
прибыль (убыток) прошлых лет, выявленных в отчетном году |
22 |
0,2 |
1 |
0,01 |
-21 |
4,5 |
выплаты компенсирующего, стимулирующего характера |
2 276 |
24,1 |
6 245 |
36,0 |
3 969 |
274,4 |
другие расходы |
6 507 |
69,0 |
7 097 |
40,9 |
590 |
109,1 |
Сальдо |
-4 930 |
-13 325 |
-8 395 |
270,3 |
Информация о работе Аспекты анализа финансовых результатов деятельности организации