Аспекты анализа финансовых результатов деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Коммунальное унитарное производственное предприятие ”Витебский кондитерский комбинат ”Витьба“ основан в 1989 году первоначально как ”Витебский завод пищевых концентратов“. В 1991 году было завершено строительство первой очереди предприятия – цеха сухих завтраков, оснащенного двумя поточно-механизированными линиями фирмы ”APV Baker“ (Англия) по выпуску подушечек с начинкой и сухих завтраков из смеси зерновых.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_AKhD.docx

— 144.01 Кб (Скачать файл)

Составлено автором  по данным приложения А.

Из данных таблицы 2.2 следует, что прибыль до налогообложения за 2012г снизилась на 21 % по сравнению с 2011 г. То есть, наблюдается отрицательная динамика в течение всего исследуемого периода, что отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности КУП Витебский кондитерский комбинат «Витьба».

Рассмотрим динамику составляющих прибыли: прибыль (убыток) от текущей деятельности, прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности.

Прибыль от реализации продукции, работ услуг, (которая составляла в

2011 году 31421 млн. руб., а в 2011 году – 35471 млн. руб.) увеличилась в 2012 г

на 12,9 % или на 4050 млн. руб.

В результате осуществления текущей деятельности в 2011-2012 гг. была получена прибыль в размере 22 146 млн. руб., хотя ее величина была значительно меньше (на 4345 млн. руб. или на 16,4 %). 

В анализируемом периоде организация осуществляла инвестиционную деятельность. В результате осуществления  инвестиционной  деятельности в 2011 году был получен убыток в размере 72 млн. руб. (10 млн. руб. – 82 млн. руб.), а в 2012 году  получена прибыль в размере 61 млн. руб. (64 млн. руб. - 3 млн. руб.).

В результате осуществления финансовой деятельности в 2011 году был получен убыток в размере 3 960 млн. руб. (3 215 млн. руб. – 7 175 млн. руб.), а в 2012 году – 4 457 млн. руб. (726 млн. руб. – 5 183 млн. руб.).

В итоге за 2012 г по отношению к 2011 г произошло снижение прибыли до налогообложения на 4 709 млн. руб.

За счет отрицательного влияния фактора первого и третьего порядка - прибыли от текущей деятельности и прибыли от финансовой деятельности, прибыль снизилась на 4 345 млн. руб. и 497 млн. руб. соответственно. За счет роста прибыли от инвестиционной деятельности прибыль увеличилась на 133 млн. руб.

Таким образом, главным фактором роста прибыли в 2012 г была прибыль от инвестиционной деятельности, а главным фактором снижения прибыли – убыток от текущей деятельности.

 

2.3 Анализ прибыли (убытка) от реализации  продукции

 

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, налогов, уплачиваемых из выручки и акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Проанализируем их количественное влияние и представим данные в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Исходные данные

Наименование показателей

2011 г

2012 г

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налогов), млн. руб.

177 646

270 813

93 167

152,4

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб.

125 382

202 521

77 139

161,5

Валовая прибыль, млн. руб.

52 264

68 292

16 028

130,7

Управленческие расходы, млн. руб.

9 850

12 820

11 870

130,2

Расходы на реализацию, млн. руб.

10 993

20 001

9 008

181,9

Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.

31 421

35 471

4 050

112,9

Реализация продукции в натуральном выражении, тонн

12 667

12 636

-31

99,8

Себестоимость за единицу продукции, млн. руб.

11,5525

18,6247

7,0722

161,2

Цена за единицу продукции, млн. руб.

14,0243

21,4319

7,4076

152,8


Составлено автором по данным приложения А.

Как показывают данные таблицы 2.3, выручка КУП Витебский кондитерский комбинат «Витьба» за 2012 г. значительно возросла                 (на 93 167 млн. руб., или на 52,4 %), что следует оценить положительно. Себестоимость реализованной продукции также возросла (на 77 139 млн.руб., или на 61,5 %). Наиболее быстрыми темпами выросли расходы на реализацию (на 81,9 %) по сравнению с себестоимостью реализованных товаров (на 61,5 %).

Так как темп прироста себестоимости опережал темп прироста выручки (60,9 % > 52,4 %), то это следует оценить отрицательно. В результате ухудшилась экономическая структура выручки (выручка принимается равной 100,0 %), т.е. доля полной себестоимости реализованных товаров в выручке увеличилась   (с 82,3 до 86,9 %), а   прибыли  - соответственно уменьшилась

(с 17,7% до 13,1 %).

В итоге в 2011г. и 2012 г. была получена прибыль от реализации продукции, однако ее величина в 2012 г. увеличилась на 4 050 млн.руб., или на 12,9 %, по сравнению с 2011 г.

Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования – прибыль (убыток) от реализации продукции как важнейшую составляющую прибыли.

Для целей анализа, определим, что основными факторами, влияющими на изменение прибыли от реализации продукции являются: изменение уровня среднереализационных цен на продукцию; изменения объема и структуры реализованной продукции; изменение себестоимости (уровня затрат на рубль реализованной продукции).

Данные факторы по отношению к изменению  прибыли являются факторами второго порядка, а по отношению к прибыли от реализации продукции – факторами первого порядка.

В условиях рыночной экономики, когда цены на продукцию являются свободными,   и  их   уровень   определяется    состоянием     рынка,    возникает

необходимость иметь информацию об их изменении.

Проведем факторный анализ прибыли (убытка) от реализации продукции.

Влияние изменения уровня среднереализационных цен на продукцию рассчитаем по формулам: (1.10) и (1.11)

D Пр 2011 цен = 12636 х  (21,4319– 11,5525) = 124 836 млн. руб.

Влияние изменения объема и структуры реализованной продукции определим по формулам: (1.12),(1.13)

D Пр 2011объем и стр. реал. прод. = 12636 х (14,0243– 11,5525) = 31 234 млн. руб.

D Пр 2012 цен = 124 836 – 31 234 = 93 602 млн. руб.

Таким образом, рост цен оказал положительное воздействие на прибыль. Она выросла на 93 602 млн. руб.

D Пр 2012объем и стр. реал. прод. = 31 234 – 31 421 = -187 млн. руб.

Рассчитаем, как на прибыль от реализации повлиял объем реализованной продукции. Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме  продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем сумму прибыли за 2011 год скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с базовым в натуральном выражении. На КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» индекс объема продаж составляет:

12 636 / 12 667 = 0,9976

Если бы не изменилась сумма остальных факторов, сумма прибыли должна была бы также уменьшиться и составить 31 346 млн. руб. (31421×0,9976).

Затем определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен:

(14,0243 ×12636) – (11,5525 × 12636) = 31 234 млн. руб.

Изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения:

- объема реализации продукции:

ΔПоп =31 346 – 31 421 = -75 млн. руб.

- структуры реализованной продукции:

ΔПстр  = 31 234 – 31 346 = -112 млн. руб.

Изменение себестоимости реализованной продукции будем рассчитывать  по формулам: (1.14),(1.15)

D П2011 р.с/с = 12636 х (21,4319– 18,6247) = 35471 млн. руб.

 D П2012 р.с/с = 35472 – 124836 = – 89365 млн. руб.

В итоге влияние этих трех факторов на изменение прибыли от реализации продукции находится по формуле: (1.16)

93602 + (-187) + (– 89365) = 4050 млн. руб.

Рассмотрим таблицу данных 2.4, где сведены все расчеты и сделаем выводы.

Таблица 2.4 - Анализ факторов изменения  прибыли от реализации

Факторы изменения прибыли от реализации продукции

Сумма влияния на прибыль, млн. руб.

Изменение прибыли от реализации продукции, в т.ч.:

4050

Роста объёма и структуры реализованной продукции в том числе:

-187

за счет объема реализации

-75

за счет структуры реализованной продукции

-112

Изменения цен на реализованную продукцию

93602

Изменения себестоимости реализованной продукции

-89365


Составлено автором

Проанализируем влияние вышеуказанных факторов на прибыль от реализации продукции.

Изменение уровня цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Для того чтобы определить, как рост цен повлиял на прибыль, необходимо выручку от реализации продукции отчетного года пересчитать по ценам прошлого года, а затем ее сопоставить с выручкой от реализации отчетного 2012 г. Разница покажет, на какую сумму изменился объем реализованной продукции, а соответственно и прибыль, за счет изменения цен на продукцию. За счет роста цен на реализованную продукцию в 2012 г произошло увеличение прибыли от реализации на 93602 млн. руб.

Изменение объема реализации и структуры реализованной продукции в целом по организации оказывает отрицательное влияние на сумму прибыли. Объем, и структура реализованной продукции изменяли прибыль от реализации в сторону уменьшения: за счет снижения объемов реализации продукции прибыль от реализации снизилась на 75 млн. руб., а за счет структуры реализованной продукции – на 112 млн. руб.

Изменение себестоимости реализованной продукции влияет на размер

 прибыли  обратно пропорционально: снижение  себестоимости приводит к соответствующему  увеличению суммы прибыли и  наоборот. Фактор себестоимости  продукции играл отрицательную  роль в 2012 г. Его влияние  выражалось в уменьшении прибыли от реализации на 89365 млн. руб.

2.4 Анализ прибыли (убытка) от текущей  деятельности

 

Прибыль (убыток) от текущей деятельности - это финансовый результат, связанный с основными видами деятельности организации, а                              также  приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности.

Прибыль (убыток) от текущей деятельности рассчитывается  как прибыль от реализации продукции (работ, услуг) плюс прочие доходы по                   текущей деятельности минус прочие расходы по текущей деятельности.

Рассмотрим состав, динамику и структуру доходов и расходов от текущей деятельности за 2011 – 2012 гг. в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5  - Состав, динамика и структура доходов и расходов от текущей деятельности

 

2011 г 

2012 г 

Откло-нение, млн. руб. (+),(-)

Темп роста, %

Сумма, млн. руб.

Удель-ный вес, %

Сумма, млн. руб.

Удель-ный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Прочие доходы от текущей деятельности, в т.ч.

4 500

100

4 004

100

-496

89,0

др. доходы, не связанные с производством и реализацией

105

2,3

68

1,7

-37

64,8

дебит. и кред со сроком исковой давности

7

0,2

2

0,05

-5

28,6

доходы по выбытию МЦ

440

9,8

627

15,7

187

142,5

дооценка

31

0,7

40

1,0

9

129,0

доходы по операциям с валютой

3 898

86,6

3 243

81,0

-655

83,2

прибыль (убыток) прошлых лет, выявленных в отчетном году

1

0,02

5

0,1

4

500,0

др. доходы, расходы, связанные пр-м и реализ.

17

0,4

17

0,4

--

100,0


Продолжение таблицы 2.5

1

2

3

4

5

6

7

полученные, уплаченные штрафы, пени, неустойки

1

0,02

2

0,05

1

200,0

Прочие расходы от текущей деятельности, в т.ч.

9 430

100

17 329

100

7 899

183,8

расходы по выбытию МЦ

375

4,0

638

3,7

263

170,1

использование личного имущества

20

0,2

34

0,2

14

170,0

расходы по операциям с валютой

34

0,4

3 217

18,6

3 183

9461,8

дебиторская задолженность со сроком иск. давности

73

0,8

14

0,08

-59

19,2

др. расходы, связанные с производством

15

0,2

11

0,06

-4

73,3

полученные, уплаченные штрафы, пени, неустойки

70

0,7

14

0,08

-56

20,0

др. расходы  несвязанные с производством

38

0,4

58

0,33

20

152,6

прибыль (убыток) прошлых лет, выявленных в отчетном году

22

0,2

1

0,01

-21

4,5

выплаты компенсирующего, стимулирующего характера

2 276

24,1

6 245

36,0

3 969

274,4

другие расходы

6 507

69,0

7 097

40,9

590

109,1

Сальдо

-4 930

 

-13 325

 

-8 395

270,3

Информация о работе Аспекты анализа финансовых результатов деятельности организации