Ассортимент и качество выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современного состояния ведения анализа ассортимента и качества выпускаемой продукции на примере конкретного предприятия.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
• Изучение теоретических основ анализа ассортимента и качества продукции на предприятии;
• Исследование экономических условий функционирования предприятия;

Файлы: 1 файл

курсовая полностью.docx

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

Ассортиментом называется совокупность (перечень, набор) товаров различных видов (сортов), объединенных по какому-либо признаку (назначению, размеру, сырью, способу производства).

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции.

Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие ее конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках.

С развитием конкуренции  производителей является насущная необходимость  тесной увязки затрат на качество с  конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет  эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли, поэтому тема является актуальной.

В силу условий, сложившихся  в рамках централизованной системы  планирования и управления народным хозяйством, на отечественных предприятиях проблеме оценки и учета затрат на качество не уделялось должного внимания. Поскольку с переходом к рыночным отношениям информации о затратах на качество предназначается одна из ключевых ролей не только в принятии решений  в области управления качеством, но и выработке всей стратегии  поведения предприятия, особо важное значение приобретает ее учет и анализ.

В рыночных условиях хозяйствования повышения качества и роста конкурентоспособности  выпускаемой продукции при одновременном  снижении затрат на ее изготовление является одной из актуальных задач экономического развития.

В связи с этим актуальным является повышение эффективности  системы качества на основе анализа  затрат деятельности предприятия, занимающегося  производством и реализацией  продукции и повышение экономической  эффективности деятельности.

Целью работы является изучение современного состояния ведения  анализа ассортимента и качества выпускаемой продукции на примере  конкретного предприятия.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

    • Изучение теоретических основ анализа ассортимента и качества продукции на предприятии;
    • Исследование экономических условий функционирования предприятия;
    • Оптимизация анализа ассортимента и качества продукции предприятия.

Предметом исследования являются показатели ассортимента и качества продукции предприятия.

В качестве объекта исследования было выбрано общество с ограниченной ответственностью «Смоленский бриллиант».

Основным методом исследования, использованным в работе является диалектический, предполагающий изучение экономических  процессов в их развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Методика анализа ассортимента и качества выпускаемой продукции

    1. Характеристика и виды ассортимента

Ассортиментная политика определяет товарные группы обеспечивающую успешную работу фирмы на рынке и  экономическую эффективность в  целом.

На рынке определяются отношения между новыми товарами и товарами в стадии роста, зрелости и спада, оптимальное соотношение  базовых моделей и их подвигов и модификаций. Ассортиментная политика решает вопросы о происхождении  товара и кем он произведён.

Со стремительным ростом торговых организаций растёт ассортимент  продукций и услуг, а значит, подчас покупателям тяжело ориентироваться  в этом многообразии. Торговые организации  должны осваивать всё более новые  и разные ситуации ассортиментной политики.

Одной из главных характеристик  товара является ассортимент, который  определяет принципиальные различия между  товарами разных видов и наименований.

Ассортиментом называется совокупность (перечень, набор) товаров различных видов (сортов), объединенных по какому-либо признаку (назначению, размеру, сырью, способу производства). Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы. В него включено самое главное свойство - упорядоченность.

С экономической точки  зрения ассортимент - это отражение  межотраслевой и отраслевой пропорций  в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности организаций и предприятий  сферы товарного обращения.

Следовательно, ассортимент - один из факторов, определяющих степень  сбалансированности спроса и предложения  на конкретные товары и услуги.

В широком смысле ассортимент  характеризует состав товаров производственного  назначения и товаров народного  потребления.

В более узком смысле - характеризует набор товаров  на конкретном предприятии (секциях, отделах  и т.д.).

Сам термин произошёл от французского слова «assortiment», что  обозначает подбор различных видов  и сортов товаров. Набор товаров  ограничивается их наименованиями, а  сорта, как градации качества товаров  одного вида и наименования относить к сортаменту.

Наряду с понятием ассортимент  существует и понятие товарная номенклатура, которое подразумевает под собой  перечень однородных или разнородных  товаров общего или аналогичного назначения.

Товарная номенклатура отличается от ассортимента, прежде всего тем, что даже самые детализированные ее уровни (виды) представляют собой  обобщенные функциональные типы изделий.

Существующие номенклатурные ряды товара, установленные на основе функционального анализа, позволяют  определить ассортиментные пустоты. В  то же время в определенных условиях потребления соотношение номенклатуры и ассортимента меняется. Сгустки  разнообразия видов изделия часто  перемещаются в другие группы, поэтому  плотность их изменяется.

С развитием потребностей и возможностей общества и их удовлетворения могут меняться виды номенклатур  и изделий. Номенклатура подвижна, но, в отличие от ассортимента, она  больше поддается логическому анализу. В мероприятиях по совершенствованию  ассортимента и номенклатуры обязательны  экспериментальное проектирование и опытное производство. Базовым  основанием потребностей в отношении  бытовых изделий является человек.

Структура ассортимента товаров  любой группы состоит из двух составляющих:

    • стабильное ядро;
    • мобильная часть, за счет которой происходит пополнение и обновление ассортимента.

Виды ассортимента.

Ассортимент потребительских  товаров классифицируется по следующим  признакам: 

  1. По месту нахождения:
    • Промышленный;
    • торговый ассортимент.
  1. По широте охвата товаров:
    • простой;
    • сложный;
    • групповой;
    • развернутый;
    • сопутствующий;
    • смешанный.
  1. По степени удовлетворения потребителей:
    • рациональный;
    • оптимальный.
  1. По характеру потребности:
    • реальный;
    • прогнозируемый;
    • учебный. 

По месту нахождения.

Промышленный  ассортимент – это товары, выпускаемые отдельным предприятием или отраслью промышленности. Как правило, предприятиями вырабатывается узкий ассортимент товаров.

Торговый ассортимент – это набор товаров, формируемый оптовыми и розничными торговыми предприятиями с учетом спроса на товары и специализации магазина. 

В магазинах должен быть сосредоточен широкий ассортимент  товаров. Торговый ассортимент, в отличие  от промышленного, включает в себя товары нескольких производителей - отечественных  и зарубежных.

Исключение составляют фирменные  магазины, которые могут торговать  товарами одного производителя.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент торгового предприятия, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. 

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

Товары простого ассортимента подразделяются по ограниченному числу признаков. В пределах одного вида они не различаются. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах обслуживания покупателей с небольшими материальными возможностями. К примеру, это соль, сахар, спички, хозяйственное мыло и другое.

Товары сложного ассортимента подразделяются по многим признакам. Здесь в пределах одной группы насчитывается большое количество подгрупп, видов и наименований. В пределах одного вида их можно различать по назначению, исходным материалам, способу производства, конструкции. К товарам сложного ассортимента можно отнести одежду, обувь, хозяйственные и галантерейные товары. Продовольственные товары – кондитерские изделия, винно-водочные изделия, консервы. Такой ассортимент присущ оптовым базам и рынкам.

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков. К примеру, по признаку их единства производственного происхождения или потребительского назначения. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное и социальное назначение. Хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения. Товары для детей, молодежи, для отдыха – по социальному признаку. В магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные товары – групповой ассортимент.

Видовой ассортимент включает разновидности товаров в пределах каждой товарной группы. Например, ассортимент  молока – пастеризованное, стерилизованное  – часть ассортимента молочных товаров. Внутри группы «одежда» различают одежду женскую, мужскую и детскую.

Внутривидовой ассортимент – разновидности продукции. К примеру, пастеризованное молоко может быть разной жирности, обувь – разного фасона, ткани – разной расцветки. Внутривидовой ассортимент может иметь разную глубину, детализацию.

Марочный ассортимент  – набор товаров одного вида или  относящихся к группе марочных. Такие  товары наряду с удовлетворением  физиологических потребностей направлены на удовлетворение социальных и психологических  потребностей. Эти потребности удовлетворяются  престижными марками автомобилей, сотовых телефонов, марочных вин.

Сопутствующий ассортимент – это набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции. Товары сопутствующего ассортимента – в обувном магазине средства по уходу за обувью. В основном, к сопутствующим относят товары импульсивного спроса. Включение в ассортимент магазина товаров сопутствующего спроса дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей. 

Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени  удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. 

Рациональный  ассортимент – это набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий потребности покупателей. Рациональные товары обеспечивают максимальное качество жизни. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей. 

Оптимальный ассортимент – это набор товаров, удовлетворяющий потребности с максимально полезным эффектом для потребителя. Затраты на проектирование, производство и доведение товаров до потребителей должны минимальны. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным. 

Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в торговой организации.

Прогнозируемый  ассортимент – набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным признакам. Он предназначен для достижения определенных целей – изучения товаров.

Информация о работе Ассортимент и качество выпускаемой продукции