Ассортимент и качество выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современного состояния ведения анализа ассортимента и качества выпускаемой продукции на примере конкретного предприятия.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
• Изучение теоретических основ анализа ассортимента и качества продукции на предприятии;
• Исследование экономических условий функционирования предприятия;

Файлы: 1 файл

курсовая полностью.docx

— 94.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от частоты  спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на:

    • товары повседневного спроса;
    • периодического спроса;
    • редкого спроса. 

К товарам повседневного спроса относятся хлеб, сахар, молоко и др. Эти товары являются предметами первой необходимости.

Товарами периодического спроса называются преимущественно промышленные товары – одежда, обувь, головные уборы, посуда и другие, покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.

Товарами относительно редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением эпизодически. К ним относят мебель, телевизоры, холодильники, стиральные машины и др.

Подбор ассортимента по указанным  видам позволяет рационально  организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания. Более правильно разместить и  построить торговую сеть. 

В коммерческой работе большое  значение имеет учет сезонных колебаний  спроса. Сезонность вызывается либо условиями  производства, либо особенностями потребления  товаров.

    1. Понятие качества выпускаемой продукции

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к  качеству выпускаемой продукции. В  современном мире выживаемость любой  фирмы, ее устойчивое положение на рынке  товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В  свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность к потреблению, ее способность удовлетворять своему назначению.

Каждой вещи, изделию, виду продукции  присущи свои особые свойства, характеризующие  их качество. Для станка важна высокая  производительность, точность обработки; для автомобиля - грузоподъемность, скорость, расход горючего; для ткани - плотность, усадка, несминаемость; для обуви - ее прочность, эластичность кожи, удобство колодки, соответствие моде и т.д.

Улучшение качества изделий равносильно  увеличению объема выпуска продукции  без строительства новых заводов, без увеличения затрат сырья и  материалов. Только за счет повышения качества, надежности и долговечности изделий можно увеличить национальный доход страны на многие миллиарды рублей.

Чтобы управлять качеством выпускаемой  продукции, нужно уметь его оценивать. Общие критерии оценки качества содержатся в стандартах. Стандарт устанавливает  и регламентирует наиболее прогрессивные  показатели качества любого вида продукции. Среди них - технические (мощность, производительность, безотказность, долговечность и т.д.) и экономические, отражающие материальные, трудовые или денежные затраты.

Качество изделия формируется на всех этапах его создания:

    1. оно закладывается в ходе научных исследований;
    2. во время проектирования и конструирования;
    3. обеспечивается во время непосредственного производства;
    4. зависит от качества исходного сырья и материалов;
    5. от технологического процесса;
    6. от средств и методов контроля и испытаний;
    7. от транспортировки, хранения, эксплуатации и ремонта.

В современном производстве ни один завод не изготавливает сам все  необходимые ему материалы, детали и узлы, из которых комплектуется  его изделие. Значительную их часть  он получает с других предприятий. Например, заводы, выпускающие автомобили, большую часть деталей получают с других предприятий. Поэтому проблема качества - дело не одного предприятия и даже не отдельной отрасли промышленности. Она является межотраслевой, общегосударственной проблемой. Для ее решения необходимо согласовать требования к качеству многих предприятий. Для этой цели у нас в стране введена государственная аттестация качества продукции. После тщательной проверки условий производства на том или ином предприятии и оценки выпускаемой им продукции лучшим видам изделий присваивается государственный Знак качества. Качество аттестованной продукции должно соответствовать высшему уровню современной техники, достигнутому в России и за рубежом, должно удовлетворять потребностям народного хозяйства и населения страны, давать экономию средств.

Приобретая вещь со Знаком качества, потребитель может быть уверен, что  она действительно высокого класса, что ее качество, надежность и долговечность гарантируются государством.

Для предприятия-изготовителя такая  аттестация продукции тоже приносит свои выгоды. Ведь изделия со Знаком качества легче реализовать, следовательно, получить больше прибыли.

Важнейшей целью любой организации  в настоящее время является достижение такого уровня конкурентоспособности, который позволяет не только уверенно чувствовать себя на рынке, но и с  оптимизмом смотреть в будущее. Конкурентоспособность подразумевает не только качество, надежность и привлекательную цену продукции, но и отношение к организации со стороны общества и персонала самой организации.

Государственный Знак качества присваивают  товарам народного потребления  на срок до 2 лет, остальной продукции - до 3 лет.

Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

    1. Экономические:
    • потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа;
    • потери в производственной инфраструктуре (плохой битум - плохие дороги, плохой цемент - плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.);
    • дополнительные затраты на ремонт техники;
    • дополнительные затраты времени у населения на ремонт бытовой техники;
    • потери природных ресурсов в результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов;
    • недополученная валютная выручка из-за низкой доли экспорта готовой продукции;
    • дополнительная потеря валютных средств для импорта техники и товаров народного потребления;
    • дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.
    1. Социальные:
    • дефицитность отечественной продукции;
    • падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях;
    • недостаточное удовлетворение потребностей производственно-технического и личного плана;
    • снижение темпов роста благосостояния населения;
    • нерациональная трата свободного времени населения на устранение дефектов изготовления товаров народного потребления;
    • ухудшение морального климата в коллективе;
    • уменьшение прибыли предприятия.
    1. Экологические:
    • дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов;
    • дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения;
    • потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы;
    • ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.

С понятием качества тесно связано  и понятие технического, уровня продукции - относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

1.3. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло  план не только по общему объёму продукции, но так же и по ассортименту (номенклатуре).

Номенклатура – перечень наименования изделий, выпускаемых  предприятием и их кодов, установленных  для соответствующих видов продукции  в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

Ассортимент – перечень наименований выпускаемой продукции  с указанием объёмов выпуска  по каждому её виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Комплексный  анализ ассортимента продукции состоит  в основном в установлении параметров однородности, степени устаревания  продукции.

Изучение ассортимента продукции  проводится с целью уточнения  среднего числа видов продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения  покупателей с различными вкусами  и потребностями. Выпуская близкие  по своим потребительским качествам  товары (товары-заменители), предприятие  добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами  потребителей одного типа товара и  получает конкретное преимущество. Некоторые  маркетологи говорят, что в этом случае наблюдается своеобразный синергетический  эффект. Расширение ассортимента выпускаемой продукции, следовательно является для предприятия наиболее надёжным средством завоевания конкурентных преимуществ.

Система формирования ассортимента включает в себя:

    • определение текущих и перспективных потребностей покупателей с целью удовлетворения спроса на продукцию;
    • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
    • изучение ЖЦТ на рынках, расширение ассортимента, внедрение новых, более совершенных видов продукции;
    • соблюдение принципов гибкости и эффективности при планировании и производстве продукции, изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически не эффективных изделий.

Для комплексного анализа  выполнения плана по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту): 
 
где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана);   ПБ(пл) – суммарный объем продукции базисного (планового) периода. 

Максимально возможное значение этого показателя - 1, отклонение от которого свидетельствует о нестабильности ассортимента.

Аналогично проводится комплексный  анализ ассортимента организации в  динамике. Но в этом случае не должно быть четкого ограничения значений коэффициента ассортиментности, т.к. структура  продукции зависит в основном от спроса на них и может изменяться вместе с этим показателем в течении  времени.

Структура продукции определяет удельный вес (в процентах) каждого  вида продукции или соотношение  отдельных видов продукции в  их общем объёме.

Продукция в основном различается  по трудоёмкости выполнения, материалоёмкости и рентабельности. Поэтому изменения  в структуре продукции, как правило, приводит к изменению объёма продажи  продукции. Фактическое изменение  удельных весов отдельных видов  продукции в их общем объёме по сравнению с удельными весами в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных  сдвигов можно судить по данным о  средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т.д.

Для характеристики интенсивности  структурных преобразований в организации  используют коэффициент структурной  активности,  

 
Где ∆У- изменение удельного веса i - го вида (номенклатурной группы ) продукции в общем объёме выпуска (продаж) за исследуемый период; 
n - число номенклатурных групп (видов) продукции.

Чем активнее структурные  преобразования в организации, тем  выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что  организация активно реагирует  на изменения конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент  продукции.

В процессе анализа необходимо не только изучить изменения в  ассортименте, но и дать оценку их экономической  активности.

К основным причинам изменения  структуры продукции можно отнести:

    • изменение спроса на продукцию различных категорий потребителей;
    • недостаточную обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;
    • нехватку персонала необходимых профессий и квалификаций;
    • стремление организации производить менее трудоёмкие и более высокорентабельные виды продукции.

Информация о работе Ассортимент и качество выпускаемой продукции