Ассортимент и качество выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современного состояния ведения анализа ассортимента и качества выпускаемой продукции на примере конкретного предприятия.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
• Изучение теоретических основ анализа ассортимента и качества продукции на предприятии;
• Исследование экономических условий функционирования предприятия;

Файлы: 1 файл

курсовая полностью.docx

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Как видно из таблицы 1, доход  от реализации продукции в 2011 году увеличился на 11825 тыс. руб. по сравнению с 2010г., что составляет 11,16%. Это свидетельствует  об увеличении объемов выпуска и  реализации продукции,  что является положительным моментом для предприятия. Т.к. увеличились объемы реализации, себестоимость реализованной продукции  в 2011 году также возросла на 6206 тыс. руб., что составляет 8,51%. Чистая прибыль  увеличилась на 55 тыс. руб. (на 29,41%), что  также является положительным для  предприятия. Фондоотдача основных средств увеличилась в 2011 году на 11,14%,  что свидетельствует о  более эффективном их использовании. Рентабельность совокупного капитала увеличилась в 2011 году на 65,5%, следовательно  активы предприятия стали использоваться более эффективно. Рентабельность продаж в 2011 году увеличилась на 50,9%, и это является положительной характеристикой для предприятия. Но т.к. значения рентабельности продаж низкие, это свидетельствует о низкой эффективности деятельности предприятия. Рентабельность продукции в 2011 году увеличилась на 9,5%. Значения данного показателя являются достаточно высокими. На конец 2011 года рентабельность продукции составила 0,2403 (или 24,03%), т.е. на 1 руб. вложенных средств приходится 0,2403 руб. прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Анализ ассортимента и качества выпускаемой продукции в ОАО «Хлебопек»

3.1. Анализ ассортимента и структуры продукции на предприятии за  2010-2011 г.г.

Хлебопекарная промышленность выпускает широкий ассортимент  хлеба и хлебобулочных изделий. Подразделяют хлебные изделия в  зависимости от вида и сорта муки, рецептуры, формы, способа выпечки  и отпуска потребителю.

 По виду и сорту  муки хлебные изделия могут  быть ржаные (из обойной, обдирной  и сеяной муки), ржано-пшеничные  (из смеси ржаной и пшеничной  муки) и пшеничные (из муки высшего, 1-го, 2-го и обойной).

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  товарная номенклатура (ассортимент) и  структура производства и реализации продукции.

Предприятие, с одной стороны, должно учитывать спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективно использовать трудовые, материальные, технологические, финансовые и другие ресурсы.

Таблица 2. Анализ выполнения плана по ассортименту продукции за 2010-2011гг. ОАО «Хлебопек».

Изделие

Объём производства продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Процент выполнения плана, %

Объем продукции, зачтенной  в выполнение плана по ассортименту, тыс.руб.

план

факт

Хлеб зимневский формовой

25680,00

24690,00

96,14

24690,00

Хлеб московский в упаковке

20609,00

20280,00

98,40

20280,00

Хлеб «Формовой»

23600,00

23980,00

101,61

23600,00

Хлеб «Царский»

24180,00

25890,00

107,07

24180,00

Итого

94069,00

94840,00

100,82

92750,00


 

Исходя из таблицы 2, Kстаб.ассорт. = 92750 ÷ 94069×100% = 98,6%, т.е. план по ассортименту продукции выполнен на 98,6%. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированные  соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного  веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной  продукции.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам продукции  и сокращение по другим приводит к  изменению ее структуры, т.е. соотношения  отдельных изделий в общем  их выпуске.

Таблица 3. Изменение товарной продукции за счет структуры за 2010-2011гг.

Продукция

Цена за 1 тыс. шт. (С)

Объем произ-водства, кг

Структура продукции, %

Стоимость выпущенной продукции, тыс. руб. Сi

Изм. товарной продукции за счет структу-ры, тыс. руб. (∆С)

План (ВП)

Факт (ВП)

План (Уд)

Факт (Уд)

План (СiВП)

Факт при пл. стр.

(С1)

Факт (С2)

Хлеб зимневский формовой

2950

8705,08

8369,49

29,69

28,32

25680

25882,63

24690,00

-1192,63

Хлеб московский в упаковке

4000

5152,25

5070,00

17,57

17,16

20609

20771,62

20280,00

-491,62

Хлеб «Формовой»

2900

8137,93

8268,97

27,75

27,98

23600

23786,22

23980,00

193,78

Хлеб «Царский»

3300

7327,27

7845,45

24,99

26,55

24180

24370,80

25890,00

1519,20

Итого

 

29322,54

29553,91

100

100

94069

94811,26

94840,00

28,74


 

Коэффициент выполнения плана: Квп  = 29553,91÷ 29322,54 = 1,0079

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,79%, и не нарушилась структура производства, то стоимость произведенной продукции  в плановых ценах составила бы 94811,26 тыс. руб. При фактической структуре она выше на 28,74 тыс. руб. Это означает, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

 Таблица 4. Изменение средней цены за счет структуры за 2010-2011гг.

Продукция

Цена за 1 тыс. шт. (С)

Структура продукции, %

Изм. средней цены за счет структуры, тыс. руб. (∆С)

План   (Уд)

Факт (Уд)

Хлеб зимневский формовой

2950

29,69

28,32

-1,37

-40,35

Хлеб московский в упаковке

4000

17,57

17,16

-0,42

-16,63

Хлеб "Формовой"

2900

27,75

27,98

0,23

6,56

Хлеб "Царский"

3300

24,99

26,55

1,56

51,40

Итого

-

100,00

100,00

-

0,97


 

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции  в стоимостном выражении можно  использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень  цены 1 единицы продукции ( Цстр) за счет структуры.

           

Затем, умножая полученный результат на общий фактический  объем производства продукции в  условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции  в стоимостном выражении:

DВПстр =  стр × Vф.общ = 0,97×29553,91 = 28667,29 шт. (28,67тыс.шт.)

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска  продукции в стоимостном выражении  можно произвести и с помощью  средневзвешенных цен (если продукция  однородная). Для этого сначала  определяется средневзвешенная цена при  фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический  общий объем производства продукции  в условно-натуральном выражении:

Цср пд. = (2950×28,32+4000×17,16+2900×27,98+3300×26,55)÷100 = 3208,08

Цср ф = (2950×29,69+4000×17,57+2900×27,75+3300×24,99)÷100 = 3209,05

DВПстр =  ср.стр × Vф.общ = 0,97×29553,91 = 28667,29 шт.

Изменение выпуска продукции  произошла за счёт изменения структуры  выпущенной продукции, главным образом  за счёт увеличения объемов производства хлеба «Царский».

Целесообразно изменить структуру  ассортимента хлеба, путем повышения  новизны за счет введения новых сортов хлеба, по приемлемой цене.

3.2. Анализ качества продукции на предприятии за 2010-2011 г.г.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение  – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций  на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению  спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более  высоких цен.

Важным условием выпуска  качественной хлебопекарной продукции  является соответствие качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции  требованиям нормативной документации. Поэтому работники завода должны уметь проводить минимальный контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Схема лабораторного контроля в условиях завода включает следующие  этапы:

    1. Входной контроль за качеством поступающего сырья, а именно:
    • контроль сопроводительных документов, подтверждающих качество сырья;
    • органолептическая оценка качества поступающего сырья;
    • определение основных физико-химических показателей качества сырья (влажность, количество и качество клейковины).
  1. Выборочный контроль влажности и кислотности теста, закваски, других полуфабрикатов.
  1. Контроль качество готовой продукции (определение влажности, кислотности, пористости).

Проведём поэтапный анализ качества продукции, как было описано  в теоретической части применительно  к предприятию ОАО «Хлебопек». Первой задачей анализа является изучение динамики обобщающих показателей качества продукции, предоставленных в таблице 5.

Таблица 5. Динамика обобщающих показателей качества продукции ОАО «Хлебопек» за 2010-2011гг.

Показатель

Прошлый год

Отчётный год

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

0,8

0,85

0,85

Удельный вес,%:

Новой продукции в общем  объеме выпуска

30

30

35

Продукции высшей категории  качества

85

90

85

Забракованной продукции

25

20

18

Сертифицированной продукции

100

100

100

Продукции соответствующей  мировым стандартам

-

-

-

Экспортируемой продукции

-

-

-

Средний коэффициент сортности

0,75

0,772

0,796


 

Как видно из таблицы за отчётный год на предприятии проделана  определённая работа по улучшению качества продукции и повышению её конкурентоспособности. Средневзвешенный балл продукции поднялся на уровень плана в отчётном году, причиной этого могло послужить  освоение и выпуск новой продукции, как мы видим из таблицы, по удельному  весу новой продукции в общем  объёме выпуска произошёл скачок на 5%. Несмотря на это удельный вес  продукции высшей категории качества остался на уровне прошлого года хотя и планировалось его увеличение на 5%. Освоение производством и потребителем продукции предприятия, как давно  выпускающейся, так и недавно  введённой, прошло успешно, о чём  свидетельствует снижение удельного  веса забракованной продукции в  отчётном году по факту по сравнению  с планом и прошлым годом. Стоит  отметить, что на данном предприятии  вся продукция сертифицирована, соответствует ГОСТам, поэтому её удельный вес равен 100%. По остальным  показателям, таким как удельный вес продукции соответствующей  мировым стандартам, удельный вес  экспортируемой продукции и средний  коэффициент сортности, учёт не ведётся. Хлебобулочная продукция не подлежит экспорту и не делится по сортам, поэтому и не учитывается её соответствие мировым стандартам. На основе анализа  можно сделать вывод о том, что данное предприятие постоянно  стремиться улучшить как качественный уровень своей продукции, так  и ассортиментный состав. Оба эти  показателя повышают конкурентоспособность  данного завода на рынке хлебобулочных  изделий.

Средний коэффициент сортности  можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта:

Таблица 6. Анализ качества продукции по сортам на ОАО «Хлебопек» за 2010-2011гг.

Сорт продукции

Цена за 1 тыс. шт. (С)

Выпуск продукции, тыс. шт

Стоимость выпуска тыс.руб.

по цене 1 сорта

план

факт

план

факт

план

факт

1

5000

7500

8200

37500

41000

37500

41000

2

3800

7000

5500

26600

20900

35000

27500

3

2500

6000

5000

15000

12500

30000

25000

Итого:

 

20500

18700

79100

74400

102500

93500

Информация о работе Ассортимент и качество выпускаемой продукции