Ассортимент и качество выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современного состояния ведения анализа ассортимента и качества выпускаемой продукции на примере конкретного предприятия.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
• Изучение теоретических основ анализа ассортимента и качества продукции на предприятии;
• Исследование экономических условий функционирования предприятия;

Файлы: 1 файл

курсовая полностью.docx

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Изменение структуры производства оказывает влияние на такие результирующие показатели, как объём выпуска  в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

1.4. Методика анализа качества выпускаемой продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень  качества продукции способствует повышению  спроса на нее и увеличению суммы  прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции –  это совокупность её свойств, которые  обусловливают пригодность этой продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с  её назначением.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют  качество всей произведенной продукции  независимо от ее вида и назначения:

    • удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
    • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
    • удельный вес продукции высшей категории качества;
    • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
    • удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют  одно из ее свойств:

    • полезность (жирность молока, содержание железа в руде);
    • надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность);
    • технологичность (трудоемкость, энергоемкость);
    • эстетичность (внешний вид, дизайн, эргономичность).

Косвенные показатели характеризуют  несколько свойств: например, штрафы за некачественную продукцию, объем  и удельный вес забракованной  продукции, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи: 

    1. оценивается технический уровень продукции;
    2. выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным; 
    3. анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки; 
    4. выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня; 
    5. обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь. 

Источниками информации для  комплексного анализа качества продукции  могут быть патенты, нормативно-техническая  документация, акты испытания, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики  сдачи бездефектной продукции и  др. 

Первая задача анализа - изучить динамику названных выше показателей, сравнить их значения с запланированными, определить причины отклонений и дать приблизительную оценку качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит  в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем  сравнения его фактического и  планового уровня находится процент  выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный  балл качества по аналогичной продукции, производимой организациями-конкурентами. 

По продукции, качество которой  характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого  сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделий в  сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта  в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых  периодов. 

Средний коэффициент сортности(Ксорт) можно найти отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости всей продукции по цене первого сорта:

 .

Вторая задача анализа – определить влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:

    • выпуск продукции в стоимостном выражении (∆ВП);
    • выручку от реализации продукции (∆В);
    • прибыль (∆П).

Расчет производиться следующим образом:

 

 

 где 

Ц0 и Ц1 - цена изделия соответственно до и после изменения качества;

С0 и С1 - уровень себестоимости изделия соответственно до и после изменения качества;

VВП1 - количество произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает  продукцию по сортам и произошло  изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как  изменились средневзвешанная цена и  средневзвешанная себестоимость единицы  продукции, а затем по приведенным  выше алгоритмам определить влияние сортового состава на стоимость выпущенной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Расчет влияния сортового  состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении  можно произвести способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту (∆Удi) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), результаты сложить. Полученное изменение среднего уровня цены надо умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ1):

;

.

Аналогично определяют изменение  среднего уровня себестоимости изделия  за счет изменения сортового состава (∆Ссорт):

.

После этого можно определить влияние изменения сортового  состава на сумму прибыли:

, где

∆Цсорт - изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;

∆Ссорт - изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава;

VРПобщ1 - фактический общий объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении.

Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым  установлены сорта, и результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делиться на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем). Выявленный выпуск брака ведет к повышению  себестоимости продукции, уменьшению объема производства и реализации продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают  динамику брака по абсолютной сумме  и удельному весу в общем выпуске  продукции, определяют потери от брака.

Для определения потерь продукции  необходимо потери от брака умножить на фактический уровень рентабельности.

Затем изучаются причины  понижения качества и допущенного  брака продукции по местам их возникновения  и центрам ответственности и  разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами  понижения качества продукции являются:

    • плохое качество сырья;
    • низкий уровень технологий и организации производства;
    • недостаточно высокий уровень классификации рабочих;
    • качество оборудования;
    • аритмичность производства и др.

Экономический эффект от повышения  качества продукции достигается  в результате установления более  высокой цены на продукцию. Это связано  с ростом себестоимости вследствие применения более качественных материалов и сырья, приобретения современного оборудования и др. Поэтому повышение  цены на продукцию высокого качества часто обоснованно. 

Таким образом, повышение  качества продукции обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и  в то же время позволяет более  полно удовлетворять потребности  покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки  не только за счет роста объема продаж.

 

 

 

 

Глава II. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Хлебопек»

2.1. Краткая характеристика  деятельности предприятия

В марте 1925г. Совет Труда и Обороны  принял решение о механизации  хлебопечения в России, о строительстве хлебозаводов по проектам отечественных инженеров. С 1925г. по 1935г. в крупных городах и промышленных центрах такие заводы были выстроены. Благодаря этому решению родился в 1933г. и «Хлебопек». Тогда еще это был хлебозавод №2. Не успел он окрепнуть, набрать мощность – война, немецко-фашистская оккупация. Производственная база оказалась практически разрушена. Но буквально с первых дней освобождения Смоленщины началось восстановление завода. Это было одно из первых предприятий, которое после оккупации, в тяжелейших условиях, заработало и дало смолянам хлеб. Начиная с 1943г. и в последующие послевоенные годы, завод обеспечивал ржано-пшеничными сортами хлеба весь Смоленск.

Время шло, росло население города, увеличивался спрос на хлеб. На заводе задумались об увеличении мощностей. И  в 1969г началась реконструкция. условия  труда были не самыми лучшими, но завод  не останавливался. в 1981г объединились 1-й и 2-й хлебозаводы и появился хлебобулочный кондитерский комбинат. а «Хлебопек» стал его филиалом №1 на правах цеха. 1 октября 1992г образовалось ОАО «Хлебопек». С мая 2005 года ОАО  «Хлебопек» вошел в состав АПК  «Стойленская Нива».

В соответствии со все возрастающими запросами современного рынка, ОАО «Хлебопек» продолжает наращивать объемы и расширять ассортимент выпускаемых хлеба и хлебобулочный изделий. Завод постоянно реконструируется и модернизируется. Новые технологии, новый ассортимент – это залог успеха в рыночной экономике.

На сегодняшний день предприятие  обслуживает более 900 клиентов, в  городе и районах области (Смоленский, Велижский, Краснинский, Рославльский, Починковский, Демидовский, Руднянский, Сафоновский, Кардымовский, Монастырщинский, Ельнинский, Духовщинский, Дорогобужский, Глинковский, Вяземский и другие), а также в районы Тверской области, и география доставки постоянно расширяется. На линии ежедневно трудятся более 50-ти специализированных машин. Количество маршрутов более 80-ти ежедневно. Специфика производства диктует повышенные требования к транспортным средствам, времени доставки и подбору кадров.

Основные виды продукции, которую выпускает ОАО «Хлебопек»: - хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия. Ассортимент продукции, которая  выпускается под торговой маркой ОАО «Хлебопек» насчитывает около 200 наименований. Его составляют традиционные пшеничные сорта хлеба, сдобные  булочные изделия, продукция из слоеного теста, пироги, пряники, печенье. Разрабатывая новые, наиболее конкурентоспособные  виды продукции, на предприятии учитывают  все требования современного рынка. Изделия ОАО «Хлебопек» ориентированы  на широкий круг потребителей.

На предприятии осуществляется жесткий контроль за ассортиментом  продукции, которая выпускается. Продукция, которая имеет низкий спрос, снимается  из производства. Наличие собственной  аккредитованной лаборатории позволяет  постоянно внедрять новые виды изделий.

Основным сырьем для производства хлеба и хлебобулочных изделий  является: мука, дрожжи, сахар, куриное  яйцо, масло животное и растительное. Закупочные цены на муку в течение 2011 г. постоянно увеличивались

Особенности хлебопекарного производства: - высокая материалоёмкость (в т.ч. энергоемкость) производства; - значительная часть ручного труда; - короткий срок реализации готовой  продукции: от 16 часов для мелкосерийных  изделий до 36 часов для изделий  из ржаного и ржано-пшеничного хлеба.

Специфика «хлебного» рынка  заключается в том, что он на 99,9% представлен продукцией отечественного производства. Основные экономические показатели деятельности ОАО «Хлебопек» приведены в таблице.

Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности ОАО «Хлебопек» за 2010–2011 гг.

№ п/п

Наименование показателей

Ед. измерения

2010г.

2011г.

Изменения, +/-

Тыс. руб.

%

1

Доход (выручка) от реализации продукции

тыс.руб.

105884

117709

11825

11,16

2

Себестоимость реализованной  продукции

тыс.руб.

72916

79122

6206

8,51

3

Чистая прибыль

тыс.руб.

187

242

55

29,41

4

Среднеучетное количество работающих

чел.

609

610

1

0,16

 

в том числе рабочих

чел.

490

485

-5

-1,02

5

Среднегодовая стоимость  основных средств

тыс.руб.

30578,5

30727

148,5

0,49

6

Среднегодовые остатки оборотных  средств

тыс.руб.

13037,5

14334

1296,5

9,94

7

Фондоотдача основных средств

 

2,54

2,83

0,29

11,14

8

Рентабельность совокупного  капитала

 

0,0226

0,0374

0,0148

65,5

9

Рентабельность продаж

 

0,0114

0,0172

0,0058

50,9

10

Рентабельность продукции

 

0,2194

0,2403

0,0209

9,5

Информация о работе Ассортимент и качество выпускаемой продукции