Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:22, курсовая работа
Целью работы является изучение современного состояния ведения анализа ассортимента и качества выпускаемой продукции на примере конкретного предприятия.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
• Изучение теоретических основ анализа ассортимента и качества продукции на предприятии;
• Исследование экономических условий функционирования предприятия;
Изменение структуры производства оказывает влияние на такие результирующие показатели, как объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.
1.4. Методика анализа качества выпускаемой продукции
Важным показателем
Качество продукции –
это совокупность её свойств, которые
обусловливают пригодность этой
продукции удовлетворять
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
Косвенные показатели характеризуют несколько свойств: например, штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
Источниками информации для комплексного анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытания, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики сдачи бездефектной продукции и др.
Первая задача анализа - изучить динамику названных выше показателей, сравнить их значения с запланированными, определить причины отклонений и дать приблизительную оценку качества продукции.
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения его фактического и планового уровня находится процент выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой организациями-конкурентами.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделий в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности(Ксорт) можно найти отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости всей продукции по цене первого сорта:
.
Вторая задача анализа – определить влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:
Расчет производиться следующим образом:
где
Ц0 и Ц1 - цена изделия соответственно до и после изменения качества;
С0 и С1 - уровень себестоимости изделия соответственно до и после изменения качества;
VВП1 - количество произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешанная цена и средневзвешанная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на стоимость выпущенной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту (∆Удi) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), результаты сложить. Полученное изменение среднего уровня цены надо умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ1):
;
.
Аналогично определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава (∆Ссорт):
.
После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:
, где
∆Цсорт - изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;
∆Ссорт - изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава;
VРПобщ1 - фактический общий объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении.
Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, и результаты обобщаются.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делиться на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем). Выявленный выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема производства и реализации продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, определяют потери от брака.
Для определения потерь продукции
необходимо потери от брака умножить
на фактический уровень
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются:
Экономический эффект от повышения качества продукции достигается в результате установления более высокой цены на продукцию. Это связано с ростом себестоимости вследствие применения более качественных материалов и сырья, приобретения современного оборудования и др. Поэтому повышение цены на продукцию высокого качества часто обоснованно.
Таким образом, повышение
качества продукции обеспечивает экономию
трудовых и материальных ресурсов и
в то же время позволяет более
полно удовлетворять
Глава II. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Хлебопек»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
В марте 1925г. Совет Труда и Обороны принял решение о механизации хлебопечения в России, о строительстве хлебозаводов по проектам отечественных инженеров. С 1925г. по 1935г. в крупных городах и промышленных центрах такие заводы были выстроены. Благодаря этому решению родился в 1933г. и «Хлебопек». Тогда еще это был хлебозавод №2. Не успел он окрепнуть, набрать мощность – война, немецко-фашистская оккупация. Производственная база оказалась практически разрушена. Но буквально с первых дней освобождения Смоленщины началось восстановление завода. Это было одно из первых предприятий, которое после оккупации, в тяжелейших условиях, заработало и дало смолянам хлеб. Начиная с 1943г. и в последующие послевоенные годы, завод обеспечивал ржано-пшеничными сортами хлеба весь Смоленск.
Время шло, росло население города, увеличивался спрос на хлеб. На заводе задумались об увеличении мощностей. И в 1969г началась реконструкция. условия труда были не самыми лучшими, но завод не останавливался. в 1981г объединились 1-й и 2-й хлебозаводы и появился хлебобулочный кондитерский комбинат. а «Хлебопек» стал его филиалом №1 на правах цеха. 1 октября 1992г образовалось ОАО «Хлебопек». С мая 2005 года ОАО «Хлебопек» вошел в состав АПК «Стойленская Нива».
В соответствии со все возрастающими запросами современного рынка, ОАО «Хлебопек» продолжает наращивать объемы и расширять ассортимент выпускаемых хлеба и хлебобулочный изделий. Завод постоянно реконструируется и модернизируется. Новые технологии, новый ассортимент – это залог успеха в рыночной экономике.
На сегодняшний день предприятие обслуживает более 900 клиентов, в городе и районах области (Смоленский, Велижский, Краснинский, Рославльский, Починковский, Демидовский, Руднянский, Сафоновский, Кардымовский, Монастырщинский, Ельнинский, Духовщинский, Дорогобужский, Глинковский, Вяземский и другие), а также в районы Тверской области, и география доставки постоянно расширяется. На линии ежедневно трудятся более 50-ти специализированных машин. Количество маршрутов более 80-ти ежедневно. Специфика производства диктует повышенные требования к транспортным средствам, времени доставки и подбору кадров.
Основные виды продукции,
которую выпускает ОАО «
На предприятии осуществляется
жесткий контроль за ассортиментом
продукции, которая выпускается. Продукция,
которая имеет низкий спрос, снимается
из производства. Наличие собственной
аккредитованной лаборатории
Основным сырьем для производства хлеба и хлебобулочных изделий является: мука, дрожжи, сахар, куриное яйцо, масло животное и растительное. Закупочные цены на муку в течение 2011 г. постоянно увеличивались
Особенности хлебопекарного производства: - высокая материалоёмкость (в т.ч. энергоемкость) производства; - значительная часть ручного труда; - короткий срок реализации готовой продукции: от 16 часов для мелкосерийных изделий до 36 часов для изделий из ржаного и ржано-пшеничного хлеба.
Специфика «хлебного» рынка заключается в том, что он на 99,9% представлен продукцией отечественного производства. Основные экономические показатели деятельности ОАО «Хлебопек» приведены в таблице.
Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности ОАО «Хлебопек» за 2010–2011 гг.
№ п/п |
Наименование показателей |
Ед. измерения |
2010г. |
2011г. |
Изменения, +/- | |
Тыс. руб. |
% | |||||
1 |
Доход (выручка) от реализации продукции |
тыс.руб. |
105884 |
117709 |
11825 |
11,16 |
2 |
Себестоимость реализованной продукции |
тыс.руб. |
72916 |
79122 |
6206 |
8,51 |
3 |
Чистая прибыль |
тыс.руб. |
187 |
242 |
55 |
29,41 |
4 |
Среднеучетное количество работающих |
чел. |
609 |
610 |
1 |
0,16 |
в том числе рабочих |
чел. |
490 |
485 |
-5 |
-1,02 | |
5 |
Среднегодовая стоимость основных средств |
тыс.руб. |
30578,5 |
30727 |
148,5 |
0,49 |
6 |
Среднегодовые остатки оборотных средств |
тыс.руб. |
13037,5 |
14334 |
1296,5 |
9,94 |
7 |
Фондоотдача основных средств |
2,54 |
2,83 |
0,29 |
11,14 | |
8 |
Рентабельность совокупного капитала |
0,0226 |
0,0374 |
0,0148 |
65,5 | |
9 |
Рентабельность продаж |
0,0114 |
0,0172 |
0,0058 |
50,9 | |
10 |
Рентабельность продукции |
0,2194 |
0,2403 |
0,0209 |
9,5 |
Информация о работе Ассортимент и качество выпускаемой продукции