Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:01, дипломная работа
Целью данной работы является обобщение полученных в ходе обучения теоретических знаний и применение их на практике для анализа состояния бухгалтерского учета наличных и безналичных расчетов в магазин «Родина». Организация учета наличных и безналичных расчетов является одним из важных факторов, влияющих на коммерческие результаты предприятия, поэтому, на мой взгляд, выбранная тема имеет большое практическое значение и актуальность.
В рамках данной темы поставлено несколько основных вопросов:
- состояние учета расчетов в современных условиях;
- изучение действующей практики по учету наличных и безналичных расчетов в магазине «Родина»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 6
2. организационно-правовая и экономическая характеристика магазина № 12 «рОДИНА» 29
2.1. Организационно-правовая форма и структура управления организации 29
2.2. Основные экономические показатели деятельности магазина № 12 «Родина» 33
2.3. Анализ движения денежных средств 35
3. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ в магазине № 12 «Родина» 39
3.1. Учет кассовых операций и денежных документов 39
3.2. Учет денежных средств на расчетном счете 49
3.3. Учет денежных средств в пути и на специальных счетах в банках 56
3.4. Пути совершенствования учета денежных средств 59
4. Аудит денежных средств 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вопрос отражения в
бухгалтерском учете операций по
безналичным расчетам заслуживает
отдельного разговора. Это связано
не только с необходимостью перехода
на новый План счетов, но и тем
фактом, что 12 апреля 2001 г. Центробанк РФ
приказом N 2-П утвердил Положение
о безналичных расчетах в Российской
Федерации (далее - Положение), которое
регулирует осуществление безналичных
расчетов между юридическими лицами
в валюте Российской Федерации на
ее территории в формах, предусмотренных
законодательством, определяет форматы,
порядок заполнения и оформления
используемых расчетных документов.
Требования Положения о безналичных
расчетах распространяются и на порядок
осуществления безналичных
Нельзя сказать, что новый нормативный документ в принципе меняет всю ранее существовавшую систему безналичных расчетов (скорее, наоборот, эта система возвращается к системе, существовавшей до 1992 года). Тем не менее обратим внимание на некоторые, наиболее важные изменения.
Пункт 2.3. Положения о безналичных расчетах допускает использование при безналичных расчетах:
- платежных поручений;
- аккредитивов;
- чеков;
- платежных требований;
- инкассовых поручений.
Ранее (между 1992 и 2000 г.) для
осуществления расчетов по инкассо
допускалось применение только одного
вида документов - платежных требований-
Стороны по договору (организация и кредитное учреждение) вправе избрать и установить в договоре любую из перечисленных форм расчетов.
Прежде чем переходить к характеристике использования отдельных видов безналичных расчетов, целесообразно обратить внимание на некоторые общие требования, которые установлены Положением о безналичных расчетах.
Установлены жесткие формы расчетных документов, оформляемых на бумажных носителях. В формах, приведенных в приложениях к Положению о безналичных расчетах установлены точные размеры в миллиметрах практически всех элементов форм документов. Причем размеры обязательны к соблюдению и в том случае, когда они изготавливаются в типографии и, когда они исполняются при помощи вычислительной техники.
Впервые в нормативном порядке закреплена возможность исполнять бланки документов (но не сами расчетные документы) с использованием копировальной техники. Единственным условием, которое при этом должно быть соблюдено - полное отсутствие искажений.
Пункт 2.7. Положения запрещает делать какие-либо записи на обороте расчетных документов. Ранее допускалось заполнение оборотной стороны платежных поручений данными о назначении платежа и иными аналогичными сведениями, не поместившимися на лицевой стороне. Ранее это не только допускалось, но и было весьма распространенной практикой.
Следует обратить внимание и на пункт 2.8. Положения, в соответствии с которым при заполнении расчетных документов вручную (там, где это допускается) допускается использование только черных или синих цветов чернил. Ранее ограничение было менее жестким - запрещалось заполнение документов нестойким цветом чернил (красным или зеленым). Таким образом, теперь расчетный документ, заполненный фиолетовыми чернилами не может быть принят к исполнению кредитным учреждением. Оттиск печати организации может быть и фиолетовым (а также черным или синим), но не может быть красным или зеленым (что достаточно широко практиковалось ранее).
Пунктом 2.10 Положения установлены обязательные реквизиты расчетных документов.
Здесь следует обратить внимание на следующие изменения по сравнению с требованиями пункта 2.1. Положения:
- помимо наименования расчетного документа должен указываться и код формы по ОКУД;
- формат даты выписки
документа строго не
- обязательны к указанию
ИНН и БИК. Данного требования
в Положении не было, однако
оно в качестве обязательного
было установлено другими
- дополнительно в расчетных документах должен быть указан вид платежа;
- кроме номера и наименования
банка плательщика должно
- налоги, подлежащие уплате, в расчетных документах должны быть выделены либо должно быть указание на то, что налог не уплачивается;
- новым реквизитом является
очередность платежа (в
- также новым является
требование об указании вида
операции в соответствии с
Перечнем условных обозначений
(шифров) документов, проводимых по
счетам в банках (Правила ведения
бухгалтерского учета в
В соответствии с пунктом 2.12. Положения расчетные документы действительны к предъявлению в течение 10 дней.
Отзыва платежных и инкассовых поручений, а также платежных требований возможен только в отношении документов, помещенных в картотеку. При этом частичный отзыв сумм не допускается.
Основным (наиболее распространенным) видом безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями
При расчетах платежным поручением
банк обязуется по поручению плательщика
за счет средств, находящихся на его
счете, перевести определенную денежную
сумму на счет указанного плательщиком
лица в этом или в ином банке
в срок, предусмотренный законом
или устанавливаемый в
Платежные поручения могут
использоваться для предварительной
оплаты товаров, продукции (работ, услуг)
или для осуществления
В соответствии с пунктом
3.5 Положения о безналичных
Другим распространенным видом безналичных расчетов являются расчеты по инкассо.
При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющие банки).
Расчеты по инкассо осуществляются
на основании платежных
В последнее время в связи с формальной отменой (в 1992 г.) платежных требований акцептная форма инкассовых расчетов практически не применялась. Однако, учитывая удобство этой формы при проведении некоторых видов платежей, следует ожидать развития данной разновидности безналичных расчетов.
В соответствии с пунктом
9.4. Положения без акцепта
- если это установлено законодательством;
- если такая форма расчетов
предусмотрена сторонами по
Расчетные счета открываются предприятиям, осуществляющим производственную, коммерческую и другую деятельность с целью получения прибыли, имеющими основные и оборотные средства и самостоятельный баланс.
Для открытия расчетного счета
предприятие должно представить
в учреждение банка: заявление на
открытие счета; копию решения о
создании предприятия органа, которому
предоставлено такое право
На расчетном счете сосредоточиваются денежные средства торгового предприятия, предназначенные для основной деятельности. На этот счет зачисляются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и другие поступления. С расчетного счета банк выдает наличные деньги на выплату заработной платы, оплачивает счета поставщиков за товары и услуги, производит платежи в бюджет, в Пенсионный фонд. Фонд социального страхования и др. Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчетного счета банк производит, как правило, на основании приказа владельца счета или с его согласия (акцепта). В отдельных случаях банк производит принудительное списание денежных средств с расчетного счета (например, по распоряжению налоговой инспекции - просроченные налоги; по исполнительным листам судебных органов - сумма удовлетворенных исков и др.). Кроме того, банк может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия (владельца счета) по своей инициативе (например, проценты за пользование кредитами, суммы по просроченным ссудам и др.).
Выписка банка является регистром аналитического учета и служит основанием для бухгалтерских записей в учетных регистрах по счету 51 "Расчетный счет".
Синтетический учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете осуществляется на активном счете 51 "Расчетный счет", по дебету которого отражается поступление денег, а по кредиту - их списание.
На сумму поступивших денежных средств на расчетный счет согласно выпискам банка в бухгалтерском учете делают запись по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счетов.
При журнально-ордерной форме учет наличия и движения денежных средств на расчетном счете ведется в журнале № 2 (по кредиту) и ведомости № 2 (по дебету); по счету 55 "Прочие счета в банке" - в журнале-ордере № 3. При сокращенной журнально-ордерной форме обороты по кредиту указанных счетов отражаются в журнале-ордере № 01, при упрощенной форме учета - в ведомости № В-4. Записи в указанные учетные регистры осуществляются на основании проверенных и обработанных выписок банка по счетам 51, 52, 55.
Таблица 2
Бухгалтерские проводки по сч. 51
—————————————————————————————
| N |
|п/п|
| |
| | Содержание хозяйственной операции | |
| |
| |
|———|—————————————————————————
|1 |Поступили на расчетный счет от виновников суммы |51 |28 |
| |компенсации потерь от брака | | |
|———|—————————————————————————
|2 |Денежные средства переведены из кассы на расчетный |51 |50 |
| |счет
|———|—————————————————————————
|3 |Зачислены на расчетный счет денежные переводы |51 |57 |
|———|—————————————————————————
|4 |Оприходованы денежные средства, поступившие по |51 |57 |
| |кредитным картам
|———|—————————————————————————
| 5 |Возвращены на расчетный счет поставщиками суммы |51 |60 |
| |предварительной оплаты материальных ценностей, в | | |
| |связи с расторжением договоров | | |
|———|—————————————————————————
|6 |Возвращены на расчетный счет ранее выданные авансы |51 |60 |
| |поставщикам
|———|—————————————————————————
|7 |Зачислены на расчетный счет суммы полученных |51 |67 |
| |долгосрочных кредитов банков | | |
|———|—————————————————————————
|8 |Осуществлен возврат на расчетный счет предприятия |51 |68 |
| |средств из бюджета в результате перерасчетов по | | |
| |налогам и сборам
|———|—————————————————————————
|9 |Оприходованы не использованные подотчетные суммы, |51 |71 |
| |которые возвращены непосредственно на расчетный счет| | |