Финансовое состояние предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:18, дипломная работа

Описание работы

Финансовое состояние – это комплексное понятие, содержащее систему показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов коммерческой организации. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов всегда сопровождается образованием и расходованием денежных средств, картина финансового состояния компании отражает все стороны ее деятельности, является важнейшей характеристикой ее деловой активности и надежности, определяет уровень ее конкурентоспособности и оценивает возможность инновационного развития. Информация о финансовом состоянии коммерческой организации важна для широкого круга пользователей: как внутренних – администрация, менеджеры, финансовые службы организации, так и внешних – акционеры, налоговые инспекции, коммерческие банки и др.

Содержание работы

Введение 4
1.Теоретические основы анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта 7
1.1. Цель, задачи и виды анализа финансового состояния
хозяйствующего субъекта 7
1.2. Российские методики анализа финансового состояния 14
1.3. Зарубежные методики анализа финансового состояния 54
1.4. Бухгалтерский баланс как основная информационная база
анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта 69
2. Анализ и оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта 83
2.1. Оценка структуры имущества хозяйствующего субъекта и
источников его формирования 83
2.2. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческой
организации 94
2.3. Анализ и оценка платежеспособности и ликвидности
коммерческой организации 100
2.4. Анализ и оценка деловой активности и рентабельности
хозяйствующего субъект 103
2.5. Комплексная оценка финансового состояния коммерческой
организации 109 Заключение 113
Список литературы 116

Файлы: 1 файл

Диплом (Трофимова).doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

- производственно-финансовой  необходимостью в связи с продвижением  товаров и услуг на внутренний и международный рынок;

- потребностью в дополнительной  информации о финансовом состоянии  хозяйствующих субъектов («аналитической»)  по данным многофакторного анализа для выработки и обоснования оптимальных управленческих решений внешними и внутренними ее  пользователями.

Таким образом, между  финансовым внешним и внутренним анализом имеются принципиальные различия в организации и способах проведения. Для выявления их особенностей рекомендуется использовать такие классификационные признаки, как: цель и задачи анализа, объект анализа, субъект анализа, организация анализа, информационная база анализа, доступность информации, использование методов, направленность анализа, свобода выбора в проведении анализа, формы обобщения, вид анализа, степень надежности, место принятия решений по результатам анализа.

Обобщенная классификация  внешнего и внутреннего финансового  анализа представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Классификация внешнего и внутреннего финансового анализа

 

Классификационный

признак

Внешний

финансовый анализ

Внутренний 

финансовый анализ

А

Б

В

Цель 

анализа

Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости, рентабельности и использования прибыли;

 прогнозирование доходов и потоков денежных средств;

выявление дивидендной политики, осуществляемой собственниками

Определение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования;

 разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу;

обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей

Задачи 

анализа

Выявление степени сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов, уровня платежеспособности, финансовой устойчивости, причин их становления, правильности использования денежных средств и поддержания эффективной структуры капитала;

 анализ эффективности использования авансированного капитала, рейтинговая оценка эмитентов

Обоснование оперативных и стратегических планов и программ укрепления финансового положения организации;

прогнозирование наращивания финансовых потоков в предстоящем будущем; оптимизация затрат на производство и реализацию продукции; увеличение доходов, капитала, активов и снижение расходов и просроченных обязательств;

выявление путей повышения эффективности хозяйствования;

смягчение степени воздействия  сопутствующих рисков по возвращению заемного капитала инвесторам, банкам и кредиторам;

использование результатов проведенного анализа для разработки новых обоснованных программ развития бизнеса организаций и адекватных управленческих решений

Объект анализа

Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение

Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение, различные  аспекты финансовой деятельности структурных  подразделений хозяйствующего субъекта


 

Окончание табл. 1.1

 

А

Б

В

Субъекты

анализа

Менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, занимающиеся анализом  отчетов, кредитные агентства, др.

Организационные структуры внутрихозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа: лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы

Периодичность проведения

Не реже одного раза в год, а также по мере представления  отчетности в соответствующие инстанции.

По мере необходимости

Информационная

база

анализа

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность, данные первичного бухгалтерского и оперативного учета,  нормативно-справочную информацию, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, сведения, добытые у конкурентов

Доступность информации

Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности

Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.

Направленность анализа 

Оценка финансового положения организации, интерпретирование аналитических расчетов

Выявление резервов снижения затрат и роста прибыли, обоснование управленческих решений по их мобилизации в производство

Используемые

системы учета

Строго систематизированный на базе бухгалтерской отчетности

Произвольный

Вид

анализа

Ретроспективный, перспективный, тематический, комплексный

Ретроспективный, перспективный, тематический, комплексный


 

Детализация методики финансового  анализа зависит от поставленных целей, а также от различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в два этапа:

- предварительная оценка, или экспресс-анализ финансового состояния;

- детализированный анализ финансового состояния.

Целью экспресс-анализа  бухгалтерской (финансовой) отчетности  является наглядная и простая оценка имущественного состояния и эффективности развития хозяйствующего субъекта. Этот вид анализа может проводиться аудитором на предварительном этапе планирования аудиторской проверки. С точки зрения О.В. Ефимовой  экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа:

- подготовительный,

- предварительный обзор бухгалтерской отчетности,

- экономическое чтение и анализ отчетности  [25, с. 47].

Цель первого этапа  – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Первая задача решается путем предварительного ознакомления с отчетностью и последним аудиторским заключением, вторая носит технический характер. Суть данной процедуры заключается в проведении визуальной и простейшей счетной проверки отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей; выверяется правильность и ясность заполнения отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги; проверяются взаимная увязка показателей отчетных форм и основные контрольные соотношения между ними и т.п.

Цель второго этапа  – ознакомление с пояснительной  запиской к балансу, что необходимо для оценки условий работы в отчетном периоде, выявления тенденций изменения основных показателей деятельности, а также качественных изменений в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. Необходимо обращать внимание на алгоритмы расчета основных показателей. Анализируя тенденции изменения основных показателей,  нужно принимать во внимание влияние некоторых искажающих факторов, в частности инфляции.

Целью третьего (основного) этапа экспресс – анализа выступает обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния. Указанный анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.

Целью детализированного  анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является более подробная характеристика имущественного и финансового положения, результатов его деятельности в истекшем году (периоде), а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. Он дает возможность оценить финансовое положение  компании, имущественное состояние,  степень предпринимательского риска (возможность погашения  обязательств перед третьими лицами), достаточность капитала для текущей деятельности и краткосрочных инвестиций, потребность в дополнительных источниках финансирования, способность к наращиванию капитала, рациональность использования заемных средств, эффективность деятельности компании. В общем виде программа углубленного анализа финансового состояния может включать следующие этапы:

предварительный обзор экономического и финансового состояния субъекта хозяйствования, в том числе характеристику общей направленности финансово-хозяйственной деятельности и выявление «больных» статей отчетности; оценку и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования, охватывающую оценку имущественного положения посредством построения аналитического баланса-нетто, вертикального и горизонтального анализа баланса, анализа качественных сдвигов в имущественном положении; оценку финансового состояния посредством оценки платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности [27, с. 267].

Обобщая содержание рассмотренного параграфа можно заключить, что анализ финансового состояния занимает первостепенное значение для управления деятельностью как непосредственно самой организации, так и для принятия решений  внешними пользователями  относительно  риска и длительности перспектив сотрудничества или иного взаимодействия с ней. То есть такая информация важна для широкого круга пользователей: внешних – акционеры, налоговые инспекции, коммерческие банки, поставщики и покупатели, и внутренних – администрация, менеджеры, финансовые службы.

В целом можно сделать вывод, что основной целью анализа финансового состояния предприятия является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на исследуемый момент, а также стратегии развития будущего его потенциала.

Задачи финансового анализа для внутренних пользователей сводятся к обоснованию оперативных и стратегических планов укрепления и развития финансового положения организации, увеличению доходов, капитала, активов и снижение расходов. Преимущественными задачами внешних пользователей, решаемыми в ходе анализа финансового состояния определенной организации, является определение ее инвестиционной привлекательности, способности наращивать капитал и своевременно рассчитываться по своим обязательствам.

Конкретное же содержание, цели, задачи анализа финансового состояния предприятия, различаются по ряду признаков, в частности объекту анализа, субъекту анализа, организации анализа, информационной базе анализа, доступности информации, видам анализа, использованию методов, направленности анализа, свободе выбора в проведении анализа, форме обобщения, степени надежности, месту принятия решений по результатам анализа.

 

  • 1.2. Российские методики анализа финансового состояния
  •  

    В современных экономических условиях к числу основных задач любой экономической организации относятся: максимизация прибыли, обеспечение инвестиционной привлекательности, оптимизация структуры капитала, обеспечение ее финансовой устойчивости и т.д.

    Для оценки состояния бизнеса выработаны разнообразные методы и приемы, характерные для соответствующих видов анализа: 

    - горизонтальный (временной)  анализ: сравнение  каждой  позиции  отчетности  с  предыдущим  периодом;

    - вертикальный (структурный)  анализ: определение  структуры  итоговых  финансовых  показателей с  выявлением  влияния  каждой  позиции  отчетности  на  результат  в  целом;

    - трендовый  анализ: сравнение каждой  позиции  отчетности  с  рядом  предшествующих  периодов  и  определение  тренда, т.е.  основной  тенденции  динамики  показателя,  очищенной  от  случайных  влияний  и  индивидуальных     особенностей  отдельных  периодов;

    - анализ  относительных показателей (коэффициентов): расчет  отношений  между  отдельными  позициями  отчета  или  позициями  разных  форм  отчетности,  определение  взаимосвязей  показателей;

    - сравнительный (пространственный)  анализ:  внутрихозяйственный  анализ  сводных  показателей  отчетности   по  отдельным  показателям  фирмы,  дочерних  фирм,  подразделений,  цехов  и  межхозяйственный  анализ  показателей  данной  фирмы с  показателями  конкурентов,  со  среднеотраслевыми  и  средними  хозяйственными  данными;

    - факторный  анализ: анализ  влияния  отдельных  факторов (причин)  на  результативный  показатель  с  помощью  детерминированных  или  стохастических  приемов  исследования.

    Большое влияние на качество проводимого анализа финансового состояния предприятия оказывает правильность применяемых методик. Некорректность используемых методик может привести к нежелательным для организации последствиям, так как станет основой для неверно принятых управленческих решений.

    Расчеты отдельных аналитических показателей одной и той же организации с применением разных методик показывают несоответствие получаемых значений, иногда значительное. Данные расхождения могут иметь принципиальное значение, если принимать во внимание качество и  структуру исходных данных, основным источником которых является финансовая (бухгалтерская) отчетность. Преимущественно это касается организаций, в отчетности которых присутствуют данные по таким строкам бухгалтерского баланса, как «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)», «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал», «Собственные акции, выкупленные у акционеров».

    В настоящий момент существует проблема создания единой и непротиворечивой методики анализа состояния бизнеса. Дополнительным требованием к этой методике должна стать корректировка нормативных значений некоторых показателей с учетом отраслевой принадлежности организации [31, c.105]. Вопрос создания такой методики требует критического рассмотрения используемых в практике анализа показателей.

    Информация о работе Финансовое состояние предприятия