Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:18, дипломная работа
Финансовое состояние – это комплексное понятие, содержащее систему показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов коммерческой организации. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов всегда сопровождается образованием и расходованием денежных средств, картина финансового состояния компании отражает все стороны ее деятельности, является важнейшей характеристикой ее деловой активности и надежности, определяет уровень ее конкурентоспособности и оценивает возможность инновационного развития. Информация о финансовом состоянии коммерческой организации важна для широкого круга пользователей: как внутренних – администрация, менеджеры, финансовые службы организации, так и внешних – акционеры, налоговые инспекции, коммерческие банки и др.
Введение 4
1.Теоретические основы анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта 7
1.1. Цель, задачи и виды анализа финансового состояния
хозяйствующего субъекта 7
1.2. Российские методики анализа финансового состояния 14
1.3. Зарубежные методики анализа финансового состояния 54
1.4. Бухгалтерский баланс как основная информационная база
анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта 69
2. Анализ и оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта 83
2.1. Оценка структуры имущества хозяйствующего субъекта и
источников его формирования 83
2.2. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческой
организации 94
2.3. Анализ и оценка платежеспособности и ликвидности
коммерческой организации 100
2.4. Анализ и оценка деловой активности и рентабельности
хозяйствующего субъект 103
2.5. Комплексная оценка финансового состояния коммерческой
организации 109 Заключение 113
Список литературы 116
- производственно-финансовой
необходимостью в связи с
- потребностью в дополнительной
информации о финансовом
Таким образом, между финансовым внешним и внутренним анализом имеются принципиальные различия в организации и способах проведения. Для выявления их особенностей рекомендуется использовать такие классификационные признаки, как: цель и задачи анализа, объект анализа, субъект анализа, организация анализа, информационная база анализа, доступность информации, использование методов, направленность анализа, свобода выбора в проведении анализа, формы обобщения, вид анализа, степень надежности, место принятия решений по результатам анализа.
Обобщенная классификация внешнего и внутреннего финансового анализа представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Классификация внешнего и внутреннего финансового анализа
Классификационный признак |
Внешний финансовый анализ |
Внутренний финансовый анализ |
А |
Б |
В |
Цель анализа |
Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости, рентабельности и использования прибыли; прогнозирование доходов и потоков денежных средств; выявление дивидендной политики, осуществляемой собственниками |
Определение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования; разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу; обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей |
Задачи анализа |
Выявление степени сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов, уровня платежеспособности, финансовой устойчивости, причин их становления, правильности использования денежных средств и поддержания эффективной структуры капитала; анализ эффективности |
Обоснование оперативных и стратегических планов и программ укрепления финансового положения организации; прогнозирование наращивания финансовых потоков в предстоящем будущем; оптимизация затрат на производство и реализацию продукции; увеличение доходов, капитала, активов и снижение расходов и просроченных обязательств; выявление путей повышения эффективности хозяйствования; смягчение степени воздействия сопутствующих рисков по возвращению заемного капитала инвесторам, банкам и кредиторам; использование результатов проведенного анализа для разработки новых обоснованных программ развития бизнеса организаций и адекватных управленческих решений |
Объект анализа |
Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение |
Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение, различные аспекты финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта |
Окончание табл. 1.1
А |
Б |
В |
Субъекты анализа |
Менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, занимающиеся анализом отчетов, кредитные агентства, др. |
Организационные структуры внутрихозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа: лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы |
Периодичность проведения |
Не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции. |
По мере необходимости |
Информационная база анализа |
Бухгалтерская отчетность |
Бухгалтерская отчетность, данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, нормативно-справочную информацию, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, сведения, добытые у конкурентов |
Доступность информации |
Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности |
Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления. |
Направленность анализа |
Оценка финансового положения организации, интерпретирование аналитических расчетов |
Выявление резервов снижения затрат и роста прибыли, обоснование управленческих решений по их мобилизации в производство |
Используемые системы учета |
Строго систематизированный на базе бухгалтерской отчетности |
Произвольный |
Вид анализа |
Ретроспективный, перспективный, тематический, комплексный |
Ретроспективный, перспективный, тематический, комплексный |
Детализация методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также от различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в два этапа:
- предварительная оценка, или экспресс-анализ финансового состояния;
- детализированный анализ финансового состояния.
Целью экспресс-анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является наглядная и простая оценка имущественного состояния и эффективности развития хозяйствующего субъекта. Этот вид анализа может проводиться аудитором на предварительном этапе планирования аудиторской проверки. С точки зрения О.В. Ефимовой экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа:
- подготовительный,
- предварительный обзор бухгалтерской отчетности,
- экономическое чтение и анализ отчетности [25, с. 47].
Цель первого этапа
– принять решение о
Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу, что необходимо для оценки условий работы в отчетном периоде, выявления тенденций изменения основных показателей деятельности, а также качественных изменений в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. Необходимо обращать внимание на алгоритмы расчета основных показателей. Анализируя тенденции изменения основных показателей, нужно принимать во внимание влияние некоторых искажающих факторов, в частности инфляции.
Целью третьего (основного) этапа экспресс – анализа выступает обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния. Указанный анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.
Целью детализированного анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является более подробная характеристика имущественного и финансового положения, результатов его деятельности в истекшем году (периоде), а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. Он дает возможность оценить финансовое положение компании, имущественное состояние, степень предпринимательского риска (возможность погашения обязательств перед третьими лицами), достаточность капитала для текущей деятельности и краткосрочных инвестиций, потребность в дополнительных источниках финансирования, способность к наращиванию капитала, рациональность использования заемных средств, эффективность деятельности компании. В общем виде программа углубленного анализа финансового состояния может включать следующие этапы:
предварительный обзор экономического и финансового состояния субъекта хозяйствования, в том числе характеристику общей направленности финансово-хозяйственной деятельности и выявление «больных» статей отчетности; оценку и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования, охватывающую оценку имущественного положения посредством построения аналитического баланса-нетто, вертикального и горизонтального анализа баланса, анализа качественных сдвигов в имущественном положении; оценку финансового состояния посредством оценки платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности [27, с. 267].
Обобщая содержание рассмотренного параграфа можно заключить, что анализ финансового состояния занимает первостепенное значение для управления деятельностью как непосредственно самой организации, так и для принятия решений внешними пользователями относительно риска и длительности перспектив сотрудничества или иного взаимодействия с ней. То есть такая информация важна для широкого круга пользователей: внешних – акционеры, налоговые инспекции, коммерческие банки, поставщики и покупатели, и внутренних – администрация, менеджеры, финансовые службы.
В целом можно сделать вывод, что основной целью анализа финансового состояния предприятия является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на исследуемый момент, а также стратегии развития будущего его потенциала.
Задачи финансового анализа для внутренних пользователей сводятся к обоснованию оперативных и стратегических планов укрепления и развития финансового положения организации, увеличению доходов, капитала, активов и снижение расходов. Преимущественными задачами внешних пользователей, решаемыми в ходе анализа финансового состояния определенной организации, является определение ее инвестиционной привлекательности, способности наращивать капитал и своевременно рассчитываться по своим обязательствам.
Конкретное же содержание, цели, задачи анализа финансового состояния предприятия, различаются по ряду признаков, в частности объекту анализа, субъекту анализа, организации анализа, информационной базе анализа, доступности информации, видам анализа, использованию методов, направленности анализа, свободе выбора в проведении анализа, форме обобщения, степени надежности, месту принятия решений по результатам анализа.
В современных экономических условиях к числу основных задач любой экономической организации относятся: максимизация прибыли, обеспечение инвестиционной привлекательности, оптимизация структуры капитала, обеспечение ее финансовой устойчивости и т.д.
Для оценки состояния бизнеса выработаны разнообразные методы и приемы, характерные для соответствующих видов анализа:
- горизонтальный (временной) анализ: сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
- вертикальный (структурный) анализ: определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
- трендовый анализ: сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
- анализ относительных показателей (коэффициентов): расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
- сравнительный (пространственный) анализ: внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
- факторный анализ: анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.
Большое влияние на качество проводимого анализа финансового состояния предприятия оказывает правильность применяемых методик. Некорректность используемых методик может привести к нежелательным для организации последствиям, так как станет основой для неверно принятых управленческих решений.
Расчеты отдельных аналитических показателей одной и той же организации с применением разных методик показывают несоответствие получаемых значений, иногда значительное. Данные расхождения могут иметь принципиальное значение, если принимать во внимание качество и структуру исходных данных, основным источником которых является финансовая (бухгалтерская) отчетность. Преимущественно это касается организаций, в отчетности которых присутствуют данные по таким строкам бухгалтерского баланса, как «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)», «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал», «Собственные акции, выкупленные у акционеров».
В настоящий момент существует проблема создания единой и непротиворечивой методики анализа состояния бизнеса. Дополнительным требованием к этой методике должна стать корректировка нормативных значений некоторых показателей с учетом отраслевой принадлежности организации [31, c.105]. Вопрос создания такой методики требует критического рассмотрения используемых в практике анализа показателей.