Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 01:22, дипломная работа
В настоящее время внешняя среда любого хозяйствующего субъекта требует применения технологий, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития.
Деятельность любого предприятия при этом находится в прямой зависимости от финансов, которые есть в его распоряжении.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ………………………... 6
1.1. Понятие финансового состояния предприятия…………………………… 6
1.2. Анализ финансового состояния: цели, задачи, источники информации. 11
1.3. Методика анализа финансового состояния и финансовой устойчивости…………………………………………………………………….. 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОСКОВСКИЙ ЗАВОД «КРИСТАЛЛ»………………………………. 22
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия………………... 22
2.2. Общая экономико-организационная характеристика предприятия…….. 24
2.3. Анализ финансового состояния ОАО Московский завод Кристалл……. 36
2.4. Анализ финансовой устойчивости ОАО Московский завод Кристалл... 42
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ………………………... 48
3.1. Оценка вероятности банкротства………………………………………….. 48
3.2. Анализ кредиторской и дебиторской задолженностей…………………... 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 68
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 72
Отражение действительности осуществляется с помощью математических моделей – формул.
Для выделения влияния факторов могут использоваться следующие методы:
Таким образом, анализ финансового состояния имеет в своем арсенале достаточно обширный набор инструментов для того чтобы дать полную и точную оценку анализируемому объекту.
Открытое Акционерное Общество «Московский завод «Кристалл» - крупнейший производитель ликероводочной продукции со столетней историей. Высокий уровень технического оснащения, опыт, накопленные годами традиции и стабильное качество продукции делают ОАО «Московский завод «Кристалл» уникальным предприятием, продукция которого пользуется спросом.
Система менеджмента качества ОАО «Московский завод «Кристалл» сертифицирована на соответствие международным стандартам серии ISO 9000.
Согласно действующей редакции Устава предметом деятельности Общества является:
Деятельность Общества не ограничивается вышеназванными видами. Общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством и настоящим Уставом. Общество может осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
Структура Общества состоит из Головного предприятия и 3 филиалов: филиал «Корыстово» ОАО «Московский завод «Кристалл», основным видом деятельности которого является производство спирта этилового (Московская обл., Каширский р-н, д. Корыстово, ул. Центральная, д. 13); филиал «Кристалл-СПб» (г. Санкт-Петербург, Невский пр., д.146, лит А); филиал «Кристалл-Выборг» (Ленинградская обл., г. Выборг, проспект Ленина, д. 12/10).
Московский ликероводочный завод «Кристалл» был основан в 1901 году, а в 1993 году преобразован в организационно-правовую форму открытого акционерного общества. Завод располагается на территории общей площадью 8,6 га в Юго-Восточном округе Москвы, на берегу реки Яуза. Занимаемое местоположение обеспечило близость производственных мощностей предприятия к трем артезианским источникам, которые и в настоящее время являются основным источников воды для производства алкогольной продукции завода.
В начале прошлого века завод выпускал 2,6 млн. декалитров водки 5-6 наименований, а в настоящее время производственные мощности позволяют производить около 15 млн. дал (по итогам 2011 г. произведено 9 703 тыс. дал). На предприятии действуют 13 полностью модернизированных линий по разливу водки, ликеров, настоек и наливок. Основной акцент делается на производство продукции из спирта класса «люкс».
На сегодняшний день завод является одним из лидеров, о чём свидетельствует представленная ниже общая экономико-организационная характеристика предприятия.
По данным Росстата производство водки и ликероводочной продукции в России в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 9,13 %. Всего в 2011 год было произведено 104,5 млн. дал водки и ликероводочных изделий (90,87 % к уровню 2010 года). Доля продукции, производимой ОАО «Московский завод «Кристалл», в общем объеме составляет 9,28 % (в 2010 году - 8,51 %). Снижение объемов производства вызвано не столько падением спроса на алкогольную продукцию, сколько наведением порядка на алкогольном рынке созданной для этого специальной структурой - Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Так в 2011 году было приостановлено или аннулировано 28 лицензий у операторов алкогольного рынка (в 2010 г. - 605 лицензий, в 2009 г. - 62 лицензии). Косвенно сказывается и ежегодная индексация ставок акциза на алкогольную продукцию, что вызывает ежегодное удорожание конечного продукта, и, как следствие, делает эту продукцию у добросовестного производителя неконкурентоспособной по сравнению с «теневым рынком» в условиях низкой платежеспособности населения.
Объемы производства ликероводочной продукции за последние десять лет в РФ и доля завода «Кристалл» в общем объеме представлены на рис. 2.1. (по данным таблицы в Приложении 1).
Рисунок 2.1. Объемы производства ликероводочной продукции за последние десять лет в РФ и доля завода «Кристалл»
Поступление акцизов от производителей спиртосодержащей и ликероводочной продукции и доля завода «Кристалл» в общем объеме представлены ниже на рис.2.2 (по данным табл. Приложения 2).
Поступление акцизов от производителей ликероводочной продукции в бюджеты всех уровней в 2011 г. составило 76 607 млн. руб. (темп роста 108,47 % или на 6 016 млн. руб. больше, чем в 2010 г.). Доля ОАО «Московский завод «Кристалл» в общем объеме - 9,96 % (2010 г. - 10,24 %). Сумма, поступивших акцизов от ОАО «Московский завод «Кристалл» в 2011г. составила 7 630 млн. руб. (темп роста 105,52 % или на 399 млн. руб. больше, чем в 2010 г.). Столь незначительное увеличение отчислений по акцизам вызвано исключительно с ежегодным увеличением ставки акциза (с 210 руб. в 2010 году до 231 руб. в 2011 году) за 1 литр безводного этилового спирта, и это при том, что объемы продаж в 2010 и 2011 годах практически равны.
Рисунок 2.2. Поступление акцизов от производителей спиртосодержащей и ликероводочной продукции и доля завода «Кристалл» в общем объеме
ОАО «Московский завод «Кристалл» является крупнейшим налогоплательщиком. Так по итогам прошедшего 2011 года в бюджеты всех уровней завод перечислил 9 637 млн. руб. (темп роста составил 108,15 % или на 727 млн. руб. больше, чем в 2010 г.).
Абсолютное лидерство по объемам производства по итогам 2011 года у группы ЗАО «Русский алкоголь» с объемом производства более 14 126 тыс. дал, на втором месте ОАО «Синергия» с объемом производства 13 815 тыс. дал, на третьем месте ОАО «Московский завод «Кристалл» с объемом производства 9 700 тыс. дал.
Среди регионов России по объему производства водки и ликероводочных изделий, как и в предыдущие годы, лидирует Московская область, далее следует Москва, Ленинградская область и Республика Северная Осетия.
Основные поставки алкогольной продукции ОАО «Московский завод «Кристалл» приходятся на Москву и Московскую область.
По результатам опроса потребителей в Москве и Московском регионе (опрос проводился среди групп с разными уровнями доходов), при выборе алкогольных напитков предпочтение продукции завода «Кристалл» отдают 46 % респондентов.
Заводом разработана концепция дальнейшего перспективного развития, которая, по сути, кардинальным образом меняет само понятие завода как просто производителя готовой продукции. При разработке концепции учитывалось, что завод на сегодняшний день обладает всем тем необходимым потенциалом, а именно: вековая история завода, хорошо известные бренды, имеющие устойчивый спрос, современные технологии и производственная база, позволяющие осуществлять большой объем продукции и широкую гамму ассортимента, а также лидирующее положение на рынке алкогольной продукции. Все это позволяет с уверенностью говорить о том, что заводу под силу решить намеченные задачи.
Эти задачи носят планомерный характер и представляют собой комплекс организационных мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение производственных и финансовых результатов деятельности предприятия и получения долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке алкогольной продукции.
Весь комплекс мер по стратегическому развитию завода охватывает все жизненно важные сферы деятельности предприятия: сферу сбыта, расширение производства, систему поставок.
Приоритетными направлениями деятельности Общества в 2011 г. являлись:
Завод добился значительных результатов, которые в очередной раз подтверждают его лидерство на рынке алкогольной продукции.
В целях увеличения выпуска продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности, повышения рентабельности предприятия проведена значительная работа практически по всем направлениям деятельности.
На заводе создана современная система управления предприятием и организации взаимодействия на всех уровнях управления. С этой целью была последовательно перестроена организационно-штатная структура подразделений административного аппарата, в которую по мере необходимости вносились необходимые изменения для создания наиболее оптимальных условий для гибкого реагирования производства на изменение условий и требований рынка.
Наряду с проведенными преобразованиями в административной и организационной структуре завода, бережно сохранялась производственная структура, в которой проводились только строго обоснованные изменения, необходимость которых исходила из производственной нагрузки на определенные участки цехов.
На ряд должностей руководителей высшего и среднего звена на конкурсной основе были подобраны профессионально подготовленные специалисты, имеющие достаточный опыт работы в условиях рыночных отношений. С их приходом и становлением возросла эффективность работы, повысилась трудовая и исполнительская дисциплина в возглавляемых подразделениях, возросла эффективность контроля над производственной деятельностью и расходованием денежных средств завода.
В коллективе предприятия сложилась нормальная морально-психологическая обстановка, способствующая развитию трудовой инициативы работников.
В самостоятельные направления выделились маркетинговые исследования рынка, реклама, выставочная деятельность и другие, имеющие важное значение в условиях рыночной экономики. По этим направлениям организована и проводится целенаправленная, планомерная работа.
Постоянное внимание уделялось техническому развитию предприятия, дальнейшему совершенствованию его технологического оборудования. Наиболее значимой работой в этом направлении явилась замена одной линии по разливу ликероводочных изделий.
Имеющееся в цехах технологическое оборудование, благодаря грамотной эксплуатации и своевременному техническому обслуживанию в соответствии с регламентом, работало без отказов и всегда обеспечивало выпуск запланированных объемов продукции при ее стабильно высоком качестве.
Производственные достижения завода позволили продолжать проведение социальных программ для работников завода, связанных с финансированием отдыха работников завода и их детей, выплатой материальной помощи к очередным отпускам, компенсацией матерям по уходу за детьми до 3-х лет, премированием по уходу на пенсию и выплатой единовременных вознаграждений за долголетний и безупречный труд, оплатой питания работников в столовой и многих других. Также в рамках социальной программы Заводом была оказана материальная помощь к отпуску и по заявлениям сотрудников, оплачены путевки и лечение сотрудников завода.
Положительное влияние на повышение качества, ассортимента и внешнего оформления продукции оказывают регулярно проводимые международные и российские смотры-конкурсы алкогольной продукции, демонстрирующие передовые достижения предприятий отрасли.
В отчетном периоде завод продолжал принимать участие в Международных и Всероссийских выставках, на которых продукция «Кристалла» завоевывала призовые и почетные места.
Высокое техническое оснащение, опыт, накопленные годами традиции, стабильное качество продукции делают ОАО «Московский завод «Кристалл» уникальным предприятием, продукция которого пользуется огромным спросом. Все виды спиртных напитков производятся по самым совершенным технологиям, в качестве сырья используются только натуральные растительные компоненты, что является одним из главных преимуществ завода.