Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 01:22, дипломная работа
В настоящее время внешняя среда любого хозяйствующего субъекта требует применения технологий, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития.
Деятельность любого предприятия при этом находится в прямой зависимости от финансов, которые есть в его распоряжении.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ………………………... 6
1.1. Понятие финансового состояния предприятия…………………………… 6
1.2. Анализ финансового состояния: цели, задачи, источники информации. 11
1.3. Методика анализа финансового состояния и финансовой устойчивости…………………………………………………………………….. 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОСКОВСКИЙ ЗАВОД «КРИСТАЛЛ»………………………………. 22
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия………………... 22
2.2. Общая экономико-организационная характеристика предприятия…….. 24
2.3. Анализ финансового состояния ОАО Московский завод Кристалл……. 36
2.4. Анализ финансовой устойчивости ОАО Московский завод Кристалл... 42
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ………………………... 48
3.1. Оценка вероятности банкротства………………………………………….. 48
3.2. Анализ кредиторской и дебиторской задолженностей…………………... 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 68
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 72
Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетным направлением в управлении дебиторской задолженностью для ОАО «Кристалл» должно стать разработка Положения «О дебиторской задолженности», анализ уже существующих клиентов и их ранжирование по группам, внедрение системы оценки новых клиентов.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Для целей данной работы финансовое состояние предприятия определено как комплексная экономическая категория, характеризующая на определенную дату наличие у предприятия различных активов, размеры обязательств, способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться в изменяющейся внешней среде, текущую и будущую возможность удовлетворять требования кредиторов, а также его инвестиционную привлекательность.
Сделан вывод о том, что понятия ликвидности, устойчивости, платежеспособности, деловой активности настолько взаимосвязаны, что определяет невозможность дать четкое понятие каждому из них, поэтому целесообразнее объединить их одним понятием «финансовое состояние».
На сегодняшний день существует определенная методика проведения анализа финансового состояния и финансовой устойчивости, которая была рассмотрена на примере компании ОАО «Кристалл».
Открытое Акционерное Общество «Московский завод «Кристалл» - крупнейший производитель ликероводочной продукции со столетней историей. Высокий уровень технического оснащения, опыт, накопленные годами традиции и стабильное качество продукции делают ОАО «Московский завод «Кристалл» уникальным предприятием, продукция которого пользуется спросом.
Доля продукции, производимой ОАО «Московский завод «Кристалл», в общем объеме составляет 9,28 % .
В 2011 году основные производственные показатели предприятия по сравнению с 2010 годом практически не изменились и показывают эффективную хозяйственную деятельность завода.
Целью анализа финансового состояния являлась объективная оценка финансовой ситуации и перспектив ее развития, учитывающая существующее положение компании в конкретном временном интервале.
Сравнительный анализ баланса показал, что величина иммобилизованных средств Общества, включающая в себя сумму основных и прочих внеоборотных средств, на конец отчетного года возросла на 0,2 %, в основном, за счет основных средств. Оборотные активы Общества возросли на 20,8% или 905 587 тыс. руб. Также в отчетном году увеличились ликвидные активы, прирост которых составил 25,6%. Собственный капитал на конец отчетного года возрос на 138 673 тыс. руб. и составил 2 464 045 тыс. руб., что является положительным моментом финансового положения Общества. Средства, привлекаемые для финансирования текущей деятельности и развития производства на возвратной основе (заемный капитал) увеличились на 17,5 % и составили на конец года 5 190 191 тыс. руб.
Чистые активы завода за отчетный период увеличились на 136 991 тыс. руб. (темп роста 105,89 %) и на конец года составили 2 464 045 тыс. руб.
По итогам проведенного анализа отчета о прибылях и убытках ОАО «Московский завод «Кристалл» за 2010 - 2011 гг. можно сказать следующее:
Реализация продукции завода (выручка без НДС и акциза) за 2011 год составила 5 685 486 тыс. руб., темп роста 110,97 % или на 562 120 тыс. руб. больше в абсолютных величинах по отношению к 2010 году. В натуральном выражении объем продаж составил 9 673 тыс. дал (уменьшение по сравнению с 2010 г. на 7 тыс. дал, темп роста 99,92 %).
Себестоимость выпускаемой продукции за прошедший период составила 4 329 605 тыс. руб., что на 564 327 тыс. руб. больше, чем за 2010 год (темп роста 114,99 %).
По итогам года прибыль от продаж составила 476 579 тыс. руб., темп роста 101,01 % (2010 г. - 471 822 тыс. руб., темп роста 97,79 %). Убыток от продаж, полученный в первом полугодии, вызван снижением объемов продаж на 558 тыс. дал по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Сумма чистой прибыли по итогам года составила 188 079 тыс. руб., темп роста по отношению к 2010 г. - 70,46 %, или на 78 850 тыс. руб. меньше в абсолютных величинах.
На столь значительно ухудшенный конечный финансовый результат повлияло следующее: на 2011 год пришлось значительное перелицензирование участников алкогольного рынка.
За 2011 год Общество получило прибыль как от продаж, так и в целом от финансово- хозяйственной деятельности, что обусловило положительные значения показателей рентабельности. Правда, все показатели ухудшились.
Таким образом, анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности Общества показал, что финансовое состояние Общества в отчетном периоде оценивается как удовлетворительное.
Анализ финансовой устойчивости предприятия проводился по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств, при помощи трехфакторной модели устойчивости и показал, что собственный и заемный капиталы на конец отчетного года увеличились соответственно на 6,0% и 17,58%. Финансовое положение Общества в отчетном году во многом зависело от привлечения внешних источников финансирования.
По типу финансовой устойчивости по балансу, ОАО «Московский завод «Кристалл» на конец года относится к предприятиям с неустойчивым финансовым состоянием. На протяжении всего отчетного периода этот тип устойчивости не менялся.
Для более подробного анализа финансовой устойчивости завода был проведен расчет нескольких групп финансовых коэффициентов.
Анализ коэффициентов финансовой устойчивости показал, что по сравнению с предыдущим годом все показатели претерпели изменение в сторону ухудшения или практически не изменились.
Из проведенного анализа ликвидности баланса, можно сказать следующее: баланс предприятия не соответствует форме абсолютно ликвидного баланса.
Коэффициенты ликвидности, отражающие платежеспособность предприятия на текущий момент, в целом нельзя охарактеризовать, как показатели с положительной динамикой.
В итоге по проведённой комплексной оценке финансового состояния предприятия, на конец года финансовое состояние ОАО «Московский завод «Кристалл» можно оценить как предкризисное.
Так как состояние предприятие оценено как предкризисное была проведена оценка возможного банкротства. Для этого использовались Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и четырехфакторная модель прогнозирования банкротства Беликова А.Д. По обеим методикам вероятность банкротства является максимальной. Правда у Общества есть возможность восстановить свою платёжеспособность. Главным фактором для этого является урегулирование заёмных средств и дебиторской задолженности.
Проведенный анализ данных категорий показал, что основным фактором снижения устойчивости компании является задолженность покупателей, в связи с этим были даны рекомендации по ее управлению.
Приоритетным направлением в управлении дебиторской задолженностью покупателей для ОАО «Кристалл» должно стать разработка Положения «О дебиторской задолженности». В него должно входить:
Таким образом, считаю, что поставленные цель и задачи в дипломной работе успешно решены.
Объемы производства ликероводочной продукции за последние десять лет в РФ и доля завода «Кристалл»
Период |
Объем производства в РФ (млн. дал) |
Темп роста к предыдущему году (%) |
Объем производства ОАО «МЗ «Кристалл» (млн. дал) |
Темп роста ОАО «МЗ «Кристалл» к предыдущему году (%) |
Доля ОАО «МЗ «Кристалл» в общем объеме (%) |
2001 г. |
131,3 |
107,62 |
10,4 |
118,53 |
7,92 |
2002 г. |
138,7 |
105,64 |
10,9 |
104,9 |
7,86 |
2003 г. |
134,9 |
97,26 |
8,1 |
74,14 |
6,0 |
2004 г. |
135,6 |
100,52 |
8,5 |
105,03 |
6,27 |
2005 г. |
132,4 |
97,64 |
9,0 |
105,97 |
6,8 |
2006 г. |
119,6 |
90,33 |
7,4 |
82,68 |
6,22 |
2007 г. |
131,5 |
109,95 |
10,2 |
137,38 |
7,77 |
2008 г. |
121,5 |
92,39 |
9,4 |
92,02 |
7,74 |
2009 г. |
112,6 |
92,67 |
8,5 |
90,42 |
7,55 |
2010 г. |
115,0 |
102,1 |
9,78 |
115,0 |
8,51 |
2011 г. |
104,5 |
90,87 |
9,7 |
99,15 |
9,28 |