Государственное регулирование общественного питания в РБ и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проведение анализа государственного регулирования предприятий общественного питания в Республике Беларусь с последующим рассмотрением различных путей совершенствования системы регулирования деятельности данной отрасли.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к регулированию общественного питания в Республике Беларусь выделены основные пути совершенствования.
Элементы научной новизны: сделан прогноз либерализации политики регулирования общественного питания.
Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «Организация и технология торговли».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 2
1. Теоретические основы организации и регулирования общественного питания………………………………………………..
3
1.1 Общественное питание как подотрасль экономики………………… 3
1.2 Классификация объектов общественного питания…………………... 6
1.3 Требования, предъявляемые к субъектам хозяйствования в процессе осуществления деятельности объекта общественного питания…………………………………………………………………...
11
2. Анализ практики государственного регулирования деятельности объектов общественного питания на примере «Торговый комплекс БГЭУ»……………………………………………………………………
17
2.1 Общая характеристика объекта исследования……………………….. 17
2.2 Нормативно-правовое регулирование объекта общественного питания «Торговый комплекс БГЭУ»………………………………...
20
3. Пути совершенствования государственного регулирования общественного питания в Республике Беларусь…………………….
24
3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы…………………….. 22
3.2 Тенденции развития общественного питания………………………… 26
Заключение……………………………………………………………… 29
Список использованных источников…………………………………. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.28 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 34 с., 3 табл., 15 источников

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

Объект исследования: общественное питание.

Предмет исследования: особенности государственного регулирования деятельности предприятий общественного питания в Республике Беларусь.

Цель работы: проведение анализа государственного регулирования предприятий общественного питания в Республике Беларусь с последующим рассмотрением различных путей совершенствования системы регулирования деятельности данной отрасли.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к регулированию общественного питания в Республике Беларусь  выделены основные пути совершенствования.

Элементы научной новизны: сделан прогноз либерализации политики регулирования общественного питания.

Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «Организация и технология торговли».

                                                                                     

                                                                                          _________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………

2

1.

Теоретические основы организации и регулирования общественного питания………………………………………………..

 

3

1.1

Общественное питание как подотрасль экономики…………………

3

1.2

Классификация объектов общественного питания…………………...

6

1.3

Требования, предъявляемые к субъектам хозяйствования в процессе осуществления деятельности объекта общественного питания…………………………………………………………………...

 

 

11

2.

Анализ практики государственного регулирования деятельности объектов общественного питания на примере «Торговый комплекс БГЭУ»…………………………………………………………………

 

 

17

2.1

Общая характеристика объекта исследования………………………..

17

2.2

Нормативно-правовое регулирование объекта общественного питания «Торговый комплекс БГЭУ»………………………………...

 

20

3.

Пути совершенствования государственного регулирования общественного питания в Республике Беларусь…………………….

 

24

3.1

Совершенствование нормативно-правовой базы……………………..

22

3.2

Тенденции развития общественного питания…………………………

26

 

Заключение………………………………………………………………

29

 

Список использованных источников………………………………….

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов.

По международным документам термин "общественное питание" характеризуется такими различными определениями, как "методы приготовления большого количества пиши, выполняемые без предварительной договоренности с потребителем", или как любые "виды питания, организованного вне дома". Во всем мире предприятия общественного питания принадлежат либо государственному, либо частному сектору.

Государственный сектор общественного питания включает в себя учреждения питания для детей, дошкольников, школьников, военнослужащих, лиц, находящихся в заключении, людей пожилого возраста и лиц, находящихся на лечении в больнице, а также столовые для людей, занятых на службе в государственном секторе. Частный сектор также может включать в себя многие из перечисленных выше предприятий, а также рестораны и другие виды торговых точек, приносящих доход. Этот сектор включает также предприятия, которые производят готовую к употреблению пищу, продаваемую через любой из вышеперечисленных каналов. Ввиду быстрого развития в последние годы сети общественного питания некоторые информационные области в данном секторе услуг  не получили должного внимания и данные о состоянии этой группы объектов достаточно разнородны, иногда – противоречивы.

Вместе с тем, общественное питание  является одним из важнейших факторов, дающих интегральную оценку социально-экономического уровня общества и понимание его состояния необходимо для формирования перспективных планов как для представителей отрасли, так и для организаций, осуществляющих надзор за объектами этой отрасли. 
 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы организации и регулирования общественного питания

 

    1. Общественное питание как подотрасль экономики

 

Как известно, продукты питания различаются по степени готовности для потребления. Одни из них не нуждаются в предварительной технологической обработке (кондитерские изделия, хлеб и пр.), другим она требуется. Продукты питания, которые прошли технологическую обработку в предприятиях питания, называют кулинарной продукцией или продукцией собственного производства. Продукты, не подвергшиеся технологической обработке, являются покупными товарами.

Основой деятельности общественного питания является производство кулинарной продукции и организация ее потребления. В случае индивидуально организованного производства кулинарной продукции в домашнем хозяйстве она создастся и потребляется в рамках отдельной семьи. В случае же общественно организованного производства кулинарная продукция превращается в товар. Общественно организованное производство кулинарной продукции получило название общественного питания.

В современной статистике отрасль определяется как совокупность заведений, занятых одним видом вспомогательной деятельности, или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выручки.

В современной статистике Республики Беларусь согласно Общегосударственному классификатору видов экономической деятельности (ОКЭД), принят перечень отраслей в сочетании с группировкой организаций по признаку коммерциализации. В соответствии с указанной классификацией отраслей общественное питание организационно объединено в одну отрасль с торговлей и отнесено к производству услуг, в частности рыночных. Таким образом, общественное питание организационно находится в составе отрасли торговли и общественного питания. В то же время оно является самостоятельной подотраслью деятельности. Самостоятельность обусловлена тем, что общественное питание имеет специфические основные фонды, оборотные средства и специально подготовленную рабочую силу.

Организационное включение общественного питания в состав отрасли торговли и общественного питания нанесло и продолжает причинять значительный урон общественному питанию. Это связано с тем, что управляющие воздействия государства на торговлю ориентированы главным образом на обеспечение роста реализации, являющейся основной функцией для торговли. В то же время в общественном питании организуются не только реализации продукции в значительных масштабах, но и ее производство и потребление. Поэтому усилия целесообразно направлять на развитие производственно-торговой и потребительской направленности подотрасли. Предприятия общественного питания, как и другие юридические лица, в нормативной терминологии называются «организациями».

Подотрасль общественного питания - это совокупность организаций, объединенных по сходству управления производством, характеру выпускаемой продукции, формам обслуживания населения, предоставляющих услуги в виде общественно организованного приготовления и потребления пищи.

В настоящее время существование классификации предприятий по отраслям некоторые экономисты считают устаревшим. Однако следует признать, что общественное питание все же существует как самоорганизующаяся отрасль рынка, образованная совокупностью предприятий общественного питания, занимающихся специфической деятельностью, присущей только предприятиям этой отрасли.

При отнесении организации к сектору в первую очередь учитывается признак коммерциализации, определяется, является ли деятельность коммерческой или некоммерческой. Цель коммерческой деятельности - прибыль. Некоммерческие организации могут реализовать часть продукции и услуг за деньги, но при этом стремятся только лишь к возмещению затрат, не преследуя цели получения прибыли.

Кроме того, в ОКЭД разграничивают нефинансовый сектор, финансовые учреждения, органы общегосударственного управления, негосударственные некоммерческие организации, домашние хозяйства и «остальной мир». Согласно классификации по секторам экономики общественное питание отнесено к нефинансовым услугам.

Также в системе ОКЭД предусмотрено 17 наиболее крупных видов деятельности. Общественное питание находится в рубрике Н.

Общественное питание тесно связано со многими отраслями. Так, пищевая промышленность и сельское хозяйство - это сырьевая база общественного питания, торговля - отрасль, с которой общественное питание объединено государственным управлением организационно.

Общественное питание сходно с:

1) пищевой промышленностью, производящей продукты питания;

2) розничной торговлей, реализующей  товары населению.

В то же время имеется специфика общественного питания, которая связана с его особенностями, так как здесь сочетаются процессы производства пищи, ее реализации, организации потребления и обслуживания потребителей. Taк, общественное питание отличается от других отраслей по следующим причинам:

-   от всех отраслей, так как организует потребление пиши;

-   от пищевой промышленности, потому что продукция общественного питания не подлежит длительному хранению и должка быть быстро реализована.

Роль общественного питания в экономике страны оценивается на основе обобщающих социально-экономических показателей.

 

 

Таблица 1 – Основные показатели общественного питания

 

2010

2011

2012

Отклонение

(+,-)

Темп роста,%

Розничный товарооборот, млрд.руб.

Всего

   в том числе  по формам собственности:

   государственная

   частная

   иностранная

 

 

3270,7

 

 

756,8

2313,3

200,6

 

 

5573,4

 

 

1304,9

3926,7

341,8

 

 

10319,6

 

 

2337,0

7346,5

636,1

 

 

4746,2

 

 

1032,1

3419,8

294,3

 

 

185,1

 

 

179,0

187,0

186,1

Число объектов общественного питания (на конец года), тыс.

Всего

в том числе:

   рестораны

   кафе

   столовые

   бары

   закусочные

   рестораны быстрого 

   обслуживания

   мини-кафе

   кафетерии

   другие объекты

 

 

 

11965

 

437

1582

5009

1168

861

30

 

741

695

1442

 

 

 

12029

 

463

1641

4873

1198

768

40

 

767

778

1501

 

 

 

12065

 

780

1700

4826

1221

731

43

 

742

797

1525

 

 

 

36

 

317

59

-47

23

-37

3

 

-25

19

24

 

 

 

100,3

 

168,5

103,6

99,0

101,9

95,1

107,5

 

96,7

102,4

101,5

Информация о работе Государственное регулирование общественного питания в РБ и пути его совершенствования