Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 12:30, курсовая работа
Цель работы: проведение анализа государственного регулирования предприятий общественного питания в Республике Беларусь с последующим рассмотрением различных путей совершенствования системы регулирования деятельности данной отрасли.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к регулированию общественного питания в Республике Беларусь выделены основные пути совершенствования.
Элементы научной новизны: сделан прогноз либерализации политики регулирования общественного питания.
Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «Организация и технология торговли».
Введение………………………………………………………………… 2
1. Теоретические основы организации и регулирования общественного питания………………………………………………..
3
1.1 Общественное питание как подотрасль экономики………………… 3
1.2 Классификация объектов общественного питания…………………... 6
1.3 Требования, предъявляемые к субъектам хозяйствования в процессе осуществления деятельности объекта общественного питания…………………………………………………………………...
11
2. Анализ практики государственного регулирования деятельности объектов общественного питания на примере «Торговый комплекс БГЭУ»……………………………………………………………………
17
2.1 Общая характеристика объекта исследования……………………….. 17
2.2 Нормативно-правовое регулирование объекта общественного питания «Торговый комплекс БГЭУ»………………………………...
20
3. Пути совершенствования государственного регулирования общественного питания в Республике Беларусь…………………….
24
3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы…………………….. 22
3.2 Тенденции развития общественного питания………………………… 26
Заключение……………………………………………………………… 29
Список использованных источников…………………………………. 33
Объект общественного питания должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к архитектурно-планировочным решениям и оформлению, к мебели, столовой посуде, приборам, белью, персоналу, методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию, к оформлению меню, ассортименту продукции.
При продаже товаров в объектах общественного питания по требованию покупателей должны представляться документы, удостоверяющие качество и безопасность товаров.
Прием наличных денежных средств осуществляется с применением кассовых суммирующих аппаратов (специальных компьютерных систем) и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.
При приготовлении блюд на объекте общественного питания необходимо руководствоваться "Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий", утвержденным Приказом Министерства торговли № 70 от 09.11.1995 г. Технологические карты на блюда, рецептура приготовления которых содержится в сборнике, не требуют дополнительного утверждения. Разработка новых и фирменных блюд требует контрольных проработок комиссией предприятия, состоящей не менее чем из 3-х человек. В ходе проработок определяется необходимое количество и потери используемого сырья. Должно производиться не менее 3-х проработок, каждая в количестве не менее 10 порций для того, чтобы утвердить новое блюдо. До внесения и утверждения нового блюда в меню необходимо в течение 2-х месяцев изучить спрос потребителей на него. Это является достаточно затратной и дорогостоящей статьёй, которая в результате может и не привести к утверждению нового блюда.
На объекте общественного питания применяются только те средства измерений, которые прошли государственный метрологический надзор или метрологический контроль. Применение иных средств запрещено. Проверка средств измерений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Для проведения проверки средств измерений должны быть назначены ответственные лица, необходимо заключить договоры на проверку средств измерений с организациями, производящими проверку.
При необходимости временного приостановления деятельности объекта общественного питания (например, закрытие на время осуществления ремонта) требуется согласовать приостановление с местными исполнительными и распорядительными органами, а также проинформировать в установленном порядке посетителей объекта общественного питания (размещение соответствующей информации о дате закрытия на ремонт).
В процессе осуществления деятельности объектами общественного питания необходимо производить частые закупки малых партий продовольственных товаров. Необходимость приобретения продуктов на рынках вызвана потребностью в небольших количествах тех или иных свежих продуктов. При приобретении небольшого количества товаров, осуществить закупку за безналичный расчет сложно, так как большинство поставщиков, осуществляющих оптовую торговлю, не поставляют товар в количестве менее "минимальной партии". При осуществлении расчетов наличными деньгами с продавцами продукции:
При этом данные нормативные акты не публикуются, реализуются за плату уполномоченными организациями. Информация о таких актах до субъектов хозяйствования доводится в ограниченном объеме. Зачастую данные акты содержат нормы, не учитывающие особенности осуществления того или иного вида деятельности.
Ответственность за нарушение тех или иных требований технических нормативных правовых актов может достигать 500 базовых величин или выражаться в конфискации товара или полученной выручки (ст.16.8., 12.25., 23.11., 23.12 КоАП РБ).
Существует более 50 составов правонарушений, которые могут быть совершены субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность по организации общественного питания. При этом ответственность за совершение правонарушений юридическими лицами может достигать 1000 базовых величин с конфискацией товаров или полученной выручки.
Предприятие общественного питания, как и любое другое предприятие, обязано разработать и утвердить учетную политику на каждый отчетный год, в которой должны быть предусмотрены основные методы и способы ведения бухгалтерского и налогового учета, а также все особенности, возникающие при ведении бухгалтерского учёта на данном конкретном предприятии.
Местные исполнительные и распорядительные органы в целях создания условий для улучшения обслуживания населения в области торговли и общественного питания: предусматривают в градостроительной документации строительство и размещение торговых объектов, объектов общественного питания; принимают меры экономического стимулирования строительства и размещения магазинов шаговой доступности, иных торговых объектов, объектов общественного питания, в которых обеспечивается обслуживание ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, а также малообеспеченных граждан.
В области торговли и общественного питания применяются следующие государственные социальные стандарты:
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
Отклонение (+;-) |
Темп роста (%) |
Розничный товарооборот общественного питания в действующих ценах Из него: продажа покупных товаров продажа продукции собственного производства |
10904,2
4089,0 6815,2 |
12722,1
3663,1 9059,0 |
1817,9
-425,9 2243,8 |
116,7
89,6 132,9 |
Розничный товарооборот общественного питания в сопоставимых ценах Из него: продажа покупных товаров продажа продукции собственного производства |
10904,2
4089,0 6815,2 |
10708,8
3083,4 7625,4 |
-195,4
-1005,6 810,2 |
98,2
75,4 810,4 |
Удельный вес покупных товаров в товарообороте, % |
37,5 |
28,8 |
-8,7 |
76,8 |
Удельный вес продукции собственного производства в товарообороте, % |
62,5 |
71,2 |
8,7 |
113,9 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС) в действующих ценах, млн.руб сопоставимых ценах, млн.руб. |
9 977 9 977 |
11 704 9 852 |
1 727 -125 |
117,3 98,7 |
Себестоимость реализованной продукции, услуг в сумме действующих ценах, млн.руб сопоставимых ценах, млн.руб. к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС),%. |
6 270 6270
63 |
7 313 6277,3
62,5 |
1043 7,3
-0,5 |
116,6 100,1 |
Валовый доход в сумме действующих ценах, млн.руб сопоставимых ценах, млн.руб. к выручке от реализации продукции, работ, услуг ( за минусом НДС), %. |
3 707 3707
37 |
4 391 3769,1
37,5 |
684 62,1
0,5 |
118,5 101,7 |
Расходы на реализацию в сумме действующих ценах, млн.руб. сопоставимых ценах, млн.руб. к выручке от реализации продукции, работ, услуг ( за минусом НДС), %. |
3 770 3770
37,8 |
4 051 3477,3
34,6 |
281 -292,7
-3,2 |
107,5 92,2 |
Прибыль(убыток) от реализации: в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. к выручке от реализации продукции, работ, услуг ( за минусом НДС), %. |
63 63
0,6 |
340 291,8
2,9 |
223 228,8
2,3 |
539,7 463,0 |
Прочие доходы по текущей деятельности в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
10 10 |
7 6 |
-3 -4 |
70 60 |
Прочие расходы по текущей деятельности в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
82 82 |
14 12 |
-68 -60 |
17,1 14,6 |
Прибыль (убыток) от текущей деятельности в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
135 135 |
333 285,8 |
198 150,8 |
246,7 211,7 |
Прочие доходы по финансовой деятельности в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
3 3 |
2 1,7 |
-1 -1,3 |
66,7 56,7 |
Прочие расходы по финансовой деятельности в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
48 48 |
52 44,6 |
4 -3,4 |
108,3 92,9 |
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
45 45 |
50 42,9 |
5 -2,1 |
111,1 95,2 |
Прибыль (убыток) до налогообложения в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
180 180 |
283 242,9 |
103 62,9 |
157,2 134,9 |
Чистая прибыль (убыток) в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
180 180 |
283 242,9 |
103 62,9 |
157,2 134,9 |
Результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) |
1 |
- |
- |
- |
Совокупная прибыль(убыток) в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
179 179 |
283 242,9 |
104 63,9 |
158,1 135,7 |
Выработка на одного работника в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
98,24 98,24 |
116,7 100,17 |
18,46 1,93 |
118,8 102 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг на 1 работника в действующих ценах, млн.руб. в сопоставимых ценах, млн.руб. |
111,35 111,35 |
137,7 90,39 |
26,35 -20,96 |
123,7 81,2 |
Рентабельность товарооборота, % |
1,64 |
2,26 |
0,62 |
- |
Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % |
0,6 |
2,96 |
2,36 |
- |