Государственное регулирование общественного питания в РБ и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проведение анализа государственного регулирования предприятий общественного питания в Республике Беларусь с последующим рассмотрением различных путей совершенствования системы регулирования деятельности данной отрасли.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к регулированию общественного питания в Республике Беларусь выделены основные пути совершенствования.
Элементы научной новизны: сделан прогноз либерализации политики регулирования общественного питания.
Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «Организация и технология торговли».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 2
1. Теоретические основы организации и регулирования общественного питания………………………………………………..
3
1.1 Общественное питание как подотрасль экономики………………… 3
1.2 Классификация объектов общественного питания…………………... 6
1.3 Требования, предъявляемые к субъектам хозяйствования в процессе осуществления деятельности объекта общественного питания…………………………………………………………………...
11
2. Анализ практики государственного регулирования деятельности объектов общественного питания на примере «Торговый комплекс БГЭУ»……………………………………………………………………
17
2.1 Общая характеристика объекта исследования……………………….. 17
2.2 Нормативно-правовое регулирование объекта общественного питания «Торговый комплекс БГЭУ»………………………………...
20
3. Пути совершенствования государственного регулирования общественного питания в Республике Беларусь…………………….
24
3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы…………………….. 22
3.2 Тенденции развития общественного питания………………………… 26
Заключение……………………………………………………………… 29
Список использованных источников…………………………………. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.28 Кб (Скачать файл)

Объект общественного питания должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к архитектурно-планировочным решениям и оформлению, к мебели, столовой посуде, приборам, белью, персоналу, методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию, к оформлению меню, ассортименту продукции.

При продаже товаров в объектах общественного питания по требованию покупателей должны представляться документы, удостоверяющие качество и безопасность товаров.

Прием наличных денежных средств осуществляется с применением кассовых суммирующих аппаратов (специальных компьютерных систем) и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.

При приготовлении блюд на объекте общественного питания необходимо руководствоваться "Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий", утвержденным Приказом Министерства торговли № 70 от 09.11.1995 г. Технологические карты на блюда, рецептура приготовления которых содержится в сборнике, не требуют дополнительного утверждения. Разработка новых и фирменных блюд требует контрольных проработок комиссией предприятия, состоящей не менее чем из 3-х человек. В ходе проработок определяется необходимое количество и потери используемого сырья. Должно производиться не менее 3-х проработок, каждая в количестве не менее 10 порций для того, чтобы утвердить новое блюдо. До внесения и утверждения нового блюда в меню необходимо в течение 2-х месяцев изучить спрос потребителей на него. Это является достаточно затратной и дорогостоящей статьёй, которая в результате может и не привести к утверждению нового блюда.

На объекте общественного питания применяются только те средства измерений, которые прошли государственный метрологический надзор или метрологический контроль. Применение иных средств запрещено. Проверка средств измерений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Для проведения проверки средств измерений должны быть назначены ответственные лица, необходимо заключить договоры на проверку средств измерений с организациями, производящими проверку.

При необходимости временного приостановления деятельности объекта общественного питания (например, закрытие на время осуществления ремонта) требуется согласовать приостановление с местными исполнительными и распорядительными органами, а также проинформировать в установленном порядке посетителей объекта общественного питания (размещение соответствующей информации о дате закрытия на ремонт).

В процессе осуществления деятельности объектами общественного питания необходимо производить частые закупки малых партий продовольственных товаров. Необходимость приобретения продуктов на рынках вызвана потребностью в небольших количествах тех или иных свежих продуктов. При приобретении небольшого количества товаров, осуществить закупку за безналичный расчет сложно, так как большинство поставщиков, осуществляющих оптовую торговлю, не поставляют товар в количестве менее "минимальной партии". При осуществлении расчетов наличными деньгами с продавцами продукции:

    • физическими лицами - необходимо составить закупочный акт установленной законодательством формы, потребовать от такого лица подтверждения качества реализуемой продукции, а также справку о наличии личного подсобного хозяйства, чтобы указать данные об этих документах в закупочном акте;
    • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - необходимо оформление в установленном порядке соответствующих накладных, составление закупочного акта (с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю продукцией, произведенной на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества), представление продавцом документов, подтверждающих качество продукции, копии лицензии, товарного (кассового) чека с указанием на нем сведений о наименовании продавца, дате продажи, наименовании, количестве и цене товара, сумме покупки, либо талон формы 20-фс. Кроме того, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо иметь разрешения обслуживающего банка на осуществление расчетов наличными деньгами. При оприходовании продукции, приобретенной за наличные денежные средства, требуется оформление товарных накладных между работниками объекта общественного питания - между лицом, осуществлявшим закупку, и лицом, принимающим закупленную продукцию, а также оформление данными сотрудниками соответствующих отчетов (авансового отчета лицом, осуществившим закупку, и товарного отчета лицом, принимающим закупленную продукцию).

При этом данные нормативные акты не публикуются, реализуются за плату уполномоченными организациями. Информация о таких актах до субъектов хозяйствования доводится в ограниченном объеме. Зачастую данные акты содержат нормы, не учитывающие особенности осуществления того или иного вида деятельности.

Ответственность за нарушение тех или иных требований технических нормативных правовых актов может достигать 500 базовых величин или выражаться в конфискации товара или полученной выручки (ст.16.8., 12.25., 23.11., 23.12 КоАП РБ).

Существует более 50 составов правонарушений, которые могут быть совершены субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность по организации общественного питания. При этом ответственность за совершение правонарушений юридическими лицами может достигать 1000 базовых величин с конфискацией товаров или полученной выручки.

Предприятие общественного питания, как и любое другое предприятие, обязано разработать и утвердить учетную политику на каждый отчетный год, в которой должны быть предусмотрены основные методы и способы ведения бухгалтерского и налогового учета, а также все особенности, возникающие при ведении бухгалтерского учёта на данном конкретном предприятии.

Местные исполнительные и распорядительные органы в целях создания условий для улучшения обслуживания населения в области торговли и общественного питания: предусматривают в градостроительной документации строительство и размещение торговых объектов, объектов общественного питания; принимают меры экономического стимулирования строительства и размещения магазинов шаговой доступности, иных торговых объектов, объектов общественного питания, в которых обеспечивается обслуживание ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, а также малообеспеченных граждан.

В области торговли и общественного питания применяются следующие государственные социальные стандарты:

  1. норматив обеспеченности населения торговой площадью (для розничной торговли);

  1. норматив обеспеченности населения местами в общедоступных объектах общественного питания (для общественного питания);

  1. норматив обеспеченности работников организаций объектами общественного питания (для общественного питания).

  1. нормативы обеспеченности населения торговой площадью, местами в общедоступных объектах общественного питания, работников организаций объектами общественного питания учитываются в градостроительной документации, отраслевых и региональных программах развития торговли и общественного питания.

Требования к организации и осуществлению общественного питания:

1.Общественное питание осуществляется в объектах общественного питания, которые подразделяются на типы и имеют классы либо не имеют классов, а также вне объектов общественного питания по заказам.

2.Требования к осуществлению общественного питания устанавливаются правилами осуществления общественного питания, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

3. При организации и  осуществлении общественного питания  субъекты 

общественного питания вправе определять:

    • тип объекта общественного питания (ресторан, кафе, бар, столовая, буфет и иные типы), его класс (люкс, высший, первый) в соответствии с классификацией, утверждаемой Министерством торговли Республики Беларусь, если для создаваемого объекта предусмотрено отнесение к классам;
    • порядок и условия осуществления общественного питания, в том числе: ассортимент продукции общественного питания; меню; перечень оказываемых услуг, связанных с осуществлением общественного питания; количество, типы, модели специального оборудования, инвентаря, используемые при осуществлении общественного питания; способы доведения до покупателей информации о предлагаемых для продажи продукции общественного питания и товарах, об оказываемых услугах, связанных с осуществлением общественного питания;
    • цены (тарифы) на продукцию общественного питания и товары, оказываемые услуги, связанные с осуществлением общественного питания, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь
    • порядок размещения рекламы внутри объекта общественного питания;
    • иные условия организации и осуществления общественного питания.

Субъекты общественного питания обязаны представлять сведения для включения в Торговый реестр, внесения изменений и дополнений в сведения, внесенные в Торговый реестр, исключения сведений, внесенных в Торговый реестр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ практики государственного регулирования деятельности объектов общественного питания на примере «Торговый комплекс БГЭУ»

 

2.1 Общая характеристика объекта исследования

 

В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Общественное питание определяется как вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь.

Основными задачами центра «Торговый комплекс БГЭУ»,согласно Положению о Центре «Торговый комплекс БГЭУ», утвержденному приказом ректора БГЭУ от 30 марта 2005 года 238-А,  являются:

-наиболее полное удовлетворение  потребности в питании, товарах  и услугах студентов, преподавателей, сотрудников университета и других  потребителей, удовлетворение социальных  и экономических интересов коллектива  и интересов собственника имущества  структурного подразделения, получение  прибыли;

-внедрение передовых  методов технологии производства  и прогрессивных методов обслуживания;

в том числе:

-реализация целей политики  университета в области качества  в пределах своих полномочий;

-эффективное применение  документов системы менеджмента  качества университета.

Для выполнения поставленных задач на центр «Торговый комплекс БГЭУ» возложены следующие функции:

-производство, переработка, реализация, организация потребления  продуктов питания с либо без  оказания сопутствующих услуг;

- торгово-производственная  деятельность;

-коммерческая деятельность;

-посредническая деятельность

В том числе общие по системе менеджмента качества:

-реализация целей и  задач политики руководства университета  в области качества в пределах  своих полномочий;

-осуществление сбора, накопления, хранения и анализа данных  о качестве выполняемой работы;

-разработка и реализация  корректирующих мероприятий по  устранению замечаний и отклонения, выполняемых внутренней и внешней  проверкой системы менеджмента  качества.

Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» за 2012-2013 гг. приведены в таблице 3.

Информационной базой для составления таблицы и расчета показателей являются Отчет о прибылях и убытках за 2013год и Отчет о розничном товарообороте и запасах товаров за 2013 год.

Таблица 3 - Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» за 2012-2013гг.

Показатели

2012 г.

2013 г.

Отклонение

(+;-)

Темп роста

(%)

Розничный товарооборот общественного питания в действующих ценах

Из него:

продажа покупных товаров

продажа продукции собственного производства

10904,2

 

 

4089,0

6815,2

12722,1

 

 

3663,1

9059,0

1817,9

 

 

-425,9

2243,8

116,7

 

 

89,6

132,9

Розничный товарооборот общественного питания в сопоставимых ценах

Из него:

продажа покупных товаров

продажа продукции собственного производства

10904,2

 

 

4089,0

6815,2

10708,8

 

 

3083,4

7625,4

-195,4

 

 

-1005,6

810,2

98,2

 

 

75,4

810,4

Удельный вес покупных товаров в товарообороте, %

37,5

28,8

-8,7

76,8

Удельный вес продукции собственного производства в товарообороте, %

62,5

71,2

8,7

113,9

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС) в действующих ценах, млн.руб

сопоставимых ценах, млн.руб.

 

 

9 977

9 977

 

 

11 704

9 852

 

 

1 727

-125

 

 

117,3

98,7

Себестоимость реализованной продукции, услуг в сумме

действующих ценах, млн.руб

сопоставимых ценах, млн.руб.

к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС),%.

 

 

6 270

6270

 

63

 

 

7 313

6277,3

 

62,5

 

 

1043

7,3

 

-0,5

 

 

116,6

100,1

Валовый доход в сумме

действующих ценах, млн.руб

сопоставимых ценах, млн.руб.

к выручке от реализации продукции, работ, услуг ( за минусом НДС), %.

 

3 707

3707

 

37

 

4 391

3769,1

 

37,5

 

684

62,1

 

0,5

 

118,5

101,7

Расходы на реализацию в сумме

действующих ценах, млн.руб.

сопоставимых ценах, млн.руб.

к выручке от реализации продукции, работ, услуг ( за минусом НДС), %.

 

3 770

3770

 

37,8

 

4 051

3477,3

 

34,6

 

281

-292,7

 

-3,2

 

107,5

92,2

Прибыль(убыток) от реализации:

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

к выручке от реализации продукции, работ, услуг ( за минусом НДС), %.

 

63

63

 

0,6

 

340

291,8

 

2,9

 

223

228,8

 

2,3

 

539,7

463,0

Прочие доходы по текущей деятельности в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

10

10

 

7

6

 

-3

-4

 

70

60

Прочие расходы по текущей деятельности

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

 

82

82

 

 

14

12

 

 

-68

-60

 

 

17,1

14,6

Прибыль (убыток) от текущей деятельности

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

 

135

135

 

 

333

285,8

 

 

198

150,8

 

 

246,7

211,7

Прочие доходы по финансовой деятельности

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

 

3

3

 

 

2

1,7

 

 

-1

-1,3

 

 

66,7

56,7

Прочие расходы по финансовой деятельности

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

 

48

48

 

 

52

44,6

 

 

4

-3,4

 

 

108,3

92,9

Прибыль (убыток) от финансовой деятельности

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

 

45

45

 

 

50

42,9

 

 

5

-2,1

 

 

111,1

95,2

 Прибыль (убыток) до налогообложения

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

180

180

 

283

242,9

 

103

62,9

 

157,2

134,9

Чистая прибыль (убыток)

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

180

180

 

283

242,9

 

103

62,9

 

157,2

134,9

Результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток)

 

1

 

-

 

-

 

-

Совокупная прибыль(убыток)

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

179

179

 

283

242,9

 

104

63,9

 

158,1

135,7

Выработка на одного работника

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

98,24

98,24

 

116,7

100,17

 

18,46

1,93

 

118,8

102

Выручка от реализации продукции, работ, услуг на 1 работника

в действующих ценах, млн.руб.

в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

 

111,35

111,35

 

 

137,7

90,39

 

 

26,35

-20,96

 

 

123,7

81,2

Рентабельность товарооборота, %

1,64

2,26

0,62

-

Рентабельность продаж по прибыли от продажи, %

0,6

2,96

2,36

-

Информация о работе Государственное регулирование общественного питания в РБ и пути его совершенствования