Информационные технологии как фактор повышения эффективности деятельности организации (на примере ООО «Санаторий «Юбилейный»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Целью ВКР является: - изучение теоретических аспектов применения современных информационных компьютерных технологий в сфере санаторно-курортных услуг; - разработка мероприятий по совершенствованию информационных технологий в деятельности ООО «Санаторий «Юбилейный». В соответствии с целью работы ставятся следующие задачи: изучение теоретических основ информационного обеспечения управления организацией; анализ применения информационных технологий в ООО «Санаторий «Юбилейный»; разработка рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения управления организацией ООО «Санаторий «Юбилейный»; расчёт экономической эффективности от предлагаемых мероприятий.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения информационных
технологий 6
Особенности использования информационных технологий
в деятельнсти современных организаций 6
Особенности применения информационнх технологий в
санаторно-курортной сфере 22
Влияние информационных технологий на эффективность
деятельности санатория 26
Глава 2. Анализ применения информационных технологий
в ООО «Санаторий«Юбилейный» 29
2.1. Общая характеристика и анализ технико-экономических
показателей деятельности ООО «Санаторий «Юбилейный» 29
2.2. Анализ применения информационных технологий для
автоматизации деятельности ООО «Санаторий «Юбилейный» 43
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию
Информационныхтехнологий ООО «Санаторий «Юбилейный» 57
3.1. Рекомендации по повышению эффективности
использования информационных технологий в деятельности
ООО «Санаторий «Юбилейный» 57
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных
мероприятий 66
Заключение 74
Список использованной литературы 78

Файлы: 1 файл

Диплом_Родионов МС_.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Рост объемов перерабатываемой информации и накопленный опыт использования  современных технологий ее обработки  в различных областях привели  к необходимости пересмотреть такую  традиционную область обработки  информации, как управление данными. Новый подход к обработке информации нашел наиболее яркое отражение в концепции баз данных. Концепция баз данных стала определяющим фактором при создании эффективных систем автоматизированной обработки информации.

Качество информационного обеспечения  гарантируется за счет концентрации информации в базах данных, повышения интеллектуального уровня информационных систем средствами баз знаний.

База данных (БД) – специально организованная совокупность взаимосвязанных данных, отражающих состояние выделенной предметной области в реальной действительности и предназначенной для совместного использования при решении задач многими пользователями. Организуется так, что данные собираются однажды и централизованно хранятся (и модифицируются) в виде, доступном всем специалистам или системам программирования, которые могут их использовать.

Одна из важных черт БД – независимость  данных от особенностей прикладных программ, которые их используют, а также возможность создания этих программ в такой форме, что изменение особенностей хранения, логической структуры или значений данных не требует изменения программ их обработки.

Банк данных (БД)- автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. В состав банка данных входят одна или несколько баз данных, справочник баз данных, систему управления базами данных, а также библиотеки запросов и прикладных программ.

Центральную роль в функционировании банка данных выполняет система  управления базой данных.

Система управления базами данных (СУБД)- это пакет программ, обеспечивающий поиск, хранение, корректировку данных, формирование ответов на запросы. Система обеспечивает сохранность данных, их конфиденциальность, перемещение и связь с другими программными средствами

Создание и применение СУБД призвано к максимальному удовлетворению требований, предъявляемых к эффективным базам данных.

Достоинства СУБД:

  • контроль за избыточностью данных;
  • непротиворечивость данных;
  • больше полезной информации при том же объеме хранимых данных;
  • совместное использование данных;
  • поддержка целостности данных;
  • повышенная безопасность;
  • применение стандартов;
  • повышение эффективности с ростом масштабов системы;
  • возможность нахождения компромисса при противоречивых требованиях;
  • повышение доступности данных;
  • улучшение показателей производительности;
  • упрощение сопровождения системы за счет независимости данных;
  • улучшенное управление параллельностью;
  • развитые службы резервного копирования и восстановления.

Недостатки СУБД:

  • сложность;
  • размер;
  • стоимость;
  • дополнительные затраты на аппаратное обеспечение;
  • затраты на преобразование;
  • производительность;
  • серьезные последствия при выходе системы из строя.

Среди наиболее ярких представителей СУБД можно отметить: Lotus Approach, Microsoft Access, Borlandd Base, Borland Paradox, Microsoft Visual Fox Pro, Microsoft Visual Basic, а также СУБД Microsoft SQL Server и Oracle, используемые в приложениях, построенных по технологии – «клиент-сервер» [6].

«Клиент-сервер» означает такой  способ взаимодействия программных  компонентов, при котором они образуют единую систему. Как видно из самого названия, существует некий клиентский процесс, требующий определенных ресурсов, а также серверный процесс, который эти ресурсы предоставляет. При этом совсем необязательно, чтобы они находились на одном и том же компьютере. На практике принято размещать сервер на одном узле локальной сети, а клиенты – на других узлах. На рисунке1 показана архитектура типа «клиент/сервер»:

Рис. 1. Общая схема  построения систем с архитектурой «клиент/сервер»

 

Этот тип архитектуры обладает приведенными ниже преимуществами:

  • обеспечивается более широкий доступ к существующим базам данных;
  • повышается общая производительность системы. Поскольку клиенты и сервер находятся на разных компьютерах, их процессоры способны выполнять приложения параллельно. При этом настройка производительности компьютера с сервером упрощается, если на нем выполняется только работа с базой данных;
  • стоимость аппаратного обеспечения снижается. Достаточно мощный компьютер с большим устройством хранения нужен только серверу – для хранения и управления базой данных;
  • сокращаются коммуникационные расходы. Приложения выполняют часть операций на клиентских компьютерах и посылают через сеть только запросы к базе данных, что позволяет существенно сократить объем пересылаемых по сети данных;
  • повышается уровень непротиворечивости данных. Сервер может самостоятельно управлять проверкой целостности данных, поскольку все ограничения определяются и проверяются только в одном месте. При этом каждому приложению не придется выполнять собственную проверку;
  • эта архитектура весьма естественно отображается на архитектуру открытых систем.

Выполняемые клиентом и сервером операции приведены в табл. 1:

Таблица 1

Выполняемые операции клиентом и сервером

 

Клиент

Сервер

Управляет пользовательским интерфейсом

Принимает и обрабатывает запросы к базе данных со стороны  клиентов

Принимает и проверяет  синтаксис введенного пользователем запроса

Проверяет полномочия пользователей

Выполняет приложение

Гарантирует соблюдение  ограничений целостности

Генерирует запрос к  базе данных и передает его серверу

Выполняет запросы/обновления  и возвращает результаты клиенту

Отображает полученные данные пользователю

Поддерживает системный  каталог

 

Обеспечивает параллельный доступ к базе данных

 

Обеспечивает управление восстановлением


 

Одним из наиболее эффективных способов для предприятия структурировать существующие бизнес-процессы и реально их совершенствовать является внедрение  систем электронного документооборота [3].

Система электронного документооборота (СЭД) - организационно-техническая система, обеспечивающая процесс создания, управления доступом и распространения электронных документов в компьютерных сетях, а также обеспечивающая контроль над потоками документов в организации. Современные программные продукты этого типа позволяют производить над документами самые разнообразные операции.

При выборе системы управления документами  необходимо учитывать следующие параметры: легкость освоения и удобство в работе, возможность интеграции с другими автоматизированными системами и работы в вычислительных сетях, надежность системы, наличие средств защиты информации.

На российском рынке предлагается достаточное число программных  продуктов, позволяющих автоматизировать обработку документов. Одним из распространенных программных продуктов такого типа является «1С: Электронный документооборот» (рис.2).

Эта программа предназначена для  автоматизации движения потоков  документов, циркулирующих в организации, а также для их обработки и хранения. Она позволяет создавать шаблоны и бланки документов, устанавливать правила их заполнения, определять маршрутные схемы движения документов внутри организации и пр. Также с ее помощью можно осуществлять контроль за работой исполнителей, обеспечивать защиту данных конкретного пользователя, автоматизировать большую часть рутинных операций, выполняемых сотрудником в процессе подготовки документа.

Многие операции выполняются автоматически, например, автоматически осуществляется контроль за документами, находящимися в работе, а также прием документов.

Программа позволяет настраивать  маршрут прохождения документов. При этом для каждой точки маршрута можно установить право просмотра  или редактирования документа, а также указать точки, в которых происходит рассылка копий документа другим пользователям.

Для работы многих специалистов необходима самая разнообразная и оперативная информация из различных областей знаний. В настоящее время основным информационным ресурсом для получения данных является сеть Интернет. Для работы с ней применяют специальные программные средства - Web-браузеры, позволяющие получать самую разнообразную информацию по всему миру.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Система электронного документооборота «1С: Электронный документооборот»

 

Современные информационные системы состоят из нескольких видов обеспечивающих подсистем, к которым относятся: техническое, программное, информационное, организационное, правовое и эргономическое обеспечение.

Техническое обеспечение представляет собой комплект технических средств, обеспечивающих функционирование информационной системы. В него входят персональные компьютеры, периферийное оборудование (принтеры, сканеры, плоттеры и т.д.), а также средства оргтехники (ксероксы, факсы и т.д.). Средства оргтехники целесообразно включать в техническое обеспечение информационной системы, так как они органично встраиваются в систему сбора, передачи и обработки информации и являются неотъемлемым атрибутом современного офиса. Кроме того, функции принтера, ксерокса, факса выполняет одно устройство.

Выбор необходимого состава технических средств должен определяться, прежде всего, функциональным значением информационной системы и соответствующей предметной областью. Программное обеспечение – это совокупность программ и документации на них, реализующих основные функции информационной системы [25].

Рынок программного обеспечения, предназначенный для реализации задач в социальной и санаторно-курортной сфере достаточно обширен. Необходимость разработки собственного программного обеспечения возникает только при решении уникальных задач.

Организационное обеспечение представляет собой комплекс методов и правил организации работы с информационной системой, а также описание должностных инструкций пользователей информационной системы. В сложных информационных системах этот вид обеспечения играет весьма важную роль, так как он определяет порядок функционирования информационной системы.

Несоблюдение правил пользования информационной системой и невыполнение должностных инструкций могут привести к неадекватности базы данных и, как следствие, к принятию неправильных управленческих решений.

Правовоеобеспечениевключаетвсебякомплексправовыхнормиправпользователейинформационнойсистемы.

Эта подсистема обеспечивает ограничение доступа к данным различных категорий пользователей, как правило, путем организации парольного доступа.

Кроме того, в настоящее время одними из важнейших вопросов становятся проблемы защиты информации от несанкционированного доступа.

Эргономическое обеспечение предполагает разработку рекомендаций и норм правильной организации рабочего места пользователя системы, в том числе правильное расположение компьютеров в помещении, соблюдение необходимого уровня освещенности, установление нормирования работы пользователя за компьютерами т.п.

К современным техническим средствам  реализации информационных технологий относятся: персональные компьютеры, локальные  и глобальные вычислительные сети, коммуникационные средства, телефонная техника, видеоинформационные системы  и др. Современные информационные системы предполагают, как правило, интеграцию различных программных продуктов. В состав информационной системы входят средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные технологические продукты.

Классифицировать информационные технологии можно с различных точек зрения:

1) По методам и средствам обработки данных:

  • глобальне ИТ включают модели, методы и средства использования информационных ресурсов в обществе в целом;
  • базове ИТ ориентированны на определенную область применения: производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.;
  • конкретне ИТ задают обработку данных в реальных задачах пользователя.

2)  По обслуживаемым предметным областям:

  • ИТ в бухгалтерском учете;
  • ИТ в банковской деятельности;
  • ИТ в налоговой деятельности;
  • ИТ в страховой деятельности;
  • ИТ в статистической деятельности и т.д.

3)  По видам обрабатываемой информации (рис.3).

 

Рис. 3. Схема классификации ИТ в зависимости от типа обрабатываемой информации

 

Предложенное выделение весьма условно, т.к. большинство этих информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстових процесорах предусмотрена возможность выполнения примитивных расчетов. Табличне процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенным апаратом генерации графиков.

Информация о работе Информационные технологии как фактор повышения эффективности деятельности организации (на примере ООО «Санаторий «Юбилейный»)