Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:57, дипломная работа
Целью ВКР является: - изучение теоретических аспектов применения современных информационных компьютерных технологий в сфере санаторно-курортных услуг; - разработка мероприятий по совершенствованию информационных технологий в деятельности ООО «Санаторий «Юбилейный». В соответствии с целью работы ставятся следующие задачи: изучение теоретических основ информационного обеспечения управления организацией; анализ применения информационных технологий в ООО «Санаторий «Юбилейный»; разработка рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения управления организацией ООО «Санаторий «Юбилейный»; расчёт экономической эффективности от предлагаемых мероприятий.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения информационных
технологий 6
Особенности использования информационных технологий
в деятельнсти современных организаций 6
Особенности применения информационнх технологий в
санаторно-курортной сфере 22
Влияние информационных технологий на эффективность
деятельности санатория 26
Глава 2. Анализ применения информационных технологий
в ООО «Санаторий«Юбилейный» 29
2.1. Общая характеристика и анализ технико-экономических
показателей деятельности ООО «Санаторий «Юбилейный» 29
2.2. Анализ применения информационных технологий для
автоматизации деятельности ООО «Санаторий «Юбилейный» 43
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию
Информационныхтехнологий ООО «Санаторий «Юбилейный» 57
3.1. Рекомендации по повышению эффективности
использования информационных технологий в деятельности
ООО «Санаторий «Юбилейный» 57
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных
мероприятий 66
Заключение 74
Список использованной литературы 78
4) По типу пользовательского интерфейса (рис.4).
Рис.4. Схема классификации ИТ по типу пользовательского интерфейса
Пользовательский интерфейс – взаимодействие компьютера с пользователем. Эта классификация позволяет говорить о системном и прикладом интерфейсе.
Прикладной интерфейс связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий.
Системный интерфейс - набор прямоввзаимодействия с компьютерами, которое реализуется операционной системой или ее надстройкой.
Командный интерфейс – самый простой, обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды (в ОС MS DOS системное приглашение: С:\>, в ОС Unix - $).
WIMP - интерфейс . При его использовании на экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель мыши.
SILK - интерфейс. При использовании этой информационной технологии на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым (семантическим) связям.
Однопрограммная оперативная система - MS DOS.
Многопрограммные операционные системы: Unix, Windows 3.1 и выше, Dos 7.0 позволяют одновременно выполнять несколько приложений на рабочем месте одного пользователя. Различаются они алгоритмом разделения времени. Еслио днопрограммные операционные системы работают или в диалоговом, или в пакетном режимах, то многопрограммные совмещают указанные режимы.
Многопользовательские системы – реализуется сетевыми операционными системами. Они обеспечивают удаленные сетевые технологии, а также пакетную и диалоговую технологии на рабочем месте пользователя.
Большинство обеспечивающих информационных технологий и функциональных информационных технологий могут бать использованы управленческим работником без дополнительных посредников (программистов). При этомпользователь может влиять на последовательность применения тех или иных технологий.
Пакетне ИС работают в пакетном режиме: вначале данные накапливаются, и формируется пакет данных, а затем пакет последовательно обрабатывается рядом программ. Недостаток этого режима–низкая оперативность принятия решений и обособленность пользователя от системы.
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуються следующими свойствами:
Диалоговые ИС работают в режиме обмела сообщениями между пользователями и системой (например, система продажи авиабилетов). Этот режим особенно удобен, корда пользователь может выбирать перспективне варианты из числа предлагаемых системой.
Диалоговый режим (
Внедрение современных информационных технологий должно обеспечивать выполнение ряда требований, в том числе наличие удобного и дружественного интерфейса, обеспечение безопасности с помощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам, поддержку распределенной обработки информации, использование архитектуры клиент-сервер, модульный принцип построения систем, поддержку технологий Интернет и т.д.
1.2. Особенности применения информационных технологий в санаторно-курортной сфере
Информационные технологии санаторно-курортных учреждений (далее СКУ) имеют свои особенности. При создании и внедрении информационных технологий в санаториях основными задачами являются:
- повышение эффективности и оперативности управления ресурсным потенциалом и обоснованности принятия управленческих решений;
- обеспечение оптимизации
- оперативный контроль
Выполнение этих задач обеспечивается за счет автоматизации управленческой и лечебно-диагностической деятельности санатория. При этом управленческая деятельность его включает такие процессы, как:
К производственным подразделениям СКУ следует отнести все службы непосредственно оказывающие услуги отдыхающим: маркетинга, приема и размещения, организации питания, лечебного процесса, досуга. Все остальные (бухгалтерского и складского учета, МТС, инженерные, медико-технические, и т.д.) – к подразделениям обеспечения производства. Такое деление подразделений санаторно-курортных учреждений позволит нам перейти к определению основных востребованных направлений приложения усилий коллективов разработчиков информационных систем для учреждений восстановительной медицины [24].
Начнем с подразделений
Совсем иначе обстоят дела с разработкой
программных продуктов IT систем для автоматизации
деятельности производственных подразделений
и служб санаторно-курортных учреждений.
Приемлемых им аналогов в других сферах
производства не существует. На первый
взгляд кажется, что они вот: службы маркетинга,
приема и размещения – гостиница располагает
такими же; организация питания – предприятия
общепита; лечебный процесс – больница.
Но это на первый взгляд. В действительности
эти службы в СКУ имеют выраженную специфику,
свойственную только им применение программных
продуктов созданных для гостиниц, предприятий
общепита, больниц в СКУ требует их изменений,
доработок насколько значительных, что
их стоимость если не превосходит, то соизмерима
со стоимостью создания нового программного
продукта специально для санаторно-курортных
учреждений. Это и привело разработчиков
к необходимости создавать программное
обеспечение специально для автоматизации
деятельности основных подразделений
и служб санаториев, пансионатов. В конце
90-х годов прошлого столетия, в начале
нынешнего появилось ряд организаций
занимающихся созданием специализированных
программных продуктов для санаторно-курортных
учреждений. Усилиями коллективов этих
предприятий, при активной помощи и поддержке
персонала ряда СКУ, разработано, внедрено
и успешно эксплуатируется несколько
информационных систем обеспечивающих
комплексную автоматизацию СКУ: 1С-Рарус:
Управление санаторно-курортным комплексом,
SandSoft "Санаторий 5.0" - автоматизация
санаториев и пансионатов с лечением,
1С: Предприятие 8. Отель, 1С: Медицина. Диетическое
питание, Регистратура санаториев. Редакция
2. Как и любой другой программный продукт,
эти системы постоянно совершенствуются
- пополняются их функциональные возможности,
повышается их технологичность, надежность.
Устраняются недостатки, недоработки,
выявленные в процессе эксплуатации. Можно,
с большой степенью уверенности, отметить,
что на сегодняшний день определены и
проверены на практике основные принципы
построения информационных систем
для СКУ и их минимально необходимое функциональное
наполнение.
Учитывая вышеизложенное, сформулируем основные задачи стоящие, по нашему мнению, перед разработчиками информационных систем СКУ на текущий момент:
В качестве общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать экономию социального времени, которая достигается в результате их практического использования. Эффективность этого критерия особенно хорошо проявляется на примере информационных технологий. Необходимость, экономии социального времени ориентирует наше внимание, в первую очередь, на технологии, связанные с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых, как представляется, и должна дать наибольшую экономию социального времени именно благодаря их широкому и многократному использованию.
Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития организации, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет только возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям [24].
В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих влияние на эффективность деятельности организации, представляется целесообразным выделить следующие наиболее важные.
Современные информационные технологии позволяют автоматизировать и оптимизировать основные направления деятельности санатория, а именно:
- планирование загрузки номерного фонда;
- осуществление реализации и бронирования;
- учет медицинских услуг;
- планирование загрузки врачей и медицинских кабинетов;
- учет медикаментов;
- формирование управленческих отчетов и отчетов медицинской статистики.
Немаловажным фактором является повышение скорости и качества обслуживания клиентов, оптимизация внутренних бизнес-процессов санатория, повышение оперативности получения информации, необходимой специалистам для принятия решений, а также упрощение решения таких проблем как:
- прогноз наличия мест по категориям на указанный период;
- управление обслуживанием отдыхающих, организацией мероприятий, тарифами и номерным фондом;
- подбор номеров, ведение данных отдыхающего;
- отслеживание дебиторской задолженности по оказанным услугам;
- ведение истории отдыхающих.
Безусловно, главным фактором успешного функционирования и развития санатория является его клиентоориентированность, а именно повышение лояльности и удовлетворенности клиентов. При этом современная технология обслуживания тесно связана с вопросом автоматизации управления санаторием внедрением ИТ-технологий в санаторно-курортный бизнес. Повышение качества услуг, эффективности рекламы и политики продаж путевок, а так же повешение уровня управляемости санаторием возможно с помощью информационных систем. Потребности санаторно-курортных учреждений в автоматизации процессов сбора, обработки и передачи информации велики. Правильный выбор направления внедрения информационных технологий существенно зависит от финансовых возможностей санаториев, особенностей состояния здоровья и социальных условий обслуживаемого контингента и общего уровня компьютеризации санаторно-курортного учреждения.
Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий «Юбилейный» создано путем реорганизации Учреждения ОАО «ММК» «Санаторий «Юбилейный» 19 ноября 2003 года. Учредителем (единственным участником) Общества является ОАО «ММК». Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе.
Руководство Общества осуществляется директором Кожаевым Егором Константиновичем.
Сегодня санаторий «Юбилейный» - это территория площадью 35 га, с развитой инфраструктурой: